Церковный календарь
Новости


2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 8-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 7-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ.

«Добротолюбіе» — сборникъ аскетическихъ твореній святыхъ отцовъ IV–XV вв., составленный преп. Никодимомъ Святогорцемъ († 1809 г.) и свт. Макаріемъ, митр. Коринѳскимъ († 1805 г.). Слово «Добротолюбіе» (греч. «Филокалія») означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Съ точки зрѣнія православной аскетики, прекрасной и возвышенной является добродѣтель, формирующаяся въ непрестанномъ подвигѣ черезъ содѣйствіе наивысшаго добра — Божественной благодати Святаго Духа. Любовь къ добродѣтели для авторовъ «Добротолюбія», означаетъ любовь къ ея Источнику — Богу, пребываніе Котораго въ человѣческой душѣ и является основной цѣлью православнаго подвижника. Въ «Добротолюбіе» вошли тексты православныхъ аскетическихъ писателей, показывающихъ основанія православнаго подвижничества, описывающихъ исихастскую практику умнаго дѣланія, пріоткрывающихъ высоты духовной жизни въ благодатномъ состояніи соединенія съ Богомъ — обоженія. На греческомъ языкѣ «Добротолюбіе» было впервые опубликовано въ 1782 г. На славянскій языкъ переведено преп. Паисіемъ Величковскимъ († 1794 г.) и напечатано въ Москвѣ въ 1793 г. Позднѣе большую работу по переводу на русскій языкъ, составленію и дополненію сборника провелъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.). — Въ 1-й томъ русскаго «Добротолюбія» вошли переводы твореній святыхъ отцовъ: Антонія Великаго, Макарія Великаго, аввы Исаіи, Марка Подвижника и аввы Евагрія. Во 2-й: свв. Іоанна Кассіана, Исихія Іерусалимскаго, Нила Синайскаго, Ефрема Сирина, Іоанна Лѣствичника, Варсануфія и Іоанна, аввы Дороѳея и Исаака Сиріанина. Въ 3-й: свв. Діадоха Фотикійскаго, Іоанна Карпаѳскаго, Зосимы Палестинскаго, Максима Исповѣдника, аввы Ѳалассія, Ѳеодора Едесскаго, Ѳеодора, аввы Филимона, Ѳеогноста, Филоѳея Синайскаго, Иліи пресвитера. Въ 4-й: преп. Ѳеодора Студита. Въ 5-й: свв. Симеона Новаго Богослова, Симеона Благоговѣйнаго, Никиты Стиѳата, Ѳеолипта Филадельфійскаго, Григорія Синаита, Никифора Уединенника, Григорія Паламы, Каллиста и Игнатія Ксанѳопулы, Симеона Солунскаго.

«Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ»

ДОБРОТОЛЮБІЕ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ, ДОПОЛНЕННОЕ.
Томъ 1-й. Jordanville, 1963.

НАСТАВЛЕНІЯ СВЯТАГО МАКАРІЯ ВЕЛИКАГО О ХРИСТІАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЯ ИЗЪ ЕГО БЕСѢДЪ.

3.
Господь устроитель спасенія.

а) Падшимъ одно спасеніе — Господь. Умилосердился Господь и пришелъ воплощеніемъ для спасенія нашего. Кровію Своею Онъ омылъ грѣхи наши; благодатію Св. Духа обновилъ обветшавшее естество наше, и сдѣлалъ насъ такимъ образомъ гожими для царства Своего небеснаго.

49. Міръ уподобляется человѣку богатому, который владѣетъ великолѣпными и огромными домами, изобилуетъ серебромъ и золотомъ, различными стяжаніями и всякою прислугою, но внезапно объятъ болѣзнями и немощами; все родство стоитъ предъ нимъ и, при всемъ богатствѣ, не можетъ избавить его отъ болѣзни. Такъ, никакая житейская рачительность, ни богатство, ни другое что душу, погруженную въ грѣхъ, не изъемлетъ отъ грѣха; и одно только пришествіе Христово можетъ очистить душу и тѣло. (45, 3.)

50. Поелику родъ человѣческій, въ беззаконіяхъ зачавшись и во грѣхахъ родившись, отъ матерней утробы дѣлался отчужденнымъ, и отъ матерняго чрева пребывалъ въ заблужденіи, послѣ того, какъ отъ Адама сталъ царствовать грѣхъ; то умилосердившись, пришелъ Агнецъ Божій, чтобы собственною Своею силою взять грѣхи міра, связавъ прежде крѣпкаго, и потомъ расхитивъ собранные имъ въ добычу сосуды, по сказанному: плѣнилъ еси плѣнъ (Псал. 67, 19). (Посл. стр. 433.)

51. Сатана и князи тьмы, со времени преступленія заповѣди, возсѣли въ сердцѣ, въ умѣ и тѣлѣ Адамовомъ, какъ на собственномъ своемъ престолѣ. Почему пришелъ, наконецъ, Господь и пріялъ на Себя тѣло отъ Дѣвы; потому что, если бы угодно Ему было прійти непокровеннымъ Божествомъ, кто могъ бы вынести сіе? Напротивъ того, посредствомъ сего орудія — тѣла возглаголалъ Онъ къ человѣкамъ. И, наконецъ, лукавыхъ духовъ, возсѣдающихъ въ тѣлѣ, низложилъ Господь съ престоловъ, то есть, понятій и помысловъ, которыми они правили, /с. 127/ и очистилъ совѣсть, и престоломъ Себѣ Самому содѣлалъ умъ, и помыслы, и тѣло. (6, 5.)

52. Богъ повелѣлъ Моѵсею сдѣлать мѣднаго змія, вознести и пригвоздить его на верху дерева; и всѣ, уязвленные зміями, взирая на мѣднаго змія, получали исцѣленіе. Мертвый змій препобѣждалъ зміевъ живыхъ, потому что былъ образомъ Господня тѣла. Ибо Господь тѣло Свое, принятое имъ отъ Маріи, вознесъ на крестъ, простеръ на древѣ и пригвоздилъ къ нему; и мертвое тѣло побѣдило и умертвило змія, живущаго и пресмыкающагося въ сердцѣ. Великое здѣсь чудо. (11, 8, 9.)

53. Душу, вначалѣ уязвленную неисцѣльною язвою вредоносныхъ страстей, никто не могъ исцѣлить ни изъ праведныхъ, ни изъ отцевъ, ни изъ пророковъ, ни изъ патріарховъ. Приходилъ Моѵсей, но не могъ подать совершеннаго исцѣленія. Были священники, дары, десятины, субботствованія, новомѣсячія, омовенія, жертвы, всесожженія и всякая прочая правда совершалась по закону; а душа не могла исцѣлиться и очиститься отъ нечистаго теченія злыхъ помысловъ, и вся правда ея не въ состояніи была уврачевать человѣка, пока не пришелъ Спаситель, истинный Врачъ, туне врачующій и Себя дающій въ искупительную цѣну за родъ человѣческій. Онъ одинъ совершилъ великое и спасительное искупленіе и уврачеваніе души; Онъ освободилъ ее отъ рабства и извелъ ее изъ тьмы. (20, 5, 6.)

54. Собственныя отъ земли взятыя врачевства, то есть свои только дѣла правды, не могли уврачевать и исцѣлить душу отъ такой невидимой язвы; только силою небеснаго и божескаго естества, даромъ Духа Святаго — симъ однимъ врачевствомъ могъ человѣкъ получить исцѣленіе и достигнуть жизни, по очищеніи сердца Духомъ Святымъ. (20, 7.)

55. Какъ земледѣлецъ, когда идетъ обрабатывать землю, долженъ взять приличныя для воздѣлыванія орудія и одежды: такъ и Христосъ Царь Небесный и истинный Дѣлатель, когда пришелъ къ запустѣвшему отъ пороковъ человѣчеству, облекшись въ тѣло и вмѣсто орудія понесши крестъ, воздѣлалъ запустѣвшую душу, изъялъ изъ нея тернія и волчцы, исторгъ плевелы грѣха, и все быліе грѣховъ ея пожегъ огнемъ. И такимъ образомъ, воздѣлавъ ее древомъ креста, насадилъ въ ней прекраснѣйшій духовный садъ, который всякаго рода сладкіе и вожделѣнные плоды приноситъ Богу, какъ Владыкѣ. (28, 3.)

56. Христосъ Господь Новый Завѣтъ обновилъ, крестомъ и смертію сокрушивъ врата ада и грѣха, изведя вѣрныя души, подавъ имъ внутрь Утѣшителя и введя ихъ въ царство Свое. (38, 3.)

57. Въ Законѣ предписано было жрецу взять двухъ голубей: одного заклать, а живого окропить его кровію и пустить летать на свободѣ. Сіе дѣйствіе было образомъ и сѣнію истины. Ибо Христосъ закланъ, и кровь Его, окропившая насъ, содѣлала окрыленными, потому что дала намъ крыла Святаго Духа невозбранно воспарять въ воздухѣ Божества. (47, 2.)

58. Господь нашъ Іисусъ Христосъ для того и пришелъ, чтобы измѣнить. преобразить и обновить естество, и эту душу, вслѣдствіе преступ/с. 128/ленія низложенную страстями, создать вновь, растворивъ ее Божественнымъ Духомъ. Онъ пришелъ вѣрующихъ въ Него содѣлать новымъ умомъ, новою душою, новыми очами, новымъ слухомъ, новымъ языкомъ духовнымъ, однимъ словомъ — новыми людьми. (44, 1.)

59. Какъ врагъ, взявъ подчинившагося ему человѣка, сдѣлалъ его новымъ для себя, обложивъ вредоносными страстями, помазавъ духомъ грѣха, вливъ въ него вино всякаго беззаконія: такъ и Господь, избавивъ человѣка отъ грѣха, содѣлалъ его новымъ, помазавъ Духомъ Святымъ. (44, 2.)

60. Какъ въ видимомъ мірѣ никто не можетъ самъ собою переплыть и перейти море, если нѣтъ у него легкаго и удободвижнаго корабля, который устроенъ изъ дерева, можетъ носиться по водамъ; потому что потонетъ и погибнетъ, кто пойдетъ по морю; такъ и душѣ невозможно самой собою перейти, преодолѣть и переплыть горькое море грѣха, непроходимую бездну лукавыхъ силъ и темныхъ страстей, если не пріиметъ въ себя удободвижнаго, небеснаго, легкокрылаго Духа Святаго, попирающаго и преходящаго всякое лукавство. (44, 6.)

б) Устроивъ спасеніе, Господь хочетъ, чтобы желающіе спастись — спасались; но никого не принуждаетъ.

61. Господь нашъ Іисусъ Христосъ, воспріявъ на Себя попеченіе о спасеніи человѣка, совершилъ все домостроительство, и съ самаго начала прилагалъ раченіе чрезъ Отцевъ, Патріарховъ, чрезъ Законъ и Пророковъ; а напослѣдокъ пришедши Самъ и пренебрегши крестный позоръ, претерпѣлъ смерть. И весь трудъ, все раченіе Его были для того, чтобы отъ Себя, отъ естества Своего, породить чадъ Духомъ, благоволивъ, чтобъ раждались они свыше отъ Божества Его. И какъ земные отцы печалятся, если не раждаютъ: такъ и Господь, возлюбивъ родъ человѣческій, какъ собственный Свой образъ, восхотѣлъ породить ихъ отъ Своего божественнаго сѣмени. И если иные не хотятъ пріять таковое рожденіе, и быть рожденными отъ чреслъ Духа Божія; то великая печаль Христу, за нихъ страдавшему и терпѣвшему, чтобы спасти ихъ. (30, 2.)

62. Господь хощетъ, чтобы всѣ люди сподобились сего рожденія; потому что за всѣхъ умеръ и всѣхъ призвалъ къ жизни. А жизнь есть рожденіе отъ Бога свыше. Ибо безъ сего рожденія душѣ невозможно житъ, какъ говоритъ Господь: аще кто не родится свыше, не можетъ видѣти царствія Божія (Іоан. III, 3). А посему, всѣ тѣ, которые увѣровали въ Господа, и приступивъ, сподобились сего рожденія, радость и великое веселье на небесахъ доставляютъ родившимъ ихъ родителямъ. Всѣ Ангелы и святыя силы радуются о душѣ, рожденной отъ Духа и содѣлавшейся духомъ. (30, 3.)

63. Земледѣлецъ всюду бросаетъ сѣмена и желаетъ, чтобы всѣ они принесли плодъ; а потомъ приходитъ съ серпомъ, и печалится, если не находитъ плода. Такъ и Господь хощетъ, чтобы слово Его посѣяно было въ сердцахъ человѣческихъ. Но, какъ земледѣлецъ печалится о скуд/с. 129/ной нивѣ: такъ и Господь скорбитъ о скудномъ и не приносящемъ плода сердцѣ. (32, 11.)

64. Какъ, если бъ царь, нашедши человѣка скуднаго и недужнаго, не постыдился его, но врачебными составами сталъ врачевать его раны, и перенесъ его въ свои чертоги, и облекъ въ порфиру и діадему, и сдѣлалъ сообщникомъ своей трапезы: такъ и небесный Царь, Христосъ, пришедши къ недужному человѣку, исцѣлилъ его и пріобщилъ къ царской Своей трапезѣ; и притомъ, не дѣлая принужденія волѣ его, но дѣйствуя на него увѣщаніями, возвелъ его въ такую честь. (15, 28.)

65. Въ Евангеліи написано, что Господь послалъ рабовъ призвать желающихъ и объявить имъ: се обѣдъ Мой уготованъ (Матѳ. XXII, 4), но сами званные отказывались и говорили: одинъ: супругъ воловъ купихъ, другой: жену пояхъ (Лук. XIV, 19, 20). Видишь ли — звавшій готовъ, отреклись званные, и, конечно, сами для себя были виною. Видишь, Господь уготовалъ имъ царство, зоветъ ихъ, чтобы вошли, но они не хотятъ. (15, 29.)

66. Господь непрестанно ударяетъ въ двери сердецъ нашихъ, чтобы отверзли мы Ему, и Онъ вошелъ и почилъ въ душахъ нашихъ, и сотворилъ обитель у насъ. Ибо говоритъ: се, стою при дверехъ: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему (Апок. III, 20). Для того Онъ благоволилъ много пострадать, предавъ тѣло Свое на смерть и искупивъ насъ отъ рабства, чтобы, пришедши къ душѣ нашей, сотворить въ ней обитель. Ибо и пища, и питіе, и одежда, и покровъ, и упокоеніе Его — въ душахъ нашихъ. Посему непрестанно ударяетъ въ дверь, желая войти къ намъ. Пріимемъ же Его и введемъ внутрь себя; потому что и для насъ Онъ есть и пища, и питіе, и жизнь вѣчная. И всякая душа, которая не пріяла Его въ себя и не упокоила Его въ себѣ нынѣ, или лучше сказать, сама не упокоилась въ Немъ, не имѣетъ наслѣдія со Святыми въ царствѣ небесномъ, и не можетъ войти въ небесный градъ. Ты Самъ, Господи Іисусе Христе, введи насъ въ оный! (30, 9.)

Источникъ: Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ, дополненное. Томъ первый.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1963. — С. 126-129.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.