Церковный календарь
Новости


2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
2019-01-14 / russportal
Письмо (24-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-14 / russportal
Письмо (23-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 17 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 50.
Богъ чудодѣйствуетъ во Святыхъ Своихъ.

1. Кто заключилъ небесныя врата? Илія, или Богъ, Который былъ въ немъ и повелѣвалъ дождю? Думаю, что Властитель неба самъ возсѣдалъ тогда въ душѣ Иліи, и Божіе слово языкомъ его воспретило дождю сходить на землю; а когда опять изрекъ онъ, — отверзлись небесныя врата, и сошелъ дождь. Подобно и Моѵсей положилъ жезлъ, — и сталъ онъ зміемъ; и опять сказалъ слово, — и сталъ онъ жезломъ. Взялъ онъ пепелъ изъ печи, разсѣялъ его, — и сдѣлались струпы. Еще повелѣлъ, — и явились скнипы и жабы. Но человѣческое естество могло ли совершить это? Сказалъ Моѵсей морю, — и раздѣлилось; сказалъ рѣкѣ, — и превратилась въ кровь. Явно, что небесная сила обитала въ умѣ его, и чрезъ Моѵсея творила сіи знаменія.

2. Какъ могъ Давидъ безъ оружія вступить въ брань съ такимъ исполиномъ? И когда Давидъ бросилъ камень въ иноплеменника, — рукою Давидовою Божія рука направила камень, и сама Божія сила, совершивъ побѣду, поразила врага; ибо не могъ произвести сего Давидъ, немощный тѣломъ. Іисусъ Навинъ, подступивъ къ Іерихону, семь дней облежалъ городъ, и не могъ ничего сдѣлать своею силою; но, когда повелѣлъ Богъ, — стѣны пали сами собою. И, когда вступалъ онъ въ землю обѣтованную, говоритъ /с. 315/ ему Господь: иди на брань. Но Іисусъ отвѣтствовалъ: живъ Господь, не пойду безъ Тебя. И кто повелѣлъ солнцу стоять другіе два часа во время битвы? одно ли его естество, или обитавшая въ немъ сила? И Моѵсей, когда сражался съ Амаликомъ, какъ-скоро воздѣвалъ руки на небо къ Богу, — попиралъ Амалика; а какъ-скоро опускалъ онъ руки, — одолѣвалъ Амаликъ.

3. И ты, слыша о семъ, не давай уму своему ходить въ даль. Но поелику было это образомъ и сѣнію вещей дѣйствительныхъ; то примѣняй къ себѣ. Когда и ты воздѣнешь длани ума своего и помыслы къ небу, и пожелаешь прилѣпиться ко Господу; тогда сатана будетъ низложенъ твоими помыслами. И какъ стѣны въ Іерихонѣ разрушены Божіею силою; такъ и нынѣ стѣны порока, преграждающія путь уму твоему, сатанинскіе грады и враги твои, истребятся Божіей силой. Такъ и въ подзаконной сѣни Божія сила непрестанно пребывала въ праведникахъ, творя явныя чудеса, и внутрь ихъ обитала Божія благодать. Дѣйствовалъ также Духъ и въ Пророкахъ, и въ душахъ ихъ служилъ къ тому, чтобы пророчествовать и вѣщать, и когда была потребность, изрекать міру дѣла великія. Ибо не всегда вѣщали Пророки, но когда хотѣлъ того бывшій въ нихъ Духъ; впрочемъ сила пребывала въ нихъ всегда.

4. Если же и въ сѣни законной Духъ Святый изливался въ такой мѣрѣ: то кольми паче изливается въ новомъ завѣтѣ, по крестѣ, по Христовомъ пришествіи, гдѣ и совершилось изліяніе Духа и упоеніе Духомъ. Ибо сказано: излію отъ Духа Моего на всяку плоть (Іоил. 2, 28). А это значитъ тоже, что сказалъ самъ Господь: съ вами есмь до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Всякъ бо ищай обрѣтаетъ. И какъ сказано: аще вы зли суще, умѣете даянія блага даяти чадомъ вашимъ: кольми паче Отецъ вашъ небесный дастъ Духа Святаго просящимъ у Него (Лук. 11, 10. /с. 316/ 13), по Апостольскому слову, въ силѣ и во извѣщеніи мнозѣ (1 Сол. 1, 5). Посему, пріобрѣтается это въ мѣру, съ трудомъ, съ великимъ усиліемъ, съ терпѣніемъ и съ любовію къ Нему, когда уже, по сказанному, чувствія души обучены въ разсужденіи добра и зла (Евр. 5, 14), то-есть въ разсужденіи ухищреній, навѣтовъ, разнообразныхъ нападеній и подстереженій злобы, а подобно сему, и въ разсужденіи разныхъ дарованій и различныхъ вспомоществованій, по дѣйствію и силѣ Духа. Ибо кто сознаетъ въ себѣ грѣховный струпъ, страстями оскверняющій внутренняго человѣка, но не сознаетъ въ себѣ вспомоществованія отъ Святаго Духа истины, укрѣпляющаго немощь его и обновляющаго душу сердечнымъ веселіемъ, тотъ остается безъ способности различенія, не имѣя познанія о многоразличномъ домостроительствѣ Божіей благодати и Божія мира. А съ другой стороны, и тотъ, кому вспомоществуетъ Господь, и кто имѣетъ уже духовное веселіе и небесныя дарованія, если подумаетъ о себѣ, что не подлежитъ уже грѣху, обольщается, вдаваясь въ обманъ, не различая утонченности порока и не разумѣя, что возрастаніе младенчества и усовершеніе во Христѣ [1] бываетъ постепенно; потому что, при помощи, подаваемой Святымъ и Божественнымъ Духомъ, вмѣстѣ и вѣра возрастая приходитъ въ преспѣяніе, и всѣ опоры лукавыхъ помысловъ начинаютъ постепенно клониться къ совершенному истребленію.

5. Посему, каждый изъ насъ обязанъ войдти въ изслѣдованіе, нашелъ ли онъ сокровище въ скудельномъ семъ сосудѣ, облекся ли въ порфиру Духа, увидѣлъ ли Царя, и упокоенъ ли, ставъ близкимъ къ Нему, или еще служитъ въ самыхъ внѣшнихъ храминахъ? Ибо у души много членовъ, и глубина ея вели/с. 317/ка, и привзошедшій въ нее грѣхъ овладѣлъ уже всѣми ея составами и пажитями сердца. Потомъ, когда человѣкъ взыщетъ благодати, она приходитъ къ нему и овладѣваетъ двумя, можетъ быть, составами души. А неопытный, утѣшаемый благодатію думаетъ, что пришедшая благодать овладѣла всѣми составами души, и грѣхъ искорененъ. Но большая часть души во власти грѣха, одна же часть подъ благодатію. И человѣкъ обманывается, и не знаетъ сего.

6. Имѣя многое написать о семъ искренней любви вашей, симъ немногимъ вамъ, какъ мужамъ смысленнымъ, даемъ поводъ къ тому, что-бы, приведя въ дѣйствіе и изслѣдовавъ силу словъ, содѣлались вы еще болѣе смысленными о Господѣ, и простоту сердца вашего пріумножили Его благодатію и силою истины, и со всею безопасностію емлясь за свое спасеніе, избавившись отъ всякой пытливости и отъ всѣхъ ухищреній противника, сподобились оказаться непреткновенными и неосужденными въ день суда Господа нашего Іисуса Христа. Ему слава и держава со Отцемъ и животворящимъ Духомъ Его нынѣ и всегда и въ безконечные вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Окончаніе бесѣды переведено по изд. Флосса.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 314-317.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.