Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ФОТІЯ, СВЯТѢЙШАГО ПАТРТАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО, ПИСЬМА.

Къ вопрошавшему, какъ оправдать божественнаго Апостола, который то называетъ себя Іудеемъ, то Римляниномъ, и то говоритъ, что отечество его — Тарсъ, то выдаетъ себя за уроженца Рима.

Ученикъ Истины, Павелъ, не солгалъ ни тогда, когда назвалъ себя Іудеемъ, ни когда выдавалъ себя за Римлянина. Ибо не возможно было проповѣднику истины прибѣгать ко лжи, особенно въ то время, какъ онъ представленъ /с. 380/ былъ судилищу Іудеями и подвергался опасности быть наказаннымъ за обманы и злодѣянія, отъ которыхъ онъ старался защититься. Ужели онъ осмѣлился бы оправдывать себя ложнымъ показаніемъ и чрезъ то какъ-бы подкрѣплять клевету Іудеевъ? Ужели не боялся онъ быть обличеннымъ въ ту-же минуту или вскорѣ послѣ того? Ужели не могъ онъ разсчитать, что когда хитрость его обнаружится, онъ не только не получитъ никакой пощады, но еще подвергнетъ себя сугубому наказанію: во-первыхъ за то, въ чемъ обвинялъ его народъ Іудейскій, и во-вторыхъ за то, что самъ себя оболгалъ (αὐτὸς ἑαυτοῦ κατεψεύδετο)? Да и какимъ образомъ Лисій, первый начальникъ, имѣвшій возможность узнать истину, освободилъ бы Апостола отъ побоевъ, если бы не повѣрилъ его словамъ? А какъ бы онъ повѣрилъ бѣдному узнику, если бы не побуждала его къ тому самая справедливость? И зачѣмъ было ему въ письмѣ къ Феликсу утверждать, что Павелъ причисляется къ Римскимъ гражданамъ? Увѣдѣвъ, говоритъ, яко Римлянинъ есть, приступль съ воины отъяхъ его (Дѣян. 23, 21).

Скажутъ: Лисій самъ поддался обману. Но /с. 381/ какимъ образомъ? Отъ чего? И почему Феликсъ не вывелъ его изъ заблужденія? Не онъ ли дѣлалъ Іудеямъ разныя незаконныя поблажки? Гдѣ одолженія были незаконны и не основательны, тамъ онъ являлся усерднымъ ихъ слугою; а когда ему открылся случай сдѣлать пріятное для Іудеевъ по справедливымъ причинамъ, онъ оказывается медлительнымъ и слабымъ, и не хочетъ позаботиться о самомъ первомъ основаніи Римскаго права! Можно ли убѣдить въ этомъ кого-нибудь?

Далѣе, если Павелъ старался уклониться отъ побоевъ посредствомъ лжи, то какъ присутствовавшіе при томъ Іудеи, которые дышали убійствомъ и уже кидали въ него камнями, не подняли крика, и не наполнили судилища такими возгласами: «слушайте, слушайте, — какъ онъ лжетъ! Ахъ какой лжецъ! Ахъ какой обманщикъ! онъ вовсе не Римлянинъ, и прибѣгъ къ этой уловкѣ только для того, чтобы предотвратить пытки и бичеванія. Зато вы, предъ которыми онъ осмѣлился такъ хвастать, примите въ уваженіе справедливыя наши жалобы на него, и избавьте человѣчество отъ этой общей язвы». Но ничего подобнаго они не могли и не смѣли говорить, ни въ то время, ни послѣ того, ни /с. 382/ даже тогда, какъ судилище снова имъ благопріятствовало и предсѣдательствовалъ на судѣ другъ ихъ Феликсъ. Истина Павлова такъ была дѣйствительна, такъ возобладала надъ умами всѣхъ, что заградились уста и безстыдныхъ Іудеевъ, которые осмѣливались говорить и дѣлать все, что ни вздумается. Такимъ образомъ, божественный Апостолъ, называя себя Римляниномъ, былъ выше всякой лжи.

Но, если онъ былъ Римлянинъ, то, скажутъ, какъ онъ въ другихъ мѣстахъ, да и въ томъ же самомъ народномъ собраніи выдаетъ себя за Іудея, и утверждаетъ, что отечество его Тарсъ, говоря: азъ есмь мужъ Іудеянинъ, родився въ Тарсѣ Киликійстѣмъ, городѣ не послѣднемъ (οὐκ ἀσήμου Дѣян. 22, 3). Какъ же согласить то и другое, когда онъ называетъ себя и Римляниномъ и Іудеемъ! — И это, какъ я сказалъ уже, не заключаетъ въ себѣ никакой несообразности. По роду и воспитанію въ Моvсеевомъ законѣ, Павелъ былъ Іудей изъ Тарса, гдѣ разрѣшилъ онъ матернія болѣзни дѣторожденія; а отецъ его писался Римляниномъ, или ради Римской чести, или изъ-за своего богатства. Посему-то и Павелъ называлъ себя Римляниномъ; посему-то и къ словамъ Лисія: азъ /с. 383/ многою цѣною нареченіе жительства сего стяжахъ (Дѣян. 22, 28), прибавилъ онъ: азъ же и родихся въ немъ (тамъ-же), то есть, не въ Римѣ, а въ званіи Римлянина; потому-что и самъ Лисій не въ Римѣ родился, но лишь тѣмъ тщеславился, что пріобрѣлъ званіе Римскаго гражданина. На это и божественный Павелъ довольно прямо намекнулъ, какъ-бы низлагая его высокомѣріе: ты говоришь, что это достоинство пріобрѣтено тобою самимъ и отъ тебя начинается, а я наслѣдовалъ право на эту почесть и на это титло еще отъ предковъ, отъ отца. Лисій, услышавъ сіи слова и сообразивъ, что онъ велѣлъ бить Римлянина, потерялъ всю смѣлость, весь гнѣвъ, и впалъ въ замѣшательство и боязнь.

Въ тѣ времена, дѣйствительно, пользовались правомъ Римскаго гражданства не только Римскіе уроженцы или жители, но и всякій иноземецъ, который могъ купить его. Итакъ ни сколько неудивительно, что Павелъ, родомъ Іудей, назывался Римляниномъ. Что, подобно Лисію, и частные люди и даже цѣлые города иноземные пріобрѣтали это званіе, можно бы доказать многими примѣрами: но опуская теперь прочее, послушай только Филиппійцевъ, /с. 384/ какъ они честятъ себя Римлянами. Когда Павелъ изгналъ изъ одной рабыни духа прорицательнаго; то господа ея, вмѣсто того, чтобы благодарить благодѣтелей, воспламенились гнѣвомъ и привлекли ихъ на торжище въ начальникамъ, говоря: сіи человѣцы возмущаютъ градъ нашъ, Іудее суще, и завѣщаваютъ обычаи, яже не достоитъ намъ пріимати, ни творити, Римляномъ сущимъ (Дѣян. 16, 20. 21). Видишь, какъ Филиппійцы величаются Римскимъ званіемъ, считая себя Филиппійцами по отечеству, а Римлянами по узаконеніямъ! что же препятствуетъ допустить, или лучше, не очевидно ли, что и блаженный Павелъ былъ вмѣстѣ и Іудеемъ и Римляниномъ?

Очевидно, по-крайней-мѣрѣ, что Павелъ, усвоя себѣ право Римскаго гражданина, вовсе не думалъ обманывать. Если бы онъ предъ одними лицами называлъ себя Іудеемъ, а предъ другими Римляниномъ; тогда мысль объ обманѣ имѣла бы еще хоть какое-нибудь основаніе. Но когда онъ и то и другое утверждаетъ предъ одними и тѣми-же самыми лицами: то не смѣшно ли подозрѣвать, будто онъ, замышляя обмануть, самъ же открываетъ и высказываетъ то, за что, всего болѣе, можно было бы обли/с. 385/чить его во лжи? Напротивъ, подлинно, по существу дѣла, свойственно только мужу самоувѣренному и высказывающему такую истину, которая дѣйствительнѣе и свѣтлѣе всякой клеветы, подозрѣнія и обмана, называть себя, предъ одними и тѣми-же людьми, предъ народнымъ собраніемъ, то Іудеемъ, то уроженцемъ Тарса, и слѣдовательно Римляниномъ, — тѣмъ болѣе, что онъ прибавилъ слово: Римлянинъ, не одинъ разъ и не шопотомъ, но дважды или трижды и такъ, что сіе-то собственно устрашило тысященачальника, воспламенило его гнѣвомъ и заставило точнѣе изслѣдовать невѣроятное показаніе.

Итакъ, не изъ одного обстоятельства можно выводить, что богодухновенный Павелъ, какъ изъяснено, былъ Римляниномъ; то есть, во-первыхъ, — изъ понятія о присущей ему истинѣ, которую онъ всѣмъ проповѣдывалъ; во-вторыхъ, изъ того, что такъ называлъ онъ себя передъ судомъ; въ-третьихъ, что, будучи обвиняемъ во лжи и обманахъ, онъ, хотя бы крайне былъ безуменъ и безстыденъ, не сталъ бы защищаться новою и явною ложью; въ-четвертыхъ, онъ не мимоходомъ и не въ шутку только сказалъ это, какъ иной подумаетъ, /с. 386/ но съ явнымъ намѣреніемъ избавиться такимъ образомъ отъ побоевъ и устрашить начальника; въ-пятыхъ, — Лисій, убѣдившись его словами, воздержался отъ обиды и предъ Феликсомъ настаивалъ, чтобы Павелъ, какъ Римлянинъ, освобожденъ былъ отъ нахальства кровожадныхъ Іудеевъ. Да и самъ Феликсъ, хотя желалъ и старался угождать имъ, не вздумалъ однако же и подозрѣвать ложности Павлова показанія. Безспорно также и то, что присутствовавшій тутъ народъ, дышащій убійствомъ и на все готовый, не дерзнулъ, при семъ удобномъ случаѣ, обличить Апостола во лжи. Далѣе, онъ тѣмъ-же самымъ лицамъ, въ одно и то-же время говорилъ, что онъ — Іудей и Римлянинъ; а на это онъ не отважился бы, если бы не былъ убѣжденъ въ истинѣ своихъ словъ. Къ-тому-же онъ выставлялъ это титло постоянно и съ настойчивостію. — Если угодно, прими во вниманіе наконецъ и то обстоятельство, что тогда и частные люди и города, самые разнородные, пріобрѣтали названіе Римлянъ, по узаконеніямъ. Изъ всего этого, повторяю, очевиднымъ и несомнѣннымъ становится, что Павелъ говорилъ правду въ обоихъ случаяхъ, — и когда называлъ себя /с. 387/ Іудеемъ, — и когда выдавалъ себя за Римлянина.

Скажешь: «почему бы ему не назвать себя просто Христіаниномъ? Вѣдь, онъ былъ Христіанинъ». Конечно былъ; но это названіе не было здѣсь необходимо. И безъ того уже за имя Христіанское онъ все претерпѣлъ, со всѣми боролся и, страдая, о всемъ радовался. Онъ-то своимъ ученіемъ, трудами и бдѣніями приготовилъ Антіохіи, прежде другихъ городовъ, украшеніе имени Христіанскаго.

Если ты любишь послушать преданій историческихъ, то вотъ что говоритъ одно изъ таковыхъ, считающееся очень древнимъ. Колѣно Веніаминово, укоренившись въ Палестинѣ и разрастаясь мало-по-малу, распространилось наконецъ до самой Италіи и дало бытіе и имя народу Римскому и самому Риму. Посему божественный Павелъ, происходившій отъ крови Веніамина, могъ нѣкоторымъ образомъ называться Римляниномъ. Потомки Веніамина были очень многочисленны; по нимъ назывались Арадъ, и города разные и страны, и, между прочимъ, (такъ разсказывается) нѣкто Росъ, который, поселившись въ странахъ Италійскихъ, потомъ размножившись въ своемъ родѣ /с. 388/ и достигнувъ великой славы и силы, далъ свое имя Риму и Римскому народу. Тѣ, которые выдаютъ это за нѣчто правдоподобное, не хотятъ и слушать другихъ разсказовъ Грековъ (о происхожденіи Римлянъ); потому-что этихъ разсказовъ такъ много, и они такъ разногласны между собою. — Какъ ни занимательна и пріятна для слуха эта исторія, но, съ удовольствіемъ, она не приноситъ убѣжденія. Разумѣется, я далъ бы ей одно изъ самыхъ первыхъ мѣстъ между вышеприведенными доказательствами, если бы она не была слишкомъ ветха и покрыта сѣдиною, такъ-что ей никто не вѣрилъ не только въ наше время, но и раньше насъ; да и едвали кто поручится, чтобы она, сама по себѣ, могла спасти Апостола отъ побоевъ...

Разрѣшивъ, такимъ образомъ, прекрасныя (καλὰς) твои недоумѣнія, (а они подлинно прекрасны, потому-что возникли изъ доброй, любознательной и боголюбивой души), я прошу, если тебѣ еще что-либо окажется непроясненнымъ, ждать объясненія не отъ насъ, но отъ самого Павла или отъ Павлова и общаго всѣхъ Учителя — Христа, истиннаго Бога нашего. — Прощай.

Источникъ: Фотія, святѣйшаго Патріарха Константинопольскаго, письма. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1845 годъ. Часть четвертая. — СПб.: Въ Типографіи К. Жернакова, 1845. — С. 379-388.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.