Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Памятники древней христіанской письменности

Прот. Петръ Преображенскій († 1893 г.)

Протоіерей Петръ Алексѣевичъ Преображенскій (1828-1893), духовный писатель, патрологъ, переводчикъ раннехристіанскихъ текстовъ. Почетный членъ С.-Петербургской (1883) и Московской (1884) духовныхъ академій; редакторъ журнала «Православное Обозрѣніе», одинъ изъ учредителей московскаго Общества любителей духовнаго просвѣщенія (1863). Родился 4 (17) октября 1828 г. въ Москвѣ въ семьѣ церковнослужителя. Учился въ Московской духовной семинаріи. Окончилъ С.-Петербургскую духовную академію (1851). Преподавалъ логику, психологію, латинскій языкъ въ Новгородской, а съ 1855 г. въ должности профессора — логику, психологію, патристику и латинскій языкъ въ Московской духовной семинаріи. Іерей (1855). Протоіерей (1882). Съ 1883 г. служилъ въ Москвѣ въ церкви преп. Ѳеодора Студита у Никитскихъ воротъ. Въ 1860 г. вмѣстѣ съ прот. Н. А. Сергіевскимъ и прот. Г. П. Смирновымъ-Платоновымъ основалъ богословскій журналъ «Православное Обозрѣніе»; въ 1875-1891 гг. былъ его редакторомъ-издателемъ; сумѣлъ привлечь къ сотрудничеству многихъ извѣстныхъ духовныхъ писателей. Помѣстилъ въ журналѣ много оригинальныхъ и переводныхъ статей и издалъ въ русскомъ переводѣ, съ введеніями и примѣчаніями (въ серіи «Памятники древней христіанской письменности»): «Апокрифическія сказанія о жизни Господа Іисуса Христа и Его Пречистой Матери» (1860), «Писанія мужей апостольскихъ» (1860), «Сочиненія св. Іустина Философа и Мученика» (1862-1863), «Сочиненія древнихъ христіанскихъ апологетовъ» (1864-1866), «Сочиненія св. Иринея Ліонскаго» (1871). Скончался 3 (16) іюня 1893 г. Былъ погребенъ на Даниловскомъ кладбищѣ въ Москвѣ.

Сочиненія и переводы прот. Петра Преображенского

«Памятники древней христіанской письменности въ русскомъ переводѣ».
Томъ I-й: Апокрифическія сказанія о жизни Господа Іисуса Христа и Его Пречистой Матери.

Сошествіе Христа во адъ.
[Вторая часть апокриф. евангелія Никодима].

Глава I.

Іосифъ говоритъ: чтó вы удивляетесь тому, что Іисусъ воскресъ? Не это одно удивительно, а удивительно еще то, что Онъ воскресъ не одинъ, но воскресилъ и другихъ многихъ мертвыхъ, которые явились многимъ во Іерусалимѣ. И если вы незнаете другихъ, то по крайней мѣрѣ знаете Сѵмеона, который принялъ (на свои руки во храмѣ младенца) [1] Іисуса, и двухъ сыновей его, которыхъ и воскресилъ Іисусъ: ихъ-то вы знаете, — ибо мы недавно погребли ихъ; а теперь гробы ихъ оказываются открытыми и пустыми, сами же они живы и находятся въ Аримаѳеѣ [2]. Итакъ послали людей, которые нашли гробы ихъ отверзтыми и пустыми. — Іосифъ говоритъ: пойдемъ-те въ Аримаѳею и найдемъ ихъ.

/с. 46/ Тогда встали архіереи Анна и Каіафа и Іосифъ и Никодимъ и Гамаліилъ и другіе съ ними и отправились въ Аримаѳею и нашли тѣхъ, о которыхъ говорилъ Іосифъ. Сотворили они молитву и привѣтствовали другъ друга; потомъ пошли съ ними во Іерусалимъ и привели ихъ въ синагогу, и заключивши двери, положили на срединѣ древній законъ Іудейскій, и сказали имъ архіереи: клянитесь Богомъ израилевымъ, Богомъ Адонаi, и скажите истину, какъ вы воскресли, и кто воскресилъ васъ изъ мертвыхъ?

Выслушавъ это, воскресшіе люди [3] сдѣлали на лицахъ своихъ изображеніе креста [4] и сказали архіереямъ: дайте намъ свитокъ и чернила и трость. И дали имъ это. И Они, сѣдши, написали такъ:

Глава II.

Господи Іисусе Христе, воскресеніе и жизнь міра, даруй намъ благодать повѣдать Твое воскресеніе и Твои чудеса, которыя Ты совершилъ въ адѣ!

Мы были въ адѣ со всѣми почившими отъ вѣка. Въ часъ же /с. 47/ полуночи проникъ въ тѣ мрачныя мѣста и возсіялъ свѣтъ какъ бы солнца, и всѣ мы освѣтились и увидѣли другъ друга. И тотчасъ отецъ нашъ Авраамъ, соединившись съ патріархами и пророками и всѣ исполнившисъ радости, сказали другъ другу: этотъ свѣтъ отъ великаго свѣта. Пророкъ Исаія, бывшій тамъ, сказалъ: этотъ свѣтъ — отъ Отца и Сына и Святаго Духа, о которомъ я прорекъ еще во время своей (земной) жизни, говоря: земля Завулонова и земля Неффалимова, народъ сидящій во тьмѣ увидѣлъ великій свѣтъ [5].

Потомъ вышелъ на среду другой, — подвижникъ пустыни. И спросили его патріархи: кто ты такой? Онъ отвѣчалъ: я Іоаннъ, конецъ пророковъ, который приготовилъ пути для Сына Божія и проповѣдалъ народу покаяніе во оставленіе грѣховъ. И Сынъ Божій пришелъ ко мнѣ, и я увидѣвъ Его издалека говорилъ народу: вотъ Агнецъ Божій, Который беретъ на Себя грѣхъ міра. И я крестилъ Его моею рукою въ рѣкѣ Іорданѣ, и видѣлъ Духа Святаго, какъ голубя, сходящаго на Него, и слышалъ голосъ Бога Отца, /с. 48/ говорящаго такъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ которомъ Мое благоволеніе. И Онъ послалъ меня къ вамъ возвѣстить, что идетъ сюда Единородный Сынъ Божій, дабы, кто увѣруетъ въ Него, былъ спасенъ, а невѣрующій въ Него былъ осужденъ. Посему говорю всѣмъ вамъ: какъ скоро увидите Его, поклонитесь Ему, ибо нынѣ только для васъ время покаянія въ томъ, что вы въ вышнемъ [6], суетномъ мірѣ поклонялись идоламъ, и въ прочемъ, въ чемъ согрѣшили; а въ другое время это невозможно.

Глава III.

Услышавъ, чтó повѣдалъ Іоаннъ находившимся въ адѣ, первозданный праотецъ Адамъ сказалъ сыну своему Сиѳу: сынъ мой, скажи праотцамъ рода человѣческаго и пророкамъ, куда я посылалъ тебя, когда приближался къ смерти.

Сиѳъ же сказалъ: слушайте пророки и патріархи. Отецъ мой Адамъ первозданный, приближаясь къ смерти, посылалъ меня совершить молитву къ Богу при самыхъ вратахъ рая, дабы Богъ чрезъ Ангела провелъ меня къ древу милосердія [7] и дабы я взялъ елея и помазалъ моего отца и онъ возсталъ отъ болѣзни: это я и исполнилъ. И послѣ молитвы /с. 49/ явившійся Ангелъ [8] Господень сказалъ мнѣ: чего ты, Сиѳъ, просишь? Елея возставляющаго больныхъ, или дерева, которое источаетъ этотъ елей, — для болѣзни отца твоего? Его нынѣ нельзя найдти. Итакъ поди и скажи отцу твоему, что по совершеніи пяти тысячь пяти сотъ лѣтъ отъ созданія міра придетъ на землю Единородный Сынъ Божій вочеловѣчившійся, и Онъ помажетъ его симъ елеемъ, и воскреситъ, и очиститъ его и всѣхъ потомковъ его водою и Святымъ Духомъ, и тогда онъ исцѣлится отъ всякой болѣзни. Нынѣ же этому быть невозможно. Слыша это патріархи и пророки весьма радовались.

Глава IV.

Когда всѣ они были въ такой радости, пришелъ сатана, князь тьмы, и говоритъ аду [9]: всепожирающій и ненасытимый, выслушай слова мои: нѣкто изъ рода Іудеевъ, по имени Іисусъ, называетъ себя Сыномъ Божіимъ, но есть человѣкъ; его, при содѣйствіи нашемъ, Іудеи распяли, и какъ онъ нынѣ умеръ, то будь готовъ, чтобъ намъ заключить его здѣсь; ибо я знаю, что онъ человѣкъ, и слышалъ, что онъ говорилъ: прискорбна душа моя до смерти. Живя /с. 50/ въ вышнемъ мірѣ между людьми, онъ много причинилъ мнѣ зла. Ибо гдѣ ни встрѣчалъ моихъ рабовъ, прогонялъ ихъ, и тѣхъ людей, коихъ я сдѣлалъ согбенными, слѣпыми, хромыми, прокаженными, и подобныхъ имъ онъ однимъ словомъ исцѣлялъ; многихъ приготовилъ я къ погребенію, а онъ ихъ опять оживилъ однимъ словомъ.

Адъ говоритъ: и онъ столько силенъ, что все это дѣлалъ однимъ словомъ? Если онъ таковъ, то можешь ли ты противостоять ему? Мнѣ кажется, такому никто не возможетъ противиться. Если же ты, какъ говоришь, слышалъ его боящимся смерти, то онъ сказалъ это посмѣваясь надъ тобою, чтобы плѣнить тебя сильною рукою. И горе, горе тебѣ во весь вѣкъ! — Сатана говоритъ: всепожирающій и ненасытимый адъ, ты такъ испугался, услышавъ объ общемъ врагѣ нашемъ? я его не убоялся, но возбудилъ Іудеевъ, и они распяли его и напоили его желчію съ уксусомъ. И такъ приготовься, когда онъ придетъ, задержать его крѣпко. Адъ отвѣчалъ: князь тьмы, сынъ погибели, діаволъ, сейчасъ ты говорилъ мнѣ, что онъ многихъ, которыхъ ты приготовилъ къ погребенію, оживилъ однимъ словомъ; и если онъ другихъ изводилъ отъ гроба, то какъ онъ самъ и какою силою можетъ быть удержанъ нами? Я недавно поглотилъ одного мертвеца, именемъ Лазаря, и спустя немного кто-то изъ живущихъ насильственно однимъ словомъ исторгъ его изъ моихъ внутренностей. Думаю, что это тотъ самый, о комъ ты говоришь. Итакъ, если мы примемъ его сюда, я боюсь, чтобъ намъ не было опасности и за прочихъ; я помышляю о всѣхъ, томящихся здѣсь страхомъ, которыхъ /с. 51/ я поглотилъ отъ вѣка, и болѣзную моею утробою. А предвосхищенный у меня Лазарь, мнѣ кажется, не добрый знакъ; ибо онъ не какъ мертвый, но какъ орелъ улетѣлъ отъ меня. Такъ скоро земля извергла его живымъ. По этому заклинаю тебя твоими и моими силами, не приводи его сюда. Ибо я думаю, что онъ придетъ сюда воскресить всѣхъ мертвыхъ. Говорю тебѣ это и клянусь владѣемымъ нами царствомъ тьмы, что если ты приведешь его сюда, то у меня не останется никого изъ мертвыхъ.

Глава V.

Когда сатана и адъ говорили такъ между собою, вдругъ, подобно грому, раздался громкій голосъ: поднимите князи [10] врата ваши, и поднимитесь врата вѣчныя, и войдетъ Царь славы. Адъ, услышавъ, сказалъ сатанѣ: выйди, если ты силенъ, и противостань ему. И сатана вышелъ вонъ. Потомъ адъ сказалъ своимъ демонамъ: крѣпко и твердо заключите врата мѣдныя и запоры желѣзные, и держите заклепы мои, и, стоя прямо, наблюдайте за всѣмъ, ибо если онъ войдетъ сюда, то постигнетъ насъ горе.

Услышавъ это праотцы всѣ начали возставать на адъ, /с. 52/ говоря: всепоглощающій и ненасытимый, отверзи, чтобъ вошелъ Царь славы. — Пророкъ Давидъ сказалъ: развѣ не знаешь, слѣпецъ, что я живя еще въ мірѣ прорекъ эти слова: поднимите князи врата ваши? — Исаія сказалъ: я провидя это Духомъ Святымъ написалъ: воскреснутъ мертвые и возстанутъ находящіеся въ гробахъ, и возрадуются сущіе на землѣ; а также: смерть, гдѣ твое жало? адъ, гдѣ твоя побѣда?

Снова раздался голосъ, говорящій: поднимите врата. Услышавъ въ другой разъ этотъ голосъ, адъ отвѣчалъ, какъ будто не зная, и сказалъ: кто есть сей царь славы? Ангелы Господни отвѣчаютъ: Господь крѣпкій и сильный, Господь сильный въ брани. И тотчасъ, вмѣстѣ съ этимъ словомъ, мѣдныя врата сокрушились и желѣзные запоры сломились, и всѣ связанные мертвые разрѣшились отъ узъ и мы съ ними. И вошелъ Царь славы, какъ человѣкъ [11], и всѣ темницы ада просвѣтились.

Глава VI.

Тотчасъ адъ воскликнулъ: мы побѣждены, горе намъ! Но кто ты имѣющій такую власть и силу? Кто ты при/с. 53/шедшій сюда безъ грѣха, повидимому, — малый, но многомощный, смиренный и высокій, рабъ и владыка, воинъ и царь, владычествующій надъ мертвыми и живыми? Ты пригвожденъ былъ къ кресту и положенъ во гробѣ, и въ то же мгновеніе сдѣлался свободнымъ и разрушилъ всю нашу силу. Не ты ли Іисусъ, о которомъ говорилъ намъ начальникъ нашъ, сатана, что крестомъ и смертію ты имѣешь наслѣдовать весь міръ?

Тогда Царь славы взялъ сатану, и предавши его ангеламъ, сказалъ: свяжите желѣзными узами руки и ноги и выю и уста его. Потомъ передалъ его аду и сказалъ: возьми и держи его крѣпко до втораго Моего пришествія.

Глава VII.

И адъ, принявъ сатану, сказалъ ему: веельзeвулъ, наслѣдникъ огня и мученія, врагъ святыхъ, по какой нуждѣ ты устроилъ, чтобъ распятъ былъ Царь славы и пришелъ сюда разорить насъ. Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца, но все, что пріобрѣлъ чрезъ древо познанія, все погубилъ ты чрезъ древо креста и вся твоя радость превратилась въ печаль; и ты, восхотѣвъ умертвить Царя славы, умертвилъ самъ себя. Ибо когда я принялъ тебя, чтобы держать крѣпко, то ты опытомъ дознаешь, сколько я причиню тебѣ золъ. Начальникъ смерти, корень грѣха, виновникъ всякаго зла, чтó худаго нашелъ ты въ Іисусѣ, и замыслилъ погибель Его? Какъ дерзнулъ ты сдѣлать такое зло? Какъ тебѣ пришло на мысль /с. 54/ низвесть въ этотъ мракъ такого человѣка, чрезъ котораго ты лишился всѣхъ умершихъ отъ вѣка?

Глава VIII.

Когда адъ говорилъ такимъ образомъ къ сатанѣ, Царь славы простеръ десницу Свою и взялъ и воздвигъ праотца Адама. Потомъ, обратясь къ прочимъ, сказалъ: сюда — со Мною всѣ, умерщвленные древомъ, къ которому онъ прикоснулся; вотъ Я опять всѣхъ васъ воскрешаю древомъ креста. И потомъ Онъ сталъ всѣхъ изводить вонъ, и праотецъ Адамъ, исполнившись радости, сказалъ: благодарю Твое величіе, Господи, что Ты вывелъ меня изъ ада преисподняго. Также и всѣ пророки и святые сказали: благодаримъ Тебя, Христосъ, Спаситель міра, что Ты возвелъ отъ тлѣнія жизнь нашу.

Послѣ того, какъ они это сказали, Спаситель, благословивъ Адама на челѣ знаменіемъ Креста, и сдѣлавъ то же самое на патріархахъ, пророкахъ, мученикахъ и праотцахъ, взялъ ихъ и восходилъ изъ ада. Когда же Онъ шелъ, блаженные отцы, слѣдуя за Нимъ, воспѣвали, говоря: благословенъ грядущій во имя Господне: аллилуіа: Ему слава всѣхъ святыхъ.

Глава IX.

Идя въ рай, Онъ держалъ праотца Адама за руку, и передалъ его и всѣхъ праведныхъ Архангелу Михаилу. Когда они входили во врата рая, встрѣтили ихъ два древнихъ /с. 55/ мужа, которыхъ святые отцы спросили: кто вы такіе, чтó не видѣли смерти и не сходили во адъ, но тѣлами и душами обитаете въ раю? Одинъ изъ нихъ отвѣчалъ: я Енохъ, благоугодившій Богу и преставленный Имъ сюда, а этотъ Илія Ѳесвитянинъ, и мы будемъ жить до скончанія вѣка, а тогда будемъ посланы отъ Бога, чтобъ противостать антихристу, и будемъ убиты отъ него, но чрезъ три дня воскреснемъ и будемъ восхищены на облакахъ въ срѣтеніе Господа.

Глава X.

Когда они говорили это, пришелъ другой смиренный человѣкъ, неся на плечахъ своихъ крестъ; святые отцы спросили его: ты кто, имѣющій видъ разбойника, и какой это крестъ, который ты несешь на плечахъ своихъ? А онъ отвѣчалъ: я, какъ вы говорите, былъ въ мірѣ разбойникъ и хищникъ, и за это Іудеи, поймавши меня, предали крестной смерти вмѣстѣ съ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. Когда Онъ висѣлъ на крестѣ, я, видя бывшія знаменія, увѣровалъ въ Него и возвалъ къ Нему и сказалъ: Господи, когда ты будешь царствовать, не забудь меня. И Онъ тотчасъ сказалъ мнѣ: истинно, истинно нынѣ говорю тебѣ, ты будешь со мною въ раю. Итакъ, неся крестъ свой, я пришелъ въ рай, и увидѣвъ Архангела Михаила, сказалъ ему: Господь нашъ Іисусъ распятый послалъ меня сюда; итакъ введи меня во врата Едема. И пламенный мечъ, увидѣвъ знаменіе креста, отверзъ мнѣ (врата), и я вошелъ. /с. 56/ Потомъ Архангелъ сказалъ мнѣ: подожди немного, ибо идетъ и праотецъ рода человѣческаго Адамъ съ праведными, чтобъ и имъ войти внутрь. И теперь я увидѣлъ васъ и вышелъ въ срѣтеніе вамъ.

Слыша это, всѣ святые воскликнули великимъ гласомъ: великъ Господь нашъ и велика сила его!

Глава XI.

Все это видѣли и слышали мы два родные брата, которые посланы отъ Архангела Михаила и назначены проповѣдывать воскресеніе Господа, но съ тѣмъ, чтобъ прежде пойти на Іорданъ и креститься. Туда мы пошли и крестились съ прочими воскресшими мертвыми. Потомъ мы пришли во Іерусалимъ и совершили Пасху воскресенія. Нынѣ же не имѣя возможности пребывать здѣсь — мы удаляемся. И любовь Бога и Отца и благодать Господа нашего Іисуса Христа и общеніе Святаго Духа да будетъ со всѣми вами.

Написавъ сіе и свернувъ свитки, они отдали одинъ архіереямъ и другой Іосифу съ Никодимомъ, а сами тотчасъ сдѣлались невидимы, во славу Господа нашего Іисуса Христа аминь [12].

Примѣчанія:
[1] Эти слова прибавлены изъ латинскаго текста.
[2] Въ латинскомъ текстѣ прибавляется, что они хранили молчаніе, какъ нѣмые, ни съ кѣмъ не говоря, и голосъ ихъ слышанъ былъ только въ молитвахъ.
[3] Въ латинскомъ текстѣ означаются имена ихъ: Харинъ и Левкій, которыя впрочемъ въ различныхъ кодексахъ читаются съ разнообразными искаженіями. Но, по замѣчанію Тило, компиляторъ латинскаго текста имя еретика Левкія Харина (жившаго въ началѣ 2 вѣка), найденное имъ въ какомъ-либо апокрифическомъ сочиненіи, перенесъ на сыновей Симеона. (Cod. Apocr. N. T., стр. 672 въ примѣч.)
[4] Въ латинскихъ кодексахъ говорится, что они сдѣлали крестное знаменіе на своихъ языкахъ, — вѣроятно, для того, чтобы показать, что они хотѣли какъ бы возвратить употребленіе языка или посвятить его для засвидѣтельствованія истины. Что касается вообще употребленія крестнаго знаменія, то о древности его свидѣтельствуетъ Тертулліанъ (De Corona mil. c. 3. Liber II. ad uxorem C. 5 Apologet. c. 23. Снес. Варнавы Epist. c. 12 и Іустина Apol. 1. с. 55. Ниже въ гл. VIII говорится, что самъ Спаситель дѣлаетъ крестное знаменіе надъ Адамомъ и всѣми святыми.
[5] Въ Латинскомъ текстѣ вводится еще Сѵмеонъ, отецъ этихъ воскресшихъ, повѣствующихъ о сошествіи Христовомъ во адъ. «И когда всѣ мы ликовали въ возсіявшемъ надъ нами свѣтѣ, предсталъ намъ родитель нашъ Сѵмеонъ и съ радостію сказалъ намъ: прославляйте Господа Іисуса Христа, Сына Божія, ибо я принялъ Его — младенца на руки свои во храмѣ, и подвигнутый Св. Духомъ сказалъ о немъ: очи мои видѣли спасеніе Твое, которое Ты уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ народовъ, свѣтъ къ просвѣщенію язычниковъ и славу народа Твоего Израиля.
[6] Такъ называется земля въ отношеніи къ аду, который описывается здѣсь, какъ мѣсто подземное и темное, содержащее души всѣхъ умершихъ, кромѣ Эноха, Иліи и благоразумнаго разбойника. См. ниже гл. IX и X.
[7] Т. е. древу жизни: древомъ же милосердія здѣсь названо оно потому, что елей, изъ него истекающій, вмѣстѣ съ самымъ деревомъ служитъ знакомъ милосердія Божія (ἐλεημοσύνη).
[8] Въ Латинскихъ кодексахъ онъ называется Михаиломъ, поставленнымъ надъ родомъ человѣческимъ.
[9] Отъ сатаны здѣсь различается и вводится какъ лице — адъ, въ латинскихъ кодексахъ называемый: князь преисподней, который представляется служителемъ сатаны, стражемъ преисподней, котораго должность принимать умершихъ, приводимыхъ сатаною, отворять и запирать двери ада.
[10] По гречески: οἱ ἄρχοντες (то-есть князи или начальники). Эти слова взяты изъ Псалма 24, по греческому александрійскому переводу (70 толковниковъ) и здѣсь отнесены къ сошествію Христа во адъ. Тоже встрѣчается у Евлогія, патріарха александрійскаго и другихъ. Напротивъ св. Іустинъ (Ap. 1 с. 51 и Dial. cum Tryph., с. 85) и блаженный Ѳеодоритъ (въ толк. на Пс.) относятъ тѣ же слова къ вознесенію Христа на небо.
[11] Разумѣется — душею, а не тѣломъ. По мнѣнію автора этого апокрифическаго сказанія, которое встрѣчается и у отцовъ и учителей церкви Иринея (Haer. 1. II. с. 62) и Тертулліана (de anima, c. 7), — души людей, и по разлученіи съ тѣлами, сохраняютъ человѣческую или какую-то тѣлесную фигуру, по которой видѣвшіе ихъ во время жизни могутъ ихъ признать и по смерти. Такимъ образомъ въ этомъ сказаніи — Іоаннъ представляется подвижникомъ пустыни, разбойникъ несущимъ свой крестъ.
[12] Въ нѣкоторыхъ латинскихъ рукописяхъ слѣдуетъ 28 глава, которая соединяетъ 2-ю часть евангелія Никодима съ первою, представляя Анну и Каіафу призвающими наконецъ предъ Пилатомъ, что осужденный и распятый имъ по всѣмъ дознаннымъ свидѣтельствамъ есть дѣйствительный Мессія, Сынъ Божій. Это, очевидно, вставка позднѣйшаго происхожденія.

Источникъ: Памятники древней христіанской письменности въ русскомъ переводѣ. Томъ первый: Апокрифическія сказанія о жизни Господа Іисуса Христа и Его Пречистой Матери. — Приложеніе къ «Православному Обозрѣнію». — М.: Въ типографіи Каткова и К°, 1860. — С. 45-56.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.