Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

О сборникѣ «Христіанская жизнь по Добротолюбію».

«Добротолюбіе» — сборникъ аскетическихъ твореній святыхъ отцовъ IV–XV вв., составленный преп. Никодимомъ Святогорцемъ († 1809 г.) и свт. Макаріемъ, митр. Коринѳскимъ († 1805 г.). Слово «Добротолюбіе» (греч. «Филокалія») означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Съ точки зрѣнія православной аскетики, прекрасной и возвышенной является добродѣтель, формирующаяся въ непрестанномъ подвигѣ черезъ содѣйствіе наивысшаго добра — Божественной благодати Святаго Духа. Любовь къ добродѣтели для авторовъ «Добротолюбія», означаетъ любовь къ ея Источнику — Богу, пребываніе Котораго въ человѣческой душѣ и является основной цѣлью православнаго подвижника. Въ «Добротолюбіе» вошли тексты православныхъ аскетическихъ писателей, показывающихъ основанія православнаго подвижничества, описывающихъ исихастскую практику умнаго дѣланія, пріоткрывающихъ высоты духовной жизни въ благодатномъ состояніи соединенія съ Богомъ — обоженія. На греческомъ языкѣ «Добротолюбіе» было впервые опубликовано въ 1782 г. На славянскій языкъ переведено преп. Паисіемъ Величковскимъ († 1794 г.) и напечатано въ Москвѣ въ 1793 г. Позднѣе большую работу по переводу на русскій языкъ, составленію и дополненію сборника провелъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.). Настоящій трудъ: «Христіанская жизнь по Добротолюбію» (избранныя мѣста изъ пяти томовъ русскаго Добротолюбія) былъ составленъ настоятелемъ Казанско-Богородицкаго мужского монастыря въ г. Харбинѣ архим. (буд. архіеп.) Ювеналіемъ (Килинымъ) († 1958 г.) и напечатанъ въ монастырской типографіи въ 1930 г.

«Христіанская жизнь по Добротолюбію»

Христіанская жизнь по Добротолюбію.
(Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви.)

Гордость и тщеславіе.

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ. — «Гордыня есть отреченіе отъ Бога, демонское изобрѣтеніе, уничиженіе человѣковъ, матерь осужденія, исчадіе похвалъ, признакъ безплодія, укрывательство отъ Божіей помощи, предшественница умоизступленія, предуготовительница паденій, источникъ раздражительности, дверь лицемѣрія, опора демоновъ, предуготовительница немилосердія, невѣдѣніе состраданія, противникъ Богу, корень хулы...».

— «Начало гордыни — конецъ тщеславія; средина же — уничиженіе ближняго, безстыдное разглашеніе о своихъ трудахъ и подвигахъ, самохвальство въ сердцѣ, возненавидѣніе обличенія, а конецъ — отреченіе отъ Божіей помощи, превозношеніе собственною своею рачительностью, демонскій нравъ».

— «Плѣненный гордостью имѣетъ нужду въ помощи отъ Господа, потому что человѣческое спасеніе для него напрасно».

Преп. авва Дороѳей. — «Какъ смиренія два, также и двѣ гордости. Первая гордость есть та, когда кто укоряетъ брата, когда осуждаетъ и безчеститъ его, какъ ничего незначущаго, а себя считаетъ выше его, таковый, если не опомнится вскорѣ, и не постарается исправиться, то мало-по-малу, приходитъ и во вторую гордость, такъ что возгордится и противъ Самого Бога, и подвиги и добродѣтели свои приписываетъ себѣ, а не Богу, какъ будто самъ собою совершилъ ихъ, своимъ разумомъ и стараніемъ, а не помощію Божіею. Поистинѣ, братія мои, знаю я одного, пришедшаго нѣкогда въ сіе жалкое состояніе. Сначала, если кто изъ братій говорилъ ему что-либо, онъ уничижалъ каждаго и возражалъ: «Что значитъ такой-то? Нѣтъ никого достойнаго, кромѣ Зосимы и подобнаго ему». Потомъ началъ и сихъ охуждать и говорить: «Нѣтъ никого достойнаго, кромѣ Макарія». Спустя немного началъ говорить: «Что такое Макарій? Нѣтъ никого достойнаго, кромѣ Василія Великаго и Григорія Богослова». Но скоро началъ охуждать и сихъ, говоря: «Что такое Василій? И что такое Григорій? Нѣтъ никого достойнаго, кромѣ апост. Петра и Павла». Я говорю ему: «Поистинѣ, братъ, ты скоро и ихъ станешь уничижать». И повѣрьте мнѣ, чрезъ нѣсколько времени онъ началъ говорить: «Что такое Петръ? И что такое Павелъ? Никто ничего не значитъ, кромѣ Святой Троицы». Наконецъ, возгордился онъ и противъ Самого Бога, и такимъ образомъ лишился ума. Посему-то должны мы подвизаться всѣми силами нашими противъ первой гордости, дабы мало-по-малу, не впасть и во вторую, т. е. въ совершенную гордыню».

Пр. Исаакъ Сиринъ. — «Людямъ гнусна нищета, а Богу гораздо болѣе гнусна душа высокосердная и умъ парящій. У людей почетно богатство, а у Бога досточестна душа смиренная».

— «Горделивому попускается впадать въ хулу; превозносящемуся дѣятельною добродѣтелію попускается впадать въ блудъ; а превозносящемуся своею мудростію — въ темныя сѣти невѣдѣнія».

Преп. Антоній Великій. — «О добромъ дѣлѣ, которое ты намѣренъ сдѣлать, не говори никому напередъ, но сдѣлай его».

Преп. Іоаннъ Карпаѳ. — «Ненавистники душъ нашихъ — бѣсы внушаютъ нѣкіимъ воздать намъ какую-либо ничтожную похвалу, а потомъ и насъ подущаютъ порадоваться о томъ. Если послѣ сего, разслабѣвъ отъ самомнѣнія, дадимъ мѣсто и тщеславію, то врагамъ нашимъ не много уже будетъ труда совсѣмъ забрать насъ въ плѣнъ».

Преп. Григорій Палама. — «Страждутъ и тѣ, кои славы ради человѣческой добрыя дѣла дѣлаютъ. Ибо, таковые, получивъ жребій, — имѣть житіе на небесѣхъ, — славу свою, увы, вселяютъ въ персть (Псал. 7, 6), навлекая на себя сію Давидскую клятву. И молитва ихъ не восходитъ къ небесамъ и всякое раченіе ихъ ниспадаетъ дóлу, не будучи обложено крылами Божественной любви, которая земныя дѣла наши дѣлаетъ горе восходящими: такъ что они труды подъемлютъ, а награды не стяжаваютъ. Но, что я говорю о безплодіи трудовъ ихъ? Они приносятъ плодъ. Но какой? — посрамленіе, непостояніе помысловъ, плѣненіе и смятеніе помышленій. «Яко Богъ разсыпа кости человѣкоугодниковъ, постыдѣшася, яко Богъ уничижи ихъ» (Псал. 52, 6)».

Преп. Нилъ Синайскій. — «Тщеславіе есть неразумная страсть и удобно примѣшивается ко всякому дѣлу добродѣтели».

— «Тщеславный монахъ — безплатный работникъ, — несетъ трудъ, а награды не получитъ».

— «Какъ скрываешь отъ людей грѣхи свои, такъ скрывай отъ нихъ и труды свои. Ты стыдишься открывать о срамныхъ дѣлахъ своихъ, чтобы не подвергнуться поношенію и уничиженію, что полезно было бы для души твоей. Бойся показывать и труды свои, чтобы грѣхъ человѣколюбія не принесъ пагубы душѣ твоей. Если одному Богу открываешь постыдныя паденія, то не открывай людямъ своихъ противоборствій онымъ, чтобы не сочли ихъ увѣнчаніемъ побѣды».

— «Гордость есть опухоль души, наполненная испорченною кровію; если созрѣетъ, прорвется и причинитъ большую непріятность».

— «Богъ помогаетъ тебѣ, — не отрицайся Благодѣтеля: взошелъ ты на высоту житія, но путеводилъ тебя Богъ; преуспѣлъ въ добродѣтели, но дѣйствовалъ въ тебѣ Богъ; исповѣдуй Возвысившаго, чтобы неколеблемо пребыть тебѣ на высотѣ».

— «Когда взойдешь на высоту добродѣтелей, тогда великая тебѣ потребность въ огражденіи: ибо, если упадетъ стоящій на полу, то вскорѣ встанетъ, а упавшій съ высоты подвергается опасности умереть».

— «Гордость — водяной пузырь, надутый суетнымъ о себѣ мнѣніемъ; который, если только дунуть, обращается въ ничто».

Преп. Максимъ Исповѣд. — «Демонъ гордости двоякое имѣетъ лукавство: или убѣждаетъ монаха исправныя дѣла свои приписывать себѣ, а не Богу — Подателю благихъ и Помощнику въ исправности; или, когда онъ не соглашается на сіе, подъущаетъ уничижать менѣе совершенныхъ братій. Но не вѣдаетъ онъ, что при такомъ дѣйствіи на него, демонъ наущаетъ его отвергаться Божіей помощи. Ибо, уничижая тѣхъ, какъ не могшихъ, подобно ему, оказаться исправными, онъ выставляетъ себя именно показавшимъ особенную исправность собственною силою. Что невозможно, какъ сказалъ Господь: «Безъ Мене не можете творити ничесоже» (Іоан. 15, 5). Ибо, наша немощь такова, что и возжелавъ добра, она не можетъ довесть его до конца безъ Подателя Благихъ».

— «Тщеславіе рождаетъ гордость, иногда бывъ изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, бывъ изгоняемо, оно приводитъ самомнѣніе, а оставаясь — надменность. Тщеславіе истребляется скрытнымъ дѣйствованіемъ, а гордость — приписываніемъ Богу исправно дѣлаемыхъ дѣлъ. Не малый подвигъ освободиться отъ тщеславія! Освобождаются же отъ него тайнымъ твореніемъ добродѣтелей и частою молитвою; а признакъ освобожденія — не злопамятовать на злословившаго или злословящаго».

— «Лицемѣръ, пока думаетъ, что не разгаданъ, покоенъ бываетъ и молчитъ, довольствуясь славою, какую имѣетъ отъ того, что кажется праведнымъ. Когда же бываетъ открытъ, то язвительныя изрыгаетъ слова, поношеніемъ другихъ, думая прикрыть собственную срамоту. Такому, слова Писанія, уподобивъ его порожденію ехидны, какъ лукаваго, повелѣваютъ творить достойные плоды покаянія, т. е, сообразно съ тѣмъ, чѣмъ онъ кажется, передѣлать и свое сокровенное настроеніе сердца».

— «Вознесшійся сердцемъ, по причинѣ полученныхъ имъ дарованій, и возвысокоумствовавый, «яко не пріемъ» (не получилъ) (1 Кор. 4, 7) праведно испытываетъ находящій на него гнѣвъ, когда Богъ попускаетъ діаволу сплестись съ нимъ мысленно, и какъ поколебать дѣятельные его порядки добродѣтели, такъ и помрачить умственныя его свѣтлыя разумѣнія, чтобы онъ, возчувствовавъ свою немощь, созналъ, гдѣ та сила, которая одна побѣждаетъ въ насъ страсти и, понявши, смирился, отвергая киченіе самомнѣнія и тѣмъ умилостивилъ Бога отвратить отъ него обыкновенно находящій на нераскаянныхъ гнѣвъ, отъемлющій благодать, охраняющую душу и оставляющій пустымъ неблагодарный умъ».

— «Страсть гордыни состоитъ изъ двухъ невѣдѣній или несознаній, кои, сошедшись воедино, производятъ одно сліянное мудрованіе (гордостное). Ибо одинъ тотъ гордъ, кто не признаётъ ни Божеской помощи, ни человѣческой немощности. Такимъ образомъ, гордость есть Божественнаго и человѣческаго знанія лишеніе».

— «Тщеславіе есть отступленіе отъ цѣли, которая по Богу и переступленіе къ другой цѣли, которая не по Богу. Ибо тщеславенъ тотъ, кто для своей, а не для Божіей славы заботится о добродѣтели и трудами своими имѣетъ въ виду накупить лишь человѣческихъ непостоянныхъ похвалъ».

— «Человѣкоугодливый объ одномъ томъ печется, чтобы внѣшнее его поведеніе было показно, и чтобы заслужить доброе слово льстеца, первымъ зрѣніе, а вторымъ слухъ подкупая въ свою пользу у тѣхъ, кои услаждаются или въ удивленіе приводятся только видимымъ и слышимымъ и добродѣтель опредѣляютъ только тѣмъ, что показываютъ чувства. Человѣкоугодіе, такимъ образомъ, будетъ добрыхъ нравовъ и словъ показываніе предъ людьми и для людей».

— «Лицемѣріе — есть притвореніе дружбы, или ненависть, прикрываемая видомъ дружбы; или вражда, подъ прикрытіемъ благоволенія дѣйствующая, или зависть, подражающая характеру любви, или жизнь, красная притворнымъ видомъ добродѣтели, а не дѣйствительною добродѣтелію, или притвореніе праведности показаніемъ только будто она есть соблюдаемое, или обманъ, имѣющій видъ истины, — что все ухитряются устроять въ нравственной испорченности подражающіе змію».

— «Проклятая, во-истину, страсть — надменность, состоящая изъ сочетанія двухъ золъ: гордости и тщеславія; изъ коихъ гордость отрицается отъ Творца добродѣтели и природы, а тщеславіе какъ природу, такъ и самую добродѣтель поддѣлываетъ, ибо у гордаго ничего не дѣлается по Богу, а у тщеславнаго ничто не происходитъ по природѣ».

Источникъ: Христіанская жизнь по Добротолюбію. Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви. — Изданіе Казанско-Богородицкаго мужского Монастыря. — Харбинъ: Собственная монастырская Типографія, 1930. — С. 53-58.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.