Церковный календарь
Новости


2019-01-17 / russportal
Слово (1-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-17 / russportal
Посланіе преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 29.
Раздаяніе благодати человѣческому роду Богъ совершаетъ двоякимъ образомъ, съ тѣмъ, чтобы плодовъ ея потребовать на праведномъ судѣ.

1. Безпредѣльная и непостижимая премудрость Божія, непостижимымъ и неизслѣдимымъ образомъ многоразлично совершаетъ раздаяніе благодати человѣческому роду, для испытанія свободной воли, чтобы обнаружились любящіе Бога всѣмъ сердцемъ и ради Его переносящіе всякую опасность и всякій трудъ. Ибо иныхъ, какъ-скоро приступаютъ съ вѣрою и молитвою, пока еще живутъ въ мірѣ, безъ ихъ трудовъ, потовъ и изнуреній, предваряютъ дарованія и дары Святаго Духа. При семъ Богъ даетъ благодать не безъ причины, не безвременно и не какъ случилось, но по неизреченной и непостижимой нѣкоей премудрости, чтобы оказались благоискусными произволеніе и свободная воля тѣхъ, которые скоро получаютъ Божію благодать, а именно, въ томъ, что чувствуютъ они благодѣяніе, оказанную имъ милость и сладость Божію по мѣрѣ, сообщенной имъ безъ собственныхъ трудовъ ихъ, благодати, которой сподобившись, обязаны они показать рачительность, неутомимость, усиліе и плодъ любви отъ своей воли и отъ своего произволенія, и воздать за дарованія, то-есть всецѣло предать себя, посвятивъ любви Го/с. 226/сподней и исполняя Господню только волю, совершенно же удаляясь отъ всякаго плотскаго пожеланія.

2. А инымъ, хотя удалились они изъ міра, отреклись, по Евангелію, отъ вѣка сего, и съ великимъ терпѣніемъ преуспѣваютъ въ молитвѣ, въ постѣ, въ рачительности и въ другихъ добродѣтеляхъ, Богъ не скоро даетъ благодать, и упокоеніе, и духовное радованіе, но медлитъ и удерживаетъ даръ. И сіе не безъ причины, небезвременно и не какъ случилось, но по неизреченной нѣкоей премудрости, для испытанія свободной воли, чтобы видѣть, точно ли вѣрнымъ и истиннымъ почитаютъ Бога, обѣтовавшаго давать просящимъ и отверзать дверь жизни ударяющимъ въ нее, чтобы видѣть, по истинѣ ли увѣровали въ слово Его, пребудутъ ли до конца въ несомнѣнной вѣрѣ, и станутъ ли со всею рачительностію просить и искать, не отвратятся ли отъ Бога въ злостраданіяхъ и въ боязни, не предадутся ли лѣности, впавъ въ невѣріе и безнадежность и не претерпѣвъ до конца, по причинѣ умедленія времени и испытанія ихъ воли и произволенія.

3. Ибо кто не скоро пріемлетъ, тотъ, когда Богъ отлагаетъ и медлитъ, еще болѣе возгарается и сильнѣе вожделѣваетъ небесныхъ благъ, и ежедневно прилагаетъ большее желаніе, раченіе, неутомимость, усиліе, совокупность всѣхъ добродѣтелей, алчбу и жажду, только бы получить благо, а не ослабѣваетъ отъ порочныхъ помысловъ, пребывающихъ въ душѣ, не впадаетъ въ лѣность, нетерпѣливость и отчаяніе; или, подъ предлогомъ замедленія, не предается разслабленію, водясь такимъ помысломъ: «когда-то получу благодать Божію?» и чрезъ это вовлекаясь лукавымъ въ нерадѣніе. Напротивъ того, въ какой мѣрѣ самъ Господь отлагаетъ и медлитъ, испытывая вѣру и любовь воли его, въ такой и онъ, тѣмъ стремительнѣе и тщательнѣе, неослабно и неутомимо, дол/с. 227/женъ искать дара Божія, единожды увѣровавъ и убѣдившись, что неложенъ и истиненъ Богъ, обѣтовавшій подавать благодать Свою тѣмъ, которые просятъ ея съ вѣрою и со всякимъ до конца терпѣніемъ.

4. Души вѣрныя почитаютъ Бога вѣрнымъ и истиннымъ, и по истинному слову, утвердились, яко истиненъ есть (Іоан. 3, 33). А сообразно съ симъ, по сказанному выше понятію вѣры, испытываютъ сами себя, въ чемъ, сколько отъ нихъ зависитъ, имѣютъ они недостатокъ, въ трудѣ ли, или въ усиліи, или въ рачительности, или въ вѣрѣ, или въ любви, или въ прочихъ добродѣтеляхъ, и испытавъ себя со всею утонченною точностію, сколько есть силъ, принуждаютъ и приневоливаютъ себя угождать Господу, единожды увѣровавъ, что Богъ, какъ истинный, не лишитъ ихъ духовнаго дара, если до конца со всею рачительностію пребудутъ предъ Нимъ въ служеніи и въ терпѣніи, и что, пребывая еще во плоти, сподобятся онѣ небесной благодати, и улучатъ вѣчную жизнь.

5. Такимъ образомъ, всю любовь свою устремляютъ ко Господу, отрекшись отъ всего, Его единаго ожидая съ сильнымъ вожделѣніемъ, съ алчбою и жаждою, всегда чая себѣ упокоенія и утѣшенія благодати, не утѣшаясь же и не упокоеваясь ничѣмъ въ мірѣ семъ, добровольно связывая себя, непрестанно же сопротивляясь вещественнымъ помысламъ, ожидаютъ только Божіей помощи и Божія заступленія; ожидаютъ, когда въ таковыхъ душахъ, воспріявшихъ произволеніе, рачительность и терпѣніе, самъ Господь уже тайно будетъ присутствовать, помогать имъ, охранять и поддерживать въ нихъ всякій плодъ добродѣтели; ожидаютъ, хотя бы пребывали они въ трудѣ и скорби, хотя бы въ познаніи истины и въ душевномъ откровеніи не пріяли еще благодати Духа и упокоенія небеснымъ даромъ, не ощутили сего съ не/с. 228/сомнѣнностію, по неизреченной премудрости и по неисповѣдимымъ судамъ Бога, различно испытующаго вѣрующія души и взирающаго на любовь, происходящую отъ воли и произволенія. Ибо есть предѣлы, мѣра и вѣсъ свободному произволенію и свободной любви и посильному расположенію ко всѣмъ святымъ Его заповѣдямъ. И такимъ образомъ, души, исполняющія мѣру любви и долга своего, сподобляются царствія и вѣчной жизни.

6. Праведенъ Богъ и правы суды Его, и нѣтъ у Него лицепріятія, но по мѣрѣ благодѣяній и тѣлесныхъ и духовныхъ, или вѣдѣнія, или разумѣнія, или разсудительности (каковыя Богъ различно вложилъ въ человѣческую природу) судя каждаго, взыщетъ плодовъ добродѣтели, и въ достойной мѣрѣ воздастъ каждому по дѣламъ его. И сильніи сильнѣ истязани будутъ, а малый достоинъ есть милости (Прем. 6, 6). И Господь говоритъ: Рабъ вѣдѣвый волю господина своего, и не уготовавъ, ни сотворивъ по воли его, біенъ будетъ много. Невѣдѣвый же, сотворивъ же достойная ранамъ, біенъ будетъ мало. Всякому же, ему же дано будетъ много, много взыщется отъ него, и ему же предаша множайше, множайше просятъ отъ него (Лук. 12, 47. 48). Вѣдѣніе же и разумѣніе понимай различно, или то, которое дается по благодати и по небесному дару Духа, или то, которое бываетъ естественнымъ слѣдствіемъ разумѣнія, или разсудительности, и изученія Божественныхъ Писаній. Ибо отъ каждаго потребуются плоды добродѣтели, по мѣрѣ оказанныхъ ему Богомъ благодѣяній или естественныхъ, или дарованныхъ Божіею благодатію. Посему, въ день суда безотвѣтенъ предъ Богомъ всякій человѣкъ, потому что отъ каждаго, слышалъ ли онъ, или никогда не слыхалъ слова Божія, потребуются плоды вѣры и любви и всякой соразмѣрной ему добродѣтели, какъ воздаяніе отъ произволенія и воли.

/с. 229/ 7. Душа вѣрная и истиннолюбивая, взирая на уготованныя праведнымъ вѣчныя блага, и на неизреченное благодѣяніе имѣющей снизойдти Божіей благодати, и себя и свое раченіе, и свой трудъ и подвигъ признаетъ недостойными неизреченныхъ обѣтованій Духа. Таковъ нищій духомъ, котораго ублажаетъ Господь. Таковъ алчущій и жаждущій правды. Таковъ сокрушенный сердцемъ. Воспріявшіе такое произволеніе, и раченіе, и трудъ, и любовь къ добродѣтели и до конца пребывшіе таковыми, поистинѣ возмогутъ улучить жизнь и вѣчное царство. Посему, никто изъ братій да не превозносится предъ братомъ, и обольщаемый лукавымъ да не преуспѣваетъ въ самомнѣніи, говоря: «вотъ имѣю уже духовное дарованіе». Ибо недостойно христіанъ думать такъ. Неизвѣстно тебѣ, что сдѣлаетъ съ братомъ утрешній день; не знаешь, каковъ будетъ твой и его конецъ. Напротивъ того, пусть всякій, будучи внимателенъ къ себѣ, непрестанно разбираетъ совѣсть свою, и испытываетъ дѣло сердца своего, съ какимъ раченіемъ и усиліемъ умъ стремится къ Богу; и имѣя въ виду совершенную цѣль — свободу, безстрастіе и духовное упокоеніе, непрерывно и нелѣностно да течетъ, не полагаясь несомнѣнно ни на какое дарованіе или оправданіе. Слава и поклоненіе Отцу и Сыну и Святому Духу во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 225-229.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.