Церковный календарь
Новости


2019-01-17 / russportal
Слово (1-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-17 / russportal
Посланіе преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 27.
Бесѣда сія оканчиваетъ пространное разсужденіе, начатое въ предыдущей бесѣдѣ, о достоинствѣ и состояніи человѣка христіанина; она же научаетъ многому преполезному о произволѣ, присовокупляя къ тому нѣкоторые, исполненные божественной мудрости, вопросы.

1. Познай, человѣкъ, свое благородство и достоинство; какъ драгоцѣненъ ты, братъ Христовъ, другъ Царевъ, невѣста небеснаго Жениха! Кто возмогъ познать достоинство души своей, тотъ можетъ познать силу и тайны Божества, и отъ сего тѣмъ паче смиряться, потому что, при помощи Божіей силы, человѣкъ видитъ свое паденіе. Но какъ самъ Христосъ претерпѣлъ страданія и крестъ, а потомъ прославился и возсѣлъ одесную Отца, такъ и тебѣ надобно спострадать и сораспясться, и потомъ взойдти, совозсѣсть, сочетаться съ тѣломъ Христовымъ, и всегда со Христомъ царствовать въ ономъ вѣкѣ: понеже съ Нимъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся (Рим. 8, 17).

2. Всѣ тѣ, которые въ состояніи были преодолѣть и миновать преграды грѣха, входятъ въ умиренный и исполненный многихъ благъ небесный градъ, гдѣ упокоеваются духи праведныхъ. А для сего должно сильно трудиться и подвизаться; иначе, несправедливо /с. 208/ будетъ, пришедшему для тебя Жениху страдать и быть распятымъ, а невѣстѣ, для которой приходилъ Женихъ, быть веселою и кружиться. Какъ въ видимомъ мірѣ, блудница безчинно предаетъ себя всякому; такъ и душа предала себя всякому демону и растлѣвается духами. Ибо одни совершаютъ грѣхъ и худое по произволенію, а нѣкоторые — не по произволенію. Что же сіе значитъ? То, что, которые дѣлаютъ худое по произволенію, тѣ предаютъ волю свою пороку, услаждаются имъ, дружатся съ нимъ, тѣ — въ мирѣ съ сатаною, и въ помыслахъ своихъ не ведутъ брани съ діаволомъ; а которые дѣлаютъ то не по произволенію, тѣ имѣютъ въ себѣ грѣхъ, по Апостолу, противовоюющъ во удѣхъ ихъ (Рим. 7, 23), въ тѣхъ при произволеніи есть темная сила и покрывало, и они не соглашаются на помыслы, не услаждаются ими, не повинуются имъ, а противорѣчатъ и противодѣйствуютъ, и сами на себя гнѣваются. Послѣдніе гораздо лучше и драгоцѣннѣе предъ Богомъ, нежели первые, которые, по собственному произволенію, предаютъ волю свою пороку и услаждаются имъ.

3. Представь, что царь, нашедши какую нибудь бѣдную отроковицу, одѣтую въ рубище, не постыдился, но снялъ съ нея нечистыя одежды, омылъ ея черноту, украсилъ ее свѣтлыми ризами, содѣлалъ царскою сообщницею и участницею въ трапезѣ и пиршествѣ царскомъ. Такъ и Господь обрѣлъ душу уязвленную и сокрушенную, далъ ей врачевство, совлекъ съ нея очерненныя одежды и срамоту порока, облекъ ее въ ризы царскія, небесныя, Божественныя, свѣтоносныя и славныя, возложилъ на нее вѣнецъ и пріобщилъ ее къ царской трапезѣ, на радость и веселіе. Представь садъ; тамъ есть дерева плодоносныя, и всѣ благоухаютъ; много тамъ мѣстъ пріятныхъ, вполнѣ прекрасныхъ, исполненныхъ благовонія и отрады; кто бы ни взошелъ туда, всякій увеселяется и /с. 209/ находитъ себѣ успокоеніе. Такъ и души во царствіи; онѣ всецѣло вкушаютъ радость, веселіе и миръ, онѣ тамъ цари, владыки и боги. Ибо написано: Царь царствующихъ и Господь господствующихъ (1 Тим. 6, 15).

4. Поэтому, Христіанство не есть что-нибудь маловажное; оно — великая тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призванъ ты въ царское достоинство, что ты — родъ избранъ, священіе и языкъ святъ (1 Петр. 2, 9). Тайна Христіанства необычайна для міра сего. Видимая слава и богатство царя суть нѣчто земное, тлѣнное, преходящее; а то царство и то богатство божественны, небесны, славны, никогда не преходятъ или никогда не прекращаются. Ибо въ небесной Церкви соцарствуютъ съ небеснымъ Царемъ; и какъ самъ Онъ перворожденъ изъ мертвыхъ (Кол. 1, 18), такъ и соцарствующіе съ Нимъ первородны. Но хотя таковы избранные и благоискусные предъ Богомъ; однакоже сами себя признаютъ они весьма малыми и крайне не благоискусными, и для нихъ стало естественнымъ и непремѣннымъ дѣломъ почитать себя низкими, или даже ничѣмъ.

5. Вопросъ. Ужели таковые не знаютъ, что имъ придано, чего не имѣли, и пріобрѣли нѣчто необычайное для естества своего?

Отвѣтъ. Сказываю тебѣ, что не признаютъ они себя благоискусными и преуспѣвшими, не знаютъ, что пріобрѣли, чего не имѣли. Нисходящая же на таковыхъ благодать сама учитъ ихъ, чтобы и преуспѣвая не почитали души своей драгоцѣнною, естественно же признавали себя ничего не стоющими. И будучи драгоцѣнными предъ Богомъ, не таковы они сами для себя; при своемъ преспѣяніи и вѣдѣніи Бога, признаютъ себя какъ бы ничего не знающими, и богатые предъ Богомъ сами для себя кажутся бѣдными. Какъ Христосъ, зракъ раба пріимъ, побѣдилъ діавола смиренномудріемъ: такъ змій вначалѣ низло/с. 210/жилъ Адама высокоуміемъ и надменностію. И нынѣ этотъ змій, чрезъ надменіе вселяясь въ сердца, низлагаетъ и губитъ родъ христіанскій.

6. Представь себѣ человѣка свободнаго и благороднаго въ мірѣ, который, имѣя великое богатство, получаетъ еще доходы, собираетъ плоды; онъ забывается и дѣлается самонадѣяннымъ, и для всѣхъ ставъ нестерпимымъ, всякаго попираетъ ногами и заушаетъ. Такъ бываетъ съ иными; не имѣя разсудительности, пріобрѣтши же нѣсколько упокоенія и дара молитвы, начали они надмеваться, забываться и осуждать другихъ, и такимъ образомъ низринулись въ преисподняя земли. Тотъ же змій, который изгналъ Адама высокоуміемъ, сказавъ; будете яко бози, и нынѣ влагаетъ въ сердца высокоуміе, говоря: «ты совершенъ, довольно съ тебя, обогатился уже, не имѣешь больше нужды, блаженъ». Иные же въ мірѣ, и богатство имѣя, и получая съ него доходы во множествѣ собираемыхъ плодовъ, держатся разсудительности, не хвалятся, не превозносятся, но равнодушны; ибо знаютъ, что за прибыткомъ слѣдуетъ скудость. И опять, когда потерпятъ ущербъ и оскудѣніе, не печалятся, но бываютъ равнодушны; ибо знаютъ, что слѣдомъ за симъ приходитъ обиліе. И не разъ испытавъ то и другое, не приходятъ въ изумленіе; прибытками и обиліемъ не надмеваются, и когда придется понести ущербъ, не изумляются.

7. Посему, дѣло Христіанства состоитъ въ слѣдующемъ: во вкушеніи истины, въ томъ, чтобы пищею и питіемъ имѣть истину, притомъ, вкушать и пить по мѣрѣ силъ и дѣятельности. Представь себѣ источникъ, и пусть тамъ какой-нибудь жаждущій начинаетъ пить, потомъ, когда онъ пьетъ, отвлекаетъ его кто-то и не даетъ напиться, сколько ему хочется; тогда, вкусивъ воды, еще болѣе возгарается онъ жаждою и усильнѣе ищетъ питія. Такъ бываетъ и въ ду/с. 211/ховномъ; иный уже вкушаетъ и причащается небесной пищи, и вдругъ въ это самое время его останавливаютъ, и никто не даетъ ему насытиться.

8. Вопросъ. Почему же не даютъ насытиться небесною пищею?

Отвѣтъ. Господь знаетъ немощь человѣческую, что человѣкъ скоро превозносится; потому останавливаетъ его, и попускаетъ ему быть въ непрестанномъ упражненіи и волненіи. Ибо если, когда и малое пріемлешь, для всѣхъ дѣлаешься несноснымъ и надмеваешься, то кольми паче сдѣлаешься нестерпимымъ, если дадутъ тебѣ въ одинъ разъ насытиться. Но Богъ, зная твою немощь, по смотрѣнію Своему посылаетъ тебѣ скорби, чтобы сталъ ты смиреннымъ, и ревностнѣе взыскалъ Бога. Одинъ въ мірѣ нищій, нашедши кошелекъ съ золотомъ, по легкомыслію началъ провозглашать; «нашелъ я, нашелъ кошелекъ, я богатъ». Тогда, по разнесшейся молвѣ, услышалъ о семъ потерявшій кошелекъ, и взялъ его. Другой богачъ забылся, началъ всѣхъ попирать, всѣхъ обижать, надъ иными превозноситься; царь, услышавъ о семъ, описалъ его имѣніе. Такъ и въ духовномъ; иные, если вкусятъ нѣсколько упокоенія, не умѣютъ имъ воспользоваться, но теряютъ и то, что получили; потому что грѣхъ искушаетъ ихъ и омрачаетъ умъ ихъ.

9. Вопросъ. Почему иные падаютъ послѣ того, какъ посѣтила ихъ благодать? Не гораздо ли слабѣе дѣйствующимъ оказывается въ нихъ сатана? Ибо какъ можно быть ночи тамъ, гдѣ день?

Отвѣтъ. Падаютъ не потому, что благодать угасаетъ или изнемогаетъ; попускаетъ же Богъ дѣйствовать злобѣ, чтобы испытать твой произволъ и твою свободу, куда они наклонены. И ты, приближаясь опять своею волею ко Господу, снова призываешь на себя посѣщеніе благодати. Ибо почему написано: Духа не угашайте (1 Сол. 5, 19), когда онъ не угашаемъ и /с. 212/ свѣтоносенъ? Потому что ты, нерадѣя о Духѣ и не согласуясь съ Нимъ своею волею, угасаешь для Духа. Подобнымъ образомъ, Писаніе говоритъ: не оскорбляйте Духа Святаго, Имже знаменастеся въ день избавленія (Ефес. 4, 30). Видишь, въ твоей состоитъ волѣ и въ твоемъ самопроизволѣ, почитать Святаго Духа, а не оскорблять Его. А я тебѣ сказываю, что и въ совершенныхъ христіанахъ, которые плѣнены и упоены добрымъ, есть произволъ; посему, испытанные тысячами золъ, обращаются они къ добру.

10. Представь себѣ людей чиновныхъ, богатыхъ и благородныхъ; и вотъ, они по своей волѣ и по своему произволенію оставляютъ богатство, и благородство, и чины свои, удаляются, облекаются въ нечистыя и бѣдныя одежды, и вмѣсто славы — въ безславіе, живутъ въ бѣдности и въ уничиженіи; это предоставлено собственной ихъ волѣ. А я тебѣ сказываю, что и Апостоламъ, совершеннымъ въ благодати, благодать не препятствовала дѣлать, что хотѣли, даже если бы пожелали сдѣлать что-либо неугодное благодати; потому что природа наша воспріимчива и къ доброму и къ худому; и сопротивная сила можетъ побуждать, а не принуждать. Наконецъ, имѣешь ты произволъ преклоняться, на что тебѣ угодно. Не видишь ли, что Петръ зазоренъ бѣ (Гал. 2, 11), и Павелъ противуставъ обличалъ его? И такой человѣкъ могъ быть зазорнымъ! Да и Павелъ, мужъ духовный по собственной своей волѣ, вступилъ въ споръ съ Варнавою, и вслѣдствіе распри они разлучились другъ съ другомъ (Дѣян. 15, 39). И онъ же опять говоритъ: вы духовны исправляйте таковаго: блюдый себѣ, да не и ты искушенъ будеши (Гал. 6, 1). Вотъ и духовные терпятъ искушенія; потому что въ нихъ остается еще произволъ, и нападаютъ на нихъ враги, пока въ этомъ они вѣкѣ.

11. Вопросъ. Апостолы могли ли согрѣшить, еслибы захотѣли; или благодать была сильнѣе и самой воли?

/с. 213/ Отвѣтъ. Согрѣшить они не могли; потому что, пребывая во свѣтѣ, и при такой благодати не превозносились. Впрочемъ, не говоримъ, что благодать была въ нихъ немощна, утверждаемъ же, что благодать попускаетъ и совершеннымъ духовнымъ мужамъ имѣть свои изволенія и возможность дѣлать, что хотятъ, и преклоняться, на что имъ угодно. И самая природа человѣческая, будучи немощна, имѣетъ возможность уклоняться отъ сопребывающаго съ нею добра. Какъ облеченные въ полное вооруженіе, въ броню и прочія оружія, внутренно приведены уже въ безопасность, и враги не нападаютъ на нихъ; или и нападаютъ, но въ ихъ уже волѣ — употребить въ дѣло оружія, воспротивиться врагамъ, вступить съ ними въ борьбу и одержать побѣду, или, имѣя у себя оружіе, не воевать съ врагами, но веселиться вмѣстѣ съ ними и быть въ мирѣ; такъ и христіане, будучи облечены въ совершенную силу и имѣя у себя небесное оружіе, если захотятъ, соуслаждаются вмѣстѣ съ сатаною и пребываютъ въ мирѣ съ нимъ, а не воюютъ; потому что природа удобоизмѣняема, и человѣкъ, по причинѣ остающагося у него произвола, если захочетъ, дѣлается сыномъ Божіимъ или также и сыномъ погибели.

12. Иное дѣло — разсуждать о хлѣбѣ и о трапезѣ, а иное дѣло — ѣсть и принимать въ себя хлѣбную питательность и укрѣпляться всѣми членами. Иное дѣло — на словахъ поговорить о самомъ сладкомъ питіи, а иное — пойдти и почерпнуть изъ самого источника и насытиться вкушеніемъ сладкаго питія. Иное дѣло — разсуждать о войнѣ, о мужественныхъ борцахъ и воинахъ, а иное — идти человѣку въ воинскій строй и вступить въ сраженіе со врагами, наступать и отступать, принимать на себя и наносить удары и одерживать побѣду. Такъ и въ духовномъ; иное дѣло — однимъ вѣдѣніемъ и умомъ объяснять себѣ сказанное, а иное /с. 214/ дѣло — существенно, на самомъ дѣлѣ, съ несомнѣнностію, во внутреннемъ человѣкѣ и умѣ имѣть сокровище, благодать, вкушеніе и дѣйствіе Святаго Духа. Произносящіе одни только слова мечтаютъ и надмеваются своимъ умомъ. А наше слово, какъ сказано, и наша проповѣдь не въ препрѣтельныхъ человѣческія премудрости словесѣхъ, но въ явленіи духа и силы (1 Кор. 2, 4). И въ другомъ еще мѣстѣ говоритъ Апостолъ: конецъ же завѣщанія есть, любы отъ чиста сердца, и совѣсти благія, и вѣры нелицемѣрныя (1 Тим. 1, 5). Таковый не падаетъ. Ибо многимъ взыскавшимъ Бога дверь была отверста, они видѣли сокровище и вступили въ оное. А какъ-скоро въ радости стали говорить: «нашли мы сокровище», Богъ затворилъ предъ ними двери; начали они вопіять, плакать и тужить: «нашли мы сокровище, и утратили». По особливому смотрѣію благодать удаляется отъ насъ, чтобы мы усильнѣе искали ее. Сокровище показывается по мѣрѣ исканія.

13. Вопросъ. Поелику иные говорятъ, что человѣкъ, по пріятіи благодати, преходитъ отъ смерти въ жизнь; то можетъ ли кто, пребывая во свѣтѣ, имѣть нечистые помыслы?

Отвѣтъ. Написано: наченше духомъ, нынѣ плотію скончеваете (Гал. 3, 3). Еще говоритъ Апостолъ: облецытеся во вся оружія Духа, яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 11). По слову сему, два мѣста, на которыхъ человѣкъ облекается въ оружіе и на которыхъ ведетъ брань съ началами и со властями, т. е. во свѣтѣ, или во тмѣ. Еще: яко возмощи вамъ вся стрѣлы лукаваго разжженныя угасити (Ефес. 6, 16). И еще: не оскорбляйте Духа Святаго, Божія (Ефес. 4, 30). И также: невозможно просвѣщенныхъ единою, и вкусившихъ дара Божія и причастниковъ бывшихъ Духа Святаго и отпадшихъ обновляти (Евр. 6, 4-6). Вотъ просвѣщенные и вку/с. 215/сившіе отпадаютъ. Видишь, что человѣкъ имѣетъ волю согласоваться съ Духомъ, и имѣетъ волю оскорблять Его. Безъ сомнѣнія же, для того воспріемлетъ оружія, чтобъ идти на брань и бороться со врагами; безъ сомнѣнія, для того просвѣщенъ, чтобы воинствовать противъ тмы.

14. Вопросъ. Въ какомъ смыслѣ Апостолъ говоритъ: ежели имѣю всякое вѣдѣніе и всякое пророчество, и языки глаголю Ангельскими, ни что же есмь (1 Кор. 13, 1. 2)?

Отвѣтъ. Не такъ должны мы понимать сіе, будто бы Апостолъ есть ничто; но въ сравненіи съ тою любовію, которая совершенна, сіи дарованія еще малы; и кто стоитъ на сей степени, тотъ падаетъ; а кто имѣетъ любовь, тотъ не можетъ падать. Сказываю же тебѣ, что видѣлъ я людей, имѣвшихъ всѣ дарованія и содѣлавшихся причастниками Духа, и не достигнувъ совершенной любви они падали. Нѣкто, человѣкъ благородный, отрекшись отъ міра, продалъ имѣніе свое, далъ свободу рабамъ; и какъ благоразумный и смысленный прославился уже честною жизнію, и между-тѣмъ, предавшись самомнѣнію и надменности, впалъ, наконецъ въ распутство и въ тысячи золъ.

15. Другой, во время гоненія, предалъ тѣло свое, и бывъ исповѣдникомъ, послѣдствіи, по наступленіи мира, освобожденъ и былъ въ уваженіи: у него повреждены были вѣжди отъ того, что его томили въ сильномъ дыму. И онъ прославляемый, будучи позванъ на молитву, взявъ хлѣбъ, далъ оный отроку своему; и умъ его пришелъ въ такое состояніе, какъ будто бы никогда не слышалъ онъ Божія слова. Другой предалъ на мученіе тѣло свое во время гоненія, былъ повѣшенъ и строганъ, потомъ ввергнутъ въ темницу. Ему по вѣрѣ прислуживала одна инокиня, и сблизившись съ нею, пока былъ въ темницѣ, впалъ онъ въ блудъ. Смотри же, почему пали — и этотъ богатый, /с. 216/ продавшій имѣніе свое, и этотъ, предавшій тѣло свое на мученіе?

16. А другой нѣкто благоразумный подвижникъ, живя со мною въ одномъ домѣ и молясь вмѣстѣ со мною, такъ богатъ былъ благодатію, что, молясь подлѣ меня, приходилъ въ умиленіе; потому что кипѣла въ немъ благодать. Ему дано было дарованіе исцѣленій; и не только изгонялъ бѣсовъ, но и связанныхъ по рукамъ и ногамъ, имѣвшихъ жестокія болѣзни, исцѣлялъ возложеніемъ рукъ. Потомъ, вознерадѣвъ, прославляемый міромъ, и услаждаясь самъ собою, возгордился онъ и впалъ въ самую глубину грѣха. Смотри же и имѣющій даръ исцѣленія палъ. Видишь ли, какъ падаютъ непришедшіе въ мѣру любви? А кто достигъ любви, связанъ и упоенъ ею, тотъ погруженъ и отведенъ плѣнникомъ въ иной міръ, какъ бы не чувствуя собственной своей природы.

17. Вопросъ. Чтó значатъ слова: ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9)?

Отвѣтъ. Въ оное время великіе, праведные цари и Пророки знали, что прійдетъ Избавитель; но не знали, не слыхали, и на сердце имъ не всходило, что Онъ постраждетъ и будетъ распятъ, что проліется кровь на крестѣ, что будетъ крещеніе огнемъ и Святымъ Духомъ, что въ Церкви будутъ приносимы хлѣбъ и вино вмѣстообразныя Его плоти и крови, что причащающіеся видимаго хлѣба духовно будутъ вкушать плоть Господню, что Апостолы и христіане пріимутъ Утѣшителя, и облекутся силою свыше и исполнятся Божества, что души сподобятся единенія съ Духомъ Святымъ. Сего не знали Пророки и цари, сіе и на сердце имъ не всходило. Нынѣ же христіане иначе обогащаются и исполняются любовію къ Божеству, но, и такую радость и утѣшеніе имѣя, пребываютъ въ страхѣ и трепетѣ.

/с. 217/ 18. Вопросъ. Въ какомъ страхѣ и трепетѣ пребываютъ христіане?

Отвѣтъ. Чтобы не поползнуться въ чемъ-нибудь, но пребывать въ согласіи съ благодатію. Представь, что иный имѣетъ у себя сокровища и отправляется въ такія мѣста, гдѣ есть разбойники: радуется уже онъ на свое богатство и сокровище, но и боится, чтобы не напали и не ограбили его разбойники, и въ такомъ бываетъ состояніи, какъ будто собственное тѣло свое несетъ у себя въ рукахъ. Ибо вотъ по видимости всѣ мы отреклись отъ міра, стали странниками и нестяжательными, лишили себя плотскаго общенія; наконецъ, вотъ тѣло преклонено на молитву; но мы должны вникнуть, братія, согласуется ли и умъ съ тѣломъ, Какъ въ мірѣ у художниковъ и ремесленниковъ, по большей части, тѣло, а равно и умъ, день и ночь преданы искусству; такъ и ты, наконецъ, обрати на себя вниманіе, точно ли, когда тѣло устранено отъ міра сего, тогда и умъ твой отчужденъ отъ сего вѣка, и не кружится уже въ мірѣ? Ибо у всякаго мірянина, воина ли, купца ли, гдѣ его тѣло, тамъ и умъ его привязанъ, тамъ у него и сокровище; такъ-какъ написано: идѣже сокровище, ту и сердце (Матѳ. 6, 21).

19. Наконецъ: къ какому сокровищу устремленъ твой умъ? Весь ли всецѣло преданъ Богу, или нѣтъ? Если нѣтъ, должны вы сказать мнѣ, что сему препятствуетъ? Конечно, лукавые духи, сатана и демоны удерживаютъ умъ и запинаютъ душу. Изворотливый діаволъ, у котораго есть запоры, тройныя двери и много ухищреній, занимаетъ душевныя пажити и помыслы, и не дозволяетъ правильно молиться и приближаться къ Богу; потому что самая природа можетъ быть въ общеніи съ демонами и лукавыми духами, равно какъ въ общеніи съ Ангелами и съ Духомъ Святымъ, бываетъ храмомъ сатаны и храмомъ Свя/с. 218/таго Духа. Поэтому, обращайте вниманіе на умъ вашъ, братія, съ кѣмъ онъ въ общеніи, съ Ангелами, или съ демонами? Чей онъ храмъ, Божіе ли жилище или діавольское? Какимъ сокровищемъ наполнено сердце, благодатнымъ или сатанинскимъ? Посему, какъ домъ полный зловонія и нечистотъ, надобно и сердце всецѣло очистить, украсить и наполнить всякимъ благовоніемъ и сокровищами, чтобы вмѣсто сатаны пришелъ Духъ Святый и почилъ въ душахъ христіанскихъ.

20. Впрочемъ, человѣкъ не тотчасъ, какъ услышитъ Божіе слово, дѣлается уже достойнымъ благой части. А если бы вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ услышитъ, дѣлался достойнымъ благой части: то не было бы уже подвиговъ, или случаевъ къ брани, или поприща для борьбы; но всякій безъ труда, какъ-скоро услышалъ бы, достигалъ упокоенія и мѣры совершенства. На дѣлѣ бываетъ не такъ. Утверждая противное, отнимаешь у человѣка волю и отрицаешь бытіе сопротивной силы, противоборствующей уму. Мы же говоримъ, что слушающій слово приходитъ въ сокрушеніе, и потомъ, поелику благодать, по Божію смотрѣнію къ пользѣ человѣка, удаляется отъ него, начинаетъ онъ упражняться и поучаться во брани, борется и подвизается противъ сатаны, и послѣ долгаго состязанія и боренія одерживаетъ побѣду и дѣлается христіаниномъ. А если бы, слышаніемъ только, безъ труда достигалъ кто благой части; то и лицедѣи и всѣ блудники вошли бы въ царство и въ жизнь. Но никто не дастъ имъ жизни безъ труда и подвига, потому что узокъ и тѣсенъ путь (Матѳ. 7, 14). Симъ-то негладкимъ путемъ и надобно шествовать, и терпѣть, и скорбѣть, и такимъ образомъ, войдти въ жизнь.

21. Если бы безъ труда можно было преуспѣвать; то Христіанство не было бы уже камнемъ преткно/с. 219/венія и камнемъ соблазна, не было бы ни вѣры, ни невѣрія. Сверхъ того, ты дѣлаешь человѣка несвободнымъ, непреклоннымъ ни на добро, ни на зло; потому что законъ данъ тому, кто можетъ преклоняться на ту и на другую сторону, кто имѣетъ самопроизволъ вести брань съ сопротивною силою. А природѣ несвободной законъ не полагается: ни солнце, ни небо, ни земля не обязаны закономъ: потому что твари сіи имѣютъ несвободную природу, а поэтому и чести не заслуживаютъ, и наказанію не подлежатъ. Ибо слава и честь уготованы тому, кто удобопреклоненъ къ добру; а также геенна и наказаніе уготованы той же измѣнчивой природѣ, способной избѣжать зла и преклониться къ добру на правую сторону. А ты вотъ утверждаешь, что человѣкъ имѣетъ несвободную природу; слѣдовательно, добраго человѣка не признаешь достойнымъ похвалы. Ибо кто добръ и благотворенъ по природѣ, тотъ недостоинъ еще похвалы, хотя и достоинъ любви; не по произволенію доброе непохвально, хотя и вожделѣнно. Достоинъ же тотъ похвалы, кто собственнымъ своимъ раченіемъ, съ усиліемъ и борьбою, избралъ доброе по свободному произволенію.

22. Представь себѣ станъ персидскій и станъ римскій; и вотъ вышли изъ нихъ два окриленные мужествомъ и равносильные юноши и ведутъ борьбу. Такъ сопротивная сила и умъ равномощны между собою и равную имѣютъ силу, какъ сатана преклонять и лестію вовлекать душу въ волю свою, такъ опять и душа прекословить и ни въ чемъ не повиноваться ему; потому что обѣ силы могутъ только побуждать, а не принуждать къ злу и добру. Таковому-то произволенію дается Божія помощь, и оно можетъ борьбою пріобрѣсти оружіе съ неба, и имъ побѣдить и искоренить грѣхъ; потому что душа можетъ противиться грѣху, но не можетъ безъ Бога побѣдить, /с. 220/ или искоренить зло. А утверждающіе, что грѣхъ подобенъ сильному исполину, душа же подобна отроку, говорятъ худо. Ибо, если бы таково было несходство, и грѣхъ уподоблялся исполину, а душа отроку, то несправедливъ былъ бы Законоположникъ, Который далъ человѣку законъ — вести брань съ сатаною.

23. Вотъ основаніе пути къ Богу — съ великимъ терпѣніемъ, съ упованіемъ, съ смиренномудріемъ, въ нищетѣ духовной, съ кротостію шествовать путемъ жизни; симъ человѣкъ можетъ самъ въ себѣ пріобрѣсти оправданіе, а подъ оправданіемъ разумѣемъ самого Господа. Самыя заповѣди, предписывающія это, суть какъ бы путемѣрія и знаки царскаго пути, который шествующихъ ведетъ въ небесный градъ. Ибо Господь говоритъ: блажени нищіи духомъ: блажени кротцыи: блажени милостивіи: блажени миротворцы (Матѳ. 5, 3-9). Вотъ Христіанство! А если кто не идетъ симъ путемъ, то блуждаетъ онъ по распутіямъ, и положилъ худое основаніе. Слава щедротамъ Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 207-220.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.