Церковный календарь
Новости


2019-03-25 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Рѣчь предъ защитой диссертаціи (1986)
2019-03-25 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). О спасит. значеніи Слова Божія (1986)
2019-03-25 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Въ защиту Правды". Статья 4-я (1983)
2019-03-25 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Въ защиту Правды". Статья 3-я (1983)
2019-03-24 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Два письма прот. Игорю Дулгову (1995)
2019-03-24 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Два письма протопр. Георгію Граббе (1995)
2019-03-24 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Въ защиту Правды". Статья 2-я (1983)
2019-03-24 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Въ защиту Правды". Статья 1-я (1983)
2019-03-23 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Нравственная идея догмата Церкви (1986)
2019-03-23 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Нравств. идея догмата Пресв. Троицы (1986)
2019-03-22 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 142-й (1899)
2019-03-22 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 141-й (1899)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 10-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 9-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 8-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 7-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 46.
О различіи между словомъ Божіимъ и словомъ міра, между чадами Божіими и чадами міра сего.

1. Слово Божіе есть Богъ, а слово міра есть міръ. Но большое различіе и разстояніе между словомъ Божіимъ и словомъ міра, между чадами Божіими и чадами міра. Ибо всякое порожденіе уподобляется своимъ родителямъ. Посему, если порожденіе Духа пожелаетъ предать себя слову міра, земнымъ вещамъ и славѣ вѣка сего; то оно умираетъ и гибнетъ, не возмогши найдти истиннаго упокоенія жизни; потому что упокоеніе его тамъ, гдѣ оно и рождено. Подавляется, какъ говоритъ Господь (Матѳ. 13, 22), и дѣлается безплоднымъ для слова Божія одержимый житейскими заботами и связанный земными узами. А равно одержимый плотскимъ произволеніемъ, то-есть, человѣкъ мірской, если пожелаетъ слушать Божіе слово, подавляется и дѣлается какъ бы какимъ-то безсловеснымъ. Привыкшіе къ обольщеніямъ порока, когда слышатъ о Богѣ, какъ бы обезпокоенные непріятною бесѣдою, огорчаются въ умѣ.

2. Но и Павелъ говоритъ: душевенъ человѣкъ не пріемлетъ, яже Духа, юродство бо ему есть (1 Кор. 2, 14). И Пророкъ сказалъ: слово Божіе стало для нихъ, /с. 294/ какъ снѣдь извергаемая (Ис. 28, 13) [1]. Видишь, что невозможно иначе жить, какъ по тому закону, по которому каждый рожденъ. Но должно обратить на сіе вниманіе и съ другой стороны. Если человѣкъ плотскій рѣшается приступить къ измѣненію себя самого, сперва онъ умираетъ и дѣлается безплоднымъ для оной прежней лукавой жизни. Но какъ у одержимаго болѣзнію, напр. горячкою, хотя тѣло его лежитъ на постелѣ и не въ состояніи исправлять никакого земнаго дѣла, однакоже умъ не остается въ покоѣ, развлекаемый попеченіемъ о работѣ, ищетъ врача, посылая къ нему друзей своихъ: такъ душа, преступленіемъ заповѣди подвергшая себя немощи страстей и сдѣлавшаяся безсильною, когда приступитъ ко Господу и увѣруетъ въ Него, получаетъ отъ Него заступленіе, и отрекшись отъ прежней, весьма худой жизни, хотя лежитъ еще разслабленная ветхою немощію, и не имѣетъ силъ дѣйствительно совершить какое-либо дѣло жизни, однакоже обязана, и можетъ, имѣть усильное попеченіе о жизни, умолять Господа, искать истиннаго Врача.

3. И несправедливо иные, введенные въ обманъ лжеученіемъ, утверждаютъ, что человѣкъ рѣшительно умеръ, и вовсе не можетъ дѣлать ничего добраго. Хотя младенецъ ничего не въ силахъ дѣлать, или не можетъ на своихъ ногахъ идти къ матери, однако же онъ, ища матери, движется, кричитъ, плачетъ. И матерь сжаливается надъ нимъ; она рада, что дитя съ усиліемъ и воплемъ ищетъ ее. И поелику младенецъ не можетъ идти къ ней; то сама матерь, преодолѣваемая любовію къ младенцу, за долгое его исканіе, подходитъ къ нему и съ великою нѣжностію беретъ, ласкаетъ и кормитъ его. Тоже дѣлаетъ и человѣколюбивый Богъ съ душею, которая приходитъ и взы/с. 295/скуетъ Его. Но гораздо еще болѣе, побуждаемый свойственною Ему любовію и собственною Своею благостію, прилѣпляется Онъ къ разумѣнію души, и, по Апостольскому слову, дѣлается съ нею единъ Духъ (1 Кор. 6, 7). Ибо когда душа прилѣпляется ко Господу, и Господь, милуя и любя ее, приходитъ и прилѣпляется къ ней, и разумѣніе ея непрестанно уже пребываетъ въ благодати Господней, тогда душа и Господь дѣлаются единый духъ, единое сраствореніе, единый умъ. Тѣло души остается повержденнымъ на землѣ, а умъ ея всецѣло жительствуетъ въ небесномъ Іерусалимѣ, восходя до третіяго неба, прилѣпляясь ко Господу, и тамъ служа Ему.

4. И самъ Сѣдящій въ небесномъ градѣ на престолѣ величествія на высокихъ, весь пребываетъ съ душею въ тѣлѣ ея; потому что образъ ея положилъ Онъ горѣ, въ небесномъ градѣ Святыхъ Іерусалимѣ, а собственный образъ неизрѣченнаго свѣта Божества Своего положилъ въ тѣлѣ ея. Онъ служитъ ей во градѣ тѣла, и она служитъ Ему во градѣ небесномъ. Душа содѣлалась наслѣдницею Его въ небесахъ, а Онъ пріялъ ее въ наслѣдіе на землѣ. Ибо Господь дѣлается наслѣдіемъ души, и душа наслѣдіемъ Господа. Мысль и умъ даже омраченныхъ грѣшниковъ могутъ быть весьма далеко отъ тѣла, имѣютъ силу во мгновеніе времени пробѣгать большія пространства, переходить въ отдаленныя страны, и нерѣдко тѣло повержено на землѣ, а мысль въ другой сторонѣ пребываетъ съ возлюбленнымъ, или съ возлюбленною, и видитъ себя, какъ бы живущею тамъ. А если душа грѣшника такъ тонка и быстрокрыла, и уму ея нѣтъ препятствія быть въ отдаленныхъ мѣстахъ, тѣмъ паче душа, съ которой покрывало тмы снято силою Духа Святаго, когда умныя очи ея просвѣщены небеснымъ свѣтомъ, и совершенно избавлена она отъ страстей безчестія, содѣлалась чистою по благодати, — всецѣло /с. 296/ на небесахъ служитъ Господу духомъ, и всецѣло служитъ Ему тѣломъ, и столько расширяется мыслію, что бываетъ повсюду, и, гдѣ хочетъ, и когда хочетъ, служитъ Христу.

5. Сіе говоритъ Апостолъ: да возможете разумѣти со всѣми святыми, что широта и долгота и высота и глубина, разумѣти же преспѣющую разумъ любовь Христову, да исполнитеся во всякое исполненіе Божіе (Ефес. 3, 18. 19). Разсматривай неизреченныя тайны души, съ которой Господь съемлетъ лежащую на ней тму, и открываетъ ее, и Самъ ей открывается. Какъ расширяетъ и распростираетъ мысли ума ея и въ широту, и въ долготу, и въ глубину, и въ высоту всей видимой и невидимой твари! Итакъ, подлинно душа — дѣло великое, Божіе и чудное. При созданіи ея такою сотворилъ ее Богъ, что въ естество ея не было вложено порока, напротивъ того, сотворилъ ее по образу добродѣтели Духа, вложилъ въ нее законы добродѣтелей, разсудительность, вѣдѣніе, благоразуміе, вѣру, любовь и прочія добродѣтели, по образу Духа.

6. Еще и нынѣ въ вѣдѣніи, благоразуміи, любви, вѣрѣ обрѣтается ею и является ей Господь. Онъ вложилъ въ нее разумѣніе, помыслы, волю, владычественный умъ, воцарилъ въ ней и иную великую утонченность, содѣлалъ ее удободвижною, легкокрылою, неутомимою; даровалъ ей способность приходить и уходить въ одно мгновеніе, и мыслію служить Ему, когда хощетъ Духъ. Однимъ словомъ, создалъ ее такою, чтобъ содѣлаться ей невѣстою и сообщницею Его, чтобы и Ему быть въ единеніи съ нею, и ей быть съ Нимъ въ единый духъ, какъ сказано: прилѣпляяйся Господеви, единъ духъ есть съ Господемъ (1 Кор. 6, 17). Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По переводу Ѳеодотіона.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 293-296.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.