Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ИЗБРАННЫЯ СЛОВА СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ ЧЕСТЬ И СЛАВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
1-е изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. СПб., 1868.

VIII.
СЛОВО НА БЛАГОВѢЩЕНІЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Св. Григорія Неокесарійскаго.

Опять благовѣстіе радости, опять возвѣщеніе свободы, опять воззваніе, опять возвращеніе, опять обѣтованіе веселія, опять избавленіе отъ рабства. Ангелъ бесѣдуетъ съ Дѣвою, чтобы змій не говорилъ болѣе съ женою.

Въ мѣсяцѣ шестый — говорится — посланъ бысть Ангелъ Гавріилъ отъ Бога къ Дѣвѣ, обрученнѣй мужеви. Посланъ Гавріилъ возвѣстить всемірное спасеніе. Посланъ Гавріилъ принести рукописаніе объ освобожденіи Адаму. Посланъ Гавріилъ къ Дѣвѣ, да измѣнитъ безславіе жены въ честь. Посланъ Гавріилъ приготовить достойное жилище чистому Жениху. Посланъ Гавріилъ обручить твореніе съ Творцемъ. Посланъ Гавріилъ къ одушевленному чертогу Царя Ангеловъ. Посланъ Гавріилъ къ Дѣвѣ, хотя обрученной Іосифу, но блюдомой для Іисуса Сына Божія. Посланъ рабъ безтѣлесный къ Дѣвѣ нескверной. Посланъ непричастный грѣху къ безпорочной Посланъ свѣтильникъ предвозвѣстить солнце правды. Посланъ утренній свѣтъ /с. 91/ быть предтечею свѣта дня. Посланъ Гавріилъ возвѣстить о пребывающемъ въ нѣдрѣ Отца и въ ложеснахъ Матери. Посланъ Гавріилъ указать Того, Кто на престолѣ и въ вертепѣ. Посланъ воинъ открыть тайну великаго Царя, — тайну — говорю — разумѣваемую вѣрою и недоступную любопытству; тайну достопокланяемую и неизслѣдимую; тайну, усвояемую богословствующимъ, а неизмѣряемую простымъ умомъ.

Въ шестый мѣсяцъ посланъ бысть Гавріилъ къ Дѣвѣ. Въ какой шестой мѣсяцъ? Въ тотъ, въ который Елисавета приняла радостную вѣсть, въ который зачала Іоанна. Откуда это видно? Это изъясняетъ самъ Архангелъ, говоря съ Дѣвою. Се Елисавета — говоритъ онъ — южика твоя, и та зачатъ сына въ старости своей: и сіе мѣсяцъ шестый есть ей нарицаемѣй неплоды (Лук. 1, 36); поэтому въ шестый мѣсяцъ по зачатіи Іоанна. Воинъ и оруженосецъ долженъ былъ предшествовать (своему вождю) и слугѣ надлежало предварить пришествіе своего владыки.

Въ мѣсяцъ шестый посланъ Ангелъ Гавріилъ къ Дѣвѣ, обрученнѣй мужеви, — обрученной, но несопряженной; обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? Для того, чтобы врагъ не тотчасъ увѣдалъ тайну. Что чрезъ Дѣву имѣлъ придти Царь, — это зналъ лукавый, потому что и онъ слышалъ слова Исаіи: се дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ сына; поэтому постоянно наблюдалъ изреченіе о Дѣвѣ, чтобы устроить безславіе въ то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему владыка, чтобы сокрыть это отъ лукаваго, пришелъ чрезъ обрученную; такъ какъ обрученная потомъ была вручена жениху.

Въ шестый мѣсяцъ посланъ Гавріилъ къ Дѣвѣ, обру/с. 92/ченнѣй мужеви, ему же имя Іосифъ. Послушай, что объ этомъ мужѣ и объ этой Дѣвѣ говоритъ Пророкъ: дастся книга сія запечатлѣнная человѣку, вѣдущему писанія (Иса. 29, 11). Что же это за книга запечатлѣнная, если, безъ сомнѣнія, не пренепорочная Дѣва? Кѣмъ она дастся? — Очевидно священниками. Какому человѣку? — Древодѣлю Іосифу. Священники, обручивъ Марію цѣломудренному Іосифу, ввѣрили ему Ее въ ожиданіи времени брака; а Іосифъ, принявъ Ее, имѣлъ сохранить Дѣву въ чистотѣ, какъ задолго предсказалъ Пророкъ: дастся книга сія запечатлѣнная человѣку, вѣдущему писанія, и речетъ: не могу прочести. Почему же ты, Іосифъ, не можешь? Не могу — говоритъ онъ — прочести: запечатлѣна бо. Для кого же хранится она? Блюдется для Творца всяческихъ въ жилище. Но возвратимся къ своему предмету.

Въ шестый мѣсяцъ посланъ бысть Гавріилъ къ Дѣвѣ, получивъ такія повелѣнія (отъ Бога): «иди, Архангелъ, и будь слугою страшнаго и сокровеннаго таинства: послужи чуду. Движимый милосердіемъ, Я спѣшу сойти для взысканія заблудшаго Адама. Грѣхъ обезобразилъ созданнаго по образу Моему, повредилъ твореніе рукъ Моихъ, помрачилъ красоту, Мною созданную. Волкъ пожираетъ Мою юницу; жилище рая пусто; древо жизни охраняется пламеннымъ оружіемъ; мѣсто сладости заключено: хочу помиловать бѣдствующаго и связать врага. Но Я хочу сокрыть таинство отъ всѣхъ силъ небесныхъ и тебѣ одному ввѣряю его. Иди къ Дѣвѣ Маріи; иди къ одушевленному граду, о коемъ сказалъ Пророкъ: преславная глаголашася о тебѣ, граде Божій (Пс. 86, 3). Иди къ словесному Моему раю; иди ко вратамъ востока; иди къ жилищу, достойному Меня — Слова; иди ко второму на земли небу; иди къ легкому /с. 93/ облаку и возвѣсти ему дождь Моего пришестія; иди къ святилищу для Меня предуготованному; иди ко храму Моего воплощенія; иди къ чистому чертогу Моего по плоти рожденія. Повѣдай во уши разумнаго ковчега, да отверзетъ мнѣ входы слуха. Но не устраши и не смути души Дѣвы. Предстань тихо предъ святилищемъ и прежде всего возвѣсти ей радость; скажи Маріи: «радуйся, Благодатная! потому что Я помилую падшую Еву».

Выслушавъ все это, Архангелъ размышлялъ самъ съ собою: странно это дѣло; превосходитъ разумѣніе то, что мнѣ сказано. Тотъ, Кого трепещутъ Херувимы, на Кого Серафимы взирать не могутъ, — Непостижимый для всѣхъ силъ небесныхъ объявляетъ Отроковицѣ особенное съ Нею событіе, возвѣщаетъ Ей Свое личное пришествіе и притомъ обѣщаетъ вшествіе посредствомъ слуха. Осудившій Еву, хочетъ такъ прославить ея дщерь, говоритъ: отверзи мнѣ входы слуха. Но можетъ ли чрево вмѣстить Невмѣстимаго? Поистинѣ страшно это таинство!

Когда Ангелъ помышлялъ объ этомъ, Владыка сказалъ ему: «что смущаешься и недоумѣваешь, Гавріилъ? Не ты ли былъ посланъ отъ меня прежде къ Захаріи священнику? Не ты ли благовѣстилъ ему о рожденіи Іоанна? Не ты ли наказалъ молчаніемъ священника за невѣріе? Не ты ли осудилъ старца на лишеніе голоса? Не подтвердилъ ли и Я того, что ты ему предрекъ? Не оправдалось ли твое благовѣстіе самымъ событіемъ? Не зачала ли неплодная? Не повиновалось ли чрево? Не удалилась ли болѣзнь неплодства? Не изчезло ли бездѣйствіе природы? Не сдѣлалась ли нынѣ плодоносною та, которая прежде была безплодною? Ужели изнеможетъ у Меня, Творца, всякъ глаголъ? Итакъ, зачѣмъ ты недоумѣваешь?» Чтоже на это /с. 94/ Ангелъ? «Владыка! Исправить недостатки природы, укротить бурю скорбей, омертвѣвшіе члены тѣла воззвать къ жизненному дѣйствію, повелѣть природѣ раждать дѣтей, разрѣшить неплодство заматорѣвшихъ членовъ, устарѣвшій стебель преобразить въ зеленый, безплодную землю тотчасъ сдѣлать матерью обильной жатвы, — эти дѣла обыкновенно совершаются Твоею силою. Свидѣтели этому Сарра, за нею Ревекка, потомъ Анна, которыя, страдавъ тяжкою болѣзнію неплодства, были Тобою избавлены отъ нея. Но родить дѣвѣ безъ мужа — это превыше всѣхъ законовъ природы, — и Ты возвѣщаешь пришествіе Свое Отроковицѣ! Небо и земля не вмѣщаютъ Тебя: какъ же вмѣститъ Тебя утроба дѣвическая?» Но Владыка сказалъ: «какъ Меня вмѣстила куща Авраамова?» — «Но Авраамъ былъ море гостепріимства — отвѣчалъ Ангелъ — и Ты, Владыка, явился Аврааму въ кущѣ и прошелъ ее, какъ все наполняющій; но какъ Марія стерпитъ огнь Божества? Тронъ Твой пылаетъ блескомъ огненнымъ; можетъ ли же понести тебя Дѣва не опалившись?» «Подлинно — возразилъ ему Владыка, — если огонь опалилъ въ пустынѣ купину: то опалитъ, конечно, и Марію Мое пришествіе; но если этотъ огонь, прообразовавшій сошествіе Божественнаго огня съ неба, оросилъ купину, а не сжегъ; то что ты скажешь о самой истинѣ, сходящей не въ пламени огненномъ, но въ видѣ дождя?»

Исполняя повелѣнное, Ангелъ пришелъ къ Дѣвѣ и воззвалъ къ Ней, говоря: «Радуйся, Благодатная, Господь съ тобою! Уже діаволъ не устоитъ противъ Тебя, потому что гдѣ, въ самомъ началѣ, врагъ нанесъ рану, тамъ нынѣ, прежде всего, Врачъ спасенія уготовалъ врачевство; откуда вышла смерть, тамъ жизнь открыла свой входъ; отъ жены проистекло зло, отъ /с. 95/ жены источается и благо. Радуйся, Благодатная! Не стыдись, какъ виновница осужденія; ты будешь Матерью и Судіи и Искупителя. Радуйся, непорочная Невѣстородильница, когда міръ вдовствовалъ! Радуйся, погрузившая во чревѣ смерть матери! Радуйся, одушевленный храмъ Божій! Радуйся, равночестное жилище неба и земли! Радуйся, пространное вмѣстилище невмѣстимаго естества!

При такихъ обстоятельствахъ явился (отъ Дѣвы) для болящихъ Врачъ, для сидящихъ во тьмѣ — солнце правды; для всѣхъ обуреваемыхъ — якорь и безопасное пристанище; для рабовъ, непримиримо враждующихъ, родился Владыка и сдѣлался союзомъ мира, избавителемъ плѣнныхъ, миротворцемъ враждующихъ. Той бо есть миръ нашъ (Еф. 2, 14), котораго да сподобимся всѣ мы, по благодати и человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава, честь и держава, нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Избранныя слова Святыхъ Отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. Съ приложеніемъ подобія иконы Божіей Матери Одигитріи, написанной Св. Евангелистомъ Лукою. — Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографіи А. Траншеля, 1868. — С. 90-95.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.