Церковный календарь
Новости


2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 26-я, утѣшеніе больному (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 25-я, о милости и судѣ (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 34-е, къ пришедшимъ изъ Египта (1844)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 33-е, противъ Аріанъ и о самомъ себѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій. Слово 32-е, о томъ, что не всякой можетъ разсуждать о Богѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 31-е, о Богословіи пятое, о Святомъ Духѣ (1844)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ пятокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ четвертокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 24-я, противъ Савелліанъ, Арія и Аномеевъ (1846)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 23-я, на святаго мученика Маманта (1846)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 10-е, во вторникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 9-е, въ понедѣльникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 7-я, иная о постѣ (1968)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 6-я, увѣщательная къ посту (1968)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 7-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 6-я (2006)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 21 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

СКАЗАНІЕ О ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНЫХЪ И БОГОНОСНЫХЪ ОТЦЕВЪ НАШИХЪ ВАРЛААМА И ІОАСАФА,
СОСТАВЛЕННОЕ СВ. ІОАННОМЪ ДАМАСКИНЫМЪ.
(Изданіе 2-е, Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова мон-ря. Сергіевъ Посадъ. 1910).

Стремленіе царевича Іоасафа къ познанію истиннаго Бога.

Между тѣмъ, царевичъ Іоасафъ, о которомъ я упомянулъ выше, живя въ неприступномъ, выстроенномъ для него дворцѣ, достигъ юношескаго возраста, получилъ основательное образованіе — эѳіопское, персидское и греческое. Онъ былъ не менѣе даровитъ, чѣмъ прекрасенъ; былъ весьма разсудителенъ и отличался всѣми другими хорошими качествами. Іоасафъ предлагалъ учащимъ его такіе вопросы о природѣ, что они удивлялись проницательности и сообразительности ребенка. Царь поражался красотою его лица и качествами его души. Онъ далъ приказаніе жившимъ съ нимъ скрывать отъ него всѣ печали и бѣдствія жизни, а также и то, что смерть полагаетъ конецъ всѣмъ земнымъ наслажденіямъ. Авениръ льстилъ себѣ тщетными надеждами, полагая, что онъ своими приказаніями достигнетъ желаемаго. Но какимъ образомъ смерть можетъ быть скрыта отъ природы человѣческой? Не скрылась она и отъ царскаго сына. Задумываясь надъ всѣмъ, что возбуждало его мысль, онъ размышлялъ относительно себя, по какой причинѣ отецъ осудилъ его на такую неприступную затворниче/с. 25/скую жизнь, запрещая всякому желающему доступъ къ нему. Онъ понималъ, что это происходитъ по приказанію отца, но, тѣмъ не менѣе, не рѣшался спросить его объ этомъ, считая невозможнымъ, чтобы отецъ его замышлялъ что-нибудь ему неполезное. Съ другой стороны, онъ разсуждалъ такъ: если это происходитъ съ вѣдома отца, то, если онъ и спроситъ его, тотъ не скажетъ правды. Поэтому онъ рѣшилъ узнать объ этомъ отъ другихъ. У него былъ одинъ воспитатель, котораго онъ любилъ больше всѣхъ и съ которымъ былъ въ самыхъ близкихъ отношеніяхъ. Призвавъ его къ себѣ и почтивъ подарками, онъ началъ разспрашивать его, что за причина того, что отецъ держитъ его взаперти между четырехъ стѣнъ. «Если ты», заключилъ онъ: «ясно объяснишь мнѣ это, то ты будешь первымъ моимъ совѣтникомъ, и я заключу съ тобой завѣтъ первой дружбы».

Воспитатель этотъ, будучи разумнымъ и, увидя совершенный, сообразительный умъ царскаго сына, не пожелалъ навлечь на себя опасности утаиваніемъ истины, а потому разсказалъ ему постепенно все: и гоненія царя на христіанъ, а въ особенности на аскетовъ, и какъ они были изгнаны изъ этой страны, и что астрологъ предсказалъ послѣ его рожденія. «А чтобы ты», заключилъ онъ: «услышавъ ихъ ученіе, не предпочелъ ихъ вѣры нашей, царь и постарался окружить тебя немногими, избранными имъ самимъ лицами, приказавъ намъ скрывать отъ тебя всѣ бѣдствія жизни».

Услышавъ это, юноша ничего болѣе не хотѣлъ слушать. Спасительное слово коснулось глубины его сердца, и милость Уѣшителя пыталась открыть ему глаза, указывая на истиннаго Бога. Такъ какъ отецъ часто навѣщалъ его (онъ чрезвычайно любилъ сына), то въ одинъ день сынъ говоритъ отцу: «Я хотѣлъ спросить тебя, мой господинъ, о томъ, что причиной того, что постоянное горе и непрестанная забота снѣдаютъ мою душу?»

Царь, опечаленный его словами, сказалъ ему: «Скажи мнѣ, /с. 26/ дорогое мое дитя, какое у тебя горе, и я постараюсь сейчасъ-же превратить его въ радость».

— «Что это за образъ жизни», отвѣчалъ царевичъ: «веду я взаперти между четырехъ стѣнъ? Ты сдѣлалъ меня недоступнымъ и невидимымъ для всѣхъ».

— «Я не хочу, дитя, чтобы ты видѣлъ что-нибудь непріятное для твоего сердца, что могло бы испортить твое счастливое настроеніе. Я желаю, чтобы ты жилъ постоянно въ роскоши, во всякой радости и услажденіи сердца».

— «Будь увѣренъ, мой господинъ», отвѣчаетъ царевичъ: «что такимъ образомъ я живу не въ радости и веселіи сердца, но въ мученіи и печали, такъ что даже пища и питье непріятны для меня и горьки. Я хочу видѣть все, что за стѣнами моего дворца. Поэтому, если ты хочешь, чтобы я жилъ безпечально, позволь отправиться, куда я хочу, и услаждать свою душу созерцаніемъ еще невидѣннаго мною».

Царь, услышавъ это, весьма огорчился. Размышляя, что если откажетъ сыну въ просьбѣ, то будетъ виновникомъ еще большей его скорби, онъ сказалъ: «Я, дитя, исполню твое желаніе. Сейчасъ-же велю приготовить лучшихъ коней и снарядить приличную царю свиту». Исполнивъ это, онъ позволилъ царевичу отправиться, куда онъ захочетъ, поручивъ его спутникамъ избѣгать всякихъ встрѣчъ и всячески развлекать его: на дорогѣ устраивать хоры пѣсенниковъ и разнообразныя зрѣлища, чтобы умъ царевича, занявшись этимъ, отвлекался бы отъ всего другаго.

Находясь однажды въ пути, царскій сынъ замѣтилъ, по недосмотру слугъ, двухъ мужей, изъ которыхъ одинъ былъ изувѣченъ, другой слѣпъ. Увидѣвъ ихъ, царевичъ, непріятно этимъ пораженный, сказалъ своимъ спутникамъ:

— «Что это за люди? Что у нихъ за непріятный видъ?» Они-же, не находя возможнымъ скрыть попавшееся на пути, сказали:

— «Это страданія, происходящія отъ немощности человѣческаго тѣла, свойственны человѣку».

/с. 27/ — «И всѣмъ людямъ приходится подвергаться этому»? спросилъ царевичъ.

Ему отвѣчали: «Не всѣмъ, но тѣмъ, у коихъ здоровое тѣло сдѣлается болѣзненнымъ».

— «А если не всѣмъ», продолжаетъ разспрашивать юноша: «то извѣстно-ли, кого постигнутъ такіе ужасы, или этого нельзя опредѣлить и предвидѣть»?

— «Кто изъ людей можетъ знать свое будущее», отвѣтили они, «и кто можетъ безошибочно судить о немъ? Это выше человѣческой природы и есть удѣлъ только однихъ безсмертныхъ боговъ».

Тогда царевичъ пересталъ разспрашивать; видѣнное и слышанное имъ такъ разстроило его, что онъ совершенно измѣнился въ лицѣ.

Немного дней спустя, Іоасафъ на дорогѣ опять встрѣчаетъ удрученнаго временемъ старика, съ совершенно сморщеннымъ лицомъ, съ ослабѣвшими колѣнями, согбеннаго, совершенно сѣдаго, беззубаго, едва говорящаго. Ужасъ охватилъ царевича. Велѣвъ привести его ближе, онъ началъ разспрашивать о причинѣ его необычайной наружности. Спутники-же ему сказали: «Онъ живетъ уже много лѣтъ; сила его постепенно уменьшалась, члены ослабѣвали, и ты видишь, до какого недуга дошелъ онъ теперь».

— «А каковъ конецъ всему этому»?

— «Ничто иное, какъ смерть завершитъ все это», отвѣчали вопрошаемые.

— «И всѣмъ людямъ предстоитъ то-же самое, или и это только нѣкоторымъ»?

— «Безъ сомнѣнія, если только преждевременная смерть не избавитъ кого отъ подобныхъ недуговъ, то невозможно съ теченіемъ лѣтъ не дойти до такого положенія».

— «Въ какія лѣта бываетъ это? И неизбѣжна ли смерть, нѣтъ ли средствъ миновать ея и не дойти до такого недуга»? спросилъ царскій сынъ.

/с. 28/ — «Достигнувъ возраста 80, 100 лѣтъ умираютъ, а иначе невозможно. Ибо смерть есть необходимость, съ самаго начала присущая роду человѣческому, и избѣжать ея нельзя».

Послѣ всего видѣннаго и слышаннаго умный и благоразумный юноша зарыдалъ отъ всего сердца и сказалъ: «Не сладка эта жизнь, полна всякой скорби и печали, если все это такъ. И какъ кто можетъ быть беззаботнымъ, кто совсѣмъ не знаетъ, когда ему слѣдуетъ ожидать смерти, которая приходитъ не только неизбѣжно, но и нежданно».

Они продолжали путь далѣе, и царевичъ непрестанно думалъ о видѣнномъ и слышанномъ, постоянно вспоминая о смерти. Съ тѣхъ поръ его видѣли всегда печальнымъ и унылымъ. Онъ говорилъ самому себѣ: «Когда-же смерть похититъ меня, и кто будетъ вспоминать меня послѣ смерти, тогда какъ время все предаетъ забвенію? По смерти я безслѣдно уничтожусь, или есть какая-нибудь другая жизнь, другой міръ?»

Обдумывая безпрестанно это и тому подобное, онъ началъ блѣднѣть и чахнуть. Когда-же ему случалось быть на виду у отца, онъ притворялся веселымъ и безпечальнымъ, не желая, чтобы отецъ зналъ его размышленія. Онъ горѣлъ нестерпимымъ желаніемъ встрѣтить кого-нибудь, кто-бы могъ удовлетворить стремленіямъ его души и сказать хорошее слово о томъ, что его такъ интересовало. Поэтому, онъ опять началъ разспрашивать упомянутаго воспитателя, не знаетъ ли онъ кого-нибудь, кто-бы могъ удовлетворить его желаніямъ и успокоить умъ его, ужасно блуждающій въ размышленіяхъ и не могущій отбросить мысли о смерти. Спрошенный, вспомнивъ о ихъ предыдущемъ разговоръ, сказалъ: «Я тебѣ уже и раньше говорилъ, какъ твой отецъ постоянно разсуждающихъ о томъ, что ты желаешь узнать, аскетовъ, однихъ велѣлъ казнить, другихъ-же неумолимо преслѣдовалъ, такъ что теперь я не знаю никого изъ нихъ, живущихъ въ окрестности».

Царскій сынъ, исполнившись гнѣва и очень огорчившись /с. 29/ въ душѣ, былъ подобенъ мужу, потерявшему большое сокровище и направившему всѣ свои помышленія на его розысканіе. Съ тѣхъ поръ онъ жилъ въ постоянной скорби и въ заботахъ; всѣ мірскія наслажденія и увеселенія были въ его глазахъ какою-то мерзостью, срамотою. Когда царевичъ находился въ такомъ положеніи, стремясь обрѣсти благо для своей души, его увидѣло Всевидящее Око, и не оставилъ его безъ вниманія Желающій всѣмъ спасенія и познанія истины, по присущему Ему человѣколюбію, и слѣдующимъ образомъ показалъ ему путь, по которому слѣдовало идти.

Источникъ: Сказаніе о жизни преподобныхъ и богоносныхъ отцевъ нашихъ Варлаама и Іоасафа, составленное св. Іоанномъ Дамаскинымъ. / Переводъ съ греческаго по древнимъ пергаментнымъ рукописямъ, хранящимся на святой Аѳонской горѣ. — Изданіе второе, Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1910. — С. 24-29.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.