Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 48.
О совершенной вѣрѣ въ Бога.

1. Господь, намѣреваясь возвести учениковъ Своихъ къ совершенной вѣрѣ, сказалъ въ Евангеліи: невѣрный въ малѣ и во мнозѣ невѣренъ есть, а вѣрный въ малѣ, и во мнозѣ вѣренъ есть (Лук. 16, 10). Что значитъ малое? И что значитъ многое? Малое — это суть обѣтованія вѣка сего, все, чѣмъ Господь обѣщалъ снабжать вѣрующихъ въ Него, напримѣръ: пища, одежда и прочее, служащее къ тѣлесному покою, или здравію, и тому подобное, и о чемъ повелѣлъ вовсе не заботиться, съ упованіемъ надѣясь на Него; потому что Господь во всемъ промышляетъ о прибѣгающихъ къ Нему. Многое же — это суть дары вѣчнаго и нетлѣннаго вѣка, какія обѣщалъ подать вѣрующимъ въ Него, которые непрестанно объ оныхъ заботятся и ихъ у Него просятъ; потому что такъ заповѣдалъ имъ: вы, говоритъ, ищите прежде царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Заповѣдалъ же для того, чтобы каждый изъ насъ испытанъ былъ симъ малымъ и временнымъ, вѣруетъ ли онъ въ Бога, обѣтовавшаго снабдѣвать симъ, если только мы не будемъ заботиться о томъ, а станемъ пещись о будущемъ, вѣчномъ.

2. Тогда бываетъ явно, что человѣкъ вѣритъ нетлѣнному, и дѣйствительно ищетъ вѣчныхъ благъ, /с. 307/ если соблюдаетъ здравую вѣру въ разсужденіи сказаннаго. Ибо каждый изъ покаряюшихся слову истины долженъ, или самъ испытать и разсудить себя, или подвергнуться разсужденію и испытанію людей духовныхъ, какъ онъ увѣровалъ и предалъ себя Богу, точно ли въ самой дѣйствительности согласно съ словомъ Его, или, по самомнѣнію о своемъ оправданіи и о своей вѣрѣ, самъ только себя почитаетъ вѣрующимъ. Каждый испытывается и обличается, вѣренъ ли онъ въ маломъ, разумѣю, во временномъ. Какъ же бываетъ это? Слушай. Назовешь ли себя вѣрующимъ, что сподобишься небеснаго царствія, что, родившись свыше, сталъ ты сыномъ Божіимъ и сонаслѣдникомъ Христовымъ, что будешь со Христомъ царствовать цѣлые вѣки и блаженствовать въ неизреченномъ свѣтѣ, безпредѣльные и неизчислимые вѣки, какъ самъ Богъ? Безъ сомнѣнія скажешь: «да; по сей-то причинѣ, удалившись отъ міра, предалъ я себя Господу».

3. Итакъ, испытай себя, не занимаютъ ли тебя земныя попеченія, великая забота о тѣлесной пищѣ и одеждѣ, о прочихъ нуждахъ и о покоѣ, и ты своими силами не домогаешься ли и не промышляешь ли о себѣ, въ чемъ велѣно тебѣ вовсе о себѣ не заботиться. Ибо если вѣруешь, что получишь безсмертное, вѣчное, всегда пребывающее и преизобилующее; то о преходящемъ и земномъ, что Богъ даетъ и людямъ нечестивымъ, и звѣрямъ, и птицамъ, не тѣмъ ли паче будешь вѣровать, что Господь снабдитъ тебя и симъ, такъ-какъ заповѣдалъ вовсе не заботиться о семъ, сказавъ: не пекитеся о томъ, что вамъ ѣсть, или пить, или во что одѣться; всѣхъ бо сихъ языцы ищутъ (Матѳ. 6, 31. 32). Если же есть у тебя еще о семъ попеченіе, и не всецѣло ввѣрилъ ты себя слову Его; то знай, что донынѣ не увѣрился ты въ полученіи вѣчныхъ благъ, то-есть, царства небеснаго, и почи/с. 308/таешь только себя вѣрующимъ, оказываясь невѣрнымъ еще въ маломъ и тлѣнномъ. И еще: какъ тѣло дороже одежды, такъ душа дороже тѣла. Посему, вѣруешь ли, что душа твоя пріемлетъ отъ Христа исцѣленіе вѣчныхъ и неврачуемыхъ людьми язвъ — постыдныхъ страстей, что Господь для того и пришелъ сюда, чтобы вѣрныя души уврачевать отъ неисцѣльныхъ страстей, и очистить отъ скверны грѣховной проказы Ему единому истинному Врачу и Цѣлителю?

4. Скажешь: «несомнѣнно вѣрую; ибо твердо стою въ семъ, и таково мое упованіе». Итакъ, испытавъ себя, узнай: плотскія страданія не приводятъ ли тебя иногда къ земнымъ врачамъ, какъ-будто Христосъ, въ Котораго ты увѣровалъ, не можетъ уврачевать тебя? Смотри, какъ самъ себя обманываешь и почитаешь себя вѣрующимъ, не вѣруя еще, какъ дѣйствительно должно. А если бы вѣровалъ ты, что вѣчныя и неврачуемыя язвы безсмертной души и грѣховныя болѣзни врачуются Христомъ; то увѣровалъ бы, что Онъ силенъ уврачевать и временныя тѣлесныя немощи и болѣзни, и къ Нему единому прибѣгалъ бы, презрѣвъ врачебныя пособія и услуги. Ибо Кто создалъ душу, Тотъ сотворилъ и тѣло; и Кто исцѣляетъ безсмертную душу, Тотъ можетъ уврачевать и тѣло отъ временныхъ страданій и болѣзней.

5. Но, конечно, скажешь мнѣ слѣдующее: «Богъ на врачеваніе тѣлу далъ земныя травы и лекарственныя вещества, и для тѣлесныхъ немощей пріуготовилъ врачебныя пособія, распорядивъ, чтобы отъ земли взятое тѣло врачуемо было разными земными же произведеніями». И я согласенъ, что это такъ. Но будь внимателенъ, и дознай, кому дано сіе, и о комъ имѣлъ особое смотрѣніе Богъ, по великому и безконечному Своему человѣколюбію и по благости! Человѣкъ, отступивъ отъ данной ему заповѣди, подверг/с. 309/шись осужденію гнѣва, изъ райскаго наслажденія изгнанный въ міръ сей, какъ бы въ плѣнъ и безчестіе, или въ какую рудокопню, покорившись власти тмы, по обольщенію страстей содѣлавшись невѣрнымъ, подпалъ наконецъ страданіямъ и болѣзнямъ плоти, хотя прежде не зналъ ни страданій, ни болѣзней. Явно же, что и всѣ, родившіеся отъ него, подпали тѣмъ же страданіямъ.

6. Итакъ, Богъ явилъ въ семъ смотрѣніе Свое о немощныхъ и невѣрныхъ, по великой благости не восхотѣлъ, чтобы совершенно погибъ грѣшный человѣческій родъ. Къ отрадѣ и уврачеванію тѣла, къ удовлетворенію нуждамъ его далъ врачебныя средства людямъ мірскимъ и всѣмъ внѣшнимъ; имъ дозволилъ пользоваться сими средствами; потому что они не въ состояніи еще всецѣло ввѣрить себя Богу. А ты, инокъ, пришедшій ко Христу, возжелавшій быть сыномъ Божіимъ и родиться свыше отъ Духа, пріявшій обѣтованія высшія и большія, нежели первый безстрастный человѣкъ, — благоволеніе Господня пришествія, и содѣлавшійся чуждымъ для міра, долженъ пріобрѣсти новыя нѣкія и необычайныя предъ всѣми мірскими людьми и вѣру, и понятіе, и жизнь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 306-309.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.