Церковный календарь
Новости


2019-01-17 / russportal
Слово (1-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-17 / russportal
Посланіе преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 37.
О раѣ и о духовномъ законѣ.

1. Любы міра сего, по написанному, вражда Богу есть (Іак. 4, 4). Посему, Писаніе всякому повелѣваетъ всяцѣмъ храненіемъ блюсти сердце свое (Притч. 4, 23), чтобы человѣкъ, какъ рай храня въ немъ слово, насладился благодатію, не слушая вползающаго внутрь змія, и совѣтующаго то, что служитъ къ удовольствію, отъ котораго раждается братоубійственный гнѣвъ, и раждающая его душа умираетъ, но внимая Господу, Который говоритъ: имѣйте попеченіе о вѣрѣ и надеждѣ, отъ которыхъ раждается боголюбивая и человѣколюбивая любовь, приводящая къ вѣчной жизни. Въ сей рай вошелъ Ной, храня и исполняя заповѣдь, и за любовь избавленъ отъ гнѣва. Его храня, Авраамъ услышалъ гласъ Божій. Его храня, Моѵсей пріялъ славу на лице; подобно Давидъ его храня воздѣлывалъ, почему сталъ господствовать надъ врагами. Да и Саулъ, пока хранилъ сердце, былъ благоуспѣшенъ; когда же до конца преступилъ заповѣдь, — въ конецъ оставленъ. Ибо мѣрою, соотвѣтственно способностямъ каждаго, постигаетъ его слово Божіе; сколько кто владѣетъ, столько и овладѣвается; сколько хранитъ, столько и охраняется.

2. Посему-то, весь ликъ святыхъ Пророковъ, Апостоловъ, Мучениковъ хранили слово въ сердцахъ своихъ, не имѣя другаго попеченія, но презирая земное, /с. 258/ и пребывая въ заповѣди Святаго Духа, всему предпочитая благоугодное Духу и доброе, не словомъ только и простымъ вѣдѣніемъ, но и словомъ и дѣломъ въ самой дѣйствительности избирая вмѣсто богатства нищету, вмѣсто славы безчестіе, вмѣсто удовольствія злостраданіе, а въ слѣдствіе сего вмѣсто раздражительности — любовь. Ибо, ненавидя пріятности житейскія, тѣмъ паче возлюбили отъемлющихъ оныя, какъ споспѣшествующихъ ихъ цѣли, и удерживались отъ познанія добраго и лукаваго. И добрыхъ не отрекались, и лукавыхъ не обвиняли, всѣхъ признавая отвѣтственными служителями Владычняго домостроительства. Почему ко всѣмъ имѣли доброе расположеніе. Ибо когда услышали отъ Господа: отпустите и отпустится вамъ (Лук. 6, 38), тогда обижающихъ стали почитать благодѣтелями, какъ доставляющихъ случаи къ прощенію обидъ. И когда также услышали: якоже хощете, да творятъ вамъ человѣцы, и вы творите имъ (Матѳ. 7, 12); тогда и добрыхъ возлюбили по совѣсти. Ибо, отложивъ свою праведность, и взыскавъ правды Божіей, нашли, какъ и слѣдовало, естественно сокрытую въ ней любовь.

3. Господь, преподавъ многія заповѣди о любви, повелѣлъ искать правды Божіей; ибо зналъ, что она матерь любви. Невозможно спастись иначе, какъ токмо чрезъ ближняго, какъ и заповѣдалъ: отпустите, и отпустится вамъ. Это — духовный законъ, написанный въ сердцахъ вѣрныхъ — исполненіе закона перваго. Ибо Господь говоритъ: не пріидохъ разорити законъ, но исполнити (Матѳ. 5, 17). Какъ же исполняется законъ, — слушай. Первый законъ, по благословной причинѣ, обиженнаго осуждалъ болѣе, нежели согрѣшившаго; такъ-какъ сказано: имъ же судиши друга себе осуждаеши, а что отпущаетъ, то и ему отпущено будетъ (Рим. 2, 1. Сир. 28, 2). Ибо по слову закона: между судомъ судъ, и между язвою язва (Второз. 17, 8).

/с. 259/

4. Поэтому отпущеніе грѣховъ есть исполненіе закона. Сказали же мы о первомъ законѣ не потому, что Богъ давалъ людямъ два закона; напротивъ того, законъ одинъ; въ отношеніи къ естеству онъ духовенъ, но въ отношеніи къ преслѣдованію подвергаетъ каждаго преслѣдованію справедливому; отпущающему онъ отпущаетъ, а преслѣдующаго преслѣдуетъ; ибо сказано: со избраннымъ избранъ будеши, а со строптивымъ развратишися (Пс. 17, 27). Посему исполняющіе законъ духовно и, соразмѣрно сему, причастные благодати любятъ не только благодѣтелей, но даже хулителей и гонителей, въ воздаяніе за сіи блага ожидая духовной любви. Благами же называю не потому, что прощаютъ обиды, но потому, что благодѣтельствуютъ душамъ обидѣвшихъ; молятся о нихъ Богу, какъ бы чрезъ нихъ пріявъ блаженство, по сказанному: блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще Мене ради (Матѳ. 5, 11).

5. Но такъ мудрствовать научились они подъ закономъ духовнымъ. Поелику они терпѣли и соблюдали духовную кротость, то Господь, видя терпѣніе боримаго сердца, и неодолимой любви, разорилъ средостѣніе ограды; и они отринули совершенную вражду, и уже не съ усиліемъ, но по Божіей помощи, возъимѣли любовь. Господь сдерживаетъ, наконецъ, обращаемое оружіе (Быт. 3, 24), возбуждающее помыслы, и входятъ они во внутренѣйшее завѣсы, идѣ же предтеча о насъ вниде Господь (Евр. 6, 20), и наслаждаются плодами Духа, и созерцая будущее постоянствомъ сердца, а не зерцаломъ въ гаданіи, согласно съ Апостоломъ, изрекаютъ: ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Но спрошу я о семъ чудномъ дѣлѣ:

6. Вопросъ. Если на сердце человѣку не всходило; /с. 260/ то какъ же знаете сіе вы, тѣмъ паче, когда сами сознались въ Дѣяніяхъ (14, 15), что вы подобострастные намъ люди?

Отвѣтъ. Но слушайте, что на сіе отвѣтствуетъ Павелъ. Намъ же, говоритъ онъ, Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ: Духъ бо вся испытуетъ, и глубины Божія (1 Кор. 2, 10). А что-бы не сказалъ кто, что имъ данъ Духъ, какъ Апостоламъ, а намъ по естеству сіе невмѣстимо; то Павелъ въ другомъ мѣстѣ, вознося молитву, говоритъ: да дастъ вамъ Богъ, по богатству славы Своея силою утвердитися во внутреннемъ человѣцѣ, вселитися Христу вѣрою въ сердца ваша (Ефес. 3, 16. 17); и еще: Господь же Духъ есть: а идѣже Духъ Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17). И еще: аще же кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Еговъ (Рим. 8, 9).

7. Посему, будемъ и мы молиться съ увѣренностію и съ чувствомъ, чтобы и намъ причаститься Святаго Духа, и войдти туда, откуда мы вышли, чтобы въ послѣдствіи удалился отъ насъ душепагубный змій, совѣтникъ тщеславный, духъ многопопечительности и піянства; посему, твердо увѣровавъ, будемъ сохранять заповѣди Господни и чрезъ то возрастать въ мужа совершенна, въ мѣру возраста; и не возгосподствуетъ уже надъ нами прелесть вѣка сего, и, удостовѣряемые духомъ, не утратимъ вѣры въ то, что благодать Божія благоволитъ къ кающимся грѣшникамъ. Ибо даруемое по благодати нейдетъ и въ сравненіе съ предшествующею немощію; иначе благодать — не благодать. Но, увѣровавъ во всемогущаго Бога, съ простымъ и непытливымъ сердцемъ приступимъ къ дарующему причастіе Духа по вѣрѣ, а не по уподобленію дѣлъ вѣрѣ. Ибо сказано: не отъ дѣлъ закона Духа пріясте, но отъ слуха вѣры (Гал. 3, 2).

8. Вопросъ. Говоришь, что все духовно скрывается /с. 261/ въ душѣ; что же значитъ: въ церкви хощу пять словесъ умомъ моимъ глаголати (1 Кор. 14, 19)?

Отвѣтъ. Церковь можно разумѣть въ двухъ видахъ: или какъ собраніе вѣрныхъ, или какъ душевный составъ. Посему, когда церковь берется духовно, — въ значеніи человѣка, тогда она есть цѣлый составъ его; а пять словесъ означаютъ пять общихъ добродѣтелей, которыя дѣлятся на многіе виды и назидаютъ цѣлаго человѣка. Какъ тотъ, кто глаголетъ о Господѣ, пятью словесами объемлетъ всю мудрость; такъ тотъ, кто послѣдуетъ Господу, пятью добродѣтелями назидаетъ великое благочестіе; потому что добродѣтелей сихъ пять, но онѣ объемлютъ собою и всѣ прочія. Первая — молитва, потомъ воздержаніе, милостыня, нищета, долготерпѣніе; всѣ онѣ, будучи совершаемы по желанію и произволенію, суть словеса душевныя, глаголемыя Господомъ и слышимыя сердцемъ; ибо дѣйствуетъ Господь, и Духъ глаголетъ тогда мысленно; и въ какой мѣрѣ вожделѣваетъ сердце, въ такой совершаетъ явно.

9. Сіи же добродѣтели, поколику суть общія для всѣхъ, потолику суть и родовыя въ разсужденіи прочихъ. Ибо съ отсутствіемъ первой уничтожаются всѣ; а подобнымъ образомъ, со второю отъемлются за нею слѣдующія, и такъ далѣе. Ибо, какъ будетъ человѣкъ молиться, если не воздѣйствовалъ въ немъ Духъ? Свидѣтелемъ мнѣ служитъ Писаніе, которое говоритъ: никто же можетъ рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ (1 Кор. 12, 3). А воздерживающійся безъ молитвы какъ устоитъ безъ этой помощи? И кто не воздерживается во всемъ, тотъ какъ будетъ милостивымъ къ алчущему или обиженному? А кто немилосердъ, тотъ не согласится произвольно обнищать. И обратно, раздражительность живетъ вмѣстѣ съ пристрастіемъ къ деньгамъ, хотя бы имѣлъ ихъ человѣкъ, или нѣтъ. Но душа доблестная присози/с. 262/дается такимъ образомъ къ Церкви не потому, что сдѣлала, но потому, что возжелала. Ибо спасаетъ человѣка не собственное его дѣло, но Даровавшій силу. Посему, если кто и язвы Владычнія терпитъ, — да не имѣетъ о себѣ самомнѣнія въ чемъ-либо, хотя бы и сдѣлалъ что, даже и въ томъ, что только возлюбилъ и предначалъ дѣйствіе. Поэтому, не думай когда-либо предварить въ добродѣтели Господа, по слову сказавшаго: Онъ есть дѣйствуяй въ насъ, еже хотѣти и еже дѣяти о благоволеніи (Филип. 2, 13).

10. Вопросъ. Что же Писаніе повелѣваетъ человѣку дѣлать?

Отвѣтъ. Прежде еще сказали мы, что человѣкъ по природѣ имѣетъ предначинаніе, и его-то взыскуетъ Богъ. И поэтому, повелѣваетъ, чтобы человѣкъ сперва понялъ, понявъ возлюбилъ, и предначалъ волею. А чтобы мысль привести въ дѣйствіе, или перенести трудъ, или совершить дѣло, — сіе благодать Господня даетъ возжелавшему и увѣровавшему. Посему, воля человѣческая есть какъ бы существенное условіе. Если нѣтъ воли; самъ Богъ ничего не дѣлаетъ, хотя и можетъ по свободѣ Своей. Посему, совершеніе дѣла Духомъ зависитъ отъ воли человѣка. Опять, если даемъ мы полную свою волю, то намъ все дѣло приписываетъ чудный во всемъ и совершенно недомыслимый Богъ. Мы — люди какую-нибудь часть чудесъ Его предпріемлемъ изглаголать, основываясь на Писаніи, или лучше сказать, имъ научаемые. Ибо сказано: Кто разумѣ умъ Господень (1 Кор. 2, 16)? И самъ Богъ говоритъ: колькраты восхотѣхъ собрати чада твоя, и не восхотѣсте (Лук. 13, 34). Посему, должно вѣровать, что Самъ собираетъ насъ, отъ насъ же требуетъ только воли. Что же будетъ обнаруженіемъ воли, какъ не трудъ добровольный?

11. Какъ желѣзо, когда рѣжетъ, рубитъ, воздѣлываетъ землю, насаждаетъ, будучи нагнетаемо, само /с. 263/ углубляется, впрочемъ иный нѣкто движетъ имъ и налагаетъ его, и, когда сломано, разжигаетъ въ огнѣ и обновляетъ: такъ и человѣкъ, хотя сокрушается и утруждается, дѣлая доброе, однакоже сокровенно дѣйствуетъ въ немъ Господь, и во время утружденія и сокрушенія утѣшаетъ и обновляетъ сердце, какъ и Пророкъ говоритъ: Еда прославится сѣкира безъ сѣкущаго? Или вознесется пила безъ влекущаго (Ис. 10, 15)? Тоже бываетъ и во злѣ; когда человѣкъ повинуется и дѣлается готовымъ, тогда сатана побуждаетъ и изощряетъ его, какъ разбойникъ — мечъ. Желѣзу же уподобили мы сердце по его безчувственности и по великой жестокости. Но мы не должны были, подобно безчувственному желѣзу, не знать того, кто управляетъ нами (когда только отъ слова о дѣлателѣ обращались къ помыслу лукаваго), а напротивъ того, подобно волу и ослу, обязаны были знать, кто понуждаетъ и ведетъ насъ по своему разумѣнію. Ибо сказано: позна волъ стяжавшаго и́, и оселъ ясли господина своего, Израиль же мене не позна (Ис. 1, 3-5). Посему, будемъ молиться, чтобы пріобрѣсти намъ познаніе Божіе и научиться духовному закону для исполненія святыхъ заповѣдей Его, прославляя Отца, Сына и Святаго Духа во вѣки. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 257-263.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.