Церковный календарь
Новости


2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
2019-01-14 / russportal
Письмо (24-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-14 / russportal
Письмо (23-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 17 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 32.
Слава христіанъ даже нынѣ пребываетъ въ душахъ ихъ, во время же воскресенія обнаружится и прославитъ тѣла по мѣрѣ ихъ благочестія.

1. Въ мірѣ семъ есть разные языки; потому что у всякаго народа свой языкъ. А христіане и нынѣ учатся одному языку, и всѣ берутъ уроки у одной премудрости, у премудрости Божіей, а не у мудрости міра сего и вѣка преходящаго. И какъ христіане живутъ среди тѣхъ же тварей; то, заимствуя себѣ поводъ въ видимомъ, восходятъ къ новымъ небеснымъ созерцаніямъ, славамъ и таинствамъ. Есть породы животныхъ кроткихъ, напримѣръ, конь и волъ; у каждаго изъ нихъ свое строеніе тѣла и свой голосъ. Тоже примѣчаемъ и въ звѣряхъ; у льва свое строеніе тѣла и свой голосъ, а подобно и у оленя. И между пресмыкающимися большая разность, и у птицъ много различія въ строеніи тѣла; иное строеніе тѣла и иный голосъ у орла, также иное строеніе тѣла и иный голосъ у ястреба. Тóже находимъ и въ морѣ; много тѣлъ, непохожихъ одно на другое. И на сушѣ много сѣменъ, каждое же сѣмя имѣетъ свой плодъ; также много деревъ, и есть дерева большія и дерева малыя. И самые овощи имѣютъ большую разность; потому что у каждаго изъ нихъ свой вкусъ. Есть травы, и между ними большая разность; однѣ полезны для здоровья, другія издаютъ /с. 241/ только благоуханіе. Каждое же дерево изъ внутренности своей производитъ наружную свою одежду, листья, цвѣты и плоды; а также и сѣмена внутри себя заключаютъ наружную свою одежду; и самыя лиліи изъ внутренности своей производятъ свою одежду и украшаютъ зелень.

2. Такъ, если которые изъ христіанъ еще здѣсь сподобились пріобрѣсти небесное одѣяніе, то оно самое и пребываетъ въ душахъ ихъ. И поелику Богомъ предопредѣлено, твари этой разрушиться, небу и землѣ прейдти; то небесное одѣяніе, нынѣ еще облекшее и прославившее душу, въ какомъ видѣ пріобрѣтено оно въ сердцѣ, въ такомъ облечетъ въ тотъ день воскресшія тѣла, послѣ того, какъ они востанутъ изъ гробовъ обнаженными. Явно же, облекутъ ихъ славою тотъ невидимый даръ и то небесное одѣяніе, какіе христіанами получены еще нынѣ. Какъ овцы или верблюды, нашедши траву, жадно и скоро поглощаютъ кормъ и запасаютъ въ себѣ пищу, во время же голода это самое отрыгаютъ изъ чрева и пережевываютъ, и къ напитанію ихъ служитъ, что было принято ими въ себя прежде: такъ и тѣхъ, которые нынѣ еще восхитили небесное царство, живя духомъ, вкусили небесной пищи, во время воскресенія сіе же самое будетъ покрывать и согрѣвать всѣ ихъ члены.

3. И какъ сказали мы о разности сѣмянъ, а именно, что на одной землѣ посѣваются многія сѣмена, и даютъ плоды различные, непохожіе одинъ на другой; а подобно и о деревахъ, что одни изъ нихъ больше, другія меньше, хотя корни всѣхъ деревъ находятся въ одной землѣ: такъ и небесная Церковь, будучи единою, неисчислима, и каждый въ ней особеннымъ образомъ украшенъ славою Духа. Какъ птицы изъ тѣла своего производятъ свою одежду — перья, но между ними большая разность; однѣ летаютъ почти по землѣ, а другія носятся высоко въ воздухѣ; или — какъ небо /с. 242/ одно, а звѣздъ на немъ много, тѣ свѣтлѣе, тѣ больше, тѣ меньше, но всѣ утверждены на одномъ небѣ: такъ и Святые на единомъ небѣ Божества и на невидимой землѣ укоренены различно. А подобно помыслы, приходящіе на умъ одному и тому же Адаму, бываютъ различны, но приходящій въ сердце Духъ производитъ одинъ помыслъ, и одно сердце; потому что и дольніе и горніе управляются однимъ Духомъ.

4. Чтó означаютъ животныя съ раздвоенными копытами? Поелику съ двойными копытами свободнѣе они ходятъ, то служатъ образомъ ходящихъ право въ Законѣ. Какъ тѣнь отъ тѣла производится самымъ тѣломъ, однакоже не можетъ замѣнить собою плоть въ служеніи; тѣнь не можетъ перевязать рану, подать пищу, или говорить, но она есть произведеніе самого тѣла, и напередъ показываетъ его присутствіе: такъ и ветхій законъ есть тѣнь новаго завѣта. Но тѣнь предуказывала истину, а не замѣняла собою Духа; потому что облеченный плотію Моѵсей не могъ бы войдти въ сердце, и совлечь нечистыя одежды тмы, если бы силу лукавой тмы не сокрушилъ Духъ отъ Духа, и Огнь отъ Огня. И обрѣзаніе въ подзаконной сѣни указываетъ на приближающееся истинное обрѣзаніе сердца, и омовеніе законное есть тѣнь истины. Тамъ омывалось тѣло; а здѣсь крещеніе огнемъ и Духомъ очищаетъ и омываетъ оскверненный умъ.

5. Тамъ обложенный немощію іерей входилъ во Святое, принося жертву за себя и за народъ: здѣсь истинный Архіерей — Христосъ однажды вошелъ въ нерукотворенную скинію, къ горнему жертвеннику, и готовъ у просящихъ Его очищать и оскверненную совѣсть. Ибо говоритъ: съ вами буду до скончанія вѣка (Мѳ. 28, 20). Первосвященникъ имѣлъ на груди два драгоцѣнныхъ камня, на которыхъ были имена двѣнадцати Патріарховъ. Бывшее тамъ есть образъ; такъ и Господь, облекшись двѣнадцатью Апостолами, по/с. 243/слалъ ихъ благовѣстниками и проповѣдниками въ цѣлый міръ. Смотри, какъ приближающаяся тѣнь показываетъ истину. Какъ тѣнь не исправляетъ служенія, и не врачуетъ немощей: такъ и ветхій законъ не могъ врачевать душевныхъ язвъ и немощей; потому что не имѣлъ жизни.

6. Два сопрягаемыя лица составляютъ нѣчто совершенное: такъ и два завѣта. Человѣкъ сотворенъ по образу и подобію Божію, и имѣетъ два глаза, двѣ брови, двѣ руки, двѣ ноги; и если случится быть одноглазому, или однорукому, или одноногому, то сіе служитъ ему какъ бы въ укоризну. Или, какъ птица, если у нея одно крыло, объ одномъ крылѣ и летать не можетъ: такъ и человѣческая природа, если бы оставалась обнаженною, какова она сама въ себѣ, и не пріяла въ себя срастворенія и общенія природы небесной, то не совершала бы ничего хорошаго, но пребывала бы по своей природѣ обнаженною и достойною укоризны за великую нечистоту. Ибо и самая душа наименована храмомъ и жилищемъ Божіимъ, и невѣстою царскою. Богъ говоритъ: вселюся въ нихъ, и похожду (2 Кор. 6, 16). Богъ столько благоволилъ къ тебѣ, что сошелъ съ святыхъ небесъ, и принялъ на Себя разумную твою природу, и земную плоть срастворилъ Божественнымъ Своимъ Духомъ, чтобы и ты перстный пріялъ въ себя небесную душу. И когда душа твоя будетъ въ общеніи съ Духомъ, и небесная душа войдетъ въ душу твою; тогда совершенный ты человѣкъ въ Богѣ, и наслѣдникъ, и сынъ.

7. Но какъ Божія величія и Божіей непостижимости не вмѣщаютъ въ себѣ ни горніе, ни дольніе вѣки: такъ, наоборотъ, и уничиженія Божія, того, какъ Богъ соумаляетъ Себя съ уничиженными и малыми, не могутъ постигнуть ни горніе міры, ни земные. Ибо какъ величіе, такъ и уничиженіе Божіе — непостижимы. И когда по домостроительству Божію /с. 244/ бываешь въ скорбяхъ, въ страданіяхъ, въ язвахъ, тогда, что почитаешь для себя противнымъ, то самое служитъ къ пользѣ души твоей. Если хочешь быть и богатѣть въ мірѣ; то срѣтаютъ тебя всякія несчастія, и начинаешь разсуждать самъ съ собою: «несчастливъ я въ мірѣ, пойду, отрекусь отъ міра, буду служить Богу». Наконецъ, дошедши до этой мысли, слышишь заповѣдь, которая говоритъ: продаждь имѣніе твое (Матѳ. 19, 27), возненавидь плотское общеніе, и служи Богу. Тогда начинаешь благодарить за свое несчастіе въ мірѣ, за то, что, по сему поводу, оказываешься послушнымъ Христовой заповѣди. — Наконецъ, если измѣнилъ ты мысль свою отчасти — въ отношеніи къ видимому, и удалился отъ міра и отъ плотскаго общенія; то надлежитъ тебѣ также измѣниться и въ умѣ, плотское мудрованіе перемѣнить въ мудрствованіе небесное. Тогда начинаешь разсуждать о той же слышанной тобою заповѣди, и не имѣешь еще покоя, а пріемлешь только на себя попеченіе и трудъ пріобрѣсти то, о чемъ слышалъ.

8. Когда думаешь, что, отрекшись отъ міра, сдѣлалъ ты все, Господь обращаетъ къ тебѣ слово: «Что хвалишься? Не Я ли создалъ тѣло твое и душу? Что сдѣлано тобою?» Душа исповѣдуясь Господу начинаетъ просить Его и говорить: «Все Твое; домъ, въ которомъ живу, Твой; и одежды мои — Тебѣ принадлежатъ. Ты меня питаешь, Ты снабдѣваешь меня всѣмъ потребнымъ». Тогда Господь начинаетъ говорить на сіе: «Дѣлаю тебѣ милость; это имѣніе — твоя собственность; эта добрая воля — твоя же собственность. За любовь твою ко Мнѣ, поелику прибѣгла ты ко Мнѣ, вотъ даю тебѣ и то, чѣмъ не обладала ты до нынѣ, чего не имѣютъ люди на землѣ. Вмѣстѣ съ душею твоею прійми и Меня Господа, чтобы всегда тебѣ веселиться и радоваться со Мною».

9. Какъ жена, обручаемая съ мужемъ, все имѣніе /с. 245/ свое, все приданое свое, съ великою любовію приноситъ и передаетъ въ руки мужу, и говоритъ: «ничего нѣтъ у меня своего; это имѣніе мое стало твоимъ, это приданое — твоя собственность, и душа моя, и тѣло мое тебѣ принадлежатъ»: такъ и цѣломудренная душа есть дѣва Господня, вступающая въ общеніе со Святымъ Господнимъ Духомъ. Поелику же Господь, пришедши на землю, пострадалъ и былъ распятъ; то и тебѣ надобно пострадать съ Нимъ. Ибо какъ-скоро удалишься отъ міра и начнешь искать Бога и разсуждать о Немъ, долженъ уже будешь бороться съ своею природою, съ прежними нравами и съ тѣмъ навыкомъ, который тебѣ прирожденъ. А во время борьбы съ симъ навыкомъ найдешь противящіеся тебѣ помыслы и борющіеся съ умомъ твоимъ; и помыслы сіи повлекутъ тебя, и станутъ кружить тебя въ видимомъ, отъ чего ты бѣжалъ. Тогда-то начнешь бореніе и брань, возставляя помыслы противъ помысловъ, умъ противъ ума, душу противъ души, духъ противъ духа; и здѣсь-то уже вѣчная Душа.

10. Ибо открывается какая-то сокровенная и тонкая сила тмы, пребывающая въ сердцѣ. И Господь бываетъ близъ души и тѣла твоего, и смотря на борьбу твою, влагаетъ въ тебя сокровенные, небесные помыслы, и втайнѣ начинаетъ упокоевать тебя. Но пока оставляетъ еще тебя подъ обученіемъ, и въ самыхъ скорбяхъ промышляетъ о тебѣ благодать. И когда прійдешь въ упокоеніе, дастъ тебѣ познать Себя, и покажетъ тебѣ, что для твоей же пользы попускала быть тебѣ въ бореніи. — Какъ сыну богатаго человѣка, у котораго есть пѣстунъ, пока наставникъ наказываетъ его, и ученіе, и раны, и удары кажутся тяжкими, и это бываетъ пока не сдѣлается мужемъ; а тогда начинаетъ уже благодарить пѣстуна: такъ и благодать промыслительно обучаетъ, пока не прійдешь въ совершеннаго мужа.

/с. 246/

11. Земледѣлецъ всюду бросаетъ сѣмена и насаждающій виноградныя лозы желаетъ, чтобы всѣ онѣ приносили плодъ; а потомъ приходитъ съ серпомъ, и печалится, если не находитъ плода. Такъ и Господь хощетъ, чтобы слово Его посѣяно было въ сердцахъ человѣческихъ. Но какъ земледѣлецъ печалится о скудной нивѣ: такъ и Господь скорбитъ о скудномъ и не приносящемъ плода сердцѣ. Какъ вѣтры дуютъ всюду, по всей твари, и какъ солнце освѣщаетъ цѣлую вселенную: такъ и Божество повсюду, вездѣ обрѣтаешь Его. Если ищешь на небесахъ: то и тамъ обрѣтается въ помыслахъ Ангельскихъ. Если ищешь на землѣ; и здѣсь обрѣтается въ сердцахъ человѣческихъ. Но изъ многихъ не многіе оказываются благоугождающими Ему христіанами. Слава и велелѣпіе Отцу и Сыну и Святому Духу во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 240-246.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.