Церковный календарь
Новости


2019-03-25 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Рѣчь предъ защитой диссертаціи (1986)
2019-03-25 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). О спасит. значеніи Слова Божія (1986)
2019-03-25 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Въ защиту Правды". Статья 4-я (1983)
2019-03-25 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Въ защиту Правды". Статья 3-я (1983)
2019-03-24 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Два письма прот. Игорю Дулгову (1995)
2019-03-24 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Два письма протопр. Георгію Граббе (1995)
2019-03-24 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Въ защиту Правды". Статья 2-я (1983)
2019-03-24 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Въ защиту Правды". Статья 1-я (1983)
2019-03-23 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Нравственная идея догмата Церкви (1986)
2019-03-23 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Нравств. идея догмата Пресв. Троицы (1986)
2019-03-22 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 142-й (1899)
2019-03-22 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 141-й (1899)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 10-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 9-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 8-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 7-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 49.
Нѣтъ достаточной причины отказаться человѣку отъ наслажденій міра сего, если не пріиметъ онъ участія въ блаженствѣ иного міра.

1. Если кто ради Господа, оставивъ своихъ, отрекшись отъ міра сего, отказавшись отъ мірскихъ наслажденій, отъ имѣнія, отъ отца и матери, распявъ себя самого, сдѣлается странникомъ, нищимъ и ничего не имѣющимъ, вмѣсто же мірскаго спокойствія не обрѣтетъ въ себѣ Божественнаго упокоенія, вмѣсто временнаго наслажденія не ощутитъ въ душѣ своей услажденія духовнаго, вмѣсто тлѣнныхъ одеждъ не облечется въ ризу Божественнаго свѣта по внутреннему человѣку, вмѣсто сего прежняго и плотскаго общенія не познаетъ съ несомнѣнностію въ душѣ своей общенія съ небеснымъ, вмѣсто видимой радости міра сего не будетъ имѣть внутри себя радости духа и утѣшенія небесной благодати, и не прійметъ въ душу, по написанному, Божественнаго насыщенія, внегда явитися ему славѣ Господней (Псал. 16, 15), однимъ словомъ, вмѣсто сего временнаго наслажденія, не пріобрѣтетъ нынѣ еще въ душѣ своей вожделѣннаго нетлѣннаго услажденія: то сталъ онъ солію обуявшею, онъ жалокъ паче всѣхъ людей, и здѣшняго лишенъ, и Божественнымъ не насладился, не позналъ /с. 311/ по дѣйствію Духа во внутреннемъ своемъ человѣкѣ Божественныхъ тайнъ.

2. Человѣкъ для того дѣлается чуждымъ міру, чтобы душа его мыслями, по Апостолу, преселилась въ другой міръ и вѣкъ; ибо говоритъ; наше житіе на небесѣхъ есть (Филип. 3, 20), и еще: на землѣ ходяще, не по плоти воинствуемъ (2 Кор. 10, 3). Посему, отрекшемуся отъ міра сего должно твердо вѣровать, что ему еще нынѣ, при содѣйствіи Духа, надлежитъ мыслями перейдти въ другой вѣкъ, и тамъ жительствовать, увеселяться и наслаждаться духовными благами и, по внутреннему человѣку, родиться отъ Духа, какъ сказалъ Господь; вѣруяй въ Мя прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 24). Ибо есть иная смерть, кромѣ видимой, и иная жизнь, кромѣ видимой. Писаніе говоритъ, что питающаяся пространно, жива умерла (1 Тим. 5, 6), и: остави мертвыя погребсти своя мертвецы (Лук. 9, 60), зане не мертвіи восхвалятъ Тя, Господи, но мы живіи благословимъ Тебя (Псал. 113, 25).

3. Какъ если солнце взойдетъ надъ землею, то всѣ лучи его на землѣ; а когда бываетъ оно на западѣ, тогда, отходя въ домъ свой, назадъ собираетъ оно всѣ лучи свои: такъ душа, не возрожденная свыше Духомъ, вся на землѣ своими помыслами, и мысли ея простираются до предѣловъ земли; но какъ-скоро бываетъ сподоблена получить небесное рожденіе и общеніе отъ Духа, во едино собравъ всѣ свои помыслы и удерживая ихъ при себѣ, входитъ ко Господу, въ нерукотворенную обитель на небеси, и всѣ ея помыслы, вступая въ Божественный воздухъ, дѣлаются небесными, чистыми и святыми; потому что душа, освободившись изъ мрачнаго узилища лукаваго князя — духа міра, обрѣтаетъ помыслы чистые и Божественные; такъ-какъ Богъ благоволилъ сотворить человѣка причастникомъ Божественнаго естества.

/с. 312/

4. Посему, если удалишься отъ всего житейскаго, и прилежно будешь пребывать въ молитвѣ своей; то трудъ сей почтешь скорѣе исполненнымъ упокоенія, и признаешься, что малая скорбь и утружденіе полны величайшей радости и отрады. Даже если бы и тѣло и душа у тебя, въ продолженіи цѣлой жизни, были ежечасно истощаемы для столькихъ благъ; что сіе значило бы? О неизреченное Божіе благоутробіе! Богъ туне даруетъ Себя вѣрующимъ, въ краткое время человѣкъ дѣлается наслѣдникомъ Божіимъ, Богъ вселяется въ тѣлѣ человѣка, и Господь имѣетъ у Себя прекрасную обитель — человѣка! Какъ небо и землю сотворилъ Богъ для обитанія человѣку: такъ тѣло и душу человѣка создалъ Онъ въ жилище Себѣ, чтобы вселиться и упокоеваться въ тѣлѣ его, какъ въ домѣ Своемъ, имѣя прекрасною невѣстою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Обручить бо васъ, говоритъ Апостолъ, единому мужу дѣву чисту представити Христови (2 Кор. 11, 2); и еще: Егоже домъ мы есмы (Евр. 3, 6). Какъ мужъ тщательно собираетъ въ домъ свой всякія блага: такъ и Господь въ домѣ Своемъ — душѣ и тѣлѣ собираетъ и полагаетъ небесное богатство духа. Ни мудрые своею мудростію, ни разумные своимъ разумомъ не могли постигнуть душевной тонкости, или сказать о душѣ, что она такое, только при содѣйствіи Духа Святаго открывается и пріобрѣтается понятіе и точное вѣдѣніе о душѣ. Но при этомъ разсматривай, разсуждай и уразумѣвай, какъ это бываетъ, и слушай: Онъ Богъ, а она — не Богъ; Онъ Господь, а она — раба; Онъ Творецъ, а она — тварь; Онъ Создатель, а она — созданіе; ничего нѣтъ общаго въ Его и ея естествѣ, но только по безконечной, неизреченной и недомыслимой любви Своей, и по благоутробію Своему благоволилъ Онъ вселиться въ семъ созданіи, въ этой разумной твари, въ этомъ досточестномъ, из/с. 313/бранномъ дѣлѣ Своемъ, во еже, говоритъ Писаніе, быти намъ начатокъ нѣкій созданіемъ Его (Іак. 1, 18), быть намъ Его мудростію и общеніемъ, быть собственною Его обителію, собственною чистою Его невѣстою.

5. Поелику же такія уготованы намъ блага, такія даны обѣтованія, и такое было къ намъ благоволеніе Господа; то не вознерадимъ и не укоснимъ, чада, поспѣшить къ жизни вѣчной, и всецѣло посвятить себя на благоугожденіе Господу. Посему, будемъ умолять Господа, да Божественною Своею силою избавитъ насъ изъ мрачной темницы постыдныхъ страстей, и отмстивъ за собственный Свой образъ и за созданіе Свое, возвратитъ ему свѣтлость, содѣлавъ душу здравою и чистою; и такимъ образомъ, сподобимся мы общенія Духа, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа, во вѣки. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 310-313.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.