Церковный календарь
Новости


2019-01-17 / russportal
Слово (1-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-17 / russportal
Посланіе преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 21.
Христіанину предстоитъ двоякая брань, а именно: внутренняя и внѣшняя, и послѣдняя состоитъ въ удаленіи себя отъ земныхъ развлеченій, а первая происходитъ въ сердцѣ съ помыслами, какіе внушаются лукавыми духами.

1. Кто хочетъ истинно благоугождать Богу и поистинѣ возненавидѣлъ противную сторону злобы, тому должно вести брань въ подвигахъ и бореніяхъ двоякаго рода, именно: въ видимыхъ дѣлахъ міра сего удаляться отъ земныхъ развлеченій, отъ любви къ мірскимъ связямъ и отъ грѣховныхъ страстей, а въ дѣлахъ сокровенныхъ бороться съ самыми духами злобы, о которыхъ сказалъ Апостолъ: нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, ко властемъ, къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы, поднебеснымъ (Еф. 6, 12).

2. Человѣкъ, преступивъ заповѣдь, и будучи изгнанъ изъ рая, связанъ двоякимъ образомъ и двоякаго рода узами: въ мірѣ семъ — дѣлами житейскими, любовію къ міру, т. е. къ плотскимъ удовольствіямъ и страстямъ, къ богатству и славѣ, къ имѣнію, къ женѣ, къ дѣтямъ, къ роднымъ, къ отечеству, къ мѣсту и одеждамъ, однимъ словомъ, ко всему видимому, отъ чего слово Божіе повелѣваетъ отрѣшиться по собственному произволенію (потому что каждый ко всему видимому и привязывается по доброй волѣ), чтобы, отрѣшась и освободивъ себя отъ всего этого, /с. 176/ могъ онъ стать совершеннымъ исполнителемъ заповѣди; втайнѣ же опутываютъ, окапываютъ, остѣняютъ и оковами тмы связываютъ душу духи злобы; почему, не можетъ ни, сколько желаетъ, любить Господа, ни, сколько желаетъ, вѣровать, ни, сколько желаетъ, молиться, потому что, со времени преступленія перваго человѣка, противленіе и явно и тайно во всемъ овладѣло нами.

3. Посему, когда, услышавъ кто Божіе слово, вступитъ въ подвигъ, отринетъ отъ себя дѣла житейскія и мірскія связи, отречется отъ всѣхъ плотскихъ удовольствій и отрѣшится отъ нихъ; тогда, съ постоянствомъ устремляя мысль ко Господу, можетъ онъ дознать, что въ сердцѣ есть иная борьба, иное тайное противленіе, иная брань помысловъ отъ лукавыхъ духовъ, и что предлежитъ ему иный подвигъ. И такимъ образомъ, съ несомнѣнною вѣрою и великимъ терпѣніемъ непрестанно призывая Господа, ожидая отъ Него помощи, можно здѣсь еще получить внутреннее освобожденіе отъ узъ, тенетъ, преградъ и тмы лукавыхъ духовъ, то-есть, отъ дѣйствія тайныхъ страстей.

4. Сія же брань можетъ быть прекращена благодатію и силою Божіей; потому что человѣкъ самъ собою не въ состояніи избавить себя отъ противленія, отъ скитанія помысловъ, отъ невидимыхъ страстей и козней лукаваго. Если же кто привязанъ къ видимымъ вещамъ въ мірѣ семъ, опутываетъ себя многоразличными земными узами и увлекается зловредными страстями, то не познаетъ онъ, что внутри у него есть иная борьба, и битва, и брань. И о если бы человѣку, когда съ усиліемъ исхититъ и освободитъ себя отъ сихъ видимыхъ мірскихъ узъ и вещественныхъ заботъ и плотскихъ удовольствій, и начнетъ постоянно прилѣпляться ко Господу, устраняя себя отъ міра сего, хотя послѣ сего прійдти въ состояніе познать внутри водворяющуюся борьбу страстей, и внутреннюю брань, /с. 177/ и лукавые помыслы! А если, какъ сказали мы прежде, не отречется съ усиліемъ отъ міра, не отрѣшится всѣмъ сердцемъ отъ земныхъ пожеланій, и не пожелаетъ всецѣло прилѣпиться ко Господу; то не познаетъ обмана сокровенныхъ духовъ злобы и тайныхъ зловредныхъ страстей, но остается чуждымъ себѣ самому, потому что неизвѣстны ему язвы его, и, имѣя въ себѣ тайныя страсти, не сознаетъ ихъ; но еще добровольно привязывается къ видимому и прилѣпляется къ мірскимъ попеченіямъ.

5. А кто истинно отрекся отъ міра, подвизается, свергъ съ себя земное бремя, освободилъ себя отъ суетныхъ пожеланій, отъ плотскихъ удовольствій, отъ славы, начальствованія и человѣческихъ почестей, и всѣмъ сердцемъ удаляется отъ сего; тотъ, — когда Господь въ семъ явномъ подвигѣ помогаетъ ему тайно, по мѣрѣ отреченія воли отъ міра, и когда самъ онъ всецѣло, т. е. тѣломъ и душею утвердился и постоянно пребываетъ въ служеніи Господу, — находитъ въ себѣ противленіе, тайныя страсти, невидимыя узы, сокровенную брань, тайное бореніе и тайный подвигъ. И такимъ образомъ, испросивъ у Господа, пріявъ съ неба духовныя оружія, какія изчислилъ блаженный Апостолъ: броню правды, шлемъ спасенія, щитъ вѣры и мечъ духовный (Ефес. 6, 14-17), и вооружившись ими, возможетъ противостать тайнымъ кознямъ діавола въ составляемыхъ имъ лукавствахъ; пріобрѣтши себѣ сіи оружія молитвою, терпѣніемъ, прошеніемъ, постомъ, а паче вѣрою, въ состояніи будетъ подвизаться во брани съ началами, властями и міродержителями; а такимъ образомъ, побѣдивъ сопротивныя силы при содѣйствіи Духа и при собственной рачительности во всѣхъ добродѣтеляхъ, содѣлается достойнымъ вѣчной жизни, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа. Ему слава и держава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 175-177.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.