Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 36.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ФОТІЯ, СВЯТѢЙШАГО ПАТРТАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО, ПИСЬМА.

Ѳедору Игумену.

Дерзкіе и злонравные иконоборцы, для которыхъ празднословіе составляетъ мудрость, предлагаютъ вопросъ: «какая изъ иконъ Христа есть истинная? Та ли, которая извѣстна у Римлянъ? Или та, которую напишутъ Индійцы? Или та, что употребляется между Греками? Или та, что встрѣчается у Египтянъ? Вѣдь онѣ такъ мало походятъ одна на другую, что если назовемъ истинною одну которую-либо, то надобно будетъ отвергнуть всѣ прочія».

О прекрасное свидѣтельство православія!

Къ прискорбію ихъ, это недоумѣніе или лучше, хитросплетеніе многообразно можно разрѣшить, и обличить ихъ въ безуміи и нечестіи. И во-первыхъ имъ можно сказать: не вы ли сами, которые вооружаетесь противъ иконопочитанія, на этотъ разъ невольно свидѣтельствуете о существованіи и почитанія иконъ во всей вселенной, гдѣ только есть родъ христіанскій, такъ-что тѣмъ самымъ, чѣмъ рѣшились вы ниспровергнуть, лишь больше утвер/с. 390/ждаете иконопочитаніе, и, такъ-сказать, уловляетесь собственными словами. — Во-вторыхъ, говоря это, они не примѣтятъ, что такимъ образомъ включаютъ себя въ число язычниковъ; потому-что все равно, — противъ иконъ ли возстать съ подобнымъ оружіемъ, или противъ всякаго другаго нашего таинства. Такъ на-примѣръ: которыя предпочтутъ они слова богодухновеннаго Евангелія, или лучше, которое Евангеліе назовутъ они истиннымъ? Извѣстно, что одними фигурами и начертаніями буквъ написано Римское Евангеліе, другими Индійское, иными Еврейское, и иными Еѳіопское. И не только пишутся разными буквами, но и произносятся различно, не одинаковыми звуками. Итакъ я сказалъ бы еретикамъ: почему вы не говорите, что не должно вѣрить никакому Евангелію, такъ-какъ они и пишутся и читаются различно? Такая дерзость подлинно согласна была бы съ вашими лжемудрованіями. Даже язычникъ едвали предложилъ бы намъ подобное возраженіе: потому-что и у нихъ много близкаго къ иконопочитанію. Какъ обща у нихъ съ нами природа и одинаковы умъ, слово, соединеніе души съ тѣломъ и безчисленное другое: такъ и относительно /с. 391/ богопочитанія, они, хотя различаются отъ насъ во многихъ и важнѣйшихъ частяхъ, однакожъ не дерзаютъ разногласить съ нами въ томъ, что вытекаетъ изъ общихъ всѣмъ началъ. Да, такъ не сталъ бы спорить съ нами даже язычникъ, — а развѣ только безбожникъ и человѣкъ безрелигіозный, который совершенно не принимаетъ ни мысли о Богѣ, ни служенія Ему.

Но можно сдѣлать иконоборцамъ еще и третій запросъ, подобный второму. Именно: скажите, какой крестъ считаете вы совершенно похожимъ на подлинный (прототипъ)? Тотъ ли, который бываетъ съ надписью, или тотъ, который безъ надписи? Ибо, который вы ни признаете похожимъ, тотчасъ (по вашему мудрому умозаключенію) будетъ отвергнуто или даже и отвергнуто уже (впрочемъ только для васъ, дерзающихъ это говорить) дѣланіе и почитаніе всѣхъ иныхъ крестовъ.

Въ-четвертыхъ, вы не должны уже щадить несходства и различія въ таинственныхъ жертвоприношеніяхъ и прочихъ священнодѣйствіяхъ, къ поношенію и извращенію нескверной нашей Жертвы и всего богослуженія. Ибо /с. 392/ откуда возникла въ умѣ вашемъ лукавая мысль противъ иконы Христовой, какъ не изъ готовности ниспровергнуть всѣ божественныя таинства и всю Христіанскую религію?

Но, наконецъ, не должно умалчивать и о томъ, что особенно обличаетъ ихъ нечестивые замыслы и ненависть ко Христу. Съ какою цѣлію возстаете вы противъ иконы и изощряете стрѣлы своего пустословія? Слѣдовало бы вооружиться противъ Того, кто изображается на иконѣ; итакъ что же вы укрываетесь? Для чего, замысливъ непримиримую брань противъ Христа, не обнаруживаете ея словами и обнаженнымъ лицомъ, а скрываете подъ личиною иконоборства? Скажите уже лучше прямо: Греки думаютъ, что Христосъ явился на землѣ похожимъ на нихъ, Римляне представляютъ, что Онъ имѣлъ ихъ черты, Индійцы, что Онъ принялъ ихъ образъ, Еѳіопы, что Онъ воплотился по подобію ихъ: который же изъ всѣхъ сихъ истинный Христосъ? Да и правда ли, — должно ли вѣровать и исповѣдывать, что Христосъ приходилъ во плоти?» Да, для сихъ несчастныхъ Онъ подлинно не приходилъ; ибо прежде чѣмъ они возстали противъ иконы, ихъ злоба направлена была /с. 393/ уже на Того, кто на ней изображается. По-крайней-мѣрѣ естественно придти къ сему, если изъ разности мнѣній о предметѣ заключать къ отверженію самаго предмета. Итакъ вотъ какова ихъ цѣль, вотъ куда клонятся ихъ софизмы противъ иконопочитанія!

Но кромѣ того, что уже сказано мною, надлежитъ еще сказать, впрочемъ не для нихъ (ибо они недостойны), но для вѣрныхъ и христолюбивыхъ, что не сходство нѣкоторыхъ чертъ на иконахъ во все не вредитъ ихъ достоинству и истинѣ: потому-что сущность изображенія состоитъ не въ очертаніи тѣла, не въ цвѣтѣ одежды, но въ извѣстномъ выраженіи лица, въ приличномъ дѣйствіи, въ обнаруженіи чувствованій, въ обстановкѣ священными предметами, въ смыслѣ надписей и другихъ изящныхъ символовъ, которые, если не всегда, то большею частію бываютъ неразлучны съ иконами вѣрующихъ. Посредствомъ сихъ-то особенностей возводимся мы къ воспоминанію и почитанію изображеннаго лица, не менѣе, какъ если бы оно на самомъ дѣлѣ было присуще намъ, и къ симъ-то особенностямъ должна быть устремлена вся мысль иконописцевъ.

Впрочемъ все это говорю я только мимохо/с. 394/домъ и сколько можно въ письмѣ. Точное же изслѣдованіе дѣла, при помощи Божіей, приведетъ благомыслящихъ къ доказательствамъ болѣе сильнымъ и существеннымъ.

Источникъ: Фотія, святѣйшаго Патріарха Константинопольскаго, письма. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1845 годъ. Часть четвертая. — СПб.: Въ Типографіи К. Жернакова, 1845. — С. 389-394.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.