Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 20. О бдѣніи тѣлесномъ: какъ мы чрезъ него достигаемъ духовнаго, и какъ должно оное проходить.

1. Земнымъ царямъ предстоятъ иные просто и безъ оружія, другіе съ жезлами, иные со щитами; нѣкоторые /с. 139/ же съ мечами. Великое и несравненное превосходство первыхъ предъ послѣдними, потому что первыми бываютъ обыкновенно сродники и домашніе царевы. Такъ бываетъ у земныхъ царей.

2. Пріидите теперь, увидимъ, какъ и мы исправляемъ предстояніе наше предъ Богомъ и Царемъ въ вечернихъ, дневныхъ и ночныхъ молитвахъ. Ибо нѣкоторые воздѣваютъ руки на молитву въ вечернихъ и всенощныхъ бдѣніяхъ, какъ невещественные и чуждые всякаго попеченія; другіе же предстоятъ тогда Богу съ псалмопѣніемъ; иные трудятся въ чтеніи священныхъ Писаній; иные, по немощи, но мужественно борются со сномъ посредствомъ рукодѣлья; иные, упражняясь въ размышленіи о смерти, хотятъ чрезъ это пріобрѣсти умиленіе. Изъ всѣхъ силъ подвижниковъ первые и послѣдніе упражняются въ Боголюбезномъ бдѣніи; вторые въ исправленіяхъ, общихъ всѣмъ монахамъ; прочіе шествуютъ низшимъ путемъ. Однако Богъ пріемлетъ дары, и цѣнитъ ихъ, смотря по расположенію и силѣ каждаго.

3. Бодрственное око очищаетъ умъ, а долгій сонъ ожесточаетъ душу.

4. Бодрый инокъ — врагъ блуда, сонливый же другъ ему.

5. Бдѣніе есть погашеніе плотскихъ разжженій, избавленіе отъ сновидѣній, исполненіе очей слезами, умягченіе сердца, храненіе помысловъ, лучшее горнило для сваренія принятой пищи, укрощеніе злыхъ духовъ, обузданіе языка, прогнаніе мечтаній.

6. Бдительный инокъ есть ловецъ помысловъ, могущій удобно ихъ усматривать и уловлять въ тишинѣ ночи.

7. Боголюбивый монахъ, когда гласитъ молитвенная труба, говоритъ: «слава Богу, слава Богу!» а лѣвивый говоритъ: «увы, увы!»

8. Приготовленіе трапезы обнаруживаетъ чревоугодниковъ; а молитвенный подвигъ показываетъ, боголюбивыхъ; первые, увидѣвши трапезу, радуются, а послѣдніе сѣтуютъ.

/с. 140/

9. Излишество сна — причина забвенія; бдѣніе же очищаетъ память.

10. Богатство земледѣльцевъ собирается на гумнѣ и точилѣ; а богатство и разумъ монаховъ въ вечернихъ и ночныхъ предстояніяхъ Богу, и въ дѣланіяхъ ума.

11. Многій сонъ есть неправедный сожитель, похищающій у лѣнивыхъ половину жизни, или еще больше.

12. Неискусный монахъ въ бесѣдахъ бываетъ бодръ; а когда насталъ часъ молитвы, тогда и глаза его отяготились сномъ.

13. Нерадивый монахъ искусенъ въ многословіи; а когда пришло время чтенія, отъ дремоты смотрѣть не можетъ. Когда возгласитъ послѣдняя труба, будетъ воскресеніе мертвыхъ; а когда начнется празднословіе, возбуждаются сонливые.

14. Мучительный духъ сонливости есть коварный другъ: часто, когда мы пресыщены, онъ удаляется, а во время поста, во время алчбы и жажды, сильно на насъ нападаетъ.

15. Во время молитвы онъ подущаетъ взяться за рукодѣлье; ибо иначе не можетъ погубить молитву бдящихъ.

16. Особенно онъ воздвигаетъ брань противъ новоначальныхъ, чтобы они разлѣнились при самомъ началѣ подвига, или чтобы приготовить входъ бѣсу блуда.

17. Доколѣ не освободимся отъ сего духа, дотолѣ мы не должны отрицаться отъ пѣнія псалмовъ въ соборѣ братій; ибо мы часто и отъ стыда не дремлемъ. Песъ враждуетъ противъ зайца; а бѣсъ тщеславія есть врагъ сонливости.

18. Купецъ считаетъ свой прибытокъ по прошествіи дня; а духовный подвижникъ по совершеніи псалмопѣнія.

19. Внимай себѣ трезвенно послѣ молитвы, и увидишь, что толпы бѣсовъ, побѣжденныхъ нами, стараются послѣ молитвы осквернить насъ нечистыми /с. 141/ мечтаніями. Итакъ сядь и наблюдай, и ты увидишь обыкшихъ похищать начатки душевнаго дѣланія.

20. Отъ частаго псалмопѣнія, во время бодрственнаго состоянія, бываетъ то, что и во снѣ приходятъ на умъ слова псалмовъ; иногда же случается, что и бѣсы представляютъ ихъ нашему воображенію, чтобы привести насъ въ гордость. О третьемъ же состояніи душевномъ я хотѣлъ умолчать, но нѣкто, убѣдилъ меня говорить (ш). Душа, которая днемъ, непрестанно поучается слову Божію, обыкновенно и во снѣ упражняется въ томъ же; ибо сіе второе бываетъ истиннымъ воздаяніемъ за первое дѣланіе, для отгнанія духовъ и лукавыхъ мечтаній.

Двадцатая степень. Восшедшій на нее принялъ въ сердцѣ своемъ свѣтъ.

Примѣчаніе:
(ш) «Для чего преподобный отецъ прибавилъ, что онъ не хотѣлъ говорить о третьемъ состояніи совершенства? Изъ опасенія, чтобы тѣ, которые обладаютъ симъ великимъ дарованіемъ, не возгордились, и не впали въ высокое мнѣніе о себѣ. Но кто убѣдилъ его говорить? Давидъ, сей великій царь и пророкъ, который о праведномъ мужѣ сказалъ, что онъ поучается въ законѣ Господнемъ день и нощь. Ибо кто, по слову Давида, поучается днемъ въ законѣ Господнемъ, тотъ поучается въ немъ и ночью, даже въ своемъ воображеніи, такъ что на немъ исполняется сіе слово Писанія: "азъ сплю, но сердце мое бдитъ". И сіе поученіе, происходящее отъ божественнаго просвѣщенія, по которому душа и во снѣ размышляетъ о словесахъ Св. Писанія, есть награда за предварительное поученіе, которымъ она постоянно бываетъ днемъ занята, и въ которомъ одномъ она имѣетъ все услажденіе. Когда Господь ущедряетъ душу сею, весьма рѣдкою благодатію, то въ тоже время отгоняетъ и удаляетъ отъ нея духовъ нечистыхъ и ночныя мечтанія, чтобы лукавые бѣсы не обольщали ее, представляя ея воображенію тѣ же предметы, которые Богъ ей показуетъ, и чтобы она не впала отъ того въ гордость» (Илія Критскій).

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 138-141.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.