Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

О сборникѣ «Христіанская жизнь по Добротолюбію».

«Добротолюбіе» — сборникъ аскетическихъ твореній святыхъ отцовъ IV–XV вв., составленный преп. Никодимомъ Святогорцемъ († 1809 г.) и свт. Макаріемъ, митр. Коринѳскимъ († 1805 г.). Слово «Добротолюбіе» (греч. «Филокалія») означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Съ точки зрѣнія православной аскетики, прекрасной и возвышенной является добродѣтель, формирующаяся въ непрестанномъ подвигѣ черезъ содѣйствіе наивысшаго добра — Божественной благодати Святаго Духа. Любовь къ добродѣтели для авторовъ «Добротолюбія», означаетъ любовь къ ея Источнику — Богу, пребываніе Котораго въ человѣческой душѣ и является основной цѣлью православнаго подвижника. Въ «Добротолюбіе» вошли тексты православныхъ аскетическихъ писателей, показывающихъ основанія православнаго подвижничества, описывающихъ исихастскую практику умнаго дѣланія, пріоткрывающихъ высоты духовной жизни въ благодатномъ состояніи соединенія съ Богомъ — обоженія. На греческомъ языкѣ «Добротолюбіе» было впервые опубликовано въ 1782 г. На славянскій языкъ переведено преп. Паисіемъ Величковскимъ († 1794 г.) и напечатано въ Москвѣ въ 1793 г. Позднѣе большую работу по переводу на русскій языкъ, составленію и дополненію сборника провелъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.). Настоящій трудъ: «Христіанская жизнь по Добротолюбію» (избранныя мѣста изъ пяти томовъ русскаго Добротолюбія) былъ составленъ настоятелемъ Казанско-Богородицкаго мужского монастыря въ г. Харбинѣ архим. (буд. архіеп.) Ювеналіемъ (Килинымъ) († 1958 г.) и напечатанъ въ монастырской типографіи въ 1930 г.

«Христіанская жизнь по Добротолюбію»

Христіанская жизнь по Добротолюбію.
(Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви.)

О смерти, страшномъ судѣ, вѣчныхъ мукахъ и райскихъ селеніяхъ.

Преп. Исихій. — «Будемъ, если возможно, непрестанно памятовать о смерти, ибо отъ этого памятованія, рождается въ насъ отложеніе всѣхъ заботъ и суетъ, храненіе ума и непрестанная молитва, безпристрастіе къ тѣлу и омерзѣніе ко грѣху, и почти, если сказать правду, всякая добродѣтель живая и дѣятельная изъ нея проистекаетъ. Посему, будемъ, если возможно, дѣлать это дѣло столь-же непрерывно, какъ непрерывно наше дыханіе».

Преп. Исаакъ Сиринъ. — «Спаситель многими обителями у Отца назвалъ различныя мѣры ума водворяемыхъ въ оной странѣ, т. е. отличія и разность духовныхъ дарованій, какими наслаждаются по мѣрѣ ума. Ибо не по разности мѣстъ, но по степени дарованій назвалъ обители многими».

— «Какъ чувственнымъ солнцемъ наслаждается каждый, сообразно чистотѣ и пріемлемости силы зрѣнія, и какъ отъ одного свѣтильника въ одномъ домѣ освѣщеніе бываетъ различно, хотя свѣтъ не дѣлится на многія свѣтѣнія, такъ въ будущемъ вѣкѣ всѣ праведные нераздѣльно водворяются въ одной странѣ, но каждый въ своей мѣрѣ озаряется однимъ мысленнымъ солнцемъ и по достоинству своему привлекаетъ къ себѣ радость и веселіе, хотя-бы изъ одного воздуха, отъ одного мѣста, престола, зрѣлища и образа. И никто не видитъ мѣры друга своего, какъ высшаго, такъ и низшаго, чтобы, если увидитъ превосходящую благодать друга и свое лишеніе, не было это для него причиною печали и скорби. Тамъ всякій, по данной ему благодати, веселится внутренно въ своей мѣрѣ. Внѣ-же всѣхъ одно зрѣлище и страна, — и кромѣ сихъ 2-хъ степеней, разумѣю же одну страну горнюю, другую дольнюю посреди же ихъ — разнообразіе въ разности воздаяній».

Преп. Антоній Вел. — Смерть для людей, кои понимаютъ ее, есть безсмертіе; а для простецовъ, не понимающихъ ея, есть смерть. И этой смерти не слѣдуетъ бояться, а бояться надобно погибели душевной, которая есть невѣдѣніе Бога. Вотъ что ужасно для души! Жизнь есть соединеніе и сочетаніе ума (духа), души и тѣла; а смерть есть не погибель этихъ сочетанныхъ частей, а расторженіе ихъ союза; все это Богъ хранитъ и по расторженіи. Какъ изъ матерняго чрева выходитъ человѣкъ, такъ изъ тѣла душа выходитъ голою, и бываетъ иная чиста и свѣтла, иная запятнана паденіями, а иная черная отъ многихъ прегрѣшеній. Почему умная и боголюбивая душа, поминая и разсуждая о бѣдахъ и крайностяхъ послѣсмертныхъ, живетъ благочестиво, чтобы не быть осужденною и не подвергнуться имъ. А невѣрующіе не чувствуютъ и грѣшатъ, презирая имѣющее быть тамъ, безумные душою. Какъ исшедши изъ чрева, не помнишь того, что было во чревѣ, такъ, исшедши изъ тѣла, не помнишь того, что было въ тѣлѣ. Какъ изъ чрева исшедши, сталъ ты лучше и больше тѣломъ, такъ исшедши изъ тѣла чистымъ и несквернымъ, будешь лучшимъ и нетлѣннымъ, пребывая на небесахъ. Смертные должны заботиться о себѣ, зная напередъ, что ихъ ожидаетъ смерть. Ибо, блаженное безсмертіе бываетъ удѣломъ преподобной души, когда она бываетъ доброю, и смерть вѣчная срѣтаетъ ее, когда она бываетъ злою. Помни, что юность твоя прошла, силы истощились, а немощи возросли и близко уже время исхода твоего, когда имѣешь ты дать отчетъ во всѣхъ дѣлахъ своихъ, и знай, что тамъ ни братъ не искупитъ брата, ни отецъ не избавитъ сына. Всегда поминай объ исходѣ изъ тѣла и не выпускай изъ мысли вѣчнаго осужденія; если будешь такъ поступать, во вѣки не согрѣшишь».

Преп. Іоаннъ Карпаѳскій. — «Съ угрозой и бранію дерзко нападаетъ врагъ на душу, только что исшедшую изъ тѣла, являясь горькимъ и страшнымъ обличителемъ въ паденіяхъ ея. Но, можно видѣть и то, какъ боголюбивая и вѣрная душа, хотя многократно прежде была уязвлена грѣхами, не боится ея нападеній и угрозъ, а паче его является сильною въ Господѣ, окрыляется радостію, воодушевляется мужествомъ, видя сопровождающія ее небесныя силы; и, какъ стѣною ограждающій ее свѣтъ вѣры, и съ великимъ дерзновеніемъ взываетъ противъ злого діавола: «что тебѣ и намъ, чуждый Богу? Что тебѣ и намъ, сверженный съ Неба и рабъ лукавый? Не имѣешь ты власти надъ нами; власть надъ нами и надъ всѣмъ имѣетъ Христосъ, Сынъ Божій; Ему же согрѣшили, Ему и отвѣтъ дадимъ, имѣя ручательствомъ милосердія Его къ намъ и спасенія въ Немъ честный Его крестъ. Ты же бѣги дальше отъ насъ, окаянный! Ничтоже тебѣ и рабамъ Христовымъ», — отъ такихъ дерзновенныхъ словъ души хребетъ, наконецъ, дастъ діаволъ, раздирающій испуская крикъ, въ безсиліи устоять противъ имени Христова; душа же превыше его сущи и паря надъ врагомъ, такъ какъ называемый быстрокрылъ вóрону, переносится божественными ангелами въ опредѣленное ей по ея состоянію мѣсто».

Авва Дороѳей. — «Кто безъ ужаса можетъ воспоминать страшныя мѣста мученій, огнь, тьму безжалостныхъ слугъ-мучителей и др. томленія, о коихъ говорится въ Писаніи: сожительство съ демонами, для которыхъ однихъ и уготованъ тамошній огонь! (Матѳ. 25, 41) Да, и одинъ стыдъ осужденія, какъ сокрушителенъ и убійственъ! Св. Златоустъ говоритъ: "Если бы и не текла рѣка огненная и не предстояли страшные ангелы, но только бы призывались всѣ человѣки на Судъ; и одни, — получили похвалу, прославлялись бы, другіе же — отсылались съ безчестіемъ, чтобы не видѣть имъ славы Божіей; то наказаніе онымъ стыдомъ и безчестіемъ и скорбь о лишеніи толикихъ благъ не была-ли бы ужаснѣе всякой геены?"»

Св. преп. Максимъ Исповѣдникъ. — Смерть собственно есть отдаленіе отъ Бога; жало же смерти — грѣхъ, которое Адамъ пріявъ въ себя, сталъ въ одно время изгнанъ и отъ древа жизни, и отъ рая, и отъ Бога; за чѣмъ необходимо слѣдовала и тѣлесная смерть. Жизнь же собственно есть Тотъ, Кто сказалъ: «Азъ есмь животъ» (Іоан. 14, 6). Сей, бывъ въ смерти, паки возвелъ въ жизнь мертвеннаго. Страхъ геенны побуждаетъ вводимыхъ въ сказанный путь (новоначальныхъ) избѣгать грѣха; желаніе воздаянія благъ придаетъ готовности преуспѣвающимъ въ дѣланіи добродѣтелей; а таинство любви восторгаетъ умъ превыше всего тварнаго, содѣлывая его слѣпымъ для всего, что послѣ Бога. Господь умудряетъ, показывая ему Божественнѣйшее (Псал. 145, 8). Ищутъ нѣкоторые изъ любящихъ до всего доходить, въ чемъ будетъ состоять различіе вѣчныхъ обителей и обѣтованныхъ наслѣдій, — мѣстомъ-ли оно будетъ опредѣляться, или количествомъ и качествомъ духовныхъ совершенствъ каждаго? И однимъ кажется — первое, а другимъ — второе. Кто позналъ, что есть: «Царствіе Божіе внутрь васъ есть» (Лук. 17, 21) и что «въ дому Отца Моего обители многи суть» (Іоан. 14, 2), — тотъ станетъ на сторону второго, Царство Бога и Отца по вседержительству есть во всѣхъ вѣрующихъ; по благодати же въ тѣхъ, которые всецѣло отложили всякое расположеніе къ естественной жизни, душевной и тѣлесной, и стяжали жизнь духовную, такъ что могутъ говорить съ Апостоломъ: «живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ» (Гал. 2, 20)».

— «Конецъ настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертію, а скорѣе избавленіемъ отъ смерти, удаленіемъ изъ области тлѣнія, освобожденіемъ отъ рабства, прекращеніемъ тревогъ, пресѣченіемъ браней, выходомъ изъ тьмы, отдохновеніемъ отъ трудовъ, укрытіемъ отъ стыда, убѣжаніемъ отъ страстей и обще сказать — предѣломъ всѣхъ золъ. Въ нихъ святые, исправившись чрезъ свободное самоумерщвленіе, содѣлали себя чуждыми и странными въ этой жизни. Ибо, доблестно борясь съ міромъ и плотію, и съ исходящими отъ нихъ возстаніями, и подавивъ изъ обоихъ ихъ, по сочувствію чувства съ чувственнымъ порождающее прельщеніе, они не порабощеннымъ сохранили въ самихъ себѣ достоинство души».

Преп. Ѳеогностъ. — «Какое несказанное и невыразимое утѣшеніе, когда душа съ увѣренностью во спасеніи отдѣляется отъ тѣла, слагая его, какъ одежду! Ибо, какъ бы во обладаніи сущи уповаемыхъ благъ, она оставляетъ его безпечально, съ миромъ идя къ Ангелу, свыше сходящему къ ней съ радостію и веселіемъ, и вмѣстѣ съ нимъ безпрепятственно проходя воздушное пространство, никакому не подвергаясь нападенію со стороны духовъ злобы, но въ радости восходя съ дерзновеніемъ и благодарными возгласами, пока достигнетъ поклоненія Творцу, и тамъ получитъ опредѣленіе быть помѣщенною въ сонмѣ подобныхъ ей кровныхъ въ добродѣтели, до общаго воскресенія».

Преп. Филоѳей Синайскій. — «Кто добрѣ искупая жизни своей, непрестанно бываетъ занятъ помышленіемъ и памятью о смерти, и чрезъ это самое мудро исхищаетъ умъ изъ страстей; тотъ обыкновенно острѣе зритъ повсечасныя прираженія бѣсовскихъ прилоговъ, нежели тотъ, кто проводитъ жизнь безъ памяти смертной, надѣясь очистить сердце дѣйствіемъ одного разума, а не тѣмъ, чтобы всегда хранить печальную и плачевную мысль. Кто имѣетъ непрестанно помышленіе о смерти, тотъ острозорче, чѣмъ тотъ, кто не имѣетъ его, замѣчая прираженія демоновъ, удобно прогоняетъ ихъ и попираетъ. Много, по истинѣ, добродѣтелей совмѣщаетъ въ себѣ углубленная память о смерти. Она есть родительница плача, руководительница ко всестороннему воздержанію, напоминательница о гееннѣ, матерь молитвы и слезъ, стражъ сердца, источникъ самоуглубленія и разсудительности, которыхъ чада: сугубый страхъ Божій и очищеніе сердца отъ страстныхъ помысловъ — объемлютъ много владычнихъ заповѣдей. Въ такомъ сердцѣ зрится тогда бореніе и подвигъ, выдерживаемые съ крайнимъ трудомъ. И объ этомъ-то вся забота у многихъ изъ борцовъ Христовыхъ».

Илія Екдикъ. — «Нѣтъ ничего страшнѣе памяти смертной и дивнѣе памяти Божіей; та вселяетъ спасительную печаль, а эта исполняетъ духовнымъ веселіемъ. Ибо прор. Давидъ поетъ: «помянухъ Бога и возвеселихся» (Псал. 76, 4) и Премудрый учитъ: «поминай послѣдняя твоя и во вѣки не согрѣшишь» (Сирах. 7, 39). Благъ Царствія, сущаго внутрь насъ, міролюбивое око не видѣло, и честолюбивое ухо не слышало, и на сердце, лишенное Духа Святаго, не восходило то. Онѣ суть залоги благъ, какія имѣютъ быть дарованы праведнымъ въ будущемъ Царствѣ Христовомъ. Кто не наслаждается здѣсь сими плодами Духа, тотъ не можетъ сподобиться наслажденія ими и тамъ».

Преп. Симеонъ, Нов. Богосл. — «Кто вселитъ въ глубинѣ сердца своего страхъ Суда, тотъ является на зрѣлищѣ міра, какъ нѣкій осужденникъ, закованный въ цѣпи. Почему пребываетъ объятъ страхомъ, какъ бы былъ схваченъ палачемъ немилостивымъ и влекомъ на мѣсто казни, не думая ни о чемъ другомъ, кромѣ страданій и терзаній, какія имѣетъ претерпѣть, отъ мукъ въ вѣчномъ огнѣ. Это чувство мукъ хранится неизгладимо въ сердцѣ его страхомъ, породившимъ его, и вмѣстѣ съ нимъ не даетъ ему заботиться о чемъ-либо человѣческомъ; такъ какъ онъ всегда находится въ такомъ состояніи, какъ бы былъ повѣшенъ на крестъ и чувствовалъ во всей силѣ болѣзни и страданія крестной смерти — что и не попускаетъ ему ни внимать лицу чьему-либо, ни думать о чести или безчестіи человѣческихъ. Отъ всей души почитая себя достойнымъ всякаго презрѣнія и безчестія, и вниманія не обращаетъ онъ на поношенія и униженія, какія ему дѣлаютъ».

Преп. Никита Стиѳатъ. — «Огнемъ откроется послѣдній день и огнемъ будутъ испытуемы дѣла каждаго (1 Кор. 3, 13), говоритъ св. Ап. Павелъ, прилагая при семъ, что, чьи дѣла по существу нетлѣнны, каковыя онъ внутрь себя отложилъ въ созиданіе свое, тѣ пребудутъ посредѣ огня нетлѣнными, и не только не сгорятъ, но еще содѣлаются блестящими, очистившись совершенно отъ малыхъ какихъ-либо пятенъ. А чьи дѣла тлѣнны по веществу, каковыя онъ, какъ бремя, на себя возложилъ, тѣ, возгорѣвшись, сгорятъ и оставятъ его въ огнѣ ни съ чѣмъ. Дѣла нетлѣнныя и пребывающія суть: слезы покаянія, милостыня, состраданіе, молитва, смиреніе, вѣра, надежда и всякое дѣло, въ видахъ истиннаго благочестія содѣваемое, кои и когда живетъ человѣкъ, созидаются въ немъ во святый храмъ Богу, и когда умираетъ, отходятъ съ нимъ и сопребываютъ съ нимъ нетлѣнными во вѣки. А дѣла, въ огнѣ истлѣвающія, какъ для всѣхъ явно, суть: сластолюбіе, славолюбіе, сребролюбіе, ненависть, зависть, воровство, пьянство, досажденіе, осужденіе и всякое дѣло, тѣломъ совершаемое по похоти, или гнѣву. Всѣ такія дѣла, и когда живетъ человѣкъ, разжигаясь похотію, тлѣютъ вмѣстѣ съ нимъ, но не сопребываютъ съ нимъ, а бывъ истреблены огнемъ, дѣлателя своего оставляютъ въ огнѣ на нескончаемую во вѣки вѣковъ муку».

Св. Григорій Синаитъ. — «Муки различны, какъ и воздаянія благихъ. Муки всѣ въ адѣ суть, по слову Писанія: «въ землѣ темной и мрачной, въ землѣ тьмы вѣчныя» (Іов. 10, 22), гдѣ грѣшники живутъ прежде суда и куда возвращаются опять по изреченіи послѣдняго Божія опредѣленія, ибо слова Писанія: «возвратятся грѣшники во адъ» (Псал. 9, 18) и «смерть упасетъ я» (Псал. 48, 15.) что другое означаютъ, если не окончательный приговоръ и вѣчное осужденіе?»

— «Огнь, тьма, червь, тартаръ соотвѣтствуютъ страстямъ, — всякаго рода сладострастію, всеобъемлющей тьмѣ невѣдѣнія, неутолимой жаждѣ чувственныхъ удовольствій смраду грѣха зловоннаго, кои, какъ задатки и зачатки адскихъ мукъ, уже отъ-здѣ начинаютъ мучительно дѣйствовать на душу грѣшниковъ, когда укореняются долгимъ навыкомъ. Будущія награды и наказанія равно вѣчны, хотя инымъ это кажется иначе. Однимъ Божественная Правда воздаетъ вѣчную жизнь, а другимъ вѣчное мученіе. Тѣ и другіе, добрѣ или злѣ проживши нынѣшній вѣкъ, воздаяніе получатъ по дѣламъ; количество же и качество воздаянія опредѣлится добродѣтелями или страстями, навыкомъ укоренившимися. Какъ зачатки будущихъ благъ сокрыто присущи въ сердцахъ праведниковъ и дѣйствуютъ духовно, какъ и внушаются, ибо Царствіе Небесное есть добродѣтельное житіе, какъ мученіе адское — страстные навыки. Царствіе Небесное подобно скиніи Богоданной, ибо и оно въ будущемъ вѣкѣ, подобно Моисеевой, будетъ имѣть двѣ завѣсы, изъ коихъ въ первую внидутъ всѣ освященные благодатію, — во вторую же только совершеннѣйшіе. Многими обителями назвалъ Спаситель различныя степени тамошняго состоянія. Царствіе одно, но многія имѣетъ внутри себя различія, по различію имѣющихъ внити въ него въ добродѣтели и вѣдѣніи и въ мѣрѣ обоженія. Ибо «ина слава солнцу, ина слава лунѣ, ина слава звѣздамъ, и звѣзда отъ звѣзды разнствуетъ въ славѣ» (1 Кор. 15, 41), хотя всѣ онѣ на Божественной тверди сіяютъ. Въ будущемъ вѣкѣ, говорятъ, Ангелы и святые никогда не престанутъ преуспѣвать въ пріумноженіи дарованій, стремясь все къ большимъ и большимъ благамъ. Умаленія же или прехожденія отъ добродѣтели ко грѣху вѣкъ оный не допускаетъ».

Источникъ: Христіанская жизнь по Добротолюбію. Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви. — Изданіе Казанско-Богородицкаго мужского Монастыря. — Харбинъ: Собственная монастырская Типографія, 1930. — С. 17-23.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.