Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ.

«Добротолюбіе» — сборникъ аскетическихъ твореній святыхъ отцовъ IV–XV вв., составленный преп. Никодимомъ Святогорцемъ († 1809 г.) и свт. Макаріемъ, митр. Коринѳскимъ († 1805 г.). Слово «Добротолюбіе» (греч. «Филокалія») означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Съ точки зрѣнія православной аскетики, прекрасной и возвышенной является добродѣтель, формирующаяся въ непрестанномъ подвигѣ черезъ содѣйствіе наивысшаго добра — Божественной благодати Святаго Духа. Любовь къ добродѣтели для авторовъ «Добротолюбія», означаетъ любовь къ ея Источнику — Богу, пребываніе Котораго въ человѣческой душѣ и является основной цѣлью православнаго подвижника. Въ «Добротолюбіе» вошли тексты православныхъ аскетическихъ писателей, показывающихъ основанія православнаго подвижничества, описывающихъ исихастскую практику умнаго дѣланія, пріоткрывающихъ высоты духовной жизни въ благодатномъ состояніи соединенія съ Богомъ — обоженія. На греческомъ языкѣ «Добротолюбіе» было впервые опубликовано въ 1782 г. На славянскій языкъ переведено преп. Паисіемъ Величковскимъ († 1794 г.) и напечатано въ Москвѣ въ 1793 г. Позднѣе большую работу по переводу на русскій языкъ, составленію и дополненію сборника провелъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.). — Въ 1-й томъ русскаго «Добротолюбія» вошли переводы твореній святыхъ отцовъ: Антонія Великаго, Макарія Великаго, аввы Исаіи, Марка Подвижника и аввы Евагрія. Во 2-й: свв. Іоанна Кассіана, Исихія Іерусалимскаго, Нила Синайскаго, Ефрема Сирина, Іоанна Лѣствичника, Варсануфія и Іоанна, аввы Дороѳея и Исаака Сиріанина. Въ 3-й: свв. Діадоха Фотикійскаго, Іоанна Карпаѳскаго, Зосимы Палестинскаго, Максима Исповѣдника, аввы Ѳалассія, Ѳеодора Едесскаго, Ѳеодора, аввы Филимона, Ѳеогноста, Филоѳея Синайскаго, Иліи пресвитера. Въ 4-й: преп. Ѳеодора Студита. Въ 5-й: свв. Симеона Новаго Богослова, Симеона Благоговѣйнаго, Никиты Стиѳата, Ѳеолипта Филадельфійскаго, Григорія Синаита, Никифора Уединенника, Григорія Паламы, Каллиста и Игнатія Ксанѳопулы, Симеона Солунскаго.

«Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ»

Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ, дополненное.
Томъ 1-й. Jordanville, 1963.

Наставленія святаго Антонія Великаго.

3.
Уставъ отшельнической жизни
[1].

1. Даю сіи правила, какъ изречетъ ихъ Господь устами моими, для тѣхъ, кои хотятъ подклониться подъ тяжелое иго отшельничества. Должно повиноваться симъ заповѣдямъ, и кто нарушитъ хоть одну изъ нихъ, тотъ мній наречется въ царствіи небесномъ (Матѳ. V, 19).

А. Внѣшнее теченіе и внѣшніе порядки такой жизни.

а) Удаленіе отъ міра и отъ сожительства съ людьми.

2. Кто хочетъ спастися (въ міроотречномъ образѣ жизни), пусть не остается въ домѣ своемъ и не живетъ въ томъ городѣ, въ которомъ грѣ/с. 70/шилъ; также пусть не посѣщаетъ родителей своихъ и ближнихъ по плоти: ибо отъ этого бываетъ вредъ душѣ и гибнутъ плоды жизни (3, 16).

3. Не возвращайся въ городъ, въ которомъ нѣкогда грѣшилъ ты предъ Богомъ (3, 25).

4. Не ходи смотрѣть, какъ живутъ родные твои, и имъ не позволяй приходить смотрѣть, какъ живешь ты; и даже совсѣмъ не видайся съ ними (1, 11).

б) Избраніе пустынножительства.

5. Духовные отцы наши утверждаютъ, что пустынь есть самое пригодное мѣсто для размышленія о смерти и вѣрное убѣжище отъ увлеченія вещами мірскими, покоящими плоть (2, 82).

6. Кто живетъ въ пустыни и безмолвствуетъ, тотъ избавленъ отъ трехъ браней: отъ брани чрезъ слухъ, отъ брани чрезъ языкъ и отъ брани чрезъ видѣніе того, что можетъ уязвлять сердце его (3, 15) [2].

7. Смотри, чтобъ не обольстилъ тебя помыслъ, внушая, что пустынь есть мѣсто прохлажденія (2, 91).

в) Келейное уединеніе.

8. Удалясь отъ молвы житейской, уединись, и будешь странникъ. Сидѣть въ келліи будетъ для тебя то же, что отправиться въ чужую сторону (2, 49).

9. Когда выйдешь куда, всѣми мѣрами старайся поскорѣе воротиться въ уединилище свое, чтобъ предаться молитвамъ своимъ (3, 10).

10. Когда пойдешь на жатву, не мѣшкай тамъ, но скорѣе возвращайся въ свое уединилище (1, 42).

11. Когда посѣтишь какого брата, не медли долго въ его келліи (1, 24).

г) Келейныя занятія и порядки.

12. Пребывая въ келліи своей, держи слѣдующія три занятія: рукодѣліе, чтеніе псалмовъ и молитву (1, 65).

13. Пребывая въ келліи, вотъ чѣмъ занимайся: чтеніемъ писаній, молитвою къ Богу и рукодѣліемъ (3, 45).

14. Каждый день постись до 9-го часа, исключая субботы и дня Господня. Когда настанетъ 9-й часъ, иди въ келлію свою (внутреннѣйшую) [3], и прежде принятія пищи соверши молитву свою. По вкушеніи пищи, то читай, то молись поперемѣнно (1, 3).

/с. 71/

д) Молитвословіе и колѣнопреклоненія.

15. Исполняй молитвы въ установленные часы, ни одного не пропуская, чтобъ не дать за это отвѣта (1, 6).

16. Молитву свою ночью совершай, прежде чѣмъ пойдешь въ церковь (1, 13) [4].

17. (И всегда) прежде, чѣмъ пойдешь въ церковь, молись въ келліи своей (1, 45).

18. (Вообще) прежде и послѣ общей молитвы съ братіями, всегда совершай молитву и въ келліи своей; и никогда не лѣнись это дѣлать (3, 68).

19. Почасту преклоняй колѣна, и не лѣнись это дѣлать, чтобъ не умереть злою смертію (3, 61).

20. Когда молишься, не допускай лѣности; ибо молитва лѣниваго — праздныя слова (2, 63).

21. Когда молишься и воспоминаешь о Богѣ, будь какъ птица, легко и высоко парящая, по обѣту монашества и значенію одеждъ (перифразъ 1, 59).

е) Чтеніе и богомысленное размышленіе.

22. Прилежи чтенію писаній, и они исторгнутъ тебя изъ нечистоты (или: будутъ разгонять нечистые помыслы) (3, 27.)

23. Если будешь постоянно и усердно заниматься чтеніемъ писаній и исполнять заповѣди, то Божіе милосердіе пребудетъ съ тобою (3, 66).

24. Размышляй о дѣлахъ Божіихъ и не лѣнись молиться (2, 63).

25. Монахъ, сидящій въ келліи своей съ сомкнутыми устами и Бога не помнящій, похожъ на разоренный домъ, находящійся внѣ города, который всегда полонъ всякими нечистотами; потому что, кто ни вздумаетъ вынесть нечистоты изъ дома своего, туда ихъ относитъ: (то есть: молчитъ устами, а умомъ мечтаетъ, помысламъ поблажаетъ и сердцемъ увлекается; что все есть грѣховный соръ, бѣсами въ душу ввергаемый) (3, 67.)

ж) Рукодѣліе и вообще трудъ.

26. Тѣло надобно порабощать и утомлять долгимъ трудомъ (3, 60).

27. Назначь себѣ умѣренный какой-нибудь трудъ для келейнаго занятія, — и сердце твое смиренно будетъ (2, 50).

28. Понуждай себя на трудъ рукодѣлія; и вселится въ тебя страхъ Божій (3, 35).

29. Будь прилеженъ въ трудахъ рукодѣльническихъ, и низойдетъ на тебя страхъ Божій (3, 35).

/с. 72/ 30 Сидя въ келліи, налегай на труды рукодѣлія; но при этомъ, имени Господа не отпускай отъ себя, но непрестанно вращай Его въ умѣ твоемъ, поучайся Ему въ сердцѣ твоемъ и хвали Его языкомъ твоимъ, говоря: Господи мой, Іисусе Христе, помилуй меня; или: Господи Іисусе Христе, пошли мнѣ помощь Твою; или: Хвалю Тебя, Господи мой, Іисусе Христе (3, 28.)

з) Пища.

31. Одинъ (и тотъ же всегда) часъ установи себѣ (для принятія пищи, и принимай ее) для подкрѣпленія тѣла своего, а не для услажденія (3, 60).

32. Употребляй самую простую и дешевую пищу (2, 83).

33. Хлѣбъ твой съѣдай въ безмолвіи и съ воздержаніемъ, и смотри, чтобъ сидѣніе твое (за столомъ) было скромно (3, 7.)

34. Не ѣшь до сыта (1, 52).

35. Не будь жаденъ и падокъ на пищу, чтобъ не возобновились въ тебѣ прежніе грѣхи твои (1, 67).

36. Въ среду и пятницу не разрѣшай поста (1, 21).

37. Мяса совсѣмъ не ѣшь (1, 20).

38. Къ мѣсту, гдѣ точатъ вино, не подходи (1, 19).

39. Въ собранія и угощенія (общая трапеза) не спѣши (1, 30).

40. Если придешь въ какое мѣсто, гдѣ учреждается общая трапеза [5], вкуси и воздай благодареніе Богу (1, 35).

41. Къ тремъ чашамъ вина не прибавляй четвертой, развѣ только по какой-либо великой болѣзни (3, 23) [6].

42. Не тотчасъ протягивай руку къ тому, что тебѣ предлагается (1, 68).

43. Если ты молодъ, не протягивай руки своей прежде другихъ; потому что это не скромно (1, 79).

и) Сонъ.

44. Спи мало и въ мѣру; и Ангелы посѣтятъ тебя (1, 53).

45. Когда здоровъ, не снимай пояса своего (3, 22).

46. Когда ляжешь спать, не влагай рукъ твоихъ внутрь (м. б. за пазуху), чтобъ не согрѣшить и не знаючи (3, 21).

і) Одежда.

47. День и ночь будь въ кукулѣ твоемъ, и въ мантіи твоей, и во всей одеждѣ твоей, какъ узникъ и заключенникъ (1, 37).

/с. 73/ 48. Не надѣвай одежды, которою могъ бы ты величаться и хвалиться (1, 43).

49. Одежды твои береги, чтобъ въ день суда не оказаться тебѣ нагимъ среди сонма другихъ (3, 5) [7].

к) Все содержаніе, котораго главная черта — нищета.

50. Больше того, сколько тебѣ нужно, не сберегай ничего (1, 12).

51. Нищета есть ни что иное, какъ умѣренность во всемъ, или такое состояніе, въ которомъ довольствуются малымъ (2, 49).

52. Люби поношеніе паче почета, утружденіе тѣла паче покоя, и недостатокъ въ вещахъ (потребныхъ) паче избытка (2, 52).

л) Церковное богослуженіе [8].

53. Дѣла церкви (смотрѣніе за церковію и богослуженіемъ) должны быть повѣряемы мужу вѣрному и Бога боящемуся (1, 11).

54. Какъ только ударятъ въ било, не лѣнись тотчасъ идти въ церковь (3, 9).

55. Не оставляй богослуженія, да не будетъ тебѣ это въ преткновеніе и сѣть (3, 26).

56. Въ церкви отнюдь не говори (1, 25).

57. Не такъ будь въ церкви, какъ въ такомъ мѣстѣ, гдѣ собирается много народа (т. е. чтобъ въ душѣ не было шума и толкотни многопомышленій). (Перифразъ 1, 28.)

58. Въ церкви не хорони мертвеца своего (т. е. не занимайся тѣмъ, какъ устроить свои житейскія дѣла). (1, 29.)

м) Соотношенія:

аа) Первое и главное, — къ аввѣ, къ отцу духовному, къ старцамъ и вообще къ преуспѣвшимъ.

59. Ни къ какому дѣлу, каково бы оно ни было, не приступай не посовѣтовавшись съ аввою монастыря (1, 32) [9].

60. Предъ аввою твоимъ и высшими себя не размножай словъ (2, 37).

61. То твердо держи всегда въ сердцѣ своемъ, чтобъ слушаться отца своего; и вселится въ тебя страхъ Божій (3, 38).

/с. 74/ 62. Совершенство подвига твоего есть послушаніе; и добро человѣку, если онъ несетъ иго Господне отъ юности — служитъ и повинуется (2, 92).

63. Не будь непослушенъ, иначе будешь орудіемъ и сосудомъ всѣхъ золъ и неправдъ (3, 37).

64. Со смиреніемъ и плачемъ проси отца своего, чтобъ онъ наставилъ тебя въ томъ, чего еще не знаешь; и не будешь постыжденъ (3, 47).

65. Помни всегда того, кто напаяетъ тебя добрымъ ученіемъ, и отъ него старайся вызнать животворныя заповѣди, — и благоуспѣшную проведешь жизнь по волѣ Господа, какъ написано у блаженнаго Апостола Павла: въ сихъ поучайся, въ сихъ пребывай: да преспѣяніе твое явлено будетъ во всѣхъ (1 Тим. IV, 15). (2, 48.)

66. Если ты искренно подклонилъ выю свою подъ иго послушанія, внимательно выслушивай, что говорится тебѣ, и потомъ добросовѣстно исполняй то по всей силѣ заповѣданія (2, 53).

67. Не скрывай отъ отца своего грѣха, сдѣланнаго тобою (3, 54).

68. Добрымъ нравамъ каждодневно учись у старшихъ своихъ (1, 31).

69. Отцевъ своихъ духовныхъ люби больше, чѣмъ родителей плотскихъ, потому что тѣ заботятся о тебѣ ради Бога (2, 38).

70. Такъ живи, чтобъ отцы монастыря, родившіе тебя духовно, порадовались славѣ твоей въ сонмѣ святыхъ (3, 6).

71. Всячески заботься о томъ, чтобъ благословеніе старцевъ монастыря почивало на тебѣ (3, 3).

72. Не всѣмъ открывай помыслы свои, а только тѣмъ, которые могутъ врачевать душу твою (1, 41).

73. Не всѣмъ открывай помыслы свои, чтобъ не быть въ соблазнъ брату своему (3, 34).

74. Ко всѣмъ имѣй пріятельское расположеніе; но не всѣхъ имѣй совѣтниками (2, 69).

бб) Взаимное — всѣхъ ко всѣмъ.

75. Старайся сдѣлать, чтобъ всѣ люди благословляли тебя (1, 57).

76. Попечалься съ братомъ твоимъ, и покажи ему доброе участіе (2, 29).

77. Если какой братъ усердно попроситъ тебя помочь ему, работай съ нимъ весь тотъ день (3, 21).

78. Друзей прежде опробуй испытаніемъ, и не всѣхъ дѣлай себѣ близкими, не всѣмъ ввѣряйся; потому что міръ полонъ лукавства. Но избери себѣ одного брата, боящагося Господа, и съ нимъ сдружись, какъ братъ съ братомъ. А лучше всего прилѣпись къ Богу, какъ сынъ къ отцу; ибо люди всѣ вдались въ лукавство, исключая немногихъ. Земля полна суеты, бѣдъ и скорбей (2, 70).

вв) Старшихъ къ другимъ.

79. Если ты пересталъ работать грѣху, то говори во имя Господне и наставляй тѣхъ, коихъ ради хулится имя Господа: и какъ они мертвые и отсѣчены отъ живаго Господа, постарайся, чтобъ они отстали отъ /с. 75/ своихъ мертвыхъ дѣлъ, оживотворились и сподобились получить славу (2, 56).

80. Обличай (и исправляй) дѣтей своихъ (духовныхъ) нещадно; потому что съ тебя взыщется осужденіе ихъ (если они окажутся достойными осужденія на страшномъ судѣ). (1, 51.)

81. Обличай не щадя, но со страхомъ Божіимъ. Не пріемли ничьего лица, кто бы тутъ ни былъ, и отлучай словами истины. (3, 4.)

82. Если какой братъ придетъ къ тебѣ и откроетъ свои помыслы, — смотри, никому ихъ не пересказывай, но молись о себѣ и о немъ, да спасетъ васъ Господь обоихъ (3, 1).

83. Не отвергай того, кто ищетъ вѣры во Христа (1, 40).

84. Кто не принимаетъ наставленій твоихъ, не говори ихъ тому (2, 68).

85. Ничего не предлагай кому-либо въ правило, прежде чѣмъ самъ не исполнишь то дѣломъ (2, 62).

86. Величайшее изъ всѣхъ безобразій есть безобразіе — заповѣдывать другому дѣлать то, чего самъ не исполняешь; ибо никакой не получимъ мы пользы отъ чужихъ дѣлъ (2, 66).

гг) Къ больнымъ.

87. Вставая утромъ каждый день, заботься о больныхъ, какіе есть у васъ (1, 2).

88. Ходи по больнымъ и ихъ сосуды наполняй водою (1, 55).

89. Все, что можешь, все лишнее раздавай больнымъ монастыря (1, 21).

90. Если авва твой приставитъ тебя служить больнымъ, служи имъ отъ всего сердца твоего, чтобъ двоякую получить награду отъ Бога, т. е. за послушаніе, съ любовію исполненное (2, 42).

дд) Къ странникамъ.

92. Если придетъ къ тебѣ братъ какой, хоть не во время, прими его съ радостію, чтобъ онъ воздалъ благодареніе Богу и на тебя не поскорбѣлъ (1, 8).

93. Если братъ какой придетъ къ тебѣ, смири себя во всемъ предъ нимъ, окажи ему радушіе ради Господа, и бойся вознестись гордостію (2, 42).

94. Лицо твое всегда должно быть печально, развѣ когда къ тебѣ придутъ братія-странники: тогда прими видъ радостный (1, 74).

н) Взаимное обращеніе.

95. Будь скроменъ во всѣхъ своихъ дѣйствіяхъ (1, 77).

96. Во всемъ поведеніи своемъ и взаимообращеніи съ другими усвой себѣ пріемы бѣднаго нищаго: не величайся, ни когда ведешь бесѣду, ни когда поешь гимнъ или хвалебную пѣснь Богу. И когда сойдешься съ братіями, слова твои да будутъ безыскусственны (2, 78).

/с. 76/ 97. Съ отрокомъ и юношею не заводи рѣчи, тѣмъ болѣе не своди дружбы; и въ сожительство такихъ не принимай, чтобъ не дать мѣста діаволу (1, 4).

98. Съ отрокомъ совсѣмъ не говори; ибо иначе онъ будетъ тебѣ въ преткновеніе (1, 16).

99. Не бери за руку подлѣ тебя стоящаго брата, и не касайся ланитъ его, старше ли онъ, или моложе тебя (3, 22).

100. Всѣми силами удаляйся отъ людей, чуждыхъ разума и совѣта (2, 64).

101. Если любишь покойную жизнь, не входи въ кругъ тѣхъ, у коихъ вся забота о суетностяхъ, и, если случайно попадешь въ среду ихъ, будь таковъ, какъ бы тебя тамъ не было (2, 71).

о) Собесѣдованіе и вообще употребленіе языка.

102. Не возвышай (не издавай) голоса (все молчи въ келліи), развѣ только для молитвъ, уставомъ положенныхъ. (1, 44; 2, 35.)

103. Бѣги брани языка (обуздывай языкъ).

104. Не многословь, чтобы не удалился отъ тебя Духъ Божій (2, 23).

105. Преславное дѣло хранить молчаніе, подражая Господу, Который хранилъ молчаніе, несмотря на санъ Ирода (2, 57).

106. Когда сойдешься вмѣстѣ съ подобными тебѣ вѣрными, избирай лучше слушать и уразумѣвать, что говорено будетъ другими, съ готовностію исполнять спасительное. Это будетъ гораздо лучше, чѣмъ говорить самому (2, 54).

107. Когда придешь къ кому, да будетъ страхъ Божій въ сердцѣ твоемъ, и уста свои храни, чтобъ въ мирѣ возвратиться въ келлію свою (2, 36).

108. Мужъ мудрый, хорошо знаетъ, какъ себя держать, потому что не спѣшитъ говорить, но взвѣшиваетъ, гдѣ надо говорить и гдѣ слушать; напротивъ, мужъ ненаказанный не хранитъ этого, въ тайнѣ держимаго, управленія и обузданія языка (2, 67).

109. Когда сидишь среди братій, не слишкомъ много говори; и если будешь о чемъ спрашивать ихъ, скажи то кратко со смиреніемъ (2, 39).

110. Слова твои да будутъ сладостію и въ назиданіе. Помни, что отъ словъ и слава и униженіе (2, 32).

111. Не говори съ раздраженіемъ, но да будутъ слова твои съ мудростію и разумомъ, равно какъ и молчаніе твое. Подражай премудрымъ отцамъ нашимъ, которыхъ слова всегда были полны мудрости и разума, равно какъ и молчаніе ихъ (2, 27).

112. Языкъ твой всегда да слѣдуетъ разуму, потому что слова, чуждыя разума, суть колючіе остны и иглы (2, 61).

113. Бѣгай лжи; иначе она отгонитъ отъ тебя страхъ Божій (3, 22).

114. Уста твои должны говорить всегда одну истину (2, 51).

115. Предметомъ бесѣдъ твоихъ да будутъ благодѣянія Всевышняго Бога; этимъ ты сдѣлаешь себя достойнымъ получить отъ Него еще большія блага. (2, 57.)

/с. 77/ 116. Не спрашивай о дѣлахъ злыхъ; но дальше отъ нихъ держи вниманіе свое (2, 31).

117. Не заводи пустыхъ рѣчей, и тѣмъ, которые заводятъ ихъ, не подставляй уха, чтобъ не зачерпнула имъ зла душа твоя (2, 56).

118. Ненавидь праздную рѣчь о всемъ, что есть отъ міра сего. (2, 14.)

119. Какъ можно воздерживайся отъ шутокъ и забавныхъ рѣчей (2, 65).

120. Не кричи и не говори громко и скоро; ибо написано: кто умножаетъ слова, тотъ не безопасенъ отъ грѣха (Слич. Еккл. X, 14). (2, 46.)

121. Не будь упрямъ и не настаивай на своемъ словѣ, чтобъ не вошло въ тебя зло (злость, серчаніе). (1, 62.)

122. Не божись совсѣмъ, — ни въ несомнѣнномъ, ни тѣмъ паче въ сомнительномъ дѣлѣ (1, 27).

п) На случай отлучекъ.

123. Если необходимость заставитъ идти въ городъ, — не ходи одинъ (1, 17).

124. Когда идешь за водою, или путешествіе совершаешь, читай (псалмы на память) и размышляй (1, 33).

125. Когда совершаешь путешествіе съ братіями, отдаляйся отъ нихъ немного, чтобъ сохранить молчаніе (1, 75).

126. Идя дорогою, не обращайся направо и налѣво, но перечитывай со вниманіемъ псалмы свои и молись Богу умомъ. Потомъ, гдѣ бы тебѣ ни пришлось быть, съ жителями мѣста того не братайся (1, 76).

127. Въ толпу людей мірскихъ не вмѣшивайся; но и фарисею не подражай, который дѣлалъ все напоказъ (1, 9).

128. Женщинѣ не позволяй приблизиться къ себѣ и не потерпи, чтобъ она вошла въ твое жилище (комнату), потому что вслѣдъ за нею идетъ буря помысловъ (1, 10).

129. Съ женщиною не ѣшь вмѣстѣ, и съ отрокомъ не входи въ содружество никогда (3, 18).

130. Когда придется гдѣ ночевать, смотри, не покрывайся одною и тою же одеждою съ другимъ кѣмъ (1, 80).

131. Не ложись на одной рогожѣ съ тѣмъ, кто моложе тебя. (1, 5).

132. Двое вмѣстѣ не спите на одной рогожѣ, развѣ крайняя заставитъ нужда. Хотя бы то былъ отецъ или братъ, и это допускай съ великимъ страхомъ (3, 19).

133. Въ гостиницахъ монастырскихъ не засиживайся (1, 26).

Б. Строй внутренней жизни.

а) Исходное начало жизни — ревность.

134. Будь ревностенъ о стяжаніи добродѣтелей, чтобъ иначе не привлечь къ себѣ нерадѣнія (2, 15).

135. Бойся охлажденія любви божественной (2, 11).

/с. 78/ 136. Отъ добрыхъ дѣлъ, къ которымъ приступилъ ты, не возвращайся вспять (2, 10).

137. Не возвращайся вспять съ пути уединенія твоего (2, 13).

138. Не оставляй трудовъ, которые несешь ты ради добродѣтели, — чтобъ не сдѣлаться лѣнивымъ и нерадивымъ, и не погрѣшить въ послѣдній часъ; но люби Господа до самаго конца, и получишь милость (2, 97).

139. Какъ развалины внѣ города служатъ всѣмъ для смрадныхъ нечистотъ, такъ душа того, кто лѣниво и вяло проходитъ уединенническую жизнь, бываетъ вмѣстилищемъ всѣхъ страстей и нечистотъ грѣховныхъ (1, 69).

б) Норма жизни — воля Божія въ заповѣдяхъ.

140. Если ты предалъ себя Богу, соблюдай всѣ Его заповѣди, и что тебѣ повелѣвается, дѣлай то тщательно, ничего не опуская; потому что, если думаешь опускать что, то не отпустятся тебѣ прежніе грѣхи твои; если же твердо положишь исполнять все (до положенія живота), то будь увѣренъ, что прежніе грѣхи твои уже прощены (3, 17).

141. Мысли твои постоянно должны быть заняты божественными заповѣдями, которыя старайся и исполнять всѣми силами, не оставляя ни одной, чтобъ иначе душа твоя не сдѣлалась вмѣстилищемъ всѣхъ нечистотъ (3, 3).

142. Если приступаешь къ какому дѣлу и не видишь на то воли Божіей, ни за что не дѣлай того (2, 58).

в) Цѣль — слава Божія.

143. Всевозможно старайся о томъ, чтобъ славился (чрезъ тебя) Отецъ твой, Иже есть на небесахъ (Матѳ. V, 16). (1, 50.)

г) Памятованія — возбудители и поддержатели ревности.

аа) Объ обѣтѣ и первомъ жарѣ.

144. Ради тлѣнныхъ вещей не отступай отъ Бога; но помни, что обѣщалъ ты, когда пламенѣлъ въ тебѣ жаръ стремленія твоего къ богоугожденію (2, 98).

145. Старайся не забывать значенія одежды твоей, которою облеченъ ты былъ вначалѣ; помни и о слезахъ покаянія твоего, кои пролиты были тобою тогда, — и поспѣшно отскочи отъ подкрадывающихся тайно помышленій (недобрыхъ), чтобъ не быть увлечену ими и на явныя дѣла (2, 99).

146. Постоянное и искреннее приноси покаяніе, — и ни на одну минуту не предашься нерадѣнію и лѣности (3, 46).

бб) О примѣрныхъ ревнителяхъ.

147. Не бери примѣръ съ того, кто слабѣе тебя, но съ того, кто совершенѣе тебя (2, 3).

148. Да будутъ тебѣ въ образецъ и примѣръ тѣ, которые возлюбили Господа отъ всего сердца своего и постоянно прилежатъ добрымъ дѣламъ; /с. 79/ не стыдись просить у нихъ себѣ уроковъ жизни, потому что они совершенны въ добродѣтеляхъ (2, 19).

149. Не подражай тѣмъ, кои заботятся о прохлажденіяхъ мірскихъ, иначе ни въ чемъ не будешь имѣть успѣха; но соревнуй тѣмъ, которые ради Господа скитались (и скитаются) въ горахъ и пустыняхъ (Евр. XI, 38), да пріидетъ на тебя сила свыше. (2, 20.)

вв) О благахъ обѣтованныхъ.

150. Если будешь исполнять все (заповѣданное), то получишь наслѣдіе, котораго око не видало, о которомъ ухо не слыхало и сердце человѣческое не помышляло (1 Кор. II, 9). (2, 16.)

151. Употреби свѣтъ вѣденія на то, чтобъ сподобиться быть въ родѣ праведныхъ, пока есть время (2, 19).

гг) О смерти и судѣ.

152. Помни, что юность твоя прошла (силы истощились), а немощи возрасли, и близко уже время исхода твоего, когда имѣешь ты дать отчетъ во всѣхъ дѣлахъ своихъ, и знай, что тамъ ни братъ не искупитъ брата, ни отецъ не избавитъ сына (2, 75).

153. Всегда поминай объ исходѣ изъ тѣла и не выпускай изъ мысли вѣчнаго осужденія; если будешь такъ поступать, во вѣки не согрѣшиши (2, 81).

154. Думай самъ въ себѣ и говори: я не пробуду въ этомъ мірѣ больше нынѣшняго дня, — и никогда не согрѣшишь предъ Богомъ (1, 66).

155. Всякій день полагай самъ въ себѣ, что этотъ одинъ день остался тебѣ въ мірѣ семъ, — и сохранишь себя отъ грѣховъ (3, 48).

156. Келлію твою преврати въ темницу, содержа въ мысли, что все уже для тебя кончено и вотъ-вотъ ударитъ часъ отрѣшенія твоего отъ міра сего (2, 76).

157. Блюди себя, чтобъ не быть отвержену въ будущемъ вѣкѣ. Горе нерадивымъ; ибо приблизился конецъ ихъ, и нѣтъ имъ помощника, ни надежды спасенія (2, 95).

д) Производители успѣха — благодатная Божія помощь и свои усилія и подвиги.

аа) Помощь свыше, привлекаемая молитвою.

158. Господь нашъ Іисусъ Христосъ да подастъ намъ помощь все дѣлать ко благоугожденію Его (1, конецъ).

159. Прежде всего молитву непрестанную изливай, и всегда благодареніе возсылай Богу, за все, что ни бываетъ съ тобою (1, 1).

160. Напрягайся непрестанныя изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился надъ тобою Богъ и совлекъ съ тебя ветхаго человѣка (1, 70).

161. Не преставай проливать слезы (молитвенныя), — и Богъ сжалится надъ тобою и облегчитъ всѣ твои болѣзнованія (все, о чемъ болитъ душа твоя). (3, 69.)

/с. 80/ 162. Если хочешь угодить Богу, предайся Господу Іисусу Христу, и Онъ избавитъ тебя и защититъ (2, 72).

бб) Свои подвиги и усилія вообще.

163. Старайся проходить слѣдующіе, мною тебѣ предлагаемые, подвиги: трудъ, нищету, странничество, лишенія (ничего неимѣніе) и молчаніе. Они сдѣлаютъ тебя смиреннымъ, а смиреніе принесетъ тебѣ отпущеніе грѣховъ. Смиреніе же состоитъ въ томъ, чтобъ человѣкъ считалъ себя грѣшникомъ и думалъ, что онъ ничего добраго не дѣлаетъ предъ Богомъ; чтобъ прилежалъ молчанію и себя вмѣнялъ ни во что; чтобъ не упорствовалъ ни предъ кѣмъ, настаивая на своемъ словѣ; чтобъ отлагалъ свою волю, лице опускалъ долу, смерть имѣлъ предъ очами, остерегался лжи, пустыхъ не произносилъ словъ, настоятелю не возражалъ, терпѣливо сносилъ обиды и нудилъ себя благодушно переносить всякія притрудности и прискорбности. Постарайся, братъ, соблюдать сіи правила, чтобъ не была безплодною жизнь твоя (1, 17).

164. Отстранимъ все, что доставляетъ покой плоти нашей; жизнь эту будемъ мало цѣнить, чтобъ жить въ Богѣ, Который въ день суда потребуетъ отъ насъ, алкали-ль мы ради Него, жаждали-ль, терпѣли-ль наготу, сокрушались-ли, стенали-ль изъ глубины сердца нашего, испытывали-ль себя самихъ, достойны-ли мы Бога. Итакъ, будемъ прилежатъ сокрушенію и сѣтованію о грѣхахъ, чтобъ обрѣсти Бога; презримъ плоть, чтобъ спасти души наши (3, 14).

165. Избери себѣ трудъ, и онъ, вмѣстѣ съ постомъ, молитвою и бдѣніями, избавитъ тебя отъ всѣхъ сквернъ, потому что тѣлесный трудъ приноситъ чистоту сердца, а чистота сердца дѣлаетъ то, что душа приноситъ плодъ (3, 29).

166. Люби милосердіе, облекись въ вѣру; не попускай сердцу своему замышлять злое, но понуждай его воздавать добромъ за зло, взыщи благостыню и миръ, и ревнуй о всѣхъ прекрасныхъ дѣлахъ (2, 33).

е) Настроенія души, условливающія успѣхъ.

аа) Пребываніе въ Богѣ со страхомъ, бодреннымъ вниманіемъ и отвращеніемъ отъ грѣха и міра.

167. Душа твоя да будетъ съ Господомъ во всякое время, тѣло же твое пусть будетъ на землѣ, какъ изваяніе и истуканъ (2, 59).

168. Стой всегда предъ лицемъ Господа съ правотою (3, 8).

169. Страхъ Божій всегда долженъ быть предъ очами нашими; также память о смерти и непріязненное отвращеніе къ міру и всему мірскому (2, 13).

170. Умирай каждый день, чтобы жить; ибо кто боится Бога, тотъ будетъ жить во вѣки (2, 96).

171. Бодрствуй непрестанно, чтобъ не впасть въ лѣность и нерадѣніе (2, 95).

/с. 81/ 172. Возненавидь все мірское и отдали его отъ себя; иначе оно само отдалитъ тебя отъ Бога (3, 70).

173. Ненавидь все, въ чемъ есть вредъ для души твоей (2, 6).

бб) Терпѣніе.

174. Что бы ты ни дѣлалъ, дѣлай то съ терпѣніемъ, и Богъ поможетъ тебѣ во всѣхъ дѣлахъ твоихъ, и во всемъ, что ни случится съ тобою (2, 21).

175. Смотри, не малодушествуй (3, 71).

176. Будь благодушенъ во всемъ, что ни дѣлаешь по волѣ Божіей (2, 21).

177. Не скучай изъ-за помысловъ, которые нападаютъ на тебя въ келліи, зная, что Господь никакого труда твоего (ради Его) не предастъ забвенію: это послужитъ тебѣ къ преуспѣянію, и благодать Божія поможетъ тебѣ (2, 18).

178. Мужество есть не что иное, какъ твердость въ истинѣ и сопротивленіе врагамъ: когда не уступишь имъ, они отступятъ и совсѣмъ не покажутся болѣе (2, 85).

вв) Сокрушеніе и плачъ.

179. День и ночь боли о грѣхахъ своихъ (1, 36).

180. Возжги свѣтильникъ твой елеемъ слезъ (1, 38).

181. Непрестанно плачь о грѣхахъ своихъ, какъ бы ты имѣлъ мертвеца въ келліи своей (1, 49) [10].

182. Лицо твое всегда должно быть печально, чтобы вселился въ тебя страхъ Божій (1, 74).

183. Не считай себя чѣмъ-либо; но предавайся плачу о грѣхахъ своихъ (3, 30).

гг) Смиреніе.

184. Возлюби смиреніе, и оно покроетъ всѣ грѣхи твои (1, 61; 3, 36).

185. Будь смиренъ во всѣ дни жизни твоей и прилежи всему прекрасному (2, 30).

186. Того, кто слабѣй тебя въ добродѣтеляхъ, считай равнымъ себѣ; равнаго же себѣ въ добродѣтеляхъ почитай гораздо превосходящимъ тебя въ совершенствѣ (2, 17).

187. Не завидуй тому, кто идетъ вверхъ; но лучше всѣхъ людей считай высшими себя, чтобъ съ тобою былъ самъ Богъ (2, 9).

188. Не ходи съ гордыми, но ходи съ смиренными (это о подражаніи и содружествѣ). (2, 25.)

189. Будь во всемъ смиренъ, — въ осанкѣ, въ одеждѣ, въ сидѣніи, въ стояніи, въ походкѣ, въ постели, въ келліи и во всѣхъ принадлежностяхъ ея (2, 77).

190. Если станутъ хвалить тебя за дѣла твои, не радуйся тому и не услаждайся тѣмъ: утаевай ихъ сколько можешь; не позволяй себѣ /с. 82/ кому-либо говорить объ нихъ, и всячески постарайся достигнуть того, чтобъ люди не хвалили тебя (2, 79).

191. Бойся сдѣлаться извѣстнымъ по какому-либо изъ дѣлъ твоихъ (2, 5).

192. Если кто укоритъ тебя безвинно въ какомъ грѣхѣ, смири себя, и получишь вѣнецъ (2, 43).

193. Пріучи языкъ свой говорить: прости мнѣ, и придетъ къ тебѣ смиреніе (1, 64).

194. Навыкни, чтобъ языкъ твой во всѣхъ случаяхъ, во всякое время и всякому брату говорилъ: прости мнѣ. Ибо, если будешь всегда говорить: прости мнѣ, то скоро достигнешь смиренія (3, 42).

195. Будь готовъ при всякомъ словѣ (обличительномъ), которое слышишь, говорить: прости мнѣ; потому что такое смиреніе разстроиваетъ всѣ козни врага (1, 72).

196. Знай, что смиреніе есть не иное что, какъ чтобъ всѣхъ людей почитать лучшими себя. Твердо содержи въ умѣ своемъ, что ты виновенъ во многихъ грѣхахъ, — голову свою держи поникшею долу, а языкъ твой пусть будетъ готовъ сказать тому, кто нанесетъ тебѣ обиду: прости мнѣ, владыко мой! Постояннымъ же предметомъ помышленія твоего да будетъ смерть (3, 49).

197. Люби труды, всѣмъ себя подчиняй, уста свои держи заключенными, — и достигнешь смиренія; смиреніе же привлечетъ отпущеніе всѣхъ грѣховъ твоихъ (3, 72).

198. Прежде всего не считай себя чѣмъ-либо, — и это породитъ въ тебѣ смиреніе; смиреніе же породитъ науку (опытность и здравомысліе); наука же родитъ вѣру; вѣра же родитъ упованіе; упованіе же родитъ любовь; любовь же родитъ повиновеніе, а повиновеніе родитъ неизмѣнное постоянство (твердость въ добрѣ). (2, 1.)

ж) Подвиги борьбы съ грѣхомъ.

аа) Прежде всего съ помыслами.

199. Далеко гони отъ себя злыя помышленія, предаваясь Богу; и Онъ покроетъ тебя десницею Своею (3, 33).

200. Не всякому помыслу своему слѣдуй (3, 7).

201. Помысловъ и пожеланій своихъ не исполняй (3, 51).

202. Смотри, не попускай уму твоему увлекаться памятію прежнихъ грѣховъ, чтобъ они не возобновились въ тебѣ (1, 60).

203. Не обращай въ умѣ своемъ грѣховъ, нѣкогда совершенныхъ тобою, чтобъ они опять не возобновились. Будь увѣренъ, что они прощены тебѣ въ то время, какъ ты предалъ себя Богу и покаянію, и ни мало въ томъ не сомнѣвайся (3, 40).

204. Объ удовольствіяхъ и утѣхахъ, которымъ предавался ты во время нерадѣнія своего, не воспоминай и рѣчей о томъ не заводи, говоря: я то сдѣлалъ, или это нарушилъ; ибо это можетъ послужить тебѣ въ преткновеніе (3, 44).

/с. 83/ 205. О страстяхъ, которымъ работалъ ты въ мірѣ, совсѣмъ не поминай, чтобъ опять не возбудить похотѣнія ихъ, и это не послужило тебѣ въ соблазнъ (3, 46).

бб) Съ разными пожеланіями порочными.

206. Апостолъ Іоаннъ въ трехъ вещахъ совмѣщаетъ всѣ человѣческія похоти, говоря: все, еже въ мірѣ, есть похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейская (1 Іоан. II, 16). — Похотъ плоти есть насыщеніе чрева множествомъ разныхъ яствъ, за которымъ слѣдуетъ нечистота блудная. — Похоть очесъ имѣетъ предметомъ своимъ вещественныя блага, при обладаніи коими око или возносится, или влагаетъ въ сердце нечистые виды. — Гордость есть мірская любовь къ шумной славѣ (высокое о себѣ мнѣніе, самовосхваленіе, и жажда хвалы отъ другихъ), которая засѣдаетъ въ умахъ нашихъ по причинѣ суетныхъ и преходящихъ внѣшнихъ достоинствъ какихъ-нибудь (2, 89).

207. Бѣгай любоиманія и непослушанія, наипаче же многояденія, чтобъ не опутаться тебѣ сѣтьми похотей своихъ, ибо онѣ изгоняютъ страхъ Божій изъ сердца и стыдъ съ лица, предаютъ любителя своего низкимъ и срамнымъ дѣламъ, и отчуждаютъ отъ Бога (3, 58).

208. Совлекись гнѣвливости и облекись въ кротость, отбрось око развращенное и возьми себѣ око простое (дѣтское, чистое). (2, 2.)

209. Будь далекъ отъ гнѣва, и отъ похоти береги себя, равно, какъ и отъ всякихъ грѣховныхъ пожеланій (2, 88).

вв) Въ частности, — съ сластолюбіемъ.

210. Человѣкъ сластолюбивый (только пріятнаго ищущій) ни на какое дѣло негожъ (2, 74).

211. Не будь сластолюбивъ; ибо сластолюбивыхъ Богъ не слушаетъ (2, 74).

212. Тѣло и утѣхи его имѣй въ ненависти, потому что они исполнены зла (3, 52).

213. Тѣло свое такъ изможди, чтобъ оно было похоже на тѣло, лежащее на одрѣ болѣзни (3, 62).

гг) Съ гнѣвомъ и порожденіями его.

214. Если нападетъ на тебя гнѣвъ, поспѣшнѣе гони его подальше отъ себя, и будешь радоваться во всѣ дни жизни твоей (2, 84).

215. Отнюдь ни на кого не сердись, и всѣмъ прощай (3, 31).

216. Если кто неправедно укоритъ тебя, не разгорячайся (3, 53).

217. Будь мудръ, и уста тѣхъ, кои худо говорятъ о тебѣ, заграждай молчаніемъ (2, 86).

218. Не дивись, если кто-нибудь говоритъ о тебѣ худо, потому что это одна изъ хитростей злѣйшихъ враговъ нашихъ, которою они полагаютъ человѣку препоны узнать истину (2, 87).

219. Не будь скоръ на гнѣвъ и не держи зла на того, кто подвигъ тебя на гнѣвъ (3, 55).

/с. 84/ 220. Если получишь оскорбленіе, не имѣй непріязни къ тому, кто нанесъ тебѣ его, но скажи: я достоинъ того, чтобъ всѣ братія презирали меня (2, 40).

221. Не ропщи и никому не причиняй оскорбленія (2, 8).

222. Не воздавай зломъ за зло, ни оскорбленіемъ за оскорбленіе; ибо этимъ смиряетъ тебя Самъ Господь, видя, что ты не смиряешься самъ собою (2, 45).

223. И младшіе и старшіе пусть молятся; да не попущено имъ будетъ подпасть тиранству гнѣва (2, 84).

224. Кто подставляетъ другую ланиту ударившему его въ одну, тотъ обрадованъ въ поношеніи своемъ. Господь нашъ Іисусъ Христосъ никогда не оставитъ его, ибо Онъ благъ и помогаетъ душамъ, которыя терпятъ ради Его, и ищутъ Его, подавая имъ силу и крѣпость, пока они не утвердятся въ покоѣ (отъ страстей). Итакъ, радуйся, — когда встрѣчаются скорби и смущенія; ибо за ними слѣдуютъ сладкіе плоды (2, 93).

225. Не бойся поношенія отъ людей (2, 4).

дд) Съ другими порочными движеніями сердца, подрывающими успѣхъ: осужденіемъ.

226. Если увидишь, что какой-нибудь братъ согрѣшилъ, не презирай его, не отвращайся отъ него, и не осуждай его; ибо иначе самъ впадешь въ руки враговъ твоихъ (1, 59).

227. Не дѣлай никому зла и никого не осуждай (2, 24).

228. Уха своего не подставляй, чтобъ услышать худое (о другихъ); но будь снисходительно жалостливъ къ людямъ, и живъ будешь (2, 44).

229. Не осуждай никого; ибо въ этомъ твое паденіе (2, 80).

230. Не укоряй брата своего, хотя бы ты видѣлъ его нарушителемъ всѣхъ заповѣдей, иначе и самъ впадешь въ руки враговъ своихъ (3, 39).

231. Не осуждай никого изъ смертныхъ, чтобъ Богъ не возгнушался молитвами твоими (3, 64).

232. Никому не выставляй на видъ какихъ-либо его недостатковъ, ни по какой причинѣ (1, 23).

233. Никому не ставь въ укоръ его немощей (1, 47).

ее) Тщеславіемъ и самомнѣніемъ.

234. Когда творишь милостыню, не выставляй того на видъ (1, 34).

235. Если предаешься подвигамъ духовнымъ, не хвались тѣмъ (1, 39).

236. О добромъ дѣлѣ, которое ты намѣренъ сдѣлать, не говори никому напередъ, но сдѣлай его (1, 48).

237. Когда совершишь какія дѣла добродѣтели, не высокомудрствуй, и не говори въ себѣ: я то и то сдѣлалъ; потому что, если будешь такъ поступать, мудръ не будешь (2, 65).

238. Не будь славолюбивъ и въ сердцѣ своемъ не держи самовосхваленія, говоря: я то и то сдѣлалъ, въ томъ и томъ преуспѣлъ. Такіе помыслы дышатъ тщеславіемъ, и кто ими набитъ, тотъ сталъ жилищемъ нечистыхъ духовъ (3, 59).

/с. 85/

жж) Человѣкоугодіемъ и лицемѣріемъ.

239. Не оставляй воли Божіей, чтобъ исполнить волю людей (2, 7).

240. Божіей заповѣди не нарушай изъ уваженія къ дружбѣ человѣческой (3, 24).

241. Не будь лицемѣромъ или притворщикомъ, тѣмъ паче лжецомъ (2, 26).

242. Не предъ людьми только будь праведенъ, но самъ въ себѣ будь мудръ, кротокъ, благодушенъ, терпѣливъ, ревностенъ, человѣколюбивъ (2, 28).

зз) Гордостію.

243. Не возносись дѣлами своими, каковы бы они ни были (1, 73).

244. Не возносись въ гордости и не хвались (2, 46).

245. Гордость далеко отгони отъ себя, ближняго же твоего и всѣхъ людей почитай лучшими себя (3, 53).

246. Нѣтъ большаго нечестія, какъ причинить кому-либо скорбь и возноситься надъ другими (2, 60).

247. Не считай себя мудрымъ, иначе гордостію вознесется душа твоя, и ты впадешь въ руки враговъ своихъ (1, 63).

248. Не считай себя всезнающимъ и мудрымъ (то есть не говори: самъ знаю, самъ умѣю дѣлать); иначе пропадетъ трудъ твой, и корабль твой напрасно бѣжалъ доселѣ (3, 41).

Заключеніе.

249. Кто не будетъ исполнять всего прописаннаго, тотъ подвигнетъ Бога на гнѣвъ. Я, Антоній, истину тебѣ говорю. Итакъ, приклони ухо твое къ словесамъ моимъ и сокрой ихъ въ сердцѣ своемъ; и знай, что этими заповѣдями я предаю тебя Творцу. Если ты сохранишь ихъ, — будешь радоваться со всѣми Ангелами, а всѣхъ злыхъ духовъ поразишь скорбію. Ходи же въ сихъ заповѣдяхъ; и Богъ будетъ съ тобою и Ангелы Его будутъ сшествовать тебѣ; душа же твоя исполнится благоуханіемъ святыхъ и свѣтомъ блаженныхъ возсіяетъ лице твое, и станешь ты святилищемъ Богу, какъ и всѣ святые; и срѣтишь, наконецъ, Господа съ веселіемъ и радостію, и услышишь гласъ оный, говорящій: добрѣ, рабе благій и вѣрный, о малѣ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю; вниди въ радость Господа своего (Матѳ. XXV, 21). (3, 77.)

250. Не отступай ни отъ одного изъ сихъ наставленій; и Господь нашъ Іисусъ Христосъ дастъ тебѣ покой, и совершитъ въ мирѣ дѣло, къ какому приступилъ ты. Совершенные отцы наши, и тѣ, которые подражали имъ, отъ исполненія ихъ стали совершенными (2, 22).

251. Если къ сказанному захочешь прибавить какое-нибудь изъ добрыхъ дѣлъ, прибавь; и непрестанное возсылай благодареніе Господу нашему Іисусу Христу (3, 22).

/с. 86/ 252. Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя предъ Христомъ Господомъ, да изгладитъ Онъ грѣхи твои и тебя паки обновитъ, да подастъ тебѣ помощь къ совершенію дѣлъ благихъ, и даруетъ въ наслѣдіе царство Свое вѣчное. Ему буди хвала, честь, слава и поклоненіе, со всеблагимъ Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. (2, 100.)

Примѣчанія:
[1] Въ 40 т. «Patrologiae graecae» Migne, на стр. 1065, помѣщены Praecepta Antonii въ 80 пунктахъ. За ними стоятъ еще его же: «Spiritualia documenta regulis adjuncta», и «Admonitiones et documenta varia», то и другое, очевидно, какъ дополненіе къ предыдущему правилу. Какъ всѣ изреченія, содержащіяся подъ сими заглавіями, одного суть рода, и по содержанію и по образу рѣчи, то онѣ сводятся здѣсь воедино и размѣщаются подъ особыми рубриками, слѣдуя естественному ходу отшельнической жизни, подъ заглавіемъ: «Уставъ отшельнической жизни». Въ концѣ каждаго правила указывается, гдѣ найти его въ подлинникѣ. Первыя цифры означаютъ: 1 — правило въ 80 пунктахъ; 2 — первое прибавленіе — spiritualia documenta; 3 — второе прибавленіе — admonitiones. Цифры вторыя указываютъ пунктъ каждаго собранія правилъ. Эти вторыя въ подлинникѣ есть только въ первой статьѣ 80 правилъ; номерація пунктовъ для двухъ прибавленій дѣлается по своему счету, — что и всякій можетъ сдѣлать, ибо всѣ изреченія идутъ особыми пунктами. Ихъ въ первомъ прибавленіи 100, а во второмъ 73. Конецъ на 1082 стр.
[2] У другихъ заключеніе сего изреченія такое: въ Достопамят. Сказ. — «одно только у него искушеніе, — искушеніе въ сердцѣ»; въ Алфав. Патерикѣ: «къ единому точію имать очи сердечному вниманію».
[3] Дотолѣ, работая подъ навѣсомъ, или въ сѣняхъ, кои назывались иногда внѣшнею келліею.
[4] Въ монастырѣ св. Саввы за часъ до утрени ударяютъ въ колоколъ, и всѣ по келліямъ кладутъ положенные поклоны: 1500 поясныхъ и 150 земныхъ съ молитвою Іисусовою.
[5] Т. е., когда кто-нибудь собиралъ всѣхъ отшельниковъ и угощалъ ихъ при церкви.
[6] Это не въ келліи, а на общихъ трапезахъ. Вино, обычно, виноградное, домашняго издѣлія, небольшой крѣпости.
[7] Этимъ внушается жить, какъ обязываетъ одежда.
[8] Уединенники жили разсѣянно по пустыни; посреди пространства, келліями ихъ занимаемаго, была церковь, куда собирались на общую молитву. Церковь повѣрялась избранному, одному или нѣсколькимъ. Макарій Великій, однажды воротившись въ скитъ послѣ посѣщенія св. Антонія, сказалъ братіямъ, на вопросъ ихъ о томъ, что имъ заповѣдуетъ великій авва: не хорошо, говоритъ, что у насъ нѣтъ приношенія, т. е. Литургіи. Тогда поспѣшили устроить церковь. Это образчикъ того, какъ устроялъ жизнь уединенниковъ св. Антоній.
[9] Уединенники жили каждый особо отъ другихъ, но все селеніе ихъ раздробленное было нѣчто единое, и имѣло одного главу, какъ были напр., оба Макарія, Аммонъ, въ скиту, келліяхъ и въ Нитріи.
[10] У другого: какъ плачетъ тотъ, у кого въ домѣ есть мертвецъ.

Источникъ: Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ, дополненное. Томъ первый.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1963. — С. 69-86.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.