Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

О сборникѣ «Христіанская жизнь по Добротолюбію».

«Добротолюбіе» — сборникъ аскетическихъ твореній святыхъ отцовъ IV–XV вв., составленный преп. Никодимомъ Святогорцемъ († 1809 г.) и свт. Макаріемъ, митр. Коринѳскимъ († 1805 г.). Слово «Добротолюбіе» (греч. «Филокалія») означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Съ точки зрѣнія православной аскетики, прекрасной и возвышенной является добродѣтель, формирующаяся въ непрестанномъ подвигѣ черезъ содѣйствіе наивысшаго добра — Божественной благодати Святаго Духа. Любовь къ добродѣтели для авторовъ «Добротолюбія», означаетъ любовь къ ея Источнику — Богу, пребываніе Котораго въ человѣческой душѣ и является основной цѣлью православнаго подвижника. Въ «Добротолюбіе» вошли тексты православныхъ аскетическихъ писателей, показывающихъ основанія православнаго подвижничества, описывающихъ исихастскую практику умнаго дѣланія, пріоткрывающихъ высоты духовной жизни въ благодатномъ состояніи соединенія съ Богомъ — обоженія. На греческомъ языкѣ «Добротолюбіе» было впервые опубликовано въ 1782 г. На славянскій языкъ переведено преп. Паисіемъ Величковскимъ († 1794 г.) и напечатано въ Москвѣ въ 1793 г. Позднѣе большую работу по переводу на русскій языкъ, составленію и дополненію сборника провелъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.). Настоящій трудъ: «Христіанская жизнь по Добротолюбію» (избранныя мѣста изъ пяти томовъ русскаго Добротолюбія) былъ составленъ настоятелемъ Казанско-Богородицкаго мужского монастыря въ г. Харбинѣ архим. (буд. архіеп.) Ювеналіемъ (Килинымъ) († 1958 г.) и напечатанъ въ монастырской типографіи въ 1930 г.

«Христіанская жизнь по Добротолюбію»

Христіанская жизнь по Добротолюбію.
(Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви.)

Страхъ Божій.

Св. Климентъ Александрійскій. — «Страхъ начало любви и потомъ въ нее переходитъ. Страхъ Божій собственно не боязнь Бога, а боязнь отпасть отъ Бога и впасть въ грѣхи и страсти».

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ. — «Лучъ солнечный, проникнувшій чрезъ скважину въ домъ, просвѣщаетъ въ немъ все, такъ что видна бываетъ и тончайшая пыль, носящаяся въ воздухѣ; подобно сему и когда страхъ Господень приходитъ въ сердце, то открываетъ ему всѣ грѣхи».

Преп. Ефремъ Сиринъ. — «На челѣ твоемъ всегда да будетъ крестъ, въ сердцѣ-же — страхъ Божій».

Блаж. Діадохъ. — «Никто не можетъ возлюбить Бога отъ всего сердца, не возгрѣвъ прежде въ чувствѣ сердца страха Божія; ибо душа въ дѣйственную любовь приходитъ послѣ того уже, какъ очистится и умягчится дѣйствіемъ страха Божія. Въ страхъ же Божій, со сказаннымъ плодомъ отъ него, никто не можетъ притти, если не станетъ внѣ всѣхъ житейскихъ попеченій; ибо только тогда, когда умъ успокоится въ полномъ безмолвіи и безпопеченіи, начинается спасительное воздѣйствіе на него страха Божія, въ сильномъ чувствѣ очищая его отъ всякой земной дебелости, чтобы такимъ образомъ возвести его въ полную любовь ко всеблагому Богу. Такъ что страхъ есть принадлежность праведныхъ, только еще очищаемыхъ, въ коихъ качествуетъ средняя мѣра любви, а совершенная любовь есть принадлежность уже очищенныхъ, въ коихъ нѣтъ страха, такъ какъ совершенная любовь вонъ изгоняетъ страхъ (1 Іоан. 4, 18)».

Преп. Максимъ Испов. — «Страхъ Божій двоякъ: одинъ рождается отъ угрозъ наказаніемъ, отъ котораго порождаются въ насъ по порядку: воздержаніе, терпѣніе, упованіе на Бога и безстрастіе, изъ коего любовь. Другой — сопряженъ съ самою любовію, производя въ душѣ благоговѣніе, чтобы она отъ дерзновенія любви не дошла до пренебреженія Бога. Страхъ двоякъ: одинъ чистый, а другой — нечистый. Тотъ страхъ, который порождается по причинѣ прегрѣшеній, подъ дѣйствіемъ ожиданія мукъ — нечистъ; такъ какъ причиною имѣетъ сознаваемый за собою грѣхъ и не пребудетъ на всегда, потому что вмѣстѣ съ отъятіемъ чрезъ покаяніе грѣха исчезаетъ. А тотъ, который и безъ этого боязливаго безпокойства изъ-за грѣховъ, всегда стоитъ въ душѣ, этотъ страхъ чистъ и никогда не отойдетъ, потому что онъ некако соприсущъ Богу, какъ дань отъ лица тварей, проявляя собою естественнсе всѣмъ благоговѣинство предъ Его величіемъ, превысшимъ всякаго царства и силы».

Преп. Симеонъ, Нов. Богословъ. — «Кто проникнутъ страхомъ Божіимъ, тотъ не боится обращаться среди злыхъ людей. Имѣя внутрь себя страхъ Божій и нося непобѣдимое оружіе вѣры, онъ силенъ бываетъ на все и можетъ дѣлать даже то, что многимъ кажется труднымъ и невозможнымъ. Онъ ходитъ среди ихъ, какъ гигантъ среди обезьянокъ, или левъ среди псовъ и лисицъ, уповая на Господа, твердостію мудрованія своего изумляетъ ихъ, ужасаетъ смыслы ихъ, поражая ихъ словами премудрости, какъ жезломъ желѣзнымъ».

Старець Симеонъ Благогов. — «Должно всегда имѣть страхъ Божій и каждодневно обслѣдывать и обсуждать, чтó добраго и чтó худого сдѣлано тобою, и доброе предавать забвенію, чтобы не впасть въ страсть тщеславія, а о противномъ тому проливать слезы съ исповѣдью и напряженною молитвою».

Преп. Никита Стиѳатъ. — «Страхъ, напередъ сочетавшись съ душою, чрезъ покаяніе дѣлаетъ ее чреватою помышленіемъ о Судѣ. Тогда окружаютъ ее болѣзни адскихъ мученій (Псал. 114, 3); воздыханія и скорбныя томленія съ сжатіемъ сердца терзаютъ ее, при помышленіи о будущемъ воздаяніи за дѣла злыя. Потомъ многими слезами и трудами во чревѣ помышленія зачатое намѣреніе содѣвать спасеніе, возрастивши, рождаетъ на землѣ сердца своего духъ спасенія, т. е. рѣшимость, и освободившись отъ мученій при мысли объ адѣ и избавившись отъ стенаній подъ дѣйствіемъ представленія Суда Божія воспринимаетъ въ себя вожделѣніе и радость будущихъ благъ и срѣтается другинею-чистотою съ цѣломудріемъ, кои искреннею любовію сочетаваютъ ее съ Богомъ. Съ Богомъ же сочетавшись, душа ощущаетъ неизреченную сладость, и отъ сего съ удовольствіемъ уже и наслажденіемъ проливаетъ слезы умиленія, чуждою дѣлается сочувствія всему, что въ мірѣ, и какъ бы въ изступленіи сущи, течетъ вслѣдъ Жениха-Христа, тáкъ взывая къ Нему безгласнымъ гласомъ: «вслѣдъ Тебѣ въ воню мѵра Твоего возтеку. Возвѣсти ми, Его же возлюби душа моя, гдѣ пасеши? Гдѣ почиваеши въ полдень чистаго созерцанія (Пѣсн. 1, ст. 3 и 6), чтобы не быть мнѣ вынужденною блуждать по стадамъ друговъ — Твоихъ праведниковъ, ибо свѣтлосіяніе всякихъ таинствъ у Тебя». Женихъ же, введши душу въ сокровищехранительницу сокровенныхъ Своихъ таинъ, дѣлаетъ ее созерцательницею существъ твореній съ премудростію».

Преп. Ефремъ Сир. — «Если истинно возлюбилъ ты Господа и прилагаешь стараніе улучить будущее Царствіе и далъ обѣтъ трудиться по причинѣ своихъ грѣхопаденій, то помни Судъ и вѣчное мученіе, со страхомъ ожидая исшествія своего изъ сего міра».

Источникъ: Христіанская жизнь по Добротолюбію. Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви. — Изданіе Казанско-Богородицкаго мужского Монастыря. — Харбинъ: Собственная монастырская Типографія, 1930. — С. 14-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.