Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 28.
Въ бесѣдѣ сей описывается и оплакивается бѣдствіе души, и именно, что по причинѣ грѣха не обитаетъ въ ней Господь; также говорится объ Іоаннѣ Крестителѣ, что никто изъ рожденныхъ женами не больше его.

1. Какъ, прогнѣвавшись нѣкогда на Іудеевъ, Богъ предалъ Іерусалимъ на позоръ врагамъ, и ненавидящіе ихъ стали господствовать надъ ними, и не было уже тамъ ни праздника, ни приношенія: такъ, прогнѣвавшись и на душу за преступленіе заповѣди, предалъ ее врагамъ, демонамъ и страстямъ; и они, обольстивъ ее, совершенно уничижили, и не стало уже тамъ ни праздника, ни ѳиміама, ни приношенія, предлагаемаго душею Богу; потому что пути къ достопримѣчательному въ ней наполнились дикими звѣрями, и возгнѣздились въ ней пресмыкающіеся — лукавые духи. И какъ домъ, если не живетъ въ немъ владѣтель, облекается во тьму, въ безславіе и въ поруганіе, наполняется нечистотою и гноемъ: такъ и душа, если Владыка ея не ликовствуетъ въ ней съ Ангелами, наполняется грѣховною тмою, постыдными страстями и всякимъ безславіемъ.

2. Горе пути, если никто не ходитъ онымъ, и не слышитъ на немъ человѣческаго голоса; потому что сталъ онъ убѣжищемъ звѣрей. Горе душѣ, когда не /с. 222/ шествуетъ въ ней Господь, и гласомъ Своимъ не гонитъ изъ нея лукавыхъ духовныхъ звѣрей. Горе дому, когда не живетъ въ немъ владѣтель. Горе землѣ, когда нѣтъ земледѣльца, который бы воздѣлывалъ ее. Горе кораблю, когда нѣтъ на немъ кормчаго; потому что гибнетъ онъ, носимый волнами и морскою бурею. Горе душѣ, когда не имѣетъ въ себѣ истиннаго кормчаго — Христа; потому что, находясь среди горькаго моря тмы, волнуемая бурею страстей, и обуреваемая лукавыми духами доходитъ, наконецъ, до погибели. Горе душѣ, когда не имѣетъ въ себѣ рачительно воздѣлывающаго ее Христа, чтобы могла она принести благіе духовные плоды; потому что, запустѣвъ и ставъ полною терній и волчцевъ, она плодоприноситъ, наконецъ, огненное попаленіе. Горе душѣ, когда не обитаетъ въ ней Владыка ея Христосъ; потому что, опустѣвъ и исполнившись зловоніемъ страстей, дѣлается она убѣжищемъ порока.

3. Какъ земледѣлецъ, когда идетъ обработывать землю, долженъ взять приличныя для воздѣлыванія орудія и одежды: такъ и Христосъ, Царь небесный и истинный дѣлатель, когда пришелъ къ запустѣвшему отъ пороковъ человѣчеству, облекшись въ тѣло и вмѣсто орудія понесши крестъ, воздѣлалъ запустѣвшую душу, изъялъ изъ нея тернія и волчцы лукавыхъ духовъ, исторгъ плевелы грѣха, и все быліе грѣховъ ея пожегъ огнемъ. И такимъ образомъ, воздѣлавъ ее древомъ креста, насадилъ въ ней прекраснѣйшій духовный садъ, который всякаго рода сладкіе и вождѣленные плоды приноситъ Богу, какъ Владыкѣ.

4. И какъ въ Египтѣ, въ продолженіе трехдневной тмы, сынъ не видалъ отца, братъ — брата, другъ — искренняго друга, потому что покрывала ихъ тма: такъ и послѣ того, — какъ Адамъ преступилъ заповѣдь, низпалъ изъ прежней славы и подчинился духу міра, и покрывало тмы снисшло на душу его, — отъ него и /с. 223/ до послѣдняго Адама — Господа, не видалъ человѣкъ истиннаго небеснаго Отца, благосердой и доброй матери — благодати Духа, сладчайшаго и вожделѣннаго брата — Господа, друзей и искреннихъ своихъ — святыхъ Ангеловъ, съ которыми нѣкогда радостно ликовалъ и праздновалъ. И не только до послѣдняго Адама, даже и нынѣ, для кого не возсіяло солнце правды — Христосъ, у кого не отверзлись душевныя очи, просвѣщенныя истиннымъ свѣтомъ, всѣ тѣ покрыты тою же тмою грѣха, имѣютъ въ себѣ тоже дѣйствіе сластолюбія, подлежатъ тому же наказанію и нѣтъ у нихъ очей, которыми бы могли видѣть Отца.

5. Ибо всякій долженъ знать, что есть очи, которыя внутреннѣе сихъ очей, и есть слухъ, который внутреннѣе сего слуха. И какъ эти очи чувственно видятъ и распознаютъ лице друга или любимаго: такъ очи души достойной и вѣрной, просвѣщенныя Божественнымъ свѣтомъ, духовно видятъ и распознаютъ истиннаго друга, сладчайшаго и многовожделѣннаго жениха — Господа, какъ-скоро душа озарена достопокланяемымъ Духомъ. И такимъ образомъ, душа, мысленно созерцая вожделѣнную и единую неизглаголанную лѣпоту, уязвляется Божественною любовію, настроивается ко всѣмъ духовнымъ добродѣтелямъ, и въ слѣдствіе сего пріобрѣтаетъ безпредѣльную и неистощимую любовь къ вожделѣнному для нея Господу. Посему, что блаженнѣе того вѣчнаго глагола, въ которомъ Іоаннъ представляетъ намъ предъ очи Господа, и говоритъ: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29)?

6. Подлинно, изъ рожденныхъ женами никто не больше Іоанна Крестителя; потому что онъ — полнота всѣхъ Пророковъ. Всѣ пророчествовали о Господѣ, издали показывая Его пришествіе; но Іоаннъ, пророчествуя о Спасителѣ, представилъ Его предъ очи всѣхъ, взывая и говоря: се Агнецъ Божій! Какъ сла/с. 224/достенъ и прекрасенъ гласъ того, кто прямо указуетъ на проповѣдуемаго имъ! Никто изъ рожденныхъ женами не больше Іоанна Крестителя: мній же во царствіи небеснѣмъ болій его есть (Матѳ. 11, 11). Это свыше рожденные отъ Бога Апостолы, пріявшіе начатокъ Духа Утѣшителя; ибо они сподобились судить со Христомъ, быть сопрестольниками Христовыми, содѣлались избавителями человѣковъ. А найдешь также, что они раздѣляютъ море лукавыхъ силъ, и преводятъ вѣрныя души; найдешь, что они дѣлатели, воздѣлывающіе душевный виноградъ; найдешь, что они други жениховы, обручающіе Христу души; ибо сказано: обручихъ васъ единому Мужу (2 Кор. 11, 2); найдешь, что они даютъ жизнь человѣкамъ; однимъ словомъ, найдешь, что они многочастно и многообразно служатъ Духу. Сей-то мній болій есть Іоанна Крестителя.

7. Какъ земледѣлецъ, держа у себя пару воловъ, воздѣлываетъ землю: такъ, подобно сему, и Господь Іисусъ, сей совершенный и истинный дѣлатель, совокупивъ Апостоловъ по двѣма, посла ихъ (Лук. 10, 1), Самъ съ ними воздѣлывая землю слушающихъ и истинно вѣрующихъ. Впрочемъ и сіе достойно замѣчанія: царствіе Божіе и Апостольская проповѣдь — не въ одномъ слышимомъ словѣ, такъ чтобы для сего стоило только умѣть говорить и передать другимъ, напротивъ того, царствіе — въ силѣ и въ дѣйственности Духа. Сіе испытали на себѣ Израильтяне; всегда поучаясь въ Писаніи, и безъ сомнѣнія, занимаясь мыслію о Господѣ, не приняли они самой Истины, и самое наслѣдство свое передали другимъ. Такъ и тѣ, которые другимъ сообщаютъ словеса Духа, сами же не обладаютъ словомъ въ его силѣ, другимъ передаютъ наслѣдіе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 221-224.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.