Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

О сборникѣ «Христіанская жизнь по Добротолюбію».

«Добротолюбіе» — сборникъ аскетическихъ твореній святыхъ отцовъ IV–XV вв., составленный преп. Никодимомъ Святогорцемъ († 1809 г.) и свт. Макаріемъ, митр. Коринѳскимъ († 1805 г.). Слово «Добротолюбіе» (греч. «Филокалія») означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Съ точки зрѣнія православной аскетики, прекрасной и возвышенной является добродѣтель, формирующаяся въ непрестанномъ подвигѣ черезъ содѣйствіе наивысшаго добра — Божественной благодати Святаго Духа. Любовь къ добродѣтели для авторовъ «Добротолюбія», означаетъ любовь къ ея Источнику — Богу, пребываніе Котораго въ человѣческой душѣ и является основной цѣлью православнаго подвижника. Въ «Добротолюбіе» вошли тексты православныхъ аскетическихъ писателей, показывающихъ основанія православнаго подвижничества, описывающихъ исихастскую практику умнаго дѣланія, пріоткрывающихъ высоты духовной жизни въ благодатномъ состояніи соединенія съ Богомъ — обоженія. На греческомъ языкѣ «Добротолюбіе» было впервые опубликовано въ 1782 г. На славянскій языкъ переведено преп. Паисіемъ Величковскимъ († 1794 г.) и напечатано въ Москвѣ въ 1793 г. Позднѣе большую работу по переводу на русскій языкъ, составленію и дополненію сборника провелъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.). Настоящій трудъ: «Христіанская жизнь по Добротолюбію» (избранныя мѣста изъ пяти томовъ русскаго Добротолюбія) былъ составленъ настоятелемъ Казанско-Богородицкаго мужского монастыря въ г. Харбинѣ архим. (буд. архіеп.) Ювеналіемъ (Килинымъ) († 1958 г.) и напечатанъ въ монастырской типографіи въ 1930 г.

«Христіанская жизнь по Добротолюбію»

Христіанская жизнь по Добротолюбію.
(Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви.)

Любовь къ Богу и ближнему.

Серафимъ Саров. — «Богъ есть огонь, согрѣвающій и разжигающій сердца и утробы. Если мы ощущаемъ въ сердцахъ своихъ хладъ, то призовемъ Господа, и Онъ, пришедъ, согрѣетъ наше сердце совершенною любовію не только къ Нему, но и къ ближнимъ.

— «Любовь есть источникъ Божественнаго огня въ сердцѣ» (І. Лѣств.).

Филонъ Александрійскій. — «Достигшій ступени Божественнаго созерцанія дѣлается постояннымъ въ добродѣтели, ибо, прилѣпившись любовію къ Богу, забываетъ о всемъ остальномъ и полученному имъ блаженству не предпочтетъ земныхъ благъ».

Авва Дороѳей. — «Представьте себѣ кругъ, средину его — центръ и изъ центра исходящіе радіусы-лучи. Эти радіусы, чѣмъ дальше идутъ отъ центра, тѣмъ больше расходятся и удаляются другъ отъ друга; напротивъ, чѣмъ ближе подходятъ къ центру, тѣмъ больше сближаются между собою. Положите теперь, что кругъ сей есть міръ; самая средина круга — Богъ, а прямыя линіи (радіусы), идущія отъ центра къ окружности или отъ окружности къ центру, суть пути жизни людей. И тутъ то-же: насколько святые входятъ внутрь круга къ серединѣ онаго, желая приблизиться къ Богу, настолько, по мѣрѣ вхожденія, они становятся ближе къ Богу и другъ къ другу... Такъ разумѣйте и объ удаленіи. Когда удаляются отъ Бога... въ той-же мѣрѣ удаляются другъ отъ друга, и сколько удаляются другъ отъ друга, столько удаляются и отъ Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся внѣ и не любимъ Бога, настолько каждый удаленъ и отъ ближняго. Если же возлюбимъ Бога, то сколько приближаемся къ Богу любовію къ Нему, столько соединяемся любовію и съ ближними, и сколько соединяемся съ ближними, столько соединяемсяисъ Богомъ. То есть: 1) чѣмъ болѣе человѣкъ упражняется въ милосердіи и любитъ людей, тѣмъ болѣе приближается къ Богу и 2) чѣмъ болѣе человѣкъ сердцемъ чувствуетъ личное Божество, тѣмъ болѣе онъ любитъ людей».

Ефремъ Сиринъ. — «Когда соединяемся другъ съ другомъ независтливостью, простотою, любовію, миромъ и радостію, — преуспѣяніе ближняго почитая собственнымъ своимъ пріобрѣтеніемъ, а равно немощи, и недостатки и скорби признавая собственнымъ ущербомъ, тогда въ состояніи будемъ исполнить законъ Христовъ. Вотъ подлинно ангельская жизнь!»

Исаакъ Сир. — «Безъ любви къ ближнему умъ не можетъ просвѣщаться бесѣдою и любовію».

— «Любовь, возбуждаемая чѣмъ-либо совнѣ, есть какъ малый свѣтильникъ, питаемый елеемъ, которымъ и поддерживается свѣтъ его. Или, какъ наводняемый дождемъ потокъ, у котораго теченіе прекращается съ оскудѣніемъ составляющей его дождевой воды. Но любовь, которая имѣетъ виновникомъ Бога, есть тоже, что бьющій изъ земли источникъ: потоки ея никогда не прерываются, ибо Онъ Самъ есть источникъ сей любви и неоскудѣвающая пища ея».

— «Завершеніе плодовъ Духа въ томъ, когда сподобится кто совершенной любви. Сіе такъ познается: когда памятованіе о Богѣ возбудилось въ умѣ, тогда сердце немедленно возбуждается любовію къ Богу, и очи обильно изводятъ слезы. Ибо любви обычно воспоминаніемъ о любимомъ возбуждать слезы; и кто таковъ, у того никогда не оскудѣваютъ слезы, потому что никогда не пркращается въ немъ то, что влечетъ его къ памятованію о Богѣ. Посему и во снѣ онъ бесѣдуетъ съ Богомъ, ибо любви свойственно производить это, и она есть совершенство людей въ настоящей жизни».

— «Любовь къ Богу естественно горяча, когда нападетъ на кого-нибудь, безъ мѣры дѣлаетъ душу ту изступленною. Посему сердце ощутившаго ее не можетъ вмѣстить ее и стерпѣть, но по мѣрѣ качества (своего) и нашедшей на него любви видится въ ней измѣненіе необычное. И вотъ каковы знаменія ея чувственныя: лице дѣлается огненнымъ и радостнымъ и тѣло согрѣвается. Отступаютъ стыдъ и страхъ, и бываетъ человѣкъ какъ бы изступленнымъ; сила, собирающая умъ, бѣжитъ отъ него и бываетъ онъ какъ бы изумленъ. Страшную смерть почитаетъ онъ радостію, и созерцаніе ума его никогда не испытываетъ какого-либо пресѣченія въ помышленіи о небесномъ. И отсутствуя, какъ присутствующій, бесѣдуетъ онъ, незримый никѣмъ. Вѣдѣніе и зрѣніе его естественно преходитъ, и чувственно не ощущаетъ онъ движенія своего, коимъ движется между вещами. Ибо, хотя онъ и дѣлаетъ что, но совершенно того не чувствуетъ, такъ какъ умъ его высится въ созерцаніи, и мысль его всегда какъ бы бесѣдуетъ съ кѣмъ другимъ. Симъ духовнымъ упоеніемъ упоевались нѣкогда Апостолы и мученики; и одни весь міръ обошли, трудясь и терпя поношенія, а другіе пролили кровь свою, какъ воду и, претерпѣвая ужаснѣйшія страданія, не впадали въ малодушіе, но доблестно все переносили и будучи премудры, почитаемы были неразумными. Такого настроенія да сподобитъ насъ достигнуть Богъ!»

— «Сперва должно пріобрѣсти Божественную любовь, а послѣ того созерцаніе духовное (восхожденія откровеній вѣдѣнія и таинственныхъ созерцаній) будетъ у насъ естественно».

— «Душа, которая любитъ Бога, въ Богѣ и въ Немъ Единомъ обрѣтаетъ себѣ упокоеніе».

— «Бойся Бога изъ любви къ Нему, а не по грозному имени, Ему приданному».

— «Благословляй всегда устами и не будутъ тебя злословить, потому что отъ злословія рождается злословіе, а отъ благословенія — благословеніе».

— «Другъ, обличающій тайно, — мудрый врачъ, а врачующій предъ глазами многихъ есть ругатель».

— «Будь друженъ со всѣми людьми, а мыслію своею пребывай одинъ».

— «Не питай ненависти къ грѣшнику, потому что всѣ мы подлежимъ отвѣтственности. Если возстаешь на него ради Бога, то плачь о немъ. И для чего тебѣ ненавидѣть его? Ненавидь грѣхъ его и молись о немъ, чтобы уподобиться Христу, Который не гнѣвался на грѣшниковъ, а молился о нихъ».

Преп. Антоній Великій. — «Всевозможно старайся о томъ, чтобы славился чрезъ тебя Отецъ твой, Иже есть на небесѣхъ» (Матѳ. 5, 16).

— «Любовь къ Богу — есть сильнѣйшій возбудитель ревности къ богоугожденію. Св. Апостолъ самъ по себѣ зналъ, что любовь сильнѣе страха, и говорилъ: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, (то-есть не страхомъ побѣждаюсь, какъ держать себя, но любовію); ибо любы вонъ изгоняетъ страхъ (1 Іоан. 4, 18).

— «И другихъ убѣждаетъ онъ, чтобы паче всего воспитывали въ себѣ любовь къ Богу, какъ силу несокрушимую и не отпадающую. Такъ, когда однажды спросили его братія: чѣмъ лучше можно угодить Богу? онъ отвѣтилъ: самое угодное Богу есть дѣло любви. Его исполняетъ тотъ, кто непрестанно хвалитъ Бога въ чистыхъ помышленіяхъ своихъ, возбуждаемыхъ памятію о Богѣ, памятію объ обѣтованныхъ благахъ, и о всемъ, что Онъ для насъ совершить благоволилъ. Отъ памятованія о всемъ этомъ рождается любовь полная, какъ предписывается: «возлюбиши Господа Бога твоего отъ всего сердца твоего, и отъ всея души твоея и всею силою твоею (Втор. 6, 5), и какъ написано: якоже желаетъ елень на источники водныя, тако желаетъ душа моя къ Тебѣ, Боже (Псал. 41, 2). Вотъ дѣло, которымъ мы должны благоугождать Богу, да исполнятся и въ насъ слова Апостола: «кто ны разлучитъ отъ любве Божія? скорбь ли, или тѣснота, или гоненія, или голодъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? Ничтоже» (Рим. 8, 35-38)».

— «Братія спросили св. Антонія: "если кто скажетъ: я ничего не буду брать у братій, и самъ ничего не буду имъ давать, — для меня достаточно моего; хорошо-ли это?" Св. Антоній отвѣчалъ: "Дѣти мои! кто таковъ, тотъ жестокъ сердцемъ, и душа у него — душа льва. Его должно считать отчужденнымъ отъ сообщества всѣхъ добрыхъ людей"».

— «Величайшее изъ безобразій безобразіе есть — заповѣдывать другому дѣлать то, чего самъ не исполняешь; ибо никакой не получимъ мы пользы отъ чужихъ дѣлъ».

— «Кто не принимаетъ наставленій, не говори ихъ тому».

— «Старайся достигнуть того, чтобы всѣ люди благословляли тебя».

Преп. Максимъ Исповѣд. — «Братъ сказалъ, что должно дѣлать, отче, чтобъ возмочь непрестанно быть съ Богомъ? Старецъ отвѣтилъ: невозможно уму всегда быть съ единымъ Богомъ, если не стяжетъ онъ слѣдующихъ добродѣтелей: любви, воздержанія и молитвы. Любовь укрощаетъ гнѣвъ, воздержаніе изсушаетъ похоть, а молитва, отрѣшая умъ отъ всѣхъ помышленій, нагимъ представляетъ его Самому Богу. Эти три добродѣтели совмѣщаютъ въ себѣ всѣ правды, и безъ нихъ умъ не можетъ пребывать съ Единымъ Богомъ».

— «Любовь есть благое расположеніе души, по которому она ничего изъ существующаго не предпочитаетъ познанію Бога. Но въ такое любительное настроеніе невозможно придти тому, кто имѣетъ пристрастіе къ чему-либо земному».

— «Любовь рождается отъ безстрастія; безстрастіе отъ упованія на Бога; упованіе отъ терпѣнія и великодушія; сіи послѣднія отъ воздержанія во всемъ; воздержаніе — отъ страха Божія, а страхъ отъ вѣры въ Бога».

— «Чей умъ прилѣпленъ къ Богу любовію, тотъ ни во что ставитъ все видимое, даже самое тѣло свое, какъ-бы чужое».

— «Блаженъ умъ, который, минуя всѣ твари, непрестанно услаждается Божественною красотою».

— «Любящій Бога ангельскою жизнію на землѣ живетъ, постяся и бдѣніе совершая, и о всякомъ человѣкѣ всегда доброе помышляя».

— «Кто что любитъ, тотъ то и объять всячески желаетъ, а все препятствующее въ этомъ отстраняетъ, дабы сего не лишиться. Такъ и Бога любящій печется о чистой молитвѣ, а всякую страсть, полагающую ему въ томъ препону, изъ себя извергаетъ».

— «Братъ сказалъ: вотъ, отче, я оставилъ все: родство, имѣніе, утѣхи и славу міра, такъ что у меня ничего нѣтъ, кромѣ этого тѣла; и однако-жь брата, ненавидящаго меня и отвращающагося отъ меня, любить не могу, хотя и нужу [понуждаю] себя на дѣлѣ не воздать ему зломъ за зло. Скажи мнѣ, что должно мнѣ сдѣлать, чтобы я возмогъ отъ сердца любить такого, да и всякаго какимъ-либо образомъ оскорбляющаго меня и навѣтующаго на меня. — Старецъ отвѣтилъ: невозможно любить оскорбляющаго даже тому, кто отрекся отъ міра и отъ всего, что въ мірѣ, если онъ истинно не познаетъ цѣль Господню. Когда же дастъ ему Господь познать все, и онъ возревнуетъ ходить по указанію ея, тогда возможетъ онъ отъ сердца любить ненавидящаго и оскорбляющаго, какъ любили и Апостолы, возлюбившіе ее.

— «Для чего заповѣдалъ Господь любить враговъ? (Матѳ. 5, 44). — Для того, чтобы освободить тебя отъ ненависти, огорченія, гнѣва, памятозлобія и сподобить величайшаго стяжанія совершенной любви, которую невозможно имѣть тому, кто не всѣхъ человѣковъ равно любитъ, по примѣру Бога, всѣхъ людей равно любящаго, и хотящаго всѣмъ спастися и въ познаніе истины пріити (1 Тим. II, 4)».

— «Совершенная любовь не раздѣляетъ единаго естества человѣковъ по различнымъ ихъ нравамъ; но всегда смотря на оное, всѣхъ человѣковъ равно любитъ: добрыхъ любитъ, какъ друзей, а недобрыхъ, какъ враговъ, благодѣтельствуя имъ, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая имъ зла, но даже страдая за нихъ, когда случай востребуетъ, дабы, если возможно, содѣлать и ихъ себѣ друзьями; но, если и невозможно, она все-же неотступаетъ отъ своего расположенія къ нимъ, всегда равно являя плоды любви всѣмъ человѣкамъ. Такъ и Господь нашъ и Богъ Іисусъ Христосъ, являя Свою къ намъ любовь, пострадалъ за все человѣчество, и всѣмъ равномѣрно даровалъ надежду воскресенія, хотя впрочемъ каждый самъ себя дѣлаетъ достойнымъ или славы или мученія адскаго».

— «Внемли себѣ, не въ тебѣ-ли самомъ, а не въ братѣ, кроется зло, разлучающее тебя съ братомъ, и поспѣши примириться съ нимъ, дабы не отпасть отъ заповѣди любви».

Блажен. Діадохъ. — «Видѣлъ я нѣкоего, который все печалился и плакалъ, что не любитъ Бога, какъ бы желалъ, тогда какъ такъ любитъ Его, что непрестанно носитъ въ душѣ своей пламенное желаніе, чтобы Одинъ Богъ оставался въ немъ, самъ же онъ былъ, какъ ничто. Таковый не вѣдаетъ, что такое онъ есть, и самыми похвалами, ему изрекаемыми, не услаждается. Ибо въ великомъ вожделѣніи смиренія онъ не понимаетъ своего достоинства, но, служа Богу, какъ законъ повелѣваетъ іереямъ, сильнымъ нѣкіимъ расположеніемъ къ боголюбію окрадаетъ память о своемъ достоинствѣ, нѣгдѣ во глубинѣ любви къ Богу, укрывая присущее тому похваленіе въ духѣ смиренія, чтобы въ помышленіи своемъ всегда казаться предъ собою неключимымъ рабомъ, какъ совершенно чуждому требуемаго отъ него достоинства, по сильному вожделѣнію смиренія. Такъ дѣйствуя, и намъ надлежитъ бѣгать всякой чести и славы, ради преизобильнаго богатства любви къ Господу, столь насъ возлюбившему».

— «Кто любитъ Бога въ чувствѣ сердца, тотъ познанъ есть отъ Него. Ибо, поколику кто въ чувствѣ сердца воспріемлетъ любовь къ Богу, потолику и самъ пребываетъ въ любви Божіей. Ибо непрестанно горя въ сердцѣ неистощимымъ огнемъ любви, онъ по необходимости сердечно прилѣпленнымъ пребываетъ къ Богу, совершенно отрѣшившись отъ любленія себя силою сей къ Богу любви. «Если мы выходимъ изъ себя», — говоритъ Ап. Павелъ, — «то для Бога; если же скромны, то для васъ» (2 Кор. 5, 13). Душа, не освободившись отъ мірскихъ заботъ, ни Бога не возлюбитъ искренно, ни діаволомъ не возмерзитъ, какъ достойно. Попеченіе о жизни сей лежитъ на ней, какъ тяжелое покрывало, и умъ ея не можетъ установить въ себѣ своего о семъ судилища, чтобы у себя самого ощутительно слышать безошибочные приговоры суда совѣсти. Почему всячески потребно удаленіе отъ міра».

— «Духовнымъ созерцаніемъ да предводительствуетъ вѣра, надежда и любовь и наипаче — любовь; ибо вѣра и надежда научаютъ только презирать видимыя блага, а любовь самую душу добродѣтелями сочетаваетъ съ Богомъ, умнымъ чувствомъ постигая Невидимаго».

— «Кто себя любитъ, тотъ Бога любить не можетъ, а кто себя не любитъ по причинѣ преизобильнаго богатства любви Божіей, тотъ только воистинну Бога любитъ».

— «Когда кто начнетъ богато ощущать любовь къ Богу, тогда въ чувствѣ духовномъ начинаетъ онъ и ближняго любить, и, начавши, не престаетъ: такова любовь, о коей говорятъ всѣ святыя Писанія. Любовь плотская, не будучи связана духовнымъ чувствомъ, какъ только представится случай, даже какой-нибудь незначительный поводъ, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова: но, хотя случится потерпѣть какое-либо огорченіе, въ душѣ Боголюбивой, состоящей подъ воздѣйствіемъ Божіимъ, союзъ любви не пресѣкается: ибо, возгрѣвши себя теплотою любви къ Богу, она тотчасъ возвращается къ благому настроенію и съ великою радостію воспріемлетъ любовь къ ближнему, хотя и не малое отъ него получено было оскорбленіе или понесенъ большой вредъ; ибо тогда сладостію Божіей совершенно поглощается горечь разлада».

Преп. Ѳеодоръ Едесскій. — «Любовь справедливо названа матерію добродѣтелей, главою закона и пророковъ. Подымемъ же всякій трудъ, пока улучимъ преподобную любовь и чрезъ нее исторгнемъ изъ тиранства страстей и на небеса взыдемъ, возносясь на крыльяхъ добродѣтелей, и Бога узримъ, сколько это доступно для человѣческаго естества».

Никита Стиѳатъ. — «Глубоко уязвившійся любовію къ Богу не имѣетъ достаточныхъ къ удовлетворенію сего расположенія силъ тѣла; ибо въ трудахъ и потахъ подвижничества нѣтъ насыщенія сему его расположенію. Находясь въ состояніи, подобномъ тому, въ какомъ находится томимый крайнею жаждою, ничѣмъ не можетъ онъ до насыщенія удовлетворить внутренней жгущей его жажды; день и ночь готовъ онъ быть въ трудахъ, но силы тѣла оставляютъ его. Полагаю, что такимъ же сверхъестественнымъ жаромъ любви плѣнены бывъ и мученики Христовы не чувствовали мукъ и насыщенія не имѣли, предаваясь имъ; но сами себя побѣждали распаленнымъ къ Богу рвеніемъ, и всегда находили, что страданія ихъ далеко отстоятъ отъ мѣры ихъ пламеннаго желанія страдать за Господа. Начало любви къ Богу — презрѣніе вещей видимыхъ и человѣческихъ; средина — очищеніе сердца и ума, отъ коего мысленное умныхъ очей открытіе и познаніе сокровеннаго въ насъ небеснаго Царствія; а конецъ — неудержимое вожделѣніе преестественныхъ даровъ Божіихъ, и естественное желаніе общенія съ Богомъ и упокоеніе въ Немъ».

Авва Ѳалассій. — «Умъ, стяжавшій духовную любовь, ничего такого не думаетъ о ближнемъ, что неприличествуетъ любви».

— «Истинную любовь стяжалъ тотъ, кто ни подозрѣній, ни слова не допускаетъ противъ ближняго».

— «Подъ видомъ любви скрываетъ лицемѣріе тотъ, кто устами благословляетъ, а сердцемъ уничижаетъ».

— «Не уязвляй брата загадочными подозрительными словами, ибо и самъ ты, если случится, не перенесешь подобнаго».

Св. Каллистъ и Игнатій. — «Поелику всѣхъ благъ, или нравственныхъ добротъ начало, средина и конецъ, если хочешь, — хороводитель и главарь есть Вѣра, Надежда и Любовь — сія треплетенная и Боготканная вервь — паче же всѣхъ Любовь, потому что «Богъ любы есть» (1 Іоан. 4, 8), то неправедно не восполнить ими, что еще не достаетъ въ настоящемъ сочиненіи; тѣмъ паче, что, по св. Исааку Сирину, «завершеніе плодовъ Св. Духа тогда бываетъ, когда кто сподобляется совершенной любви». Св. Лѣствичникъ пишетъ: «нынѣ же пребываютъ три сія, всетѣснѣйшимъ союзомъ связующія и держащія въ немъ: вѣра, надежда и любы, больше же всѣхъ любы: ибо ею именуется Богъ (1 Кор. 13; 1 Іоан. 4). По моему разумѣнію первая изъ нихъ есть лучъ, вторая — свѣтъ, а третья — кругъ; всѣ же онѣ одно суть сіяніе и одинъ блескъ. Первая все можетъ творить и устроять; вторую милость Божія окружаетъ и дѣлаетъ непостыдною; третья — никогда не падаетъ, не перестаетъ тещи и уязвленному ею не даетъ почить отъ блаженнаго упоенія».

— «Слово о любви знаемо Ангеламъ, но и по дѣйству осіянія «Богъ любы есть» и кто хочетъ изречь, каковъ предѣлъ ея, тотъ, будучи слѣпъ, покушается исчесть песокъ въ безднѣ морской. Любовь, по качеству своему, есть уподобленіе Богу, сколько оно доступно для смертныхъ; по дѣйству — опьяненіе души; по свойству — источникъ вѣры, бездна долготерпѣнія, море смиренія. Любовь истинно есть отложеніе всякаго противнаго помышленія, ибо «любы не мыслитъ зла» (1 Кор. 13, 5). Любовь, безстрастіе и сыноположеніе одними именами различаются. Какъ свѣтъ, огнь и пламя въ одномъ дѣйствіи сходятся, такъ разумѣй и объ этихъ».

Преп. Нилъ Син. — «Люби Бога и къ своимъ не будь приверженъ болѣе, чѣмъ къ Нему, чтобы, по слову Его, не оказаться тебѣ недостойнымъ Его, хотя и не желаешь ты сего».

Любовь естественная къ Богу и благодатная.

Преп. Нилъ Син. — «Есть любовъ въ душѣ естественная и есть отъ Св. Духа въ нее изливаемая. Та, если захотимъ, приходитъ въ соразмѣрное движеніе и отъ нашей воли, почему удобно расхищается злыми духами, коль скоро перестаемъ въ усиленномъ напряженіи держать свое произволеніе. А эта такъ пламенитъ душу любовію къ Богу, что всѣ части души прилѣпляются къ неизреченной сладости божественнаго возлюбленія въ безмѣрной нѣкоей простотѣ расположенія, ибо тогда умъ, какъ-бы чреватъ бывая отъ духовнаго (благодатнаго) дѣйства (энергіи), источаетъ обильный нѣкій потокъ любви и радованія».

Любовь къ ближнимъ.

Блаженный Діадохъ. — «Когда кто начнетъ богато ощущать любовь къ Богу, тогда въ чувствѣ духовномъ начинаетъ онъ и ближняго любить и, начавши, не перестаетъ: такова любовь, о коей говорятъ всѣ Святыя Писанія. Любовь плотская, не будучи связана духовнымъ чувствомъ, какъ только представится случай, какой даже незначительный поводъ, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова: но хотя случится потерпѣть какое-либо огорченіе, въ душѣ боголюбивой, состоящей подъ воздѣйствіемъ Божіимъ, союзъ любви не пресѣкается: ибо возгрѣвши себя теплотою любви къ Богу, она тотчасъ возвращается къ благому настроенію и съ великою радостію воспріемлетъ любовь къ ближнему, хотя и не малое отъ него получено было оскорбленіе, или понесенъ большой вредъ, потому что тогда сладостію Божіей совершенно поглощается горечь разлада».

Преп. Максимъ Исповѣдникъ. — «Возлюбимъ другъ друга и возлюблены будемъ отъ Бога. Будемъ долготерпѣть другъ другу, и Онъ подолготерпитъ грѣхамъ нашимъ. Не будемъ воздавать зломъ за зло, и Онъ не воздастъ намъ по грѣхамъ нашимъ. Оставленіе прегрѣшеній нашихъ обрѣтемъ въ прощеніи братіямъ; ибо милость Божія къ намъ сокрыта въ милостивости нашей къ ближнимъ. Почему и сказалъ Господь: отпущайте и отпустятъ вамъ (Лук. 6, 37). И аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный (Матѳ. 6, 14). Послѣ сего спасеніе наше уже въ нашей волѣ».

— «Если любовь зла искреннему не творитъ (Рим. 13, 10), то завидующій брату, приводимый въ печаль его доброю славою, помрачающій злорѣчіемъ имя его, или по злонравію навѣтующій на него, не дѣлаетъ ли себя чуждымъ любви и повиннымъ вѣчному осужденію?»

— «Если любовь есть исполненіе закона (Рим. 13, 10), то памятозлобствующій на брата, уготовляющій ковы ему, проклинающій его и радующійся паденію его не есть ли законопреступникъ, и не достоинъ ли вѣчной муки?»

— «Ежели оклеветающій и осуждающій брата, оклеветаетъ законъ и осуждаетъ законъ (Іак. 4, 11), законъ же Христовъ есть любы (Іоан. 13, 34), то клеветникъ не отпадаетъ ли отъ любви Христовой, и не дѣлается ли самъ для себя виновникомъ муки вѣчной?»

— «Азъ же глаголю вамъ, говоритъ Господь, любите враги ваша, добро творите ненавидящимъ васъ, молитеся за творящихъ вамъ напасть (Матѳ. 5, 44) Для чего заповѣдалъ Онъ сіе? Для того, чтобы освободить тебя отъ ненависти, огорченія, гнѣва, памятозлобія и сподобить величайшаго стяжанія совершенной любви, которой не возможно имѣть тому, кто не всѣхъ человѣковъ равно любитъ, по примѣру Бога, всѣхъ человѣковъ равно любящаго, и хотящаго всѣмъ спастися и въ познаніе истины пріити (1 Тим. 2, 4)».

— «Человѣки похвально или предосудительно любятъ другъ друга по слѣдующимъ пяти причинамъ: или для Бога, какъ добродѣтельный любитъ всѣхъ, а добродѣтельнаго любитъ даже и не добродѣтельный; или по естеству, какъ родители любятъ дѣтей, и наоборотъ; или по тщеславію, какъ хвалимый хвалящаго; или изъ корысти, какъ богатаго за получки; или по сластолюбію, какъ работающій чреву, и тому, что подъ чревомъ, устрояющаго пиры. Первая изъ сихъ похвальна, вторая обоюдна, прочія страстны».

— «Случилось тебѣ искушеніе со стороны брата, и огорченіе довело тебя до ненависти, не будь побѣжденъ ненавистью, но побѣди ненависть любовію. Побѣдить же ее можешь такъ: искренно молясь о немъ Богу, пріемля приносимое отъ брата извиненіе, или самъ себя врачуя извиненіемъ его, поставивши самого себя виновникомъ искушенія и положивъ терпѣть, пока пройдетъ облако».

— «Не будь скоръ на отверженіе духовной любви; ибо иного пути ко спасенію не осталось человѣкамъ».

— «Расторгающія любовь причины суть слѣдующія: безчестіе, причиненный уронъ, оклеветаніе или вѣры, или житія, побои, удары, раны и проч.; и притомъ, когда сіе случается или съ самимъ кѣмъ, или съ кѣмъ изъ родственниковъ его и друзей. Разрывающій любовь, по какой-либо изъ таковыхъ причинъ, не позналъ еще, какая цѣль заповѣдей Христовыхъ».

— «Надлежитъ намъ такъ себя самихъ и другъ друга чтить и любить, какъ Самъ Христосъ первый Своимъ примѣромъ показалъ, благоволивъ пострадать за насъ».

— «Если хочешь избавиться отъ страстныхъ помысловъ, стяжи воздержаніе и любовь къ ближнему».

Сердце милующее.

Преп. Исаакъ Сир. — «Я былъ спрошенъ, что такое сердце милующее, и сказалъ: возгорѣніе сердца у человѣка о всемъ твореніи, о человѣкахъ, о птицахъ, о животныхъ, о демонахъ и всякой твари. При воспоминаніи о нихъ и при воззрѣніи на нихъ, очи у человѣка исторгаютъ слезы. Отъ великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и отъ великаго терпѣнія умиляется сердце его, и не можетъ онъ вынести или слышать, или видѣть какого-либо вреда или малой печали, претерпѣваемой тварью. А посему и о безсловесныхъ, и о врагахъ истины, и дѣлающихъ ему вредъ ежечасно со слезами приноситъ молитву, чтобы сохранились и были помилованы, а также и о естествѣ пресмыкающихся молится съ великою жалостью, какая безъ мѣры возбуждается въ сердцѣ его до уподобленія во всемъ Богу».

Источникъ: Христіанская жизнь по Добротолюбію. Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви. — Изданіе Казанско-Богородицкаго мужского Монастыря. — Харбинъ: Собственная монастырская Типографія, 1930. — С. 25-37.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.