Церковный календарь
Новости


2019-01-17 / russportal
Слово (1-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-17 / russportal
Посланіе преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 47.
Иносказательное истолкованіе того, что было подъ закономъ.

1. Слава, какую имѣлъ Моисей на лицѣ, была образомъ истинной славы. Какъ тамъ Іудеи не могли взирать на лице Моисеево: такъ и нынѣ, когда оную славу свѣта пріемлютъ въ души христіане, тма, не терпя сіянія свѣта сего, ослѣпленная предается бѣгству. Но Іудеи обрѣзаніемъ давали о себѣ знать, что Божій они народъ. Здѣсь же люди Божіи избранны (Тит. 2, 14) пріемлютъ внутрь сердца своего знаменіе обрѣзанія: потому что небесный мечъ обсѣкаетъ излишество ума, то есть, нечистое краеобрѣзаніе грѣха. У нихъ крещеніе, освящающее плоть; у насъ же есть крещеніе Духомъ Святымъ и огнемъ. Ибо сіе проповѣдалъ Іоаннъ: Той вы креститъ Духомъ Святымъ и огнемъ (Матѳ. 3, 11).

2. Тамъ была скинія внѣшняя и внутренняя: въ первую выну вхождаху священницы службы совершающе: во вторую же единую въ лѣто единъ архіерей съ кровію, сіе являющу Духу Святому, яко не у явися святыхъ путь (Евр. 9, 6-8). А здѣсь сподобившіеся входятъ въ нерукотворенную скинію, идѣже предтеча о насъ вниде Христосъ (Евр. 6, 20). Въ Законѣ предписано было жрецу взять двухъ голубей: одного заклать, а живого окропить его кровію и пустить ле/с. 298/тать на свободѣ. Сіе же дѣйствіе было образомъ и сѣнію истины. Ибо Христосъ закланъ, и кровь Его, окропившая насъ, содѣлала окриленными; потому что дала намъ крыла Святаго Духа невозбранно воспарять въ воздухѣ Божества.

3. Іудеямъ данъ былъ законъ, написанный на каменныхъ скрижаляхъ; а намъ даны законы духовные, написанные на плотяныхъ скрижаляхъ сердца. Ибо сказано: дая законы Моя, въ сердцахъ ихъ, и на мысляхъ ихъ напишу я (Іерем. 31, 33). И то все было упраздняемое и временное; нынѣ же дѣйствительно все совершается во внутреннемъ человѣкѣ; потому что завѣтъ внутри, и однимъ словомъ: яже прилучахуся онѣмъ, все то состояло въ образахъ, писана же быша въ наученіе наше (1 Кор. 10, 11). Богъ предрекъ Аврааму будущее: яко пресельно будетъ сѣмя твое въ земли не своей, и озлобятъ я, и поработятъ я лѣтъ четыреста (Быт. 15, 13). И сіе было также образомъ сѣни. Народъ былъ преселенъ, порабощенъ Египтянами и озлобляемъ бреніемъ и плинѳами. Фараонъ поставилъ надъ Израильтянами приставниковъ дѣлъ и досмотрщиковъ, чтобы по необходимости дѣлали они дѣло свое. Когда же сыны Израилевы въ трудахъ своихъ возстенали предъ Богомъ; посѣтилъ Онъ ихъ чрезъ Моисея и многими казнями поразивъ Египтянъ, въ мѣсяцъ цвѣтовъ, когда, по прошествіи зимней суровости, едва только появляется пріятная весна, изводитъ ихъ изъ Египта.

4. Повелѣлъ Богъ Моисею взять непорочнаго агнца, заклать и кровію его помазать пороги и двери, чтобы не коснулся ихъ погубляющій египетскихъ первенцовъ; потому что посланный Ангелъ издали видѣлъ знаменіе крови, и удалялся, входилъ же въ домы неимѣвшихъ знаменія, и убивалъ всякаго первенца. Сверхъ того, повелѣлъ изъять квасное изъ всякаго дома, и закланнаго агнца заповѣдалъ съѣсть съ опрѣ/с. 299/сноками и съ горькими травами. Ѣсть же его Израильтяне должны были, препоясавъ чресла, надѣвъ сапоги на ноги и имѣя въ рукахъ жезлы. И такимъ образомъ, повелѣвалось со всѣмъ тщаніемъ снѣсти пасху Господню къ вечеру и костей не сокрушать у Агнца [1].

5. Извелъ же ихъ со множествомъ серебра и золота, повелѣвъ каждому у сосѣда своего Египтянина занять сосуды золотые и серебряные. И вышли они изъ Египта, когда Египтяне погребали своихъ первенцевъ. У однихъ была радость объ избавленіи отъ тяжкаго рабства: у другихъ плачъ и сѣтованіе о погибели дѣтей. Почему, Моисей говоритъ: это ночь, въ которую Богъ обѣтовалъ избавить насъ. Все же сіе есть тайна души, избавленной пришествіемъ Христовымъ. Ибо слово Израиль толкуется умъ, зрящій Бога, и онъ освобождается отъ рабства тмы, отъ египетскихъ духовъ.

6. Поелику человѣкъ въ преслушаніи умеръ страшною душевною смертію и принялъ клятву на клятву: терніе и волчцы возраститъ тебѣ земля (Быт. 3, 18); и еще: воздѣлывай землю, и не приложитъ дать тебѣ плодовъ своихъ: то на землѣ сердца его возродились и возрасли тернія и волчцы. Враги обманомъ восхитили славу его и облекли его стыдомъ. Похищенъ свѣтъ его, и облеченъ онъ во тму. Убили душу его, разсыпали и раздѣлили помыслы его, совлекли умъ его съ высоты, и человѣкъ — Израиль сталъ рабомъ истиннаго фараона, и онъ поставилъ надъ человѣкомъ приставниковъ дѣлъ и досмотрщиковъ — лукавыхъ духовъ, которые понуждаютъ человѣка, волею и неволею, дѣлать лукавыя дѣла его, составлять бреніе и плинѳы. Удалившіе человѣка отъ небеснаго образа /с. 300/ мыслей низвели его къ дѣламъ лукавымъ, вещественнымъ, земнымъ и бреннымъ, къ словамъ, помышленіямъ и разсужденіямъ суетнымъ; потому что душа, ниспавъ съ высоты своей, встрѣтила человѣконенавистное царство и жестокихъ князей, которые понуждаютъ ее созидать имъ грѣховные грады порока.

7. Если же душа воздохнетъ и возопіетъ къ Богу; то ниспослетъ ей духовнаго Моисея, избавляющаго ее отъ египетскаго рабства. Но прежде пусть вопіетъ и стенаетъ; и тогда увидитъ начало избавленія. И она получаетъ избавленіе въ мѣсяцъ новыхъ цвѣтовъ, во время весны, когда душевная нива можетъ произрастить прекрасныя цвѣтоносныя лѣторасли правды; по минованіи жестокой зимы потемненнаго невѣдѣнія и великаго ослѣпленія — слѣдствія срамныхъ дѣлъ и грѣховъ. Но тогда повелѣваетъ Богъ изъять изъ каждаго дома весь ветхій квасъ, отринуть, сколько возможно, дѣла и мудрованія ветхаго растлѣннаго человѣка, лукавые помыслы и нечистыя умствованія.

8. Должно заклать и принести въ жертву агнца и кровію его помазать двери; потому что закланъ Христосъ, истинный, благій и непорочный агнецъ, и кровію Его помазаны праги сердца, чтобы изліянная на крестѣ кровь Христова душѣ была въ жизнь и избавленіе, а Египтянамъ, то есть, демонамъ, въ плачъ и смерть. Ибо дѣйствительно, кровь непорочнаго Агнца — имъ плачъ, а душѣ радость и веселіе. Потомъ послѣ помазанія, Богъ повелѣваетъ къ вечеру снѣсти агнца и опрѣсноки съ горькими травами, препоясавъ чресла, обувшись въ сапоги и имѣя въ рукахъ жезлы. Ибо, если душа не будетъ прежде всемѣрно, по возможности, пріуготовлена добрыми дѣлами, то не дозволяется ей вкусить Агнца. Но если агнецъ сладокъ и опрѣсноки вкусны: то зелія горьки и жестки; потому что со многою скорбію и горестію душа вкуша/с. 301/етъ Агнца и добрыхъ опрѣсноковъ, скорбя по причинѣ живущаго въ ней грѣха.

9. И велѣно снѣдать агнца къ вечеру, а вечернее время составляетъ средину между свѣтомъ и тмою. Такъ и душа предъ симъ избавленіемъ бываетъ среди свѣта и тмы; потому что при ней тогда сила Божія не попускаетъ тмѣ войдти въ душу и поглотить ее. И такъ Моѵсей сказалъ: это ночь Божія обѣтованія; такъ и Христосъ, когда дана Ему въ синагогѣ книга, наименовалъ сіе, по написанному, лѣтомъ Господнимъ пріятнымъ и днемъ избавленія (Лук. 4, 18). Тамъ ночь воздаянія, здѣсь день избавленія, — и справедливо; потому что тамъ все было образомъ и сѣнію истины, и таинственно, въ прообразованіяхъ, преднаписывало истинное спасеніе души, которая заключена была во тмѣ, связана и сокрыта въ ровѣ преисподнемъ, затворена мѣдными вратами, и не могла освободиться безъ избавленія чрезъ Христа.

10. Итакъ, изводитъ душу изъ Египта и изъ египетской работы, во время изшествія избивъ первенцевъ египетскихъ; потому что нѣкая часть силы истиннаго фараона уже падаетъ. Египтяне въ плачѣ стенаютъ, опечаленные спасеніемъ плѣнника. Богъ повелѣваетъ занять у Египтянъ сосуды золотые и серебряные, и взявъ, идти изъ Египта; потому что душа исходя изъ тмы, беретъ съ собою серебряные и золотые сосуды, то-есть, собственные свои добрые помыслы, седмерицею разженные, и ихъ Богъ дозволяетъ употребить на служеніе Ему и упокоевается въ нихъ: а прежде бывшіе сосѣдями души демоны разсѣвали ея помыслы, обладали ими, расточали ихъ. Блаженна душа, освободившаяся изъ тмы, и горе душѣ, которая не воздыхаетъ и не вопіетъ къ Могущему избавить ее отъ оныхъ тяжкихъ и жестокихъ приставниковъ!

11. Сыны Израилевы, совершивъ Пасху, отправляются въ путь. Преспѣваетъ душа, пріявъ жизнь Ду/с. 302/ха Святаго, вкусивъ Агнца, помазавшись кровію Его и питаясь истиннымъ хлѣбомъ — живымъ словомъ. Столпъ огненный и столпъ облачный предшествуетъ Израильтянамъ, охраняя ихъ: Духъ Святый подкрѣпляетъ христіанъ, поддерживая и руководствуя душу въ чувствѣ. Фараонъ и Египтяне, узнавъ о бѣгствѣ народа, о томъ, что лишились работы Израильтянъ, и по избіеніи первенцевъ, отважились преслѣдовать ихъ. Фараонъ немедленно запрягаетъ колесницы свои, и со всѣмъ народомъ спѣшитъ на истребленіе ихъ; и когда готовъ уже былъ вторгнуться въ среду ихъ, облако стало посреди, удерживая и омрачая однихъ, озаряя же и охраняя другихъ. И чтобы пересказывая исторію не продлить мнѣ слова, самъ находи во всемъ примѣненіе къ духовному.

12. Какъ-скоро душа бѣжитъ отъ Египтянъ, приходитъ сила Божія и помогаетъ, путеводствуя ее къ истинѣ. Духовный фараонъ, царь грѣховной тмы, узнаетъ, что отступаетъ отъ него душа, бѣжитъ изъ его царства, исхищая давно одержимые имъ помыслы — это его достояніе, но предполагаетъ и надѣется жестокій, что душа опять возвратится къ нему. Изъ побіенія же первенцевъ и похищенія помысловъ заключивъ, что душа совершенно избѣгаетъ его владычества, устремляется съ большою наглостію, убоявшись, что, если избѣжитъ его душа, то вовсе не найдется ни одного исполнителя его воли и дѣла; посему, преслѣдуетъ онъ душу скорбями, искушеніями и невидимыми бранями. Здѣсь-то искушается, здѣсь-то испытывается, здѣсь-то дѣлается явною любовь души къ Изведшему ее изъ Египта; потому что предана бываетъ она испытаніямъ и искушеніямъ всякаго рода.

13. Усматриваетъ душа, что сила вражія готова на нее напасть и умертвить ее, но не имѣетъ на то силъ; потому что между нею и египетскими духами стоитъ Господь. Усматриваетъ также и передъ собою море /с. 303/ горести, скорби и отчаянія, но не въ силахъ она ни идти назадъ, видя готовыхъ враговъ, ни простираться впередъ; потому что боязнь смерти и окружающія страшныя и различныя скорби заставляютъ видѣть предъ собою смерть. Поэтому, не надѣется за себя душа, имѣя въ себѣ смертный приговоръ, по причинѣ окружившаго ее роя лукавыхъ. И когда увидитъ Богъ, что душа падаетъ отъ боязни смертной, и что врагъ готовъ поглотить ее; тогда подаетъ ей малую помощь, снисходя къ душѣ, и испытывая ее, тверда ли она въ вѣрѣ, имѣетъ ли любовь къ Нему. Ибо Богомъ опредѣлено, чтобы таковъ былъ путь, вводящій въ жизнь, — со скорбію, съ тѣснотою, со многими испытаніями, съ самыми горькими искушеніями. И если здѣсь еще душа совершитъ сей путь въ безмѣрной скорби, имѣя предъ глазами смерть, то тогда уже рукою крѣпкою и мышцею высокою, озареніемъ Святаго Духа, расторгаетъ она силу тмы, минуетъ страшныя мѣста, переходитъ море тмы и всепоядающаго огня.

14. Таковыя душевныя тайны, дѣйствительно совершающіяся въ человѣкѣ, который старается войти въ обѣтованіе жизни, избавленъ изъ царства смерти, пріялъ залогъ отъ Бога и причастенъ Духа Святаго. Потомъ, душа, спасшись отъ враговъ своихъ, Божіею силою прешедши горькое море и видя, какъ предъ ея очами гибнутъ враги, которымъ прежде служила она, радуется неизглаголанною радостію, и прославленная, бываетъ утѣшена Богомъ, и упокоевается въ Господѣ. Тогда Духъ, Котораго пріяла она въ себя, воспѣваетъ новую пѣснь Богу съ тимпаномъ, то-есть, тѣломъ и съ гуслями, то есть душею, на ея словесныхъ струнахъ — тончайшихъ помыслахъ, бряцаломъ Божіей благодати, и возсылаетъ хвалы Оживотворителю Христу. Ибо какъ дыханіе, проходя чрезъ свирѣль, издаетъ гласъ: такъ Духъ Святый въ чистомъ /с. 304/ сердцѣ святыхъ и духоносныхъ человѣковъ воспѣваетъ, пѣснословитъ и молится Богу: «слава Спасшему душу отъ работы фараоновой, Содѣлавшему ее Своимъ престоломъ и домомъ, и храмомъ, и чистою невѣстою, и Вводящему ее въ царство вѣчной жизни, пока она еще въ мірѣ семъ!»

15. Подъ закономъ приносимы были въ жертву животныя безсловесныя; и если не закалялись, то приношенія не были благопріятными. И теперь, если не закаляется грѣхъ; то приношеніе непріятно Богу, и не есть истинное. Пришелъ народъ въ Мерру, гдѣ былъ источникъ, дающій воду горькую и негодную къ питію. Почему, Богъ повелѣваетъ недоумѣвающему Моѵсею въ горькую воду ввергнуть дерево; и какъ скоро ввергнуто дерево, — вода усладилась, и утративъ горечь, содѣлалась сладкою и годною къ питію для народа Божія. Такъ горька бываетъ и душа, піющая вино зміиное, уподобившаяся горькому естеству змія и содѣлавшаяся грѣшною. Посему, Богъ влагаетъ древо жизни въ самый горькій источникъ сердца; и душа услаждается, отложивъ свою горечь и срастворившись Духомъ Христовымъ; а такимъ образомъ, содѣлавшись благопотребною, употребляется на служеніе своему Владыкѣ, потому что дѣлается плотоноснымъ духомъ. Слава Премѣняющему горечь нашу въ сладость и доброту духа! Горе тому, въ кого не вложено древо жизни! Онъ не можетъ пріобрѣсти себѣ какой-либо доброй перемѣны.

16. Жезлъ Моисеевъ являлся въ двухъ образахъ; врагамъ представлялся какъ бы угрызающимъ и умерщвляющимъ зміемъ, а Израильтянамъ палицею, на которую они опирались. Такъ и истинное, крестное древо, то-есть Христосъ, врагамъ, духамъ злобы, есть смерть, а душамъ нашимъ — палица, надежная опора и жизнь, въ которой душа упокоевается. Во всемъ прежнемъ были образы и сѣни сихъ истинныхъ ве/с. 305/щей. Ибо и ветхозавѣтное богослуженіе было сѣнію и образомъ нынѣшняго богослуженія. И обрѣзаніе, и скинія, и кивотъ, и стамна, и манна, и священство, и ѳиміамъ, и омовенія, и вообще все, что было у Израильтянъ и въ законѣ Моѵсеевомъ, или у Пророковъ, — было ради сей души по образу Божію созданной и подпадшей игу рабства, вринувшейся въ царство горькой тмы.

17. Съ нею-то восхотѣлъ Богъ вступить въ общеніе, ее-то уготовалъ Себѣ въ царскую невѣсту, ее-то очищаетъ отъ скверны, и омывая отъ очерненія и отъ срамоты ея, дѣлаетъ свѣтлою, оживотворяетъ отъ мертвости, врачуетъ отъ сокрушенія, и, прекративъ вражду ея, умиротворяетъ. Будучи тварію, уготовляется она въ невѣсту Сыну Цареву. Богъ пріемлетъ ее, собственною Своею силою постепенно измѣняя, пока не возраститъ въ собственный Свой возрастъ, расширяетъ и возвышаетъ ее до безпредѣльнаго и безмѣрнаго возрастанія, пока не содѣлается непорочною и достойною Его невѣстою. Сперва раждаетъ ее въ Себѣ, и Самъ возращаетъ, пока не воспріиметъ она совершенной мѣры любви къ Нему; потому что Самъ, будучи совершеннымъ Женихомъ, и ее совершенную невѣсту пріемлетъ въ святое, таинственное и чистое общеніе брака, и тогда она воцаряется съ Нимъ на безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ изданіи Приція слово сіе читается — ἀπὸ τοῦ Κυρίου; а Котельеръ (Momim. Eccl. Gr. Tom. II, pag. 534) замѣняетъ выраженіе сіе словами — ἀπὸ τοῦ ἀρνίου.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 297-305.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.