Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 22. О многообразномъ тщеславіи.

1. Нѣкоторые имѣютъ обыкновеніе писать о тщеславіи въ особенной главѣ, и отдѣлять оное отъ гордости; посему и говорятъ они, что начальныхъ и главныхъ грѣховныхъ помысловъ восемь. Но Григорій Богословъ и другіе насчитываютъ ихъ семь (щ). Съ ними, и я болѣе согласенъ; ибо кто, побѣдивъ тщеславіе, можетъ быть обладаемъ гордостію? Между сими страстями такое же различіе, какое между отрокомъ и мужемъ, между пшеницею и хлѣбомъ; ибо тщеславіе есть начало, а гордость конецъ. Итакъ, по порядку слова, скажемъ теперь вкратцѣ о нечестивомъ возношеніи, о семъ началѣ и исполненіи всѣхъ страстей; ибо кто покусился бы пространно о семъ предметѣ любомудрствовать, то уподобился бы человѣку, который всуе старается опредѣлить вѣсъ вѣтровъ.

2. Тщеславіе, по виду своему, есть измѣненіе естества, развращеніе нравовъ, наблюденіе укоризнъ. По качеству же оно есть расточеніе трудовъ, потеря потовъ, похититель душевнаго сокровища, исчадіе невѣрія, предтеча гордости, потопленіе въ пристани, муравей на гумнѣ, который, хотя и малъ, однако расхищаетъ всякій трудъ и плодъ. Муравей ждетъ собранія пшеницы, а тщеславіе собранія богатства: ибо тотъ радуется, что будетъ красть; а сіе, что будетъ расточать.

3. Духъ отчаянія веселится, видя умноженіе грѣховъ; а духъ тщеславія, когда видитъ умноженіе добродѣтелей; ибо дверь первому множество язвъ, а дверь второму изобиліе трудовъ.

/с. 144/

4. Наблюдай и увидишь, что непотребное тщеславіе до самаго гроба украшается одеждами, благовоніями, многочисленною прислугою, ароматами и тому подобнымъ.

5. Всѣмъ безъ различія сіяетъ солнце; а тщеславіе радуется о всѣхъ добродѣтеляхъ. Напримѣръ: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрѣшаю постъ, чтобы скрыть отъ людей свое воздержаніе, опять тщеславлюсь, считая себя мудрымъ, Побѣждаюсь тщеславіемъ, одѣвшись въ хорошія одежды; но и въ худыя одѣваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побѣждаюсь тщеславіемъ; замолчу, и опять имъ же побѣдился. Какъ ни бросъ сей троерожникъ, все одинъ рогъ станетъ вверхъ.

6. Тщеславный человѣкъ есть идолопоклонникъ, хотя и называется вѣрующимъ. Онъ думаетъ, что почитаетъ Бога; но въ самомъ дѣлѣ угождаетъ не Богу, а людямъ.

7. Всякій человѣкъ, который любитъ себя выказывать, тщеславенъ. Постъ, тщеславнаго остается безъ награды, и молитва его безплодна, ибо онъ и то и другое дѣлаетъ для похвалы человѣческой.

8. Тщеславный подвижникъ самъ себѣ причиняетъ двойной вредъ: первый, что изнуряетъ тѣло, а второй, что не получаетъ за это награды.

9. Кто не посмѣется дѣлателю тщеславія, котораго сія страсть, во время предстоянія на псалмопѣніи, понуждаетъ иногда смѣяться, а иногда предъ всѣми плакать?

10. Господь часто скрываетъ отъ очей нашихъ и тѣ добродѣтели, которыя мы пріобрѣли; человѣкъ же хвалящій насъ, или, лучше сказать, вводящій въ заблужденіе похвалою отверзетъ намъ очи; а какъ скоро они отверзлись, то и богатство добродѣтели исчезаетъ.

11. Льстецъ есть слуга бѣсовъ, руководитель къ гордости, истребитель умиленія, губитель добродѣтелей, отводитель отъ истиннаго пути. Блажащіи васъ, льстятъ вы (Исаіи 3, 12), говоритъ Пророкъ.

12. Людямъ великимъ свойственно переносить обиды /с. 145/ мужественно и съ радостію, святымъ же и преподобнымъ — выслушивать похвалу безъ вреда.

13. Видалъ я плачущихъ, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гнѣвомъ; и какъ случается въ торговлѣ, промѣняли одну страсть на другую.

14. Никтоже вѣсть яже въ человѣцѣ, точію духъ человѣка (1 Кор. 2, 11). Итакъ, пусть посрамляются и обуздываются тѣ, которые покушаются ублажатъ насъ въ лице.

15. Когда услышишь, что ближній твой, или другъ, укорилъ тебя въ отсутствіи или въ присутствіи твоемъ: тогда, покажи любовь, и похвали его.

16. Великое дѣло отвергнуть отъ души похвалу человѣческую, но большее — отвратить отъ себя похвалу бѣсовскую.

17. Не тотъ показываетъ смиренномудріе, кто охуждаетъ самъ себя (ибо кто не стерпитъ поношенія отъ себя самого?); но тотъ, кто, будучи укоренъ другимъ, не уменьшаетъ къ нему любви.

18. Примѣтилъ я, что бѣсъ тщеславія, внушивъ одному брату помыслы, въ то же время открываетъ ихъ другому, котораго подстрекаетъ объявить первому брату, что у него на сердцѣ, и чрезъ то ублажаетъ его, какъ прозорливца. Иногда сей нечистый прикасается даже къ членамъ тѣла, и производитъ трепетъ.

19. Не внимай ему, когда онъ внушаетъ тебѣ желаніе быть епископомъ, или игуменомъ, или учителемъ; ибо трудно отогнать пса отъ мясопродажнаго стола.

20. Когда онъ видитъ, что нѣкоторые пріобрѣли хотя нѣсколько мирное устроеніе: то тотчасъ побуждаетъ ихъ идти изъ пустыни въ міръ, и говоритъ: «иди на спасеніе погибающихъ душъ».

21. Иной видъ еѳіопа, и иной истукана: такъ и образъ тщеславія иной у пребывающихъ въ общежитіи, и иной у живущихъ въ пустыняхъ (ъ).

22. Тщеславіе побуждаетъ легкомысленныхъ монаховъ предупреждать пришествіе мірскихъ людей, и выходить изъ обители на встрѣчу идущихъ; научаетъ /с. 146/ припадать къ ногамъ ихъ, и, будучи исполнено гордости, облекается въ смиреніе; въ поступкахъ и голосѣ показываетъ благоговѣніе, смотря на руки приведшихъ, чтобы отъ нихъ что-нибудь получить; называетъ ихъ владыками, покровителями и подателями жизни по Богѣ; во время трапезы побуждаетъ ихъ воздерживаться передъ ними, и повелительно обращаться съ низшими; на псалмопѣніи же лѣнивыхъ дѣлаетъ ревностными, и безголосныхъ хорошо поющими, и сонливыхъ бодрыми: льститъ уставщику и проситъ дать ему первое мѣсто на клиросѣ, называя его отцемъ и учителемъ, пока не уйдутъ посѣтители.

23. Тщеславіе предпочитаемыхъ дѣлаетъ гордыми, а презираемыхъ памятозлобными.

24. Тщеславіе часто бываетъ причиною безчестія, вмѣсто чести; ибо разгнѣвавшимся ученикамъ своимъ приноситъ великій стыдъ.

25. Тщеславіе дѣлаетъ гнѣвливыхъ кроткими передъ людьми.

26. Оно весьма удобно присоединяется къ естественнымъ дарованіямъ, и чрезъ нихъ нерѣдко низвергаетъ окаянныхъ рабовъ своихъ.

27. Видѣлъ я, какъ одинъ бѣсъ опечалилъ и прогналъ брата своего. Одинъ монахъ разсердился, а между тѣмъ пришли мірскіе; и вдругъ окаянный сей, оставивъ гнѣвъ, перепродалъ себя тщеславію; ибо не могъ въ одно время служить обѣимъ страстямъ.

28. Монахъ, сдѣлавшійся рабомъ тщеславія, ведетъ двойственную жизнь, по наружности пребывая въ монастырѣ, а умомъ и помышленіями въ мірѣ.

29. Если мы усердно хотимъ угождать Царю Небесному: то, безъ сомнѣнія, и славы небесной вкусимъ; а вкусившій ея будетъ презирать всякую земную славу; и я удивился бы, если бы кто, не вкусивши первой, могъ презрѣть послѣднюю.

30. Часто случается, что мы, будучи окрадены тщеславіемъ, а потомъ обратившись, и сами быстроумнѣе окрадываемъ оное. Я видѣлъ нѣкоторыхъ по тщеславію /с. 147/ начавшихъ духовное дѣланіе, но хотя и порочное положено было начало, однако конецъ вѣшелъ похвальный, потому что перемѣнилась ихъ мысль.

31. Кто возносится естественными дарованіями, т. е. остроуміемъ, понятливостію, искусствомъ въ чтеніи и произношеніи, быстротою разума, и другими способностями, безъ труда нами полученными: тотъ никогда не получитъ вышеестественныхъ благъ; ибо невѣрный въ маломъ — и во многомъ невѣренъ и тщеславенъ.

32. Нѣкоторые для полученія крайняго безстрастія и богатства дарованій, силы чудотворенія и дара прозорливости всуе изнуряютъ тѣло свое; но сіи бѣдные не знаютъ того, что не труды, но болѣе всего смиреніе есть матерь этихъ благъ.

33. Кто проситъ у Бога за труды своихъ дарованій, тотъ положилъ опасное основаніе; а кто считаетъ себя должникомъ, тотъ неожиданно и внезапно обогатится.

34. Не повинуйся вѣятелю сему, когда онъ научаетъ тебя объявлять свои добродѣтели на пользу слышащихъ; кая бо польза человѣку, если онъ весь міръ будетъ пользовать, душу же свою отщетитъ (Матѳ. 16, 26)? Ничто не приноситъ столько пользы ближнимъ, какъ смиренный и непритворный нравъ и слово. Такимъ образомъ мы и другихъ будемъ побуждать, чтобы они не возносились; а что можетъ быть полезнѣе сего?

35. Нѣкто изъ прозорливцевъ сказалъ мнѣ видѣнное имъ. «Когда я, говорилъ онъ, сидѣлъ въ собраніи братій, бѣсъ тщеславія и бѣсъ гордости пришли и сѣли при мнѣ, по ту и по другую сторону; и первый толкалъ меня въ бокъ тщеславнымъ своимъ перстомъ, побуждая меня разсказать о какомъ-нибудь моемъ видѣніи, или дѣланіи, которое я совершилъ въ пустынѣ. Но какъ только я успѣлъ отразить его, сказавъ: да возвратятся вспять и постыдятся мыслящіи ми злая (Пс. 39, 15); тотчасъ же сидѣвшій по лѣвую сторону говоритъ мнѣ на ухо: благо же, благо же ты сотворилъ, и сталъ великъ, побѣдивъ безстыднѣйшую матерь мою. Тогда я, обратившись къ нему, произнесъ слова слѣдующія /с. 148/ по порядку послѣ сказаннаго мною стиха: да возвратятся абіе стыдящеся, глаголющіи ми: благо же благо же сотворилъ еси (Пс. 49, 16)». Потомъ спросилъ я того же отца, какъ тщеславіе бываетъ матерію гордости? Онъ отвѣчалъ мнѣ: «похвалы возвышаютъ и надмеваютъ душу; когда же душа вознесется, тогда объемлетъ ее гордость, которая возводитъ до небесъ, и низводитъ до безднъ».

36. Есть слава отъ Господа, ибо сказано въ Писаніи: прославляющія Мя, прославлю (1 Цар. 2, 30); и есть слава, происходящая отъ діавольскаго коварства, ибо сказано: горе егда добрѣ рекутъ вамъ вси человѣцы (Лук. 6, 26). Явно познаешь первую, когда будешь взирать на славу, какъ на вредное для тебя, когда всячески будешь отъ нея отвращаться, и куда бы ни пошелъ, вездѣ будешь скрывать свое жительство. Вторую же можешь узнать тогда, когда и малое что-либо дѣлаешь для того, чтобы видѣли тебя люди.

37. Скверное тщеславіе научаетъ насъ принимать образъ добродѣтели, которой нѣтъ въ насъ, убѣждая къ сему словами Евангелія: тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ добрая ваша дѣла (Матѳ. 5, 16).

38. Часто Господь исцѣляетъ тщеславныхъ отъ тщеславія приключающимся безчестіемъ.

39. Начало къ истребленію тщеславія есть храненіе устъ и любленіе безчестія; средина же — отсѣченіе всѣхъ помышляемыхъ ухищреній тщеславія; а конецъ, (если только есть конецъ въ этой безднѣ), состоитъ въ томъ, чтобы стараться дѣлать предъ людьми то, что насъ уничижаетъ, и не чувствовать при ономъ никакой скорби.

40. Не скрывай своихъ погрѣшностей [1] съ тою мыслію, чтобы не подавать ближнему повода къ преткновенію; хотя можетъ быть и не во всякомъ случаѣ будетъ полезно употреблять сей пластырь, но смотря по свойству грѣховъ.

/с. 149/

41. Когда мы домогаемся славы, или когда, безъ искательства съ нашей стороны, она приходитъ къ намъ отъ другихъ, или когда покушаемся употреблять нѣкія ухищренія, служащія къ тщеславію: тогда вспомнимъ плачъ свой и помыслимъ о святомъ страхѣ и трепетѣ, съ которымъ мы предстояли Богу въ уединенной нашей молитвѣ; и такимъ образомъ безъ сомнѣнія посрамимъ безстыдное тщеславіе, если однако стараемся объ истинной молитвѣ. Если же въ насъ нѣтъ этого, то поспѣшимъ вспомнить объ исходѣ своемъ. Если же мы и сего помышленія не имѣемъ: то по крайней мѣрѣ убоимся стыда, слѣдующаго за тщеславіемъ, потому что возносяйся непремѣнно смирится (Лук. 14, 16) еще и здѣсь прежде будущаго вѣка.

42. Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнутъ хвалить насъ, тогда поспѣшимъ вспомнить множество нашихъ беззаконій; и увидимъ, что мы поистинѣ недостойны того, что говорятъ или дѣлаютъ въ честь нашу.

43. Бываютъ изъ тщеславныхъ такіе, коихъ нѣкоторыя прошенія должны бы быть услышаны Богомъ; но Богъ предваряетъ ихъ молитвы и прошенія, чтобы они, получивъ чрезъ молитву просимое, не впали въ бóльшее самомнѣніе.

44. Простые же сердцемъ не очень подвержены отравленію симъ ядомъ; ибо тщеславіе есть погубленіе простоты и притворное жительство.

45. Часто случается, что червь, достигши полнаго возраста, получаетъ крылья и возлетаетъ на высоту: такъ и тщеславіе, усилившись, рождаетъ гордость, всѣхъ золъ начальницу и совершительницу.

46. Неимѣющій сего недуга весьма близокъ ко спасенію; а одержимый онымъ далекъ явится отъ славы святыхъ.

Степень двадцать вторая. Кого не уловило тщеславіе, тотъ не впадетъ въ безумную гордость, враждующую на Бога.

Примѣчанія:
[1] Въ слав. срама.
(щ) Одинъ изъ первыхъ церковныхъ писателей, различавшихъ тщеславіе отъ гордости, есть Кассіанъ. Онъ считалъ восемь главныхъ страстей, между коими поставлялъ тщеславіе седьмою страстію, а гордость восьмою. Святый же Григорій Богословъ въ 39 словѣ, на Богоявленіе Господне, говоритъ что есть семь духовъ злобы, какъ семь же считается и духовъ добродѣтелей (Твор. Григорія Богослова, ч. 3, стр. 259. Москва, 1844 г.).
(ъ) Какъ есть различіе между лицемъ живаго еѳіопа и его истуканомъ, такъ образъ тщеславія иноковъ, пребывающихъ въ общежитіи, отличенъ отъ тщеславія, свойственнаго пустынникамъ. Илія Критскій говоритъ, что тщеславіе первыхъ грубо, ощутительно, рѣзко, обращено на внѣшность добрыхъ дѣяній, каковы суть труды въ церковномъ богослуженіи, въ служеніи больнымъ, въ страннопріимствѣ, и вообще въ дѣлахъ послушанія; между тѣмъ какъ тщеславіе послѣднихъ тонко и почти нечувствительно, потому что происходитъ отъ житія смиреннаго и исполненнаго тайныхъ подвиговъ и сокровенныхъ даровъ духовныхъ.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 143-149.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.