Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 24.
Состояніе христіанъ подобно куплѣ и закваскѣ. Какъ купцы собираютъ земные прибытки, такъ христіане собираютъ разсѣянные въ вѣкѣ семъ помыслы. И какъ закваска дѣлаетъ кислымъ все смѣшеніе, такъ грѣховная закваска проникаетъ весь родъ Адамовъ, но Христосъ влагаетъ въ вѣрныя души небесную закваску благости.

1. Христіане подобны купцамъ, пріобрѣтающимъ отъ купли большіе прибытки. Какъ купцы съ земли сбираютъ земные прибытки: такъ и христіане разсѣянные въ вѣкѣ семъ помыслы сердца своего всѣми добродѣтелями и силою Духа собираютъ со всей земли. И это есть самая важная и истинная купля; потому что міръ сей противится горнему міру, и вѣкъ сей противоположенъ горнему вѣку. Потому, христіанину, согласно съ Святыми Писаніями, должно, отрекшись отъ міра, изъ вѣка сего, въ которомъ съ Адамова преступленія погрязаетъ и уловляется умъ, преставиться и преселиться умомъ въ вѣкъ иной, и мыслію пребывать въ горнемъ мірѣ Божества, какъ сказано: наше житіе на небесѣхъ есть (Филип. 3, 20).

2. А въ семъ никоимъ образомъ невозможно успѣть, если душа не увѣруетъ въ Господа всѣмъ сердцемъ, отрекшись отъ вѣка сего, и если сила Божія Духа не соберетъ въ любовь ко Господу разсѣян/с. 182/наго по всей земли сердца, и не преселитъ мыслей въ міръ вѣчный; потому что, со времени Адамова преступленія, душевные помыслы, отторгшись отъ любви Божіей, разсѣялись въ вѣкѣ семъ, и смѣшались съ помыслами вещественными и земными. Но какъ преступившій заповѣдь Адамъ принялъ въ себя закваску зловредныхъ страстей, такъ и родившіеся отъ него, и весь родъ Адамовъ, по преемству стали причастниками оной закваски; а при постепенномъ преспѣяніи и возрастаніи до того уже умножились въ людяхъ грѣховныя страсти, что простерлись до прелюбодѣяній, непотребствъ, идолослуженій, убійствъ и другихъ нелѣпыхъ дѣлъ, пока все человѣчество не вскисло пороками. Зло до того возросло въ людяхъ, что помыслили, будто бы нѣтъ Бога, стали же покланяться неодушевленнымъ камнямъ; вовсе не могли даже составить себѣ понятія о Богѣ. До такой степени закваска зловредныхъ страстей заквасила родъ ветхаго Адама.

3. Но Господь въ пришествіе Свое соблаговолилъ пострадать за всѣхъ, искупить всѣхъ Своею кровію и небесную закваску благости вложить въ вѣрныя души, униженныя грѣхомъ, а такимъ образомъ, при постепенномъ ихъ преспѣяніи и возрастаніи, совершить уже въ нихъ всякую правду заповѣдей и всѣ добродѣтели, пока не заквасятся они въ добрѣ, пришедши во едино, и не будутъ, по изреченію Павлову, единъ духъ съ Господемъ (1 Кор. 6, 17); когда пороку и лукавству невозможно уже будетъ прійдти даже на мысль въ душѣ, всецѣло заквашенной Божественнымъ Духомъ, какъ сказано: любы не мыслитъ зла, и такъ далѣе (1 Кор. 13, 6). Безъ небесной же закваски, то-есть силы Божественнаго Духа, душѣ невозможно пріобщиться Господней благости и достигнуть жизни; какъ и Адамову роду невозможно было бы до такой степени совратиться въ порокъ и лукавство, /с. 183/ если бы не вошла въ него предварительно закваска порока, то-есть грѣхъ, — эта какая-то умная и мысленная сила сатаны.

4. Какъ, если кто растворитъ муку, но не положитъ закваски, то сколько, повидимому, ни будетъ стараться мѣсить и трудиться надъ тѣстомъ, останется оно невскисшимъ и непригоднымъ въ пищу; а когда положена закваска, привлекаетъ она къ себѣ все смѣшеніе муки, и все дѣлаетъ кваснымъ; чему и Господь уподобилъ царствіе, сказавъ; подобно есть царствіе небесное квасу, его же вземши жена скры въ сатѣхъ трехъ муки, дондеже вскисоша вся (Матѳ. 13, 33); или какъ мясо, если кто приложитъ о немъ все попеченіе, но не осолитъ солію, истребляющею червей и уничтожающею смрадъ, дѣлается зловоннымъ, загниваетъ и бываетъ негодно для людскаго употребленія; такъ, подобно сему, и все человѣчество представь себѣ какъ бы мясомъ и незаквашеннымъ тѣстомъ, а подъ солію и закваскою изъ инаго вѣка разумѣй божественное естество Святаго Духа. Посему, если въ униженное естество человѣческое не будутъ вложены и примѣшаны изъ онаго вѣка и изъ онаго отечества небесная закваска Духа, также добрая и святая соль Божества, то душа не освободится отъ зловонія порока и не вскиснетъ по тяжести и безквасію лукавства.

5. А что душа дѣлаетъ, повидимому, сама собою, что предпріемлетъ и прилагаетъ стараніе совершить, опираясь на собственную только силу, и думая, что сама собою безъ содѣйствія Духа можетъ привести дѣло въ совершенство, — въ томъ много погрѣшаетъ; потому что неблагопотребна для небесныхъ обителей, неблагопотребна для царствія та душа, которая думаетъ сама собой и своими только силами безъ Духа преуспѣть въ совершенной чистотѣ. Если человѣкъ, находящійся подъ вліяніемъ страстей, не приступитъ къ /с. 184/ Богу, отрекшись отъ міра, съ упованіемъ и терпѣніемъ не увѣруетъ, что пріиметъ нѣкое необычайное для собственнаго его естества благо, то-есть силу Духа Святаго, и не уканетъ отъ Господа свыше въ душу жизнь божественная; то не ощутитъ онъ истинной жизни, не отрезвится отъ вещественнаго упоенія, озареніе Духа не возблистаетъ въ омраченной душѣ, не возсіяетъ въ ней святый день, и не пробудится она отъ самаго глубокаго сна невѣдѣнія, чтобы истинно познать ей Бога, Божіею силою и дѣйствіемъ благодати.

6. Ибо, если человѣкъ не сподобится по вѣрѣ пріять благодать, то неблагопотребенъ и неспособенъ онъ для царствія Божія. И наоборотъ, кто, пріявъ благодать Духа, ни въ чемъ не совращается, не оскорбляетъ благодати нерадѣніемъ и худыми дѣлами, и такимъ образомъ, подвизаясь долгое время, не преогорчитъ Духа; тотъ возможетъ улучить вѣчную жизнь. Какъ иный ощущаетъ въ себѣ дѣйствія злобы въ страстяхъ, каковы: раздражительность, похоть, зависть, отяготѣніе, лукавые помыслы и другія несообразности; такъ долженъ человѣкъ возчувствовать благодать и Божественную силу въ добродѣтеляхъ, а именно: въ любви, въ снисходительности, въ благости, въ радости, въ легкости, въ Божественномъ радованіи, чтобы прійдти въ возможность уподобиться благому и Божественному естеству; и сраствориться благою и святою дѣйственностію благодати. По мѣрѣ же преспѣянія и возрастанія, съ теченіемъ времени и лѣтъ, оказывающееся благоискуснымъ произволеніе, если всегда оно въ единеніи съ благодатію и ей благоугодно, дѣлается, по мѣрѣ преспѣянія, всецѣло духовнымъ; и когда уже Духъ содѣлаетъ оное святымъ и чистымъ, становится достойнымъ царствія. Слава и поклоненіе Пречистому Отцу и Сыну и Святому Духу во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 181-184.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.