Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ИЗБРАННЫЯ СЛОВА СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ ЧЕСТЬ И СЛАВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
1-е изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. СПб., 1868.

V.
СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Св. Андрея Критскаго.

Если можно измѣрить землю горстію и обвесть море вервіемъ; если можно измѣрить небо пядію (Исаіи 40, 12), и исчислить множество звѣздъ (Пс. 146, 4); если можно постигнуть капли дождя (Іов. 36, 37), пылинки земли, вѣсъ вѣтровъ (Іов. 28, 25) и количество песка: то можно понять и настоящій предметъ нашъ. Мы совершаемъ праздникъ Божіей Матери, Рождество досточудной Отроковицы Приснодѣвы, Отроковицы неискусобрачной, Царицы, Пророчицы, Которой царскія пелены изображая въ царскомъ видѣ, великій изъ пророковъ и царей Давидъ воскликнулъ: вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны златыми одѣяна и преиспещрена (Пс. 44, 14), издалека тѣмъ показывая — какъ думаю — благолѣпіе красоты, дарованное Ей отъ Бога чрезъ сообщеніе разныхъ даровъ Божественнаго Духа; это значитъ — по моему разумѣнію — златое одѣяніе и златыя рясны. Думаю, что благомыслящіе разумѣютъ и царскія пелены Ея не въ плотскомъ смыслѣ, и потому (Давидъ), провидя внутреннее благолѣпіе и про/с. 56/сіявшее отъ этой красоты внѣшнее благообразіе Дѣвы, дерзновеннымъ гласомъ воскликнулъ: слыши, Дщи, и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и домъ отца Твоего: и возжелаетъ Царь доброты Твоея (Пс. 44, 11. 12), что хотя прямо относится къ Церкви изъ язычниковъ, но безъ труда можетъ быть понимаемо и о Ней, такъ какъ Она вся для всего Жениха Церкви содѣлалась храмомъ чрезъ чудное воплощеніе. И такъ восхвалимъ съ рукоплесканіемъ, совокупно съ Давидомъ, происшедшую отъ Давида Матерь Божію; почтимъ свѣтлость праздника; возвеличимъ Дѣву похвалами дѣвства; принесемъ Царицѣ рода (нашего), какъ многоцѣнные дары и благовонія, предреченія пророковъ; возгласимъ Ей привѣтствіе Гавріила; скажемъ Матери радости: радуйся, Благодатная! Радуйся, Осіянная, чрезъ Которую прогнана тьма и введенъ свѣтъ! Радуйся, Благодатная, чрезъ Которую упраздненъ законъ и возсіяла благодать! Радуйся, начало радости и конецъ проклятія! Радуйся, истинно Благодатная: Господь съ Тобою, — Тотъ, Который послѣ изъ Тебя, прежде съ Тобою; прежде силою, послѣ дѣйствіемъ; теперь уготовляя чрево Твое Себѣ въ жилище и потомъ устрояя изъ Тебя плотски великое таинство домостроительства. Радуйся, одна принявшая въ Свое нѣдро благословеніе — Господа, чтобы освободить праматерь отъ первой клятвы! Радуйся, Богопріемная сокровищница дѣвства, изъ Которой и нетлѣнное рожденіе произошло, и богатство дѣвства осталось нерасхищеннымъ! Радуйся, Матерь, пребывающая въ чистотѣ, и Дѣва, сосцами питающая! Радуйся, діадема красоты, Царица рода (нашего), отвсюду украшенная царскими отличіями! Радуйся, Божественное святилище Христа, Который одинъ только въ небесномъ святилищѣ священнодѣйствовалъ, по чину Мель/с. 57/хиседекову (Евр. 5, 6. 10. 6, 20. 7, 11. 17. 21)! Радуйся, жезлъ Аароновъ, корень Іессеевъ, скипетръ Давидовъ, царское одѣяніе, вѣнецъ благодатей, неписанный образъ дѣвства, дщица святыни (Исх. 28, 36. 29, 6), слово явленій (Лев. 8, 8)! Радуйся, Посредница закона и благодати, запечатлѣніе Ветхаго и Новаго завѣтовъ, яснѣйшее исполненіе всякаго пророчества, краестишіе (акростихъ) Богодухновенной истины Писаній, Бога и Слова одушевленный и чистѣйшій свитокъ (Иса. 8, 1), въ которомъ безъ словъ и письменъ ежедневно читается Самъ писатель — Богъ и Слово! Радуйся, начатокъ нашего возсозданія и предѣлъ Божественныхъ намъ обѣтованій и прореченій, предвозвѣщенное святилище Божественной славы, ожиданное спасеніе язычниковъ (Быт. 19, 10)! Радуйся, истинная лѣствица Іаковлева, гора дымящаяся, ковчегъ святыни, покрытый со всѣхъ сторонъ златомъ (Евр. 9, 4) — сіяющимъ Духомъ, златая стамна, носящая небесную манну — Христа и нетлѣнную пищу всего міра! Радуйся, чрезъ которую: въ болѣзнехъ родиши чада (Быт. 3, 16), не имѣя уже мѣста, перемѣнено на: родишь въ веселіи! Благословенна Ты въ женахъ, чрезъ которую съ сознаніемъ восклицаютъ народы вѣрующіе: благословенъ грядый во имя Господне: Богъ Господь и явися намъ (Пс. 117, 27. 28)! Благословенна Ты въ женахъ, таинственная и Богонасажденная лоза, благорастущая въ церковныхъ собраніяхъ и произращающая намъ изъ утробы зрѣлый гроздъ нетлѣнія! Благословенна Ты въ женахъ, Боговоздѣланная нива, носившая во чревѣ несѣянный и родившійся класъ нашей жизни! Благословенна Ты въ женахъ, истинно вожделѣнная земля, изъ которой скудѣльникъ, взявъ бреніе нашего состава, возобновилъ сокрушенный грѣхомъ сосудъ! Благословенна /с. 58/ Ты въ женахъ, новый Силомъ, въ которомъ почилъ мысленный ковчегъ воплощенія Бога и Слова, и вмѣстѣ вся полнота Божества обитала тѣлесно (Кол. 2, 9)! Благословенна Ты въ женахъ, истинно Божественный Давиръ, въ которомъ Богоносные тайноводители священной Церкви, имѣя прорицалище Божественныхъ откровеній, предзрѣли будущее! Благословенна Ты въ женахъ, мысленный Виѳлеемъ, по избранію и естеству сдѣлавшаяся и именуемая духовнѣйшимъ домомъ хлѣба жизни; потому что Онъ, вселившись въ Тебя, какъ Самъ вѣдаетъ, и несмѣшенно смѣшавшись съ нашимъ смѣшеніемъ, заквасилъ Себѣ всего Адама, чтобы сдѣлаться хлѣбомъ животнымъ и небеснымъ. Благословенна Ты въ женахъ, превосходящая законную и сѣновную скинію, изъ которой великій Веселіилъ — Христосъ Богъ благодатію нерукотворенно, зодчествомъ Духа, создалъ Себѣ храмъ, одушевленную Свою плоть!

Но, возлюбленный, что-бы мы ни говорили, мы не составимъ для Нея достойной брачной пѣсни, если не соплетемъ вѣнца похвалъ, заимствуя таинственно цвѣты съ луговъ Писанія. Нѣтъ, нѣтъ ни одного мѣста во всемъ вообще Богодухновенномъ Писаніи, гдѣ бы внимательный изслѣдователь не увидѣлъ разныхъ повсюду разсѣянныхъ на Нее указаній; и если ты самъ тщательно объяснишь себѣ ихъ, то яснѣе поймешь, какую славу отъ Бога Она въ Себѣ вмѣстила. Смотри, какими многоразличными именами Она украшена, и какъ выразительно во многихъ мѣстахъ Писанія показана! Такъ, говоря о Ней, оно именуетъ Ее Дѣвою, Отроковицею, Пророчицею; далѣе — Чертогомъ, Домомъ Божіимъ, Храмомъ святымъ, второю Скиніею, святою Трапезою, Жертвенникомъ, Очистилищемъ, златою Кадильницею, Святымъ святыхъ, Херувимомъ славы, златою /с. 59/ Стамною, Скрижалями завѣта, іерейскимъ Жезломъ, царскимъ Скипетромъ, Діадемою красоты, Рогомъ съ мѵромъ помазанія, Алавастромъ, Свѣщникомъ, Куреніемъ, Свѣтильникомъ, Свѣтильнею, Колесницею, Купиною, Камнемъ, Землею, Раемъ, Страною, Нивою, Источникомъ, Агницею, Каплею и другими именами, какими знаменитые истолкователи Духа, по таинственному воззрѣнію на символы, пророчески Ее называютъ. Такъ называютъ Ее Купиною, потому что Моѵсей говоритъ: мимошедъ увижду видѣніе великое сіе: что это значитъ, что купина горитъ и не сгараетъ (Исх. 3, 3)? Жезломъ, — какъ Исаія говоритъ: изыдетъ жезлъ изъ корене Іессеова, и цвѣтъ отъ корене его взыдетъ (11, 1); — Корнемъ: и будетъ корень Іессеовъ, и возстаяй владѣти языки, на Того языцы уповати будутъ (ст. 10); — Землею святою: Моѵсее, Моѵсее, иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ: мѣсто бо, на немже ты стоиши, земля свята есть (Исх. 3, 51); — Землею желанною: и уничижиша землю желанную (Пс. 105, 24); — Землею, отъ которой возсіяла истина: истина отъ земли возсія (Пс. 84, 12); — Югомъ: Богъ отъ юга пріидетъ (Авв. 3, 3); — Горою: и Святый изъ горы пріосѣненныя чащи (тамъ же); отсѣчеся камень отъ горы безъ рукъ (Дан. 2, 24); — гора, юже благоволи Богъ жити на ней (Пс. 67, 17); — Маслиною: азъ же яко маслина плодовита въ дому Божіи (Пс. 51, 10); — Кивотомъ: воскресни, Господи, въ покой Твой, Ты и кивотъ святыни Твоея (Пс. 131, 8); — Престоломъ: видѣхъ Господа сѣдяща на престолѣ высоцѣ и превознесеннѣ, и исполнь домъ славы Его (Иса. 6, 1); — Вратами; и рече Господь ко мнѣ: сія врата заключена будутъ и не отверзутся: яко Господь Богъ Израилевѣ вни/с. 60/детъ ими, и изыдетъ, и будутъ врата заключена (Іез. 44, 2); — Сіономъ: пріидетъ изъ Сіона избавляяй, и отвратитъ нечестіе отъ Іакова (Иса. 59, 20); избра Господь Сіона, изволи и въ жилище Себѣ (Пс. 131, 13); — Матерію: мати Сіонъ речетъ: человѣкъ, и человѣкъ, родися въ немъ, и Той основа и Вышній (Пс. 86, 5); и откуду мнѣ сіе, да пріидетъ Мати Господа моего ко мнѣ (Лук. 1, 43)? — носильнымъ Одромъ: одръ сотвори Себѣ царь Соломонъ отъ древесъ Ливанскихъ (Пѣсн. 3, 9); — Одромъ: се одръ Соломонь, шестьдесятъ сильныхъ окрестъ его отъ сильныхъ Израилевыхъ (ст. 7); — Свиткомъ книжнымъ: и видѣхъ, и се рука простерта ко мнѣ, и въ ней свитокѣ книжный: и разви его предо мною, и въ томъ писана бысть передняя и задняя (Іез. 2, 9. 10); и рече ко мнѣ: Сыне человѣчь, снѣждь свитокъ сей (3, 1); — Книгою: и будутъ вамъ словеса сія — говоритъ Богъ — аки словеса книги запечатлѣнныя, юже аще дадутъ человѣку, вѣдущему писанія, глаголюще: прочти сіе, и речетъ: не могу прочести, запечатлѣнна бо (Иса. 29, 11); — Свиткомъ новымъ: и рече Господь ко мнѣ: пріими себѣ свитокъ новъ, великъ, и напиши въ немъ писаломъ человѣчимъ, еже скоро плѣненіе сотворити корыстей, пристѣ бо (8, 1); — Клещами: и посланъ бысть ко мнѣ единъ отъ Серафимовъ, и въ руцѣ имѣяше угль горящъ, его же клещами взятъ отъ олтаря: и прикоснуся устнамъ моимъ, и рече: се прикоснуся сіе устнамъ твоимъ, и отъиметъ беззаконія твоя, и грѣхи твоя очиститъ (6, 6. 7); — Дѣвою: се Дѣва во чревѣ зачнетъ, и родитъ Сына, и нарекутъ имя ему Еммануилъ (7, 14; сн. Матѳ. 1, 23); — Пророчицею: и приступихъ ко Пророчицѣ, и во чревѣ зачатъ, /с. 61/ и роди Сына; и рече Господь мнѣ: нарцы имя Ему: скоро плѣни, нагло расхити; зане прежде неже разумѣти отрочати назвати отца или матерь, пріиметъ силу Дамаскову и корысти Самарійскія (Иса. 8, 3. 4); — Царицею: предста Царица одесную Тебе, въ ризахъ позлащенныхъ одѣяна и преиспещрена (Пс. 44, 10); — Ближнею: вся добра еси ближняя Моя, вся добра и порока нѣсть въ тебѣ. Востани, гряди, ближняя Моя, невѣсто! Гряди отъ Ливана пріиди и прейди изъ начала вѣры (Пѣсн. 4, 7. 8); сотъ искапаютъ устнѣ твои, невѣсто, медъ и млеко подъ языкомъ твоимъ, и благовоніе ризъ твоихъ, яко благоуханіе Ливана (ст. 11); — Сестрою: что удобрѣста очи [1] Твои, сестро Моя невѣсто (ст. 10)? — Вертоградомъ: вертоградъ заключенъ, источникъ запечатлѣнъ (ст. 12); — Дщерію: слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и домъ отца твоего: и возжелаетъ Царь доброты твоея (Пс. 44, 11); многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу: ты же предуспѣла и превознеслася еси надъ всѣми (Притч. 31, 30); — Обрученною: посланъ бысть Ангелъ Гавріилъ отъ Бога во градъ Галилейскій, ему же имя Назаретъ, къ Дѣвѣ, обрученнѣй мужеви, ему же имя Іосифъ, отъ дома и отчества Давидова (Лук. 2, 4); и имя Дѣвѣ Маріамъ (1, 26. 27); — Облакомъ: се Господь сѣдитъ на облацѣ легцѣ, и пріидетъ во Египетъ, и потрясутся рукотворенная Египетская (Иса. 19, 1); — Видѣніемъ: видѣхъ видѣніе огня, и свѣтъ его окрестъ. Яко видѣніе дуги, егда есть на обладѣхъ въ день дождя, тако стояніе /с. 62/ свѣта окрестъ; сіе видѣніе подобіе славы Господни (Іез. 1, 27. 28; 2, 1); — Илектромъ (янтарь): и видѣхъ, яко видѣніе илектра, яко видѣніе огня внутрь его окрестъ, отъ видѣнія чресла, и выше, и отъ видѣнія чресла даже до долу (1, 27); — Днемъ, Ночью: день дни отрыгаетъ глаголъ и нощь нощи возвѣщаетъ разумѣ (Пс. 18, 3); — Небомъ: съ небесе призрѣ Господь, видѣ вся сыны человѣческія (Пс. 32, 13); небо небесе Господеви (Пс. 113, 24); — Востокомъ: царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67, 33); — Западомъ: путесотворите восшедшему на запады, Господь имя Ему (ст. 5); — Солнцемъ: въ солнцѣ положи селеніе свое; и той яко женихъ, исходяй отъ чертога своего (Пс. 18, 5); — Градомъ: преславная глаголашася о тебѣ, граде Божій (Пс. 86, 3); рѣчная устремленія веселятъ градъ Божій: Богъ посредѣ его, и не подвижится (Пс. 45, 5. 6): — Плинѳою (кирпичъ): и ты сыне человѣчь, возьми себѣ плинѳу, и положи ю предъ лицемъ твоимъ, и да напишеши на ней градъ Іерусалимъ; и да даси окрестъ его огражденіе (Іез. 4, 1. 2); — Мѣстомъ: яко страшно мѣсто сіе: нѣсть сіе, но домъ Божій и сія врата небесная (Быт. 28, 17); и взя мя Духъ, и слышахъ гласъ за собою труса велика: благословенна слава Господня отъ мѣста Его (Іез. 3, 12); аще дамъ сонъ очима моима, и вѣждома моима дреманіе, и покой скраніама моима: дондеже обрящу мѣсто Господеви, селеніе Богу Іаковлю (Пс. 131, 4. 5); — Руномъ: снидетъ, яко дождь, на руно, и яко капля, каплющая на землю (Пс. 71, 6); — Женою: благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ Плодъ чрева Твоего (Лук. 1, 12); посла Богъ Сына /с. 63/ Своего, раждаема отъ жены, бываема подъ закономъ (Гал. 4, 4); — Блаженною: блаженна вѣровавшая, яко будетъ совершеніе глаголаннымъ Ей отъ Господа (Лук. 1, 45); блаженно чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссалъ (11, 27); — Маріею: Не бойся, Маріамь: обрѣла бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чревѣ, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Іисусъ (1, 30. 31): Той бо спасетъ люди Своя отъ грѣхъ ихъ (Матѳ. 1, 21); Сей будетъ велій, и Сынъ Вышняго наречется: и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида, отца Его, и воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію Его не будетъ конца. Рече же Маріамъ ко Ангелу: како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю? И отвѣщавъ Ангелъ, рече Ей: Духъ Святый найдетъ на Тя, и сила Вышняго осѣнитъ Тя; тѣмже и раждаемое свято наречется Сынъ Божій (Лук. 1, 32-35); и рече Маріамь: величитъ душа Моя Господа, и возрадовася духъ Мой о Бозѣ, Спасѣ Моемъ (ст. 46. 47).

Кто не удивится Вознесенной на такую высоту, что содѣлалась Матерію Божіею? По истинѣ, это самое странное и дѣло, и слышаніе! Но послушайте меня: обратимся къ самой Предстоятельницѣ празднества, чтобы слово опять возвратилось къ тому, отъ чего немного уклонилось. И такъ коснемся пѣснопѣній этого дня и, немного побесѣдовавъ съ собраніемъ, окончимъ теченіе слова.

Сокрушенное праотеческимъ паденіемъ естество человѣческое имѣло нужду въ возсоздателѣ или возстановителѣ, и молча громко вопіяло къ Создателю: вскую, Господи, отстоишь далече (Пс. 9, 22)? Громче же и слезно оно жаловалось чрезъ Пророковъ: гдѣ суть милости Твоя древнія, Господи, имиже /с. 64/ клялся еси Давиду во истинѣ Твоей (Пс. 88, 50)? Чтоже милости Хотящій (Ос. 6, 6)? Не презрѣлъ, не замедлилъ, не отложилъ обѣтованій надолго. Какихъ обѣтованій? Не оставлю тебе, ниже презрю тя (Нав. 1, 5; сн. Евр. 13, 5), что впослѣдствіи Онъ сказалъ и ученикамъ, восходя съ земли на небо, отъ котораго, впрочемъ, Онъ и не отлучался: не оставлю васъ сиры; приду къ вамъ (Іоан. 14, 18). Это же онъ ясно обѣщалъ и чрезъ Пророковъ, еще прежде неизреченнаго Своего вочеловѣченія. Когда это было такъ, и уже время требовало положить конецъ обѣтованію: смотри, что сдѣлалъ Совершающій наше спасеніе, спасеніе нашего смѣшенія. Онъ не отъинуда принесъ для этого средство, и не изъ другаго существа сдѣлалъ для Себя сосудъ; но, взявъ изъ той же самой персти и изъ той же самой, если можно сказать, закваски бреніе, построилъ Себѣ драгоцѣнный и, поистинѣ, неизреченнаго зодчества храмъ, въ которомъ Самъ, какъ первый и единственный Архіерей и Царь, домостроительно священносовершилъ примиреніе наше съ Отцемъ Своимъ, пресущественно, но и существенно воспріявъ изъ человѣческаго существа все наше существо. И такъ помянулъ Богъ созданія Свои; ибо всѣ народы — Его созданіе. Помянулъ Господь вѣковъ милости Свои отъ вѣка (Пс. 24, 6); помянулъ завѣтъ, который положилъ съ человѣками; помянулъ и, помянувши, не замедлилъ, но тотчасъ явилъ благодѣяніе. Помянувъ Давида и клятвенное прежнее ему обѣщаніе — отъ сѣмени его возставить Христа (Пс. 131, 11), чтобы чрезъ Него возстановить, какъ скинію, падшее зданіе рода нашего (Амос. 9, 11 и слѣд. Дѣян. 15, 16), Онъ произвелъ удивительное чудо чрезъ (другое) удивительное чудо.

Когда цѣломудренная Анна была подавляема великою печалію /с. 65/ о безчадствѣ, особенно же когда и сожитель ея жестоко огорчался бездѣтствомъ, Богъ разрѣшилъ неплодство обоихъ и, преклоненный ихъ молитвами, далъ неплодной рожденіе, посѣянное молитвою, сожителю плодъ, произращенный надеждою, изсохшимъ отъ зноя безчадства — цвѣтъ присноцвѣтущій: и бывшая прежде неплодною стала плодоносною и не произращавшая прежде ростка — лозою, пускающею новые отростки. Что можетъ быть досточуднѣе такого дѣторожденія? Но и что удивительнѣе, какъ видѣть Матерь Божію изъ безсѣменной утробы, хотя разверзающейся, но не растлѣвающейся, произращающую плодъ чистоты, и Дѣву, произращающую отъ неплодной и бездѣтной. И для чего это? Для того, чтобы превосходнымъ чудомъ надъ Нею удостовѣрить чудо родившей. Первая (чего прежде не знало естество человѣческое) ввела въ естество превыше естества безотечное отъ безсѣменнаго зачатія рожденіе, преестественною силою зачавъ въ утробѣ Зиждителя естества, и содѣлалась Матерію, избѣжавъ свойственнаго матерямъ, такъ что и Младенецъ не имѣлъ отца на землѣ; потому что былъ зачатъ безъ сѣмени, и Родившая родила безъ истлѣнія. А послѣдняя, не смотря на то, что много и прежде было такихъ матерей, которыя зачинали въ неплодствѣ, имѣла жребій превосходнѣйшій предъ всѣми. Хотя тѣ и были супругами патріарховъ и, по справедливости, удостоились подобнаго чудодѣйствія, т. е. разрѣшенія отъ узъ своего неплодства, и даже сдѣлались праматерями этой священнородной Отроковицы: но сродство ихъ съ чудомъ Божественнаго домостроительства было весьма неблизкое и отдаленное; эта же, хотя гораздо послѣ, но ко времени, и въ самомъ концѣ временъ, когда, т. е. стоялъ у самыхъ дверей Ищущій царской драхмы, или (Божія) въ насъ /с. 66/ образа, чтобы прежде покрывавшій его прахъ стереть съ него Богосовершительнымъ дѣйствіемъ Духа, и чтобы такимъ образомъ, по человѣколюбію, возобразить въ Себѣ человѣческое естество. Какой это прахъ, покрывавшій наше благородство? Не ясно ли, быть можетъ, само по себѣ, хотя бы мы и не говорили, что Создавшій насъ, испытавъ тотъ прахъ, изъ котораго мы сперва созданы и потомъ возсозданы, обрѣлъ искомое? Что же это такое? Это — первообразъ образа; его-то узрѣлъ Безстрастный по существу покрытымъ страстями; Онъ испыталъ прахъ Адама; а прахъ, въ которомъ обрѣтено искомое, была земля подобная нашему тѣлу; полемъ же ея была дѣвическая пресвятая утроба. Эту ниву обрѣлъ жизненачальный нашъ класъ, и на ней Онъ, родившись сверхъестественно, безсѣменно и невоздѣланно, произросъ. Вотъ прахъ! Вотъ класъ! Вотъ поле земли, на которомъ мы новымъ образомъ возсозданы, и чрезъ которое нашъ прахъ, преобразовавшись, восшелъ къ прежнему достоинству!

Видишь, сколько таинъ содержитъ въ себѣ рожденіе Анною! Какъ она превзошла прежнихъ неплодныхъ превосходнымъ чудомъ славнаго своего дѣторожденія! Но какого чревоношенія удостоилась и Дѣва Отроковица, Богоизбранная, Пречистая Марія! Какая другая изъ женъ имѣла когда-либо такую и столь великую славу!

Поелику же слово наше немощно для того, чтобы вознестись на такую высоту созерцанія, и не можетъ простираться далѣе: то скажемъ опять нѣчто радостное въ привѣтствіе Матери радости; потому что весьма прилично присовокупить для Ней возглашеніе радости. Радуйся, Благодатная! Радуйся, прославленная! Радуйся, радостотворная жертва всемірнаго спасенія! Радуйся, истинно златая кадильница мысленныхъ благовоній, въ которой мыс/с. 67/ленный ѳиміамъ — Христосъ, составленный изъ Божества и человѣчества, несліянно и нераздѣльно, огнемъ Божества произвелъ благоуханіе одушевленной и разумной Своей плоти! Радуйся, нерукотворенная и Богозданная скинія, въ которую единожды въ концѣ вѣковъ вошелъ единый Богъ и первый Архіерей, таинственно священносовершая въ Тебѣ службу за всѣхъ! (Ты) — вторая завѣса святыхъ (Евр. 9, 1), за которою — очистилище міра и пречестное Херувимовъ осѣненіе, такъ какъ Ты Самаго Господа святилища нося во чревѣ, покрыла внутри чрева завѣсою! — седмисвѣщникъ и седмисвѣтильникъ седми даровъ, освящаемый седмью чашицами Духа (Захар. 4, 2)! — неугасаемая свѣтильня свѣта все просвѣщающаго, которую таинственно питаетъ елей помазанія! Радуйся, жертвенникъ, на которомъ таинственно приносится живое всесожженіе — Агнецъ, Христосъ! — Боготаинственная трапеза превышающаго умъ священнодѣйствія, на которой небесный хлѣбъ — Христосъ, всемірный Агнецъ, принесся, какъ благовонная и живая жертва, животворящая причащающихся! — Жертвенникъ всего таинственнаго служенія, въ которомъ Богъ плотію закалается и освящаетъ все, и, таинственно пребывая съ человѣками, вселяется въ нихъ, имѣетъ съ ними общеніе, попускаетъ касаться Себя рукамъ грѣшниковъ, подноситься къ бреннымъ устамъ и вливаться въ прахъ плоти нашей, смѣшиваясь, но не исчезая!

О, неизреченное истощаніе! О, благость, явленная въ томъ, что Богъ даровалъ намъ это, превыше законовъ естественныхъ и положительныхъ, чрезъ единоплеменную и сродную намъ Жену, чрезъ Жену, Которой не только красота души возвысилась до той безпредѣльной высоты, что Самъ Христосъ — красота непостижимая — возжелалъ Ея красоты и избралъ Себѣ отъ Нея /с. 68/ второе и безотечное рожденіе; но и составъ тѣла столь благообразенъ и столь чистъ, что вмѣстилъ въ себѣ безтѣлесное и невмѣстимое величіе пресущественнаго естества въ лицѣ одной изъ трехъ Его ѵпостасей! Вотъ кто Богородица Марія — общее прибѣжище всѣхъ христіанъ: первое воззваніе прародителей отъ перваго паденія; возвращеніе пострадавшаго рода (нашего) къ нестраданію; таинственно древле сѣнописанное видѣніе Моѵсеево при купинѣ (Исх. 3, 3); руно Гедеоново, которое онъ, безтрепетно узрѣвъ символически орошеннымъ каплями небесной росы, принялъ происшедшее за чудо, и дождь — за знаменіе, что и подтвердилъ жертвоприношеніемъ (Суд. 6, 18-21); Боготканная порфира Давидова, принесшая воплотившемуся Богу Давидову воспріятую плоть, какъ порфиру; Херувимскій престолъ, превеликій, огненный и высокій, носящій въ нѣдрахъ Царя Господа Саваоѳа (Исх. 6, 1); наддверіе небеснаго святилища, предъ которымъ Серафимы покрываютъ одними крыльями свои лица, другими — ноги, а иными летаютъ, громко взывая ту страшную пѣснь, — потому что не выносятъ видѣнія неприступной славы; врата небесныя, которыми прошелъ одинъ Владыка небесъ, не давъ пройти ими никому ни послѣ Себя, ни прежде Себя (Іез. 44, 2). Веселись о Ней, небо! Она, подражая тебѣ, не тѣсно вмѣстила невмѣстимаго тобою Господа, Ликуй о Ней, земля! Ея чревоношеніе, содѣлавъ тебя небесною, содѣлало земныхъ небесными. Рукоплещи и море чуду Дѣвы! Христосъ, благоволивъ родиться изъ Нея по тѣлу, освятилъ влажное существо водъ, крестившись въ водахъ. Вся тварь радуйся, ликуй и рукоплещи! Нынѣ родилась намъ Отроковица, изъ Которой спасеніе, и чрезъ Которую всемірное искупленіе — Христосъ Іисусъ Богъ и Слово, Сый, /с. 69/ и Иже бѣ, и грядый (Апок. 1, 8), и пребывающій во вѣки; на Которомъ и окончимъ наше слово, какъ-бы удержанное великимъ моремъ дѣвственнаго Слова, принося Богу, Троицѣ, въ Отцѣ и Самомъ Сынѣ, со Святымъ Духомъ покланяемому, одну въ трисвятомъ славословіи славу, честь и поклоненіе, нынѣ, и во всѣ нескончаемые вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] У св. Андрея ὀφθαλμοὶ, а у 70-ти толковниковъ: μαστοί — сосцы, какъ и въ нашемъ Славянскомъ.

Источникъ: Избранныя слова Святыхъ Отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. Съ приложеніемъ подобія иконы Божіей Матери Одигитріи, написанной Св. Евангелистомъ Лукою. — Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографіи А. Траншеля, 1868. — С. 55-69.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.