Церковный календарь
Новости


2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (6-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (5-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Плачъ Русскаго народа (1924)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій. Похв. слово новымъ священномученикамъ Русской Церкви (1973)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (3-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (2-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (1-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-18 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (3-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 14-я (1943)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 13-я (1943)
2017-08-18 / russportal
Мон. Варвара (Суханова). О чудотв. созданіи церкви въ Кіево-Печерской обители (1963)
2017-08-18 / russportal
Архим. Серафимъ (Вербинъ). Ко дню 90-лѣтняго юбилея митр. Анастасія (1963)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (4-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (3-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (56-е) къ клиру и народу испанскому (1879)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (55-е) къ Стефану о Макріанѣ Арелатскомъ (1879)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ.

«Добротолюбіе» — сборникъ аскетическихъ твореній святыхъ отцовъ IV–XV вв., составленный преп. Никодимомъ Святогорцемъ († 1809 г.) и свт. Макаріемъ, митр. Коринѳскимъ († 1805 г.). Слово «Добротолюбіе» (греч. «Филокалія») означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Съ точки зрѣнія православной аскетики, прекрасной и возвышенной является добродѣтель, формирующаяся въ непрестанномъ подвигѣ черезъ содѣйствіе наивысшаго добра — Божественной благодати Святаго Духа. Любовь къ добродѣтели для авторовъ «Добротолюбія», означаетъ любовь къ ея Источнику — Богу, пребываніе Котораго въ человѣческой душѣ и является основной цѣлью православнаго подвижника. Въ «Добротолюбіе» вошли тексты православныхъ аскетическихъ писателей, показывающихъ основанія православнаго подвижничества, описывающихъ исихастскую практику умнаго дѣланія, пріоткрывающихъ высоты духовной жизни въ благодатномъ состояніи соединенія съ Богомъ — обоженія. На греческомъ языкѣ «Добротолюбіе» было впервые опубликовано въ 1782 г. На славянскій языкъ переведено преп. Паисіемъ Величковскимъ († 1794 г.) и напечатано въ Москвѣ въ 1793 г. Позднѣе большую работу по переводу на русскій языкъ, составленію и дополненію сборника провелъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.). — Въ 1-й томъ русскаго «Добротолюбія» вошли переводы твореній святыхъ отцовъ: Антонія Великаго, Макарія Великаго, аввы Исаіи, Марка Подвижника и аввы Евагрія. Во 2-й: свв. Іоанна Кассіана, Исихія Іерусалимскаго, Нила Синайскаго, Ефрема Сирина, Іоанна Лѣствичника, Варсануфія и Іоанна, аввы Дороѳея и Исаака Сиріанина. Въ 3-й: свв. Діадоха Фотикійскаго, Іоанна Карпаѳскаго, Зосимы Палестинскаго, Максима Исповѣдника, аввы Ѳалассія, Ѳеодора Едесскаго, Ѳеодора, аввы Филимона, Ѳеогноста, Филоѳея Синайскаго, Иліи пресвитера. Въ 4-й: преп. Ѳеодора Студита. Въ 5-й: свв. Симеона Новаго Богослова, Симеона Благоговѣйнаго, Никиты Стиѳата, Ѳеолипта Филадельфійскаго, Григорія Синаита, Никифора Уединенника, Григорія Паламы, Каллиста и Игнатія Ксанѳопулы, Симеона Солунскаго.

«Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ»

ДОБРОТОЛЮБІЕ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ, ДОПОЛНЕННОЕ.
Томъ 1-й. Jordanville, 1963.

НАСТАВЛЕНІЯ СВЯТАГО МАКАРІЯ ВЕЛИКАГО О ХРИСТІАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЯ ИЗЪ ЕГО БЕСѢДЪ.

2.
Мрачное состояніе падшаго.

а) Послушавъ лукаваго, Адамъ продалъ себя ему, а тотъ, завладѣвъ имъ, наполнилъ его всякимъ зломъ.

19. Адамъ, преступивъ заповѣдь Божію и послушавъ лукаваго змія, продалъ и уступилъ себя въ собственность діаволу, и въ душу — эту прекрасную тварь, — облекся лукавый. Душа называется тѣломъ лукавой тьмы, пока въ ней пребываетъ духовная тьма; потому что тамъ живетъ и содержится она въ продолженіе лукаваго вѣка тьмы, какъ и Апостолъ, упоминая о тѣлѣ грѣховномъ и о тѣлѣ смерти, говоритъ: да упразднится тѣло грѣховное (1 Рим. VI, 6), и еще: кто мя избавитъ отъ тѣла смерти сея (Рим. VII, 24)? Душа — не отъ Божія естества, и не отъ естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная лѣпоты, великая и чудная, прекрасное подобіе и образъ Божій, и лукавство темныхъ страстей вошло въ нее вслѣдствіе преступленія. (1, 7.)

20. Лукавый князь — царство тьмы, вначалѣ плѣнивъ человѣка, такъ обложилъ и облекъ душу властію тьмы, какъ облекаютъ человѣка, чтобы содѣлать его царемъ и дать ему всѣ царскія одѣянія, и чтобы отъ головы до ногтей носилъ онъ на себѣ все царское. Такъ лукавый князь облекъ душу грѣхомъ, все естество ея, и всю ее осквернилъ, всю плѣнилъ въ царство свое, не оставилъ въ ней свободнымъ отъ своей власти ни одного члена ея, ни помысловъ, ни ума, ни тѣла, но облекъ ее въ порфиру тьмы. Какъ въ тѣлѣ (при болѣзни) страждетъ не одинъ его /с. 120/ членъ, но все оно всецѣло подвержено страданіямъ: такъ и душа вся пострадала отъ немощей порока и грѣха. Лукавый всю душу, — эту необходимую часть человѣка, этотъ необходимый членъ его, — облекъ въ злобу свою, то есть въ грѣхъ; и такимъ образомъ тѣло содѣлалось страждущимъ и тлѣннымъ. (2, 1.)

21. Когда Апостолъ говоритъ: совлекитесь ветхаго человѣка (Кол. III, 9), то разумѣетъ человѣка совершеннаго, у котораго соотвѣтствуютъ очамъ свои очи, головѣ — своя голова, ушамъ — свои уши, рукамъ — свои руки и ногамъ — свои ноги. Ибо лукавый осквернилъ и увлекъ къ себѣ всего человѣка ветхаго, оскверненнаго, нечистаго, богоборнаго, непокорнаго Божію закону, — въ самый грѣхъ, чтобъ не смотрѣлъ уже, какъ желательно человѣку, но и видѣлъ лукаво, и слышалъ лукаво, и ноги его поспѣшали на злодѣяніе, и руки его дѣлали беззаконіе, и сердце помышляло лукавое. (2, 2.)

22. Ветхій человѣкъ совлекъ съ себя человѣка совершеннаго и носитъ одежду царства тьмы, одежду хулы, невѣрія, небоязненности, тщеславія, гордыни, сребролюбія, похоти, и другія одѣянія царства тьмы, нечистыя и скверныя рубища (2, 4.)

23. Того и домогался врагъ, чтобы Адамовымъ преступленіемъ уязвить и омрачить внутренняго человѣка, владычественный умъ, зрящій Бога. И очи его, когда недоступны имъ стали небесныя блага, прозрѣли уже для пороковъ и страстей (20, 4.)

24. Оковами тьмы связываютъ (падшую) душу духи злобы; почему, не можетъ она ни, сколько желаетъ, любить Господа, ни, сколько желаетъ, вѣровать, ни, сколько желаетъ, молиться, потому что со времени преступленія перваго человѣка, противленіе и явно и тайно во всемъ овладѣло нами (21, 2.)

б) Видя такое пагубное состояніе, Богъ и Ангелы сожалѣли о падшемъ.

25. Въ тотъ день, когда палъ Адамъ, пришелъ Богъ, и ходя въ раю и увидѣвъ Адама, пожалѣлъ, такъ сказать, и изрекъ: «при такихъ благахъ, какое избралъ ты зло! Послѣ такой славы, какой несешь на себѣ стыдъ! Почему теперь такъ омраченъ ты, такъ обезображенъ, такъ брененъ? Послѣ такого свѣта, какая тьма покрыла тебя!» Когда палъ Адамъ и умеръ для Бога, сожалѣлъ о немъ Творецъ; Ангелы, всѣ силы, небеса, земля, всѣ твари оплакивали смерть и паденіе его. Ибо твари видѣли, что данный имъ въ царя сталъ рабомъ сопротивной и лукавой тьмы. Итакъ, тьмою, тьмою горькою и лукавою, облекъ онъ душу свою, потому что воцарился надъ нимъ князь тьмы. Онъ-то и былъ тотъ изъязвленный разбойниками и ставшій полумертвымъ, когда проходилъ изъ Іерусалима въ Іерихонъ. (30, 7.)

в) Правда однако жъ подвергла его праведному наказанію; и онъ оставленъ какъ запустѣлый домъ.

26. Адамъ, преступивъ заповѣдь, изгнанъ изъ рая и навлекъ на себя гнѣвъ Божій. Какъ прогнѣвавшись нѣкогда на Іудеевъ, Богъ пре/с. 121/далъ Іерусалимъ на позоръ врагамъ, и ненавидящіе ихъ стали господствовать надъ ними, и не было уже тамъ ни праздника, ни приношенія: такъ прогнѣвавшись и на душу за преступленіе заповѣди, предалъ ее врагамъ, демонамъ и страстямъ; и они, обольстивъ ее, совершенно уничижили, и не стало уже тамъ ни праздника, ни ѳиміама, ни приношенія, предлагаемаго душою Богу; потому что пути къ достопримѣчательному въ ней наполнились дикими звѣрями, и вогнѣздились въ ней пресмыкающіеся — лукавые духи. И какъ домъ, если не живетъ въ немъ владѣтель, облекается во тьму, въ безславіе, въ поруганіе, наполняется нечистотою и гноемъ: такъ и душа, если Владыка ея не ликовствуетъ въ ней съ Ангелами, наполняется грѣховною тьмою, постыдными страстями и всякимъ безславіемъ. (12, 10; 28, 1.)

27. Поелику человѣкъ въ преслушаніи принялъ клятву на клятву: терніе и волчцы возраститъ тебѣ земля (Быт. III, 18), и еще: воздѣлывай землю, и не приложитъ дать тебѣ плодовъ своихъ: то на землѣ сердца его возродились и возрасли тернія и волчцы. Враги обманомъ восхитили славу его и облекли его стыдомъ. Похищенъ свѣтъ его, и облеченъ онъ во тьму. Убили душу его, разсыпали и раздѣлили помыслы его, совлекли умъ его съ высоты, и человѣкъ — Израиль сталъ рабомъ истиннаго Фараона, и онъ поставилъ надъ человѣкомъ приставниковъ дѣлъ и досмотрщиковъ — лукавыхъ духовъ, которые понуждаютъ человѣка волею и неволею дѣлать лукавыя дѣла его, составлять бреніе и плинѳы. Удалившіе человѣка отъ небеснаго образа мыслей низвели его къ дѣламъ лукавымъ, — вещественнымъ, земнымъ, бреннымъ, къ словамъ, помышленіямъ и разсужденіямъ суетнымъ; потому что душа, ниспавъ съ высоты своей, встрѣтила человѣконенавистное царство и жестокихъ князей, которые понуждаютъ ее созидать имъ грѣховные грады порока. (47, 6.)

г) Вслѣдствіе паденія, вся тварь и весь родъ человѣческій подверглись тиранству врага и страстей.

28. Представь себѣ царя, у котораго есть достояніе, и подвластные ему служители готовы къ услугамъ; и случилось, что взяли и отвели его въ плѣнъ враги. Какъ скоро онъ взятъ и уведенъ, необходимо служителямъ и приставникамъ его слѣдовать за нимъ же. Такъ и Адамъ чистымъ созданъ отъ Бога на служеніе Ему, и въ услугу Адаму даны твари сіи; потому что поставленъ онъ господиномъ и царемъ всѣхъ тварей. Но какъ скоро нашло къ нему доступъ и побесѣдовало съ нимъ лукавое слово, — Адамъ сначала принялъ его внѣшнимъ слухомъ, потомъ проникло оно въ сердце его и объяло все его существо. А такимъ образомъ, по его плѣненіи, плѣнена уже съ нимъ вмѣстѣ служащая и покорствующая ему тварь; потому что чрезъ него воцарилась смерть надъ всякою душою, и вслѣдствіе его преслушанія, такъ изгладила весь Адамовъ образъ, что люди измѣнились и дошли до поклоненія демонамъ. Ибо вотъ и плоды земные, прекрасно созданные Богомъ, приносятся демонамъ. На алтари ихъ возлагаютъ хлѣбъ, вино и елей и животныхъ. Даже сыновъ и дщерей своихъ приносили въ жертву демонамъ. (11, 5.) /с. 122/

29. Со времени Адамова преступленія, душевные помыслы, отторгшись отъ любви Божіей, разсѣялись въ вѣкѣ семъ и смѣшались съ помыслами вещественными и земными. Но какъ преступившій заповѣдь Адамъ принялъ въ себя закваску зловредныхъ страстей, такъ и родившіеся отъ него, и весь родъ Адамовъ, по преемству, стали причастниками оной закваски; а при постепенномъ преспѣяніи и возрастаніи до того уже умножились въ людяхъ грѣховныя страсти, что простерлись до прелюбодѣянія, непотребствъ, идолослуженій, убійствъ и другихъ нелѣпыхъ дѣлъ, пока все человѣчество не вскисло пороками. Зло до того возрасло въ людяхъ, что они помыслили, будто бы нѣтъ Бога, стали же поклоняться неодушевленнымъ камнямъ; вовсе не могли даже составить себѣ понятія о Богѣ. До такой степени закваска зловредныхъ страстей заквасила родъ ветхаго Адама. (24, 2).

30. Послѣ того, какъ человѣкъ уклонился отъ заповѣди и подвергся осужденію гнѣва, грѣхъ взялъ его въ свое подданство, и самъ, какъ нѣкая бездна горечи, и тонкая и глубокая, вошедши внутрь, овладѣлъ пажитями души до глубочайшихъ ея тайниковъ. Такимъ образомъ, и душу и примѣшавшійся къ ней грѣхъ уподобляемъ великому дереву, у котораго много вѣтвей, а корни въ земныхъ глубинахъ. Такъ и вошедшій въ душу грѣхъ овладѣлъ ея пажитями до глубочайшихъ тайниковъ, обратился въ привычку и предубѣжденіе, съ младенчества въ каждомъ возрастаетъ, воспитывается и учитъ его худому. (41, 1.)

31. Лазарь, котораго воскресилъ Господь, этотъ Лазарь, исполненный великаго зловонія, такъ что никто не могъ приблизиться къ гробу его, былъ образомъ Адама, принявшаго въ душу свою великое зловоніе и наполнившагося чернотою и тьмою. Но ты, когда слышишь объ Адамѣ, объ изъязвленномъ разбойниками, и о Лазарѣ, не дозволяй какъ бы по горамъ блуждать уму твоему, но заключись внутри души своей, потому что и ты носишь тѣ же язвы, то же зловоніе, ту же тьму. Всѣ мы сыны этого омраченнаго рода, всѣ причастны того же зловонія. Какою немощію пострадалъ Адамъ, тою же пострадали и всѣ мы, происходящіе отъ Адамова сѣмени. Ибо такая же немощь, какъ говоритъ Исаія, постигла и насъ: ни струпъ, ни язва, ни рана палящаяся; нѣсть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязанія сотворити (Ис. 1, 6). Такою неисцѣльною язвою уязвлены мы. (30, 8.)

32. Какъ въ Египтѣ, въ продолженіе трехдневной тьмы, сынъ не видалъ отца, братъ брата, другъ — искренняго друга, потому что покрывала ихъ тьма: такъ и послѣ того, какъ Адамъ преступилъ заповѣдь, ниспалъ изъ прежней славы и подчинился духу міра, и покрывало тьмы снизошло на душу его, — отъ него и до послѣдняго Адама — Господа, не видалъ человѣкъ истиннаго Небеснаго Отца, благосердой и доброй матери — благодати Духа, сладчайшаго и вожделѣннаго брата — Господа, друзей и искреннихъ своихъ — святыхъ Ангеловъ, съ которыми нѣкогда радостно ликовалъ и праздновалъ. И не только до послѣдняго Адама, даже и нынѣ, для кого не возсіяло солнце правды — Христосъ, /с. 123/ у кого не отверзлись душевныя очи, просвѣщенныя истинымъ свѣтомъ, — всѣ тѣ покрыты тою же тьмою грѣха, имѣютъ въ себѣ то же дѣйствіе сластолюбія, подлежатъ тому же наказанію, и нѣтъ у нихъ очей, которыми бы могли видѣть Отца. (28, 4.)

д) Осязательнѣйшее слѣдствіе паденія — всюду въ мірѣ царствующее смятеніе.

33. Чада вѣка сего уподобляются пшеницѣ, всыпанной въ рѣшето земли сей, и просѣваются среди непостоянныхъ помысловъ міра сего, при непрестанномъ волненіи земныхъ дѣлъ, пожеланій и многосплетенныхъ вещественныхъ понятій. Сатана сотрясаетъ души, и рѣшетомъ, то есть земными дѣлами, просѣваетъ весь грѣшный родъ человѣческій. Со времени паденія, какъ преступилъ Адамъ заповѣдь и подчинился лукавому князю, взявшему надъ нимъ власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всѣхъ сыновъ вѣка сего просѣваетъ и приводитъ онъ въ столкновеніе въ рѣшетѣ земли. (5, 1.)

34. Какъ пшеница въ рѣшетѣ у просѣвающаго бьется, и взбрасываемая непрестанно, въ немъ переворачивается: такъ князь лукавства земными дѣлами занимаетъ всѣхъ людей, колеблетъ, приводитъ въ смятеніе и тревогу, заставляетъ приражаться къ суетнымъ помысламъ, гнуснымъ пожеланіямъ, земнымъ и мірскимъ связямъ, непрестанно плѣняя, смущая, уловляя весь грѣшный родъ Адамовъ. И Господь предсказалъ Апостоламъ будущее на нихъ возстаніе лукаваго: сатана проситъ васъ, дабы сѣялъ, яко пшеницу; Азъ же молихся Отцу Моему, да не оскудѣетъ вѣра ваша (Лук. XXII, 31, 32). Ибо сіе слово и опредѣленіе, изреченное Создателемъ Каину явно: стеня и трясыйся, въ тревогѣ, будеши на землѣ (Быт. IV, 12), служитъ втайнѣ образомъ и подобіемъ для всѣхъ грѣшниковъ; потому что родъ Адамовъ, преступивъ заповѣдь и содѣлавшись грѣшнымъ, принялъ на себя втайнѣ сіе подобіе. Люди приводятся въ колебаніе непостоянными помыслами боязни, страха, всякаго смущенія, пожеланіями, многообразными всякаго рода удовольствіями. Князь міра сего волнуетъ всякую душу, не рожденную отъ Бога, и, подобно пшеницѣ, непрестанно вращающейся въ рѣшетѣ, разнообразно волнуетъ человѣческіе помыслы, всѣхъ приводя въ колебаніе и уловляя мірскими обольщеніями, плотскими удовольствіями, страхованіями, смущеніями. (5, 2.)

35. И Господь, показывая, что послѣдующіе обольщеніямъ и хотѣніямъ лукаваго носятъ на себѣ подобіе Каинова лукавства, и обличая ихъ, сказалъ: вы похоти отца вашего хощете творити, онъ человѣкоубійца бѣ искони, и во истинѣ не стоитъ (Іоан. VIII, 44). Посему весь грѣшный родъ Адамовъ втайнѣ несетъ на себѣ оное осужденіе: стеня и трясясь будете тревожимы въ рѣшетѣ земли сѣющимъ васъ сатаною. Какъ отъ одного Адама распространился по землѣ весь родъ человѣческій, такъ одна какая-то страстная порча проникла во весь грѣшный родъ человѣческій, и князь злобы одинъ въ состояніи сѣять всѣхъ непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами. И какъ одинъ /с. 124/ вѣтеръ можетъ приводить въ колебаніе и движеніе всѣ растенія и сѣмена; и какъ одна ночная тьма распростирается надъ цѣлою вселенною; такъ князь лукавства, будучи нѣкою мысленною тьмою грѣха и смерти, какимъ-то сокровеннымъ и жестокимъ вѣтромъ обуреваетъ и кружитъ весь на землѣ человѣческій родъ, непостоянными помыслами и мірскими пожеланіями уловляя человѣческія сердца, тьмою невѣдѣнія, ослѣпленія. И забвенія наполняетъ всякую душу, нерожденную свыше, и мыслію и умомъ не преселившуюся во иный вѣкъ, по сказанному: наше же житіе на небесѣхъ есть (Фил. III, 20). (5, 3.)

е) Всѣ испытывали это, но никто не зналъ, что это за зло и откуда оно, почитая такое состояніе естественнымъ.

36. Видимый міръ, отъ царей и до нищихъ, весь въ смятеніи, въ нестроеніи, въ борьбѣ, и никто изъ нихъ не знаетъ тому причины, то есть этого явнаго зла, привзошедшаго вслѣдствіе Адамова преступленія, — этого жала смерти; потому что прившедшій грѣхъ, какъ разумная нѣкая сила и сущность сатаны, посѣялъ всякое зло: онъ тайно дѣйствуетъ на внутренняго человѣка и на умъ, и борется съ нимъ помыслами; люди же не знаютъ, что дѣлаютъ сіе побуждаемые чуждою нѣкоею силою; напротивъ того, думаютъ, что это естественно, и что дѣлаютъ сіе по собственному своему разсужденію. Но въ самомъ умѣ имѣющіе миръ Христовъ и озареніе Христово знаютъ, откуда воздвигается все это. (15, 47.)

37. Сколько появлялось царей изъ Адамова рода, которые овладѣвали всею землею, и много думали о царскомъ своемъ владычествѣ! И ни одинъ при такомъ довольствѣ не могъ познать того поврежденія, какое преступленіемъ перваго человѣка произведено въ душѣ, и омрачило ее, почему не познаетъ она происшедшей въ ней перемѣны, а именно, что умъ теперь за паденіе свое облеченъ стыдомъ, и по ослѣпленіи очей сердечныхъ, не видитъ той славы, какую до преступленія видѣлъ отецъ нашъ Адамъ. (45, 1.)

38. Были праздные мудрецы въ мірѣ: одни изъ нихъ показали свое превосходство въ любомудріи, другіе удивляли упражненіемъ въ софистикѣ, иные показали силу въ витійствѣ, иные были грамматиками и стихотворцами, и писали по принятымъ правиламъ исторіи. Были и разные художники, упражнявшіеся въ мірскихъ искусствахъ... И всѣ сіи, обладаемые поселившимся внутри ихъ зміемъ и не сознавая живущаго въ нихъ грѣха, сдѣлались плѣнниками и рабами лукавой силы и никакой не получили пользы отъ своего знанія и искусства. (45, 2.)

ж) Какъ ни велико зло отъ паденія, оно не совсѣмъ умертвило человѣка. Остались въ немъ проявленія духовной жизни.

39. Не говоримъ, что человѣкъ всецѣло утратился, уничтожился, умеръ; онъ умеръ для Бога, живетъ же собственнымъ своимъ естествомъ, (12, 2.)

40. Человѣкъ погибъ за преступленіе; сталъ язвенъ; сатана омрачилъ его умъ. И въ иномъ человѣкъ дѣйствительно мертвъ, а въ иномъ живетъ, разсуждаетъ, имѣетъ волю. (26, 1.) /с. 125/

41. И по преступленіи осталось вѣденіе. (Осязательно это видно въ дѣйствіяхъ совѣсти). Когда разбойника берутъ въ судъ и начинаютъ судить, князь спрашиваетъ его: когда дѣлалъ ты зло, ужели не зналъ, что будешь пойманъ и преданъ смерти? И разбойникъ не осмѣлится сказать, что не зналъ; потому что было ему сіе извѣстно. И блудникъ не знаетъ развѣ, что грѣшитъ? — Такъ люди и безъ Писанія, по естественному смыслу, не знаютъ развѣ, что есть Богъ? Невозможно будетъ имъ въ оный день сказать: не знали мы, что есть Богъ. Ибо въ громахъ и молніяхъ съ неба вѣщается имъ: не знаете развѣ, что есть Богъ, управляющій тварію? (12, 8, 9.)

42. Несправедливо иные, введенные въ обманъ лжеученіемъ, утверждаютъ, что человѣкъ рѣшительно умеръ, и вовсе не можетъ дѣлать ничего добраго. (46, 3.)

43. Осталась въ человѣкѣ свобода, какую Богъ далъ ему въ началѣ. Какъ совершенный не привязанъ къ добру какою-либо необходимостью такъ не привязанъ и ко злу погрязшій въ грѣхъ и дѣлающій себя сосудомъ діавола. (15, 38.)

44. Ты свободенъ; и если хочешь погибнуть, то природа твоя удобоизмѣняема. Кто хочетъ, тотъ и покорствуетъ Богу, и идетъ путемъ правды, и владѣетъ пожеланіями, потому что умъ сей есть противоборникъ, и твердымъ помысломъ можетъ препобѣдить порочныя стремленія и гнусныя пожеланія. (15, 21.)

45. Напрасно, однако жъ, надмѣваясь, думаютъ собственною своею свободою устранить отъ себя поводы ко грѣху. Свобода, возможная для человѣка, простирается на то, чтобы противиться діаволу, а не на то, чтобы при сей возможности непремѣнно имѣть и власть надъ страстями. Ибо сказано: аще не Господь созиждетъ домъ и сохранитъ градъ, всуе бдѣ стрегій и трудится зиждущій (Псал. 126, 1). (25, 1.)

46. Въ насъ дѣйствуетъ зло со всею силою и ощутительностію, внушая всѣ нечистыя пожеланія, однако жъ срастворено съ нами не такъ, какъ иные говорятъ сіе о смѣшеніи вина съ водою, но какъ на одномъ полѣ растутъ и пшеница сама по себѣ, и плевелы сами по себѣ, или какъ въ одномъ домѣ находятся особо разбойникъ и особо владѣтель дома. (16, 1.)

47. Когда свѣтитъ солнце и дуетъ вѣтеръ, то у солнца — свое тѣло и своя природа, и у вѣтра — своя же природа и свое тѣло. Такъ и грѣхъ примѣшался въ душѣ; но и у грѣха, и у души своя особая природа. (2, 2.)

48. Источникъ изливаетъ чистую воду; но на днѣ его лежитъ тина. Если возмутитъ кто тину, — весь источникъ дѣлается мутнымъ. Такъ и душа, когда бываетъ возмущена, срастворяется съ порокомъ. И сатана чѣмъ-то однимъ дѣлается съ душою: оба духа во время блуда или убійства составляютъ что-то одно. Посему-то прилѣпляяйся сквернодѣйцѣ, едино тѣло есть съ любодѣйцею (1 Кор. VI, 16). Въ иное же время, /с. 126/ самостоятельная душа дѣйствуетъ сама по себѣ, и раскаявается въ своихъ поступкахъ, плачетъ, молится и приводитъ себѣ на память Бога. А если бы душа всегда погрязала во злѣ, то какъ могла бы дѣлать это? Потому что сатана, будучи жестокосердъ, никакъ не хочетъ, чтобы люди обращались къ покаянію. (16, 2.)

Источникъ: Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ, дополненное. Томъ первый.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1963. — С. 119-126.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.