Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 25.
Бесѣда сія учитъ, что ни единъ человѣкъ, если не подкрѣпленъ Христомъ, не въ силахъ преодолѣть соблазны лукаваго, показываетъ, что должно дѣлать желающимъ себѣ божественной славы; и еще, учитъ, что чрезъ Адамово преслушаніе впали мы въ рабство плотскимъ страстямъ, отъ котораго избавляемся таинствомъ креста; а наконецъ, показываетъ, какъ велика сила слезъ и божественнаго огня.

1. Въ комъ божественный законъ не чернилами и письменами начертанъ, но насажденъ въ сердцахъ плотяныхъ, тѣ, имѣя просвѣщенныя очи ума, и побуждаясь не чувственною и видимою, но невидимою и мысленною надеждою, могутъ преодолѣвать соблазны лукаваго, но только силою непобѣдимою. А неукрашенные Божіимъ словомъ, необученные Божественнымъ закономъ, напрасно, надмѣваясь, думаютъ собственною своею свободою устранить отъ себя поводы ко грѣху, осуждаемому единымъ таинствомъ креста. Свобода, возможная для человѣка, простирается на то, чтобы противиться діаволу, а не на то, чтобы при сей возможности непремѣнно имѣть и власть надъ страстями. Ибо сказано: аще не Господь созиждетъ домъ и сохранитъ градъ, всуе бдѣ стрегій и трудится зиждущій (Псал. 126, 1).

2. Тому невозможно наступить на аспида и васи/с. 186/лиска и попрать льва и змія, кто не очистилъ себя предварительно, сколько возможно сіе человѣку, и кого не подкрѣпилъ Сказавшій Апостоламъ: се даю вамъ власть наступати на змію и на скорпію и на всю силу вражію (Лук. 10, 14). А если бы естество человѣческое и безъ всеоружія Духа Святаго могло противостать кознямъ діавольскимъ, то не было бы сказано Апостоломъ: Богъ же мира да сокрушитъ сатану подъ ноги ваша вскорѣ (Рим. 16, 20); и еще: его же Господь убіетъ духомъ устъ Своихъ (2 Сол. 2, 8). Потому и заповѣдано намъ просить Господа: не введи насъ въ напасть, но избави насъ отъ лукаваго (Матѳ. 6, 13). Ибо, если не сподобимся всыновленія, высшею помощію избавившись отъ разжженныхъ стрѣлъ лукаваго, то всуе трудимся, какъ далеко отстоящіе отъ силы Божіей.

3. Посему, кто хочетъ быть причастникомъ Божественной славы, и образъ Христовъ какъ въ зеркалѣ видѣть во владычественной силѣ души своей, тотъ съ ненасытимою любовію, съ неудовлетворяемымъ желаніемъ, отъ всего сердца и всѣми силами день и ночь долженъ искать всесильной Божіей помощи, которой невозможно получить, если кто, по сказанному прежде, не воздержится предварительно отъ мірскаго сладострастія, отъ пожеланій сопротивной силы, которая чужда свѣта и есть лукавая дѣятельность, враждебная дѣятельности доброй и совершенно отъ нея отчужденная. Поэтому, если хочешь довѣдаться, почему мы, сотворенные въ чести и поселенные въ раю, въ послѣдствіи приложились къ скотамъ безсмысленнымъ и уподобились имъ, лишившись пречистой славы, то знай, что, чрезъ преслушаніе содѣлавшись рабами плотскихъ страстей, сами себя изгнали изъ блаженной страны живыхъ, и ставъ плѣнниками, сидимъ еще на рѣкахъ вавилонскихъ; и поелику удерживаемся еще въ Египтѣ, то не наслѣдовали обѣтованной земли, /с. 187/ текущей млекомъ и медомъ, не растворены еще квасомъ чистоты, но донынѣ пребываемъ въ квасѣ лукавства. Сердце наше, не окроплено еще Божіею кровію; потому что въ немъ еще и дно адово (Прит. 8, 19) и вонзенная уда злобы.

4. Не воспріяли мы еще спасительнаго Христова радованія; потому что углублено еще въ насъ жало смерти. Не облеклись еще мы въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ преподобіи; потому что не совлеклись ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотѣхъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22. 24). Не носимъ еще въ себѣ образъ Небеснаго, и не содѣлались сообразными славѣ Его. Не стали еще мы поклоняться Богу духомъ и истиною; потому что въ мертвенномъ тѣлѣ нашемъ царствуетъ грѣхъ. Не узрѣли еще мы славы нетлѣннаго; потому что еще состоимъ подъ дѣйствіемъ ночной тмы. Не облеклись еще мы въ оружія свѣта; потому что не сложили съ себя оружія, стрѣлъ и дѣлъ тмы. Не преобразились еще мы обновленіемъ ума; потому что сообразуемся съ вѣкомъ симъ въ суетѣ ума. Не спрославились еще мы со Христомъ; потому что не страждемъ съ Нимъ. Не носимъ на тѣлѣ своемъ язвъ Христовыхъ, пребывая въ таинствѣ креста Христова; потому что находимся въ плотскихъ страстяхъ и похотяхъ. Не содѣлались еще мы наслѣдниками и сонаслѣдниками Христовыми; потому что въ насъ еще духъ рабства, а не сыноположенія. Не стали еще мы храмомъ Божіимъ и обителію Духа Святаго; потому что донынѣ, по стремленію своему къ страстямъ, мы — храмъ идольскій и виталище лукавыхъ духовъ.

5. Подлинно, не пріобрѣли еще мы простоты нравовъ и свѣтлости ума. Не сподобились еще нелестнаго и словеснаго млека, и мысленнаго возрастанія. Не озарилъ еще насъ день, и денница не возсіяла въ сердцахъ нашихъ. Не проникнуты еще мы Солнцемъ /с. 188/ правды; и лучи Его не облистали насъ. Не воспріяли еще мы на себя подобія Господня, и не содѣлались причастниками Божественнаго естества. Не стали еще мы неподдѣльною царскою порфирою, неложнымъ Божіимъ образомъ. Не уязвились еще мы Божественною приверженностію, не поражены духовною любовію къ Жениху. Не познали еще мы неизреченнаго общенія, не уразумѣли силы и мира во святынѣ. И выражая все сіе въ совокупности, мы еще не родъ избранъ, не царское священіе, не языкъ святъ, не люди обновленія (1 Петр. 2, 9), потому что мы — зміи, рожденія эхиднова (Матѳ. 3, 7).

6. И какъ мы не зміи, когда не оказываемся послушными Богу, пребываемъ же въ преслушаніи, внушенномъ зміемъ? Посему, какъ при этомъ, достойно оплакать мнѣ бѣдствіе, — не нахожу. Какъ со слезами воззвать мнѣ къ Могущему изгнать изъ меня водворяющееся во мнѣ обольщеніе, — не знаю. Како воспою пѣснь Господню на земли чуждей (Псал. 136, 4)? Какъ оплачу Іерусалимъ? Какъ избѣгну тяжкой Фараоновой работы? Какъ оставлю срамное мѣсто преселенія? Какъ отрекусь отъ горькаго мучительства? Какъ выйду изъ земли египетской? Какъ перейду чермное море? Какъ пройду великую пустыню? Какъ не погибнуть мнѣ, угрызенному зміями? Какъ побѣдить иноплеменниковъ? Какъ истребить въ себѣ языческіе народы? Какъ на скрижали свои принять словеса Божественнаго закона? Какъ узрѣть истинный столпъ свѣта, и облачный столпъ Духа Святаго? Какъ насладиться манною вѣчныхъ утѣхъ? Какъ испію воды отъ животворящаго камня? Какъ перейду Іорданъ, вступивъ въ святую землю обѣтованія? Какъ воззрю на Архистратига Господня, передъ которымъ Іисусъ Навинъ, увидѣвъ его, мгновенно паде на лице и поклонися ему (Іис. Нав. 5, 14)?

7. Если и при всемъ этомъ не истреблю въ себѣ /с. 189/ языческіе народы; то, и вошедши, не упокоюсь во святилищѣ Божіемъ, не содѣлаюсь причастникомъ царской славы. Посему старайся содѣлаться неукоризненнымъ чадомъ Божіимъ, и войдти въ оный покой, идѣже предтеча о насъ вниде Христосъ (Евр. 6, 20). Старайся быть написаннымъ въ Церкви на небесахъ съ первородными, чтобы обрѣстись тебѣ одесную величествія Всевышняго. Старайся войдти во святый градъ, умиренный и горній Іерусалимъ, гдѣ и рай. Ибо не иначе сподобишься сихъ дивныхъ и блаженныхъ зрѣлищъ, какъ развѣ день и ночь будешь проливать слезы, подобно тому, кто говоритъ: измыю на всяку нощь ложе, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6, 7). Не неизвѣстно тебѣ, что сѣющій слезами радостію пожнутъ (Псал. 125, 5). Почему Пророкъ съ дерзновеніемъ говоритъ: слезъ моихъ не премолчи (Псал. 38, 13); и еще: положилъ еси слезы моя предъ тобою: яко и въ обѣтованіи Твоемъ (Псал. 55, 9); и: быша слезы моя мнѣ хлѣбъ день и нощь (Псал. 41, 4); и въ другомъ псалмѣ: питіе мое съ плачемъ растворяхъ (Псал. 101, 10).

8. Слеза, проливаемая дѣйствительно отъ великой скорби и сердечной тѣсноты, при вѣдѣніи истины и съ разжженіемъ внутренности, есть пища души, подаваемая отъ небеснаго хлѣба, котораго, сѣдши у ногъ Господнихъ и плача, наипаче причастилась Марія, по свидѣтельству самого Спасителя. Ибо говоритъ Онъ: Марія же благую часть избра, яже не отъимется отъ нея (Лук. 10, 42). О какіе многоцѣнные это бисеры въ изліяніи блаженныхъ слезъ! О какой это правый и благопокорный слухъ! Какой мужественный и мудрый умъ! Какое проникновеніе Господнимъ Духомъ, какая любовь, такъ сильно влекомая къ Пречистому Жениху! Какое острое жало душевнаго стремленія къ Богу-Слову! Какое тѣсное общеніе невѣсты съ небеснымъ Женихомъ!

/с. 190/ 9. Маріи подражай, чадо, подражай, не имѣя въ виду ничего инаго, а взирая только на Того, Кто сказалъ: огня пріидохъ воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгорѣся (Лук. 12, 49)? Ибо возгорѣніе духа оживотворяетъ сердца. Невещественный и Божественный огнь освѣщаетъ души и искушаетъ ихъ, какъ неподдѣльное золото въ горнилѣ, а порокъ попаляетъ, какъ тернія и солому; потому что Богъ нашъ огонь поядаяй есть (Евр. 12, 29), во огни пламеннѣ даетъ отмщеніе невѣдущимъ Его и непослушающимъ благовѣствованія Его (2 Сол. 1, 8), Сей огнь дѣйствовалъ въ Апостолахъ, когда возглаголали огненными языками. Сей огнь облисталъ Павла гласомъ, и просвѣтилъ его умъ, омрачилъ же у него чувство зрѣнія. Ибо не безъ плоти видѣлъ онъ силу онаго свѣта. Сей огнь видѣлъ Моѵсей въ купинѣ. Сей огнь въ видѣ колесницы восхитилъ Илію съ земли. Дѣйственности сего огня взыскуя, блаженный Давидъ сказалъ: искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое (Псал. 25, 2).

10. Сей огнь согрѣвалъ сердце Клеопы и спутника его, когда говорилъ съ ними Спаситель по воскресеніи. И Ангелы и служебные Духи причащаются свѣтлости сего огня, по сказанному: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящъ (Евр. 1, 7). Сей огнь, сожигая сучецъ во внутреннемъ окѣ, дѣлаетъ чистымъ умъ, чтобы, возвративъ себѣ естественную прозорливость, непрестанно видѣлъ онъ чудеса Божіи, подобно тому, кто говоритъ: открый очи мои, и уразумѣю чудеса отъ закона Твоего (Псал. 118, 18). Поэтому, огнь сей прогоняетъ бѣсовъ, истребляетъ грѣхъ, онъ есть сила воскресенія, дѣйственность безсмертія, просвѣщеніе святыхъ душъ, утвержденіе умныхъ силъ. Будемъ молиться, чтобы огнь сей коснулся и насъ; и тогда, ходя непрестанно во свѣтѣ, даже и въ маломъ чемъ-либо не преткнемъ ногъ сво/с. 191/ихъ о камень, но какъ свѣтила, явившіяся въ мірѣ, будемъ содержать въ себѣ глаголы вѣчной жизни, и наслаждаясь Божіими благами, упокоимся въ жизни съ Господомъ, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа. Ему слава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 185-191.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.