Церковный календарь
Новости


2019-01-17 / russportal
Слово (1-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-17 / russportal
Посланіе преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 31.
Вѣрующему должно перемѣниться въ умѣ своемъ и собрать въ Бога всѣ помыслы, въ чемъ дѣйствительно и заключается все служеніе Богу.

1. Вѣрующему должно просить о себѣ Бога, чтобы премѣнилось произволеніе его преложеніемъ сердца, прелагаемаго изъ горечи въ сладость. Ему должно помнить, какъ исцѣленъ слѣпой, какъ кровоточивая получила исцѣленіе, прикоснувшись къ воскрилію ризъ, какъ укрощена природа львовъ, приведено въ бездѣйствіе естество огня, потому что Богъ есть высочайшая лѣпота; къ Нему долженъ ты возводить умъ и помыслы, и не содержать въ мысли ничего иного, кромѣ чаянія узрѣть Его.

2. И посему, какъ рѣзвыхъ дѣтей, душа да соберетъ и усмиритъ разсѣяные грѣхомъ помыслы; пусть введетъ ихъ въ домъ тѣла своего, непрестанно въ постѣ и съ любовію ожидая Господа, когда Онъ прійдетъ и дѣйствительно соберетъ ее въ едино. Поелику же будущее неизвѣстно; то еще болѣе да надѣется, прекрасно возлагая надежду свою на кормчаго, и да помнитъ, какъ Раавъ, живя съ иноплеменниками, повѣрила Израильтянамъ, и сподобилась жить съ ними, и какъ Израильтяне желаніемъ своимъ возвращались въ Египетъ. Какъ Раавѣ нимало не повредило пребываніе ея съ иноплеменниками, а напротивъ того, вѣра /с. 237/ присоединила ее къ части Израильтянъ: такъ грѣхъ не повредитъ съ надеждою и вѣрою ожидающимъ Искупителя, Который, пришедши, прелагаетъ душевные помыслы, содѣлываетъ ихъ божественными, небесными, добрыми, и научаетъ душу истинной, неразвлекаемой, неразсѣянной молитвѣ. Сказано: не бойся, Азъ предъ тобою пойду, и горы уровню, врата мѣдяная сокрушу и вереи желѣзныя сломлю (Ис. 45, 2). И еше сказано: внемли себѣ, да не будетъ слово тайно въ сердцѣ твоемъ беззаконія (Второзак. 15, 9); не говори въ сердцѣ своемъ: языкъ сей многъ и крѣпокъ (2, 21).

3. Если не облѣнимся и не дадимъ у себя пажитей безчиннымъ порочнымъ помысламъ, но волею своею привлечемъ умъ, понуждая помыслы устремиться ко Господу: то, безъ сомнѣнія, Господь Своею волею пріидетъ къ намъ, и дѣйствительно соберетъ насъ къ Себѣ; потому что все благоугожденіе и служеніе зависитъ отъ помышленій. Посему старайся угождать Господу, всегда ожидая Его внутренно, взыскуя Его въ помышленіяхъ, побуждая и принуждая волю свою и произволеніе свое къ Нему непрестанно устремляться. Смотри, какъ Онъ приходитъ къ тебѣ, и творитъ у тебя обитель. Ибо въ какой мѣрѣ собираешь ты умъ свой къ исканію Его, въ такой и еще въ большей мѣрѣ понуждается Онъ собственнымъ Своимъ благоутробіемъ и благостію Своею прійдти къ тебѣ и упокоить тебя. Стоитъ Онъ и разсматриваетъ твой умъ, помышленія и движенія мыслей, назираетъ, какъ ищешь Его, отъ всей ли души твоей, не съ лѣностію ли, не съ нерадѣніемъ ли.

4. И когда увидитъ рачительность твою въ исканіи Его, тогда явится и откроется тебѣ, подастъ помощь Свою, и уготовитъ тебѣ побѣду, избавляя тебя отъ враговъ твоихъ. Ибо, разсмотрѣвъ прежде твое стремленіе къ Нему и то, какъ все чаяніе твое непрестанно /с. 238/ къ Нему обращено, Онъ научитъ тебя и дастъ тебѣ истинную молитву, истинную любовь; а это — самъ Онъ, Который содѣлывается въ тебѣ всѣмъ, и есть для тебя — рай, древо жизни, бисеръ, вѣнецъ, домостроитель, земледѣлатель, страждущій, безстрастный человѣкъ, Богъ, вино, вода живая, овча, женихъ, воитель, оружіе, — всяческая во всѣхъ Христосъ. Какъ младенецъ не умѣетъ самъ себѣ помочь или позаботиться о себѣ, и смотритъ только на матерь, и плачетъ, пока сжалившйсь не возметъ его: такъ вѣрныя души надѣются всегда на единаго Господа, Ему восписывая всякую правду. Какъ засыхаетъ вѣтвь, снятая съ виноградной лозы; такъ и желающіе оправдаться безъ Христа. Какъ разбойникъ есть и тать, кто не входитъ настоящимъ входомъ, но прелазитъ инудѣ (Іоан. 10, 1): такъ и оправдывающій самъ себя безъ Оправдывающаго.

5. Посему, вознесемъ тѣло сіе, соорудимъ жертвенникъ, возложимъ на него всякое наше помышленіе и будемъ умолять Господа, чтобы послалъ съ неба невидимый и великій огонь, да поястъ онъ и жертвенникъ, и все, что на немъ. И падутъ всѣ священники Вааловы, т. е. сопротивныя силы; и тогда увидимъ небесный дождь, подобно слѣду человѣческому (3 Цар. 18, 44), сходящій въ душу; почему, исполнится на насъ Божіе обѣтованіе, какъ сказано у Пророка: возставлю и возгражду скинію Давидову падшую, и раскопанная ея возгражду (Амос. 9, 11). Будемъ умолять, чтобы Господь, по благости Своей, озарилъ душу, пребывающую въ нощи и во тмѣ, въ упоеніи невѣдѣнія; и она, воспрянувъ, непреткновенно уже будетъ ходить, совершая дѣла дня, и жизни. Ибо тѣмъ и питается душа, что вкушаетъ или отъ міра сего, или отъ Духа Божія; и Богъ тамъ питается, живетъ, упокоевается, и пребываетъ.

6. Впрочемъ, каждый, если угодно ему, можетъ /с. 239/ самъ себя подвергнуть испытанію, чѣмъ онъ питается, гдѣ живетъ, и чѣмъ занятъ, чтобы такимъ образомъ, уразумѣвъ и пріобрѣтя способность различать въ точности, совершенно предаться стремленію къ добру. Сверхъ того, совершая молитву, будь внимателенъ къ себѣ, вникая въ помыслы и дѣйствія, откуда они, отъ Бога ли, или отъ противника? и кто подаетъ пищу сердцу, Господь ли, или міродержители вѣка сего? И ты, испытавшая и познавшая себя душа, въ трудѣ и съ любовію проси у Господа небесной пищи, возрастанія и дѣланія Христова, по сказанному: наше же житіе на небесѣхъ есть (Филипп. 3, 20), а не въ наружномъ видѣ и образѣ, какъ думаютъ нѣкоторые. Ибо вотъ, умъ и разумѣніе имѣющихъ образъ только благочестія уподобляются міру; у нихъ колебаніе и волненіе произволенія, непостоянная мысль, боязнь и страхъ, по сказанному: стеня и трясыйся будеши на земли (Быт. 4, 12). По невѣрію и замѣшательству непостоянныхъ помысловъ столько времени колеблемые, какъ и всѣ прочіе люди, однимъ наружнымъ видомъ, и тѣлесными преспѣяніями внѣшняго человѣка, а не мыслями, различаются они отъ міра; сердцемъ же и умомъ увлекаются къ міру и къ земнымъ привязанностямъ, опутываются безполезными заботами, не пріобрѣтя сердцемъ небеснаго мира, какъ говоритъ Апостолъ: миръ Божій да владычествуетъ въ сердцахъ вашихъ (Кол. 3, 15), — миръ, который царствуетъ и обновляетъ умы вѣрныхъ въ любви къ Богу и ко всему братству. Слава, и поклоненіе Отцу и Сыну и Святому Духу во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 236-239.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.