Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

О сборникѣ «Христіанская жизнь по Добротолюбію».

«Добротолюбіе» — сборникъ аскетическихъ твореній святыхъ отцовъ IV–XV вв., составленный преп. Никодимомъ Святогорцемъ († 1809 г.) и свт. Макаріемъ, митр. Коринѳскимъ († 1805 г.). Слово «Добротолюбіе» (греч. «Филокалія») означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Съ точки зрѣнія православной аскетики, прекрасной и возвышенной является добродѣтель, формирующаяся въ непрестанномъ подвигѣ черезъ содѣйствіе наивысшаго добра — Божественной благодати Святаго Духа. Любовь къ добродѣтели для авторовъ «Добротолюбія», означаетъ любовь къ ея Источнику — Богу, пребываніе Котораго въ человѣческой душѣ и является основной цѣлью православнаго подвижника. Въ «Добротолюбіе» вошли тексты православныхъ аскетическихъ писателей, показывающихъ основанія православнаго подвижничества, описывающихъ исихастскую практику умнаго дѣланія, пріоткрывающихъ высоты духовной жизни въ благодатномъ состояніи соединенія съ Богомъ — обоженія. На греческомъ языкѣ «Добротолюбіе» было впервые опубликовано въ 1782 г. На славянскій языкъ переведено преп. Паисіемъ Величковскимъ († 1794 г.) и напечатано въ Москвѣ въ 1793 г. Позднѣе большую работу по переводу на русскій языкъ, составленію и дополненію сборника провелъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.). Настоящій трудъ: «Христіанская жизнь по Добротолюбію» (избранныя мѣста изъ пяти томовъ русскаго Добротолюбія) былъ составленъ настоятелемъ Казанско-Богородицкаго мужского монастыря въ г. Харбинѣ архим. (буд. архіеп.) Ювеналіемъ (Килинымъ) († 1958 г.) и напечатанъ въ монастырской типографіи въ 1930 г.

«Христіанская жизнь по Добротолюбію»

Христіанская жизнь по Добротолюбію.
(Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви.)

Узкій и пространный путь.

Преп. Ефремъ Сиринъ. — «По всему пространству Писанія ублажаются одни идущіе узкимъ путемъ, вступившимъ же на путь широкій и пространный, вездѣ предсказывается горе. Оставимъ же путь широкій, ведущій въ пагубу, и вступимъ на узкій, чтобъ, потрудившись немного здѣсь, царствовать въ безконечные вѣки. Потрудимся, всегда имѣя предъ очами Грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ, и непрестанно содержа въ памяти вѣчную жизнь, нескончаемое Царство, ликостояніе съ Ангелами, пребываніе со Христомъ».

— «Пойдемъ путемъ узкимъ и тѣснымъ, любя сокрушеніе, чтобъ пребывало въ насъ памятованіе смерти и чтобы освободиться намъ отъ осужденія. Ибо сказано: «Горе смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете» (Лук. 6, 25). «Блажени же плачущіи нынѣ, яко тіи утѣшатся» (Матѳ. 5, 4). Заглянемъ въ могилу, и увидимъ тайны нашего естества, — кучу лежащихъ одна на другой костей, черепа, обнаженные отъ плоти, и прочія кости. Смотря на нихъ, увидимъ въ нихъ себя самихъ. Гдѣ красота настоящаго цвѣта, гдѣ доброзрачность ланитъ? Размышляя о семъ, откажемся отъ плотскихъ вожделѣній, чтобъ не быть намъ постыжденными въ воскресеніе».

Преп. Антоній Великій. — «Пробудимся отъ сна, пока еще находимся въ тѣлѣ семъ, воздохнемъ о себѣ самихъ, и будемъ оплакивать себя отъ всего сердца нашего день и ночь, чтобы избавиться отъ того страшнаго мученія, стенанія, плача и туги, которымъ не будетъ конца; постережемся итти въ пространныя врата и широкимъ путемъ, вводящимъ въ пагубу, хотя очень многіе идутъ имъ, но пойдемъ въ узкія врата и тѣснымъ путемъ, ведущимъ въ животъ, хотя очень немногіе идутъ имъ. Идущіе симъ послѣднимъ суть истинные дѣлатели, которые получатъ мзду трудовъ своихъ съ радостію и наслѣдуютъ Царство».

— «Кто же не совсѣмъ еще готовъ предстать туда, — умоляю его, не нерадѣть, пока не ушло время, чтобы въ нужный часъ не оказаться неимѣющимъ елея, при томъ такъ, что не будетъ никого, ктобы хотѣлъ продать его. Ибо такъ случилось съ тѣми пятью дѣвами юродивыми, которыя не нашли у кого бы купить. Тогда онѣ съ плачемъ воззвали, говоря: «Господи, Господи, отверзи намъ! Онъ же отвѣщавъ, рече имъ: аминь, аминь глаголю вамъ: не вѣмъ васъ» (Матѳ. 25, 11-12). И это случилось съ ними не по другой какой причинѣ, какъ по лѣности. Потомъ онѣ хоть пробудились и начали хлопотать, но уже это ни къ чему не послужило, потому что Господинъ дома всталъ и заключилъ двери, какъ написано. Приведу вамъ и другой подобный сему примѣръ. Когда Ной вошелъ въ ковчегъ самъ съ сыновьями своими и женами ихъ, и со всѣмъ прочимъ, что было съ нимъ, и заключилъ дверь ковчега, по причинѣ потопныхъ водъ, ниспосланныхъ на творящихъ злое, то не открывалъ болѣе двери ковчега, и сынамъ своимъ не попускалъ видѣть это ужасное зрѣлище, которое было въ казнь нечестивымъ тѣмъ; тѣмъ болѣе злые сіи, по заключеніи двери, не могли войти туда, чтобъ быть вмѣстѣ съ праведными, но пагубою погибли всѣ отъ воды потопной, за свою лѣность и непокорность. Ибо Ной, въ продолженіе тѣхъ ста лѣтъ, въ которыя строилъ ковчегъ, непрестанно призывалъ ихъ къ лучшей жизни, но они не внимали ему, и не послушались его, оттого и погибли».

Св. Ѳеодоръ Едесскій. — «Который путь Христосъ и Богъ нашъ въ Евангеліи наименовалъ тѣснымъ и прискорбнымъ, тотъ потомъ назвалъ игомъ благимъ и бременемъ легкимъ (Матѳ. 7, 13-14; 11, 30). Какъ же, то и другое, кажущееся противоположнымъ, видится въ одномъ и томъ же? — Такъ по свойству своему путь сей жестокъ и труденъ; а по произволенію совершающихъ его и по надеждамъ благимъ, онъ вожделѣненъ, возлюбленъ и сладостенъ паче, нежели скорбенъ для душъ добролюбивыхъ. Вотъ почему ты и видишь, что избравшіе сей путь тѣсный и прискорбный съ большею готовностію идутъ по нему, чѣмъ по пространному и широкому. Послушай, что говоритъ блаженный Лука объ Апостолахъ, какъ они послѣ біенія бичами возвратились отъ лица собора, радуясь (Дѣян. 5, 40-41). Но вѣдь не таково свойство бичей, не сладость и радость, а скорбь и болѣзнь причиняютъ они. Если же бичи сладостны были Христа ради, что дивнаго, если Его ради и другія виды злостраданій и озлобленій плоти таковыми же бываютъ?»

Источникъ: Христіанская жизнь по Добротолюбію. Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви. — Изданіе Казанско-Богородицкаго мужского Монастыря. — Харбинъ: Собственная монастырская Типографія, 1930. — С. 58-60.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.