Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ИЗБРАННЫЯ СЛОВА СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ ЧЕСТЬ И СЛАВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
1-е изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. СПб., 1868.

XI.
СЛОВО НА УСПЕНІЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Св. Димитрія Ростовскаго.

О, дивное чудо! Источникъ жизни въ гробѣ полагается и лѣствица къ небеси гробъ бываетъ.

Дивная Мать дивнаго Бога, возлюбленные слушатели, дивна отъ начала и до конца Своего: дивна въ зачатіи Своемъ, дивна и въ житіи Своемъ, давна въ преставленіи Своемъ; Она вся — одно дивное чудо.

Дивна въ зачатіи: бывъ зачата, по Ангельскому благовѣстію, отъ неплодныхъ родителей, чистыхъ и святыхъ, рождена чисто и свято. Дивна въ житіи: Она была дѣвствующею Матерію и матерствующею Дѣвою; родила Бога и не повредила Своего дѣвства. Дивна въ преставленіи; Она Своимъ гробомъ не въ землю нисходитъ, но восходитъ въ небо, и лѣствица къ небеси гробъ бываетъ. О, дивное чудо! И мертвецъ дивенъ, и гробъ дивенъ. Мертвецъ живетъ по смерти: въ рождествѣ Дѣва и по смерти жива; а гробъ досягаетъ до неба, какъ та лѣствица Іаковлева, утвержденная на землѣ, которой верхъ достигалъ небесъ: лѣствица къ небеси гробъ.

/с. 124/ Твердо станемъ умомъ своимъ при дивномъ безсмертномъ гробѣ Божіей Матери, какъ при лѣствицѣ, возводящей къ небу, и присмотримся внутренними очами, какія ступени этой лѣствицы? — потому что лѣствица безъ ступеней не бываетъ; какія это ступени, по которымъ Божія Матерь взошла на небо въ часъ Своего преставленія?

О, дивное чудо! Источникъ жизни въ гробѣ полагается и лѣствица къ небеси гробъ бываетъ.

Было бы неудивительно гробомъ заградить источникъ такъ, чтобы онъ не источалъ своей струи; но дивно претворить гробъ въ лѣствицу, и въ лѣствицу, досягающую неба! Точно-ли человѣческій гробъ въ три локтя, прямо поставленный на землѣ, можетъ достигнуть до небесной высоты? Но нужно знать, что здѣсь гробъ разумѣется вмѣсто самой смерти. Смерть названа гробомъ, такъ-же какъ и лѣствицею; какъ гробъ въ три локтя, такъ и смерть; а смерть святыхъ предъ Господомъ честна, какъ лѣствица, возводящая къ небу души святыхъ, и измѣряется тремя богословскими добродѣтелями — вѣрою, надеждою и любовію. И это — мѣра великая и высокая, досягающая какъ-бы лѣствицею неба! Потому что вѣра достигаетъ до лицезрѣнія Божія; надежда — до полученія благъ, ихже око не видѣ; а любовь — до самаго сердца Божія, въ которомъ источникъ и начало всякой (чистой) любви.

Смерть — лѣствица. Какъ лѣствица имѣетъ двѣ стороны; такъ и смерть, оканчивающая временную жизнь и начинающая жизнь вѣчную, имѣетъ двѣ стороны: жизнь оканчиваемую и жизнь начинаемую. И какъ между сторонами лѣствицы устрояются и утверждаются ступени для восхожденія: такъ и во время смерти, между жизнію оканчиваемою и жизнію начинаемою, /с. 125/ собираются всѣ добрыя дѣла праведнаго мужа, совершенныя въ жизни временной, которыми душа, какъ степенями, восходитъ къ небу, и такимъ образомъ смерть или гробъ дѣлается лѣствицею къ восхожденію: лѣствица къ небеси гробѣ.

Матерь Божія скончавается преблаженнѣйшею кончиною, умираетъ безсмертною смертію. Съ одной стороны — конецъ временной жизни, съ другой — начало жизни вѣчной, а посреди, какъ степени, устроенныя къ восхожденію пресвятѣйшей души Ея — всѣ Ея добродѣтели, которыя кто можетъ исчислить? Кто можетъ исчислить и высказать то, какъ, какими и сколь многими добрыми дѣлами Пресвятая Дѣва угодила Богу, Творцу Своему, отъ юности Своей до блаженнѣйшей кончины? Скорѣе изочтешь весною — цвѣты, лѣтомъ — колосья, осенью — плоды, зимою — снѣгъ, на головѣ — волосы; скорѣе изочтешь капли въ морѣ, звѣзды вверху, нежели исчислишь добрыя дѣла Богоугожденія и достоинства Божіей Матери. Оставляя все прочее неудобоисчислимое, я обращаю вниманіе только на три важнѣйшіе предмета, и представляю ихъ какъ-бы ступенями лѣствицы и, чтобы яснѣе показать ихъ, предлагаю вопросъ.

Спрашиваю: кто преставился? Знаю, что всякій, по усердію къ преставившейся, дастъ отвѣтъ въ похвальныхъ выраженіяхъ; одинъ скажетъ: Божія Матерь преставилась къ Сыну Своему и Богу; другой скажетъ: одушевленное небо взято въ небеса; или: врата непроходимыя отнесены въ небесныя двери; или: Божій домъ, пречистѣйшій и пречестнѣйшій, перенесенъ въ нерукотворенные храмы; или: солнце, въ которомъ Вышній положилъ Свое селеніе, взошло съ земли на небо. Всякій, по усердію своему, скажетъ что-нибудь похвальное. А я, обращаясь къ Самому дивному безсмертному Мертвецу, положенному /с. 126/ въ гробѣ только на три дня, спрашиваю: кто Ты, лежащій здѣсь? Слышу отвѣчающій смиренный гласъ: се раба Господня (Лук. 1, 38). Теперь пусть всякій знаетъ, кто преставился: раба Господня преставилась; раба Господня положена въ гробѣ: се раба Господня! Здѣсь вспоминаю древнее изреченіе: работать Богу — царствовать; то есть, работать Богу — тоже, что царствовать. Кто истинный рабъ Божій, тотъ наслѣдникъ небеснаго царства, соцарствующій Христу. Если же Пречистая Дѣва раба Господня; то Царица воистинну всей видимой и невидимой твари.

Но прилежно взирая умомъ своимъ на Господа и рабу Господню, какъ созерцаю Господа моего въ трехъ лицахъ, единаго Отца и Сына и Святаго Духа, такъ и въ рабѣ Его, а Царицѣ нашей, въ одномъ лицѣ Ея вижу три особыя проявленія, выразившія работу Божію: иначе Она работала Богу Отцу, иначе — Богу Сыну и иначе Богу Духу Святому. Она была Дщерію Бога Отца, къ Которой говоритъ: слыши дщи и виждь (Псал. 44, 11), Матерію Бога Сына и какъ-бы Невѣстою Богу Духу Святому; Она поработала Троицѣ Святой вѣрно и истинно въ трехъ особыхъ видахъ.

Здѣсь опять спрашиваю: эта раба Господня, заслужившая Себѣ царскую честь, какими степенями достигла до столь великаго достоинства, до столь высокой чести, чтобы быть Ей дщерію Бога Отца, Матерію Бога Сына, уневѣщенною Дѣвою Бога Духа Святаго? Поистинѣ Она положила восхожденія въ сердцѣ Своемъ, положила въ жизни Своей степени восхожденія къ Богу. На уневѣщеніе Богу Духу Святому взошла дѣвственною чистотою; на матерство Богу Сыну — смиреніемъ: яко призрѣ на смиреніе рабы Своея (Лук. 1, 48); на дщерство /с. 127/ Богу Отцу — любовію. А какими степенями Она приблизилась во временной жизни Своей къ Богу въ Троицѣ единому, тѣми же степенями Она и въ безсмертномъ успеніи Своемъ взошла на небо къ Отцу, Сыну и Святому Духу: дѣвственною чистотою, смиреніемъ и любовію.

Въ началѣ, отъ юности Своей, Она взошла къ Богу Духу Святому дѣвственною чистотою, сдѣлавшись живою Церковію и одушевленнымъ храмомъ Его; потому что нигдѣ Духъ Святой такъ обычно не вселяется, какъ въ дѣвствующихъ: дѣвство — по свидѣтельству святыхъ Отцевъ — сродно Ангеламъ, угодно Богу. А Пречистая Матерь Божія — по свидѣтельству святаго Амвросія — была Дѣва не только тѣломъ, но и духомъ. Да внимаемъ умомъ своимъ словамъ этого учителя о Пречистой Дѣвѣ: «была — говоритъ онъ — Дѣвою не только тѣломъ, но и духомъ». Что значитъ тѣломъ и духомъ дѣвствовать? Что значитъ быть чистымъ по тѣлу и духу? И такъ какъ слово коснулось чистоты: то внемлите не только дѣвствующіе, или вдовствующіе, или по покаянію хранящіе чистоту; но внемлите и супружествующіе; ко всѣмъ вообще сказалъ Апостолъ: не вѣсте ли, яко тѣлеса ваша храмъ суть живущему въ васъ Святому Духу? Храмъ Божій есте и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 6, 19), и — иже растлитъ церковь Божію, растлитъ его Богъ (3, 16. 17). Каждый долженъ хранить свою чистоту; какъ дѣвствующіе — дѣвственную и вдовствующіе — вдовственную, такъ и состоящіе въ супружествѣ должны непорочно хранить супружескую чистоту, чтобы быть чистымъ храмомъ Святаго Духа. Предъ Богомъ какъ чистота несостоящихъ въ супружествѣ похвальна, такъ и супруговъ честна (такъ честенъ); первыхъ пятна и другихъ неотметна, какъ /с. 128/ нескверная; та славна, но и эта имѣетъ свою особенную славу, по слову Апостола: ина слава солнцу, ина слава лунѣ, и ина слава звѣздамъ (1 Кор. 15, 41). Хотя и иная, однакожь слава каждому своя: солнцу своя, лунѣ своя и звѣздамъ своя слава. Эти апостольскія слова святой Исидоръ Пелусіотъ толкуетъ такъ: «уподобляетъ Павелъ солнцу тѣхъ, которые возлюбили хранить дѣвство; лунѣ — тѣхъ, которые чисто пребываютъ во вдовствѣ, звѣздамъ — тѣхъ, которые въ честномъ супружествѣ соблюдаютъ ложе свое несквернымъ. Какъ солнцу должно быть свѣтлымъ, и лунѣ свѣтлой, и звѣздамъ нетемнымъ; такъ и дѣвствующимъ нужно быть чистыми, и вдовствующимъ чистыми, и супружествующимъ чистыми, чтобы всѣ были храмомъ, достойнымъ Святаго Духа». И такъ научитесь всѣ, что значитъ быть человѣку чистымъ по духу и тѣлу.

Всякій человѣкъ самъ по себѣ двоякій: внѣшній и внутренній, плотскій и духовный. Внѣшній видимъ, потому что плотянъ; внутренній невидимъ, потому что духовенъ: непорочна должна быть и двоякая чистота его предъ Богомъ, — тѣлесная и душевная, которая есть чистота духа. Напрасно тотъ гордится въ умѣ своемъ тѣлесною своею чистотою, кто не хранитъ старательно чистоты духа. Напрасно тотъ обуздываетъ въ себѣ воздержаніемъ плотскія вожделѣнія, кто умомъ своимъ мечтаетъ о грѣховныхъ сквернодѣяніяхъ. Напрасно внѣшній человѣкъ почитается чистымъ, если внутренній оскверняется безчисленными нечистотами. Тѣло чисто, а отъ сердца исходятъ помышленія злая, прелюбодѣянія, любодѣянія, сквернящія человѣка, — такой подобенъ Содомскому яблоку. Въ книгахъ пишется: въ той странѣ, гдѣ Содомъ и Гоморра съ окрестными городами погублены праведнымъ гнѣвомъ Божіимъ, родятся /с. 129/ яблоки, весьма красивые по виду, большіе и имѣющіе удивительный цвѣтъ, — и еслибы кто, невидѣвшій ихъ, впервые увидалъ, весьма подивился бы красотѣ ихъ, и предполагалъ бы въ нихъ особенный вкусъ; но если, взявъ одно яблоко, разрѣзалъ или вкусилъ, то ничего не нашелъ бы въ немъ, кромѣ одной пыли непріятной, смердящей и вредной. И ты, человѣкъ, чистый тѣломъ, а душею оскверненный, не подобенъ ли такому яблоку? Чистота тѣла твоего, какъ яблоко по виду прекрасное, а нечистота въ тѣлѣ твоего духа и ума, какъ прахъ непріятный, смердящій и душевредный. Такихъ людей Самъ Господь Христосъ въ Евангеліи уподобилъ гробамъ повапленнымъ, полнымъ смрадныхъ костей, и сказалъ имъ: вы есте оправдающіи себе предъ человѣки, Богъ же вѣсть сердца ваша (Лук. 16, 15). О, еслибы можно было заглянуть въ сердце по внѣшности святаго, — не одинъ бы нашелся тамъ сгнившій и смердящій трупъ, мысль нечистая! И такъ, нужно знать, что чистота внѣшняго человѣка, то есть, тѣла, безъ чистоты внутренняго человѣка — духа, не есть чистота, какъ это и объясняетъ святой Евѳимій Великій, говоря: «пусть всякій знаетъ, что если кто и не творитъ грѣха тѣломъ, а любодѣйствуетъ умомъ, принимая и удерживая худыя мысли, соизволяя имъ и услаждаясь ими, тотъ блудникъ, и не можетъ быть храмомъ Святаго Духа». Святый Духъ св. Златоустомъ уподобленъ пчелѣ: какъ пчела не входитъ въ смрадный сосудъ, такъ и Духъ Святый не входитъ въ нечистую душу.

Но обратимся опять къ словамъ св. Амвросія, сказаннымъ о Пречистой Дѣвѣ: Она была Дѣва не только тѣломъ, но и духомъ. Дѣва была тѣломъ, соблюдши цвѣтъ чистоты Своей нетлѣннымъ; Дѣва была и духомъ, никогда не помы/с. 130/сливъ о бракѣ. Когда Она проживала въ церкви Святая святыхъ, и пришла въ возрастъ брачный, и архіереи и священники повелѣвали, чтобы, по законному обычаю, оставивъ церковное обитаніе, подобно прочимъ дѣвицамъ сверстницамъ, вышла за-мужъ, — Она отвѣтствовала имъ: Я отдана родителями отъ пеленъ одному Богу, а потому и обѣщала соблюсти Свое дѣвство во вѣки; для Меня невозможно быть сопряженной съ смертнымъ человѣкомъ, и ничто не можетъ Меня принудить къ браку — Дѣву Безсмертнаго Бога. Архіереи, услышавъ это, удивились новости вещи; потому что никогда не было дѣвы, обѣщавшей Богу свое дѣвство во вѣки: такою въ мірѣ Она явилась первая.

Можетъ кто-нибудь удивиться, что, по преступленіи Адама, Слово Божіе нескоро пришло на землю для воплощенія и спасенія падшаго рода человѣческаго, — даже до половины шестой тысячи лѣтъ. Но на землѣ ни одной не находилось такой дѣвы, которая была бы чиста не только тѣломъ, но и духомъ. Она одна — первая и послѣдняя — обрѣлась такою; почему, ради сугубой чистоты Своей, т. е. тѣлесной и душевной, и удостоилась быть Церковію и храмомъ Святаго Духа.

А какъ тогда дѣвственною чистотою Своею Она взошла къ Богу Духу Святому, приблизилась и соединилась съ Нимъ въ единъ духъ, по сказанному: прилѣпляяйся Господеви, единъ духъ есть съ Господемъ (1 Кор. 6, 17); такъ и въ пречестномъ успеніи Своемъ Она тою же ступенью взошла къ небеси, на небеса и превыше небесъ.

Она взошла къ Богу Сыну ступенью смиренія; потому что смиреніемъ сдѣлалась достойною быть Матерію Его. Тою же ступенью смиренія Она взошла и на небо, и превзошла честію и достоинствомъ всѣ лики Святыхъ.

/с. 131/ Смиреніе служитъ доброю ступенью какъ къ земнымъ высокимъ — мірскимъ и духовнымъ — почестямъ, такъ и къ небеснымъ. Праотецъ Богородицы и Христа, святой Давидъ, гонимый тестемъ своимъ Сауломъ, показавшись ему въ одномъ мѣстѣ издалека, воззвалъ: во слѣдъ кого ты ходишь или кого гонишь? во слѣдъ ли пса умершаго (1 Цар. 24, 15). Саулъ, познавъ его невинность и кротость, отвѣчалъ: нынѣ вѣмъ, яко царюя царствовати имаши, и стати имать въ руцѣ твоей царство Израилево (ст. 21). Замѣтимъ, что когда Давидъ столько смирился, тотчасъ услышалъ уготованное ему отъ Бога царское титло: царюя царствовати имаши; онъ смиреніемъ достигъ чести царской, земныхъ духовныхъ почестей. Святой Іоаннъ Предтеча смирился до ногъ Христовыхъ, говоря: нѣсмь достоинъ преклонься разрѣшити ремень сапога Его (Марк. 1, 7), и что услышалъ за это отъ Христа? Не воста въ рожденныхъ женами болій Іоанна Крестителя (Матѳ. 11, 11). Святой Іоаннъ ступенью смиренія взошелъ на столь высокое достоинство, что ему дано было возложить руку на превысочайшую главу Божія Сына. Но и къ небеснымъ превысочайшимъ почестямъ нѣтъ другаго способа восхожденія и ступени, какъ смиреніе; потому что Господь говоритъ: смиряяй себе вознесется (23, 12).

Нѣкогда между Апостолами произошелъ разговоръ и споръ: кто изъ нихъ достойнѣе въ Апостольскомъ ликѣ, и кто первый на небѣ? Предложили и Самому Господу вопросъ, говоря: «кто болѣе въ царствѣ небесномъ?» Господь же, призвавъ малое отроча, поставилъ его посрединѣ, и сказалъ: аще не обратитеся и будете яко дѣти, не внидите въ царство небесное (Матѳ. 18, 3). Но, Господи! что это заученіе, чтобы Тво/с. 132/имъ ученикамъ изъ мужей совершенныхъ обратиться въ дѣтство? Петръ старъ и Андрей также, и прочіе Апостолы не молоды; какъ имъ можно обратиться на прежнія, давно уже прошедшія, лѣта, и сдѣлаться малыми отрочатами? А Господь говоритъ: «непремѣнно будьте отрочатами, если желаете войти въ небесное царство и быть къ немъ великими». Господи! скажи намъ образъ этого обращенія къ отрочеству. Господь говоритъ: иже смирится, яко отроча сіе, той есть болій въ царствіи небеснѣмъ (ст. 4). Вотъ образъ отрочествованія, хотя бы и въ старыхъ лѣтахъ: быть смиреннымъ, кроткимъ, незлобивымъ, какъ и отроки. Хорошо и Апостолъ сказалъ: не дѣти бывайте умы, но злобою младенствуйте (1 Кор. 14, 20). Кто младенецъ по незлобію и смиренію, для входа тому отверзается небесная дверь, тотъ входитъ въ царство небесное и бываетъ въ немъ великъ.

Ученики Христовы имѣли нужду въ обращеніи къ смиренному отрочеству, потому что они начали нѣсколько горделиво возноситься въ умѣ своемъ: одни просятъ сѣсть одесную и ошуюю Христа въ царствіи Его, а другіе помышляютъ, кто изъ нихъ бóльшій, — ищутъ начальства. Но Пречистая Дѣва не нуждалась въ такомъ обращеніи: Она была постоянно смиренна отъ младенчества Своего; хотя и возрастала тѣломъ, но духомъ смиренія умалялась, и всегда, какъ отроча, младенчествовала незлобіемъ и смиреніемъ. Она возрастала съ годами тѣломъ, возрастала высокимъ разумомъ, а богомысленнымъ умомъ досягала неба; возрастала и великимъ достоинствомъ. Она знала достовѣрно, что не другая дѣва, а именно Она родитъ Сына Божія, какъ Ей было открыто о томъ отъ Самого Бога Отца, во время полунощной молитвы во Святая святыхъ: облисталъ /с. 133/ Ее Божественный свѣтъ, и Она услышала отъ Бога Отца голосъ, говорящій: Ты родишь Сына Моего. Въ какую честь, въ какое достоинство Она возрасла! И въ такомъ великомъ возрастѣ помышляетъ ли о какомъ начальствѣ, о сѣдѣніи на какомъ престолѣ и власти? Нисколько; но младенчествуетъ отроческимъ смиреніемъ, говоря: се раба Господня! то есть, какъ бы не только недостойна быть, но и назваться Матерію Господа Творца Моего; не достойна нетолько соцарствовать, но даже предстоять Ему; не только недостойна въ утробѣ или на рукахъ своихъ носить Его, но даже воззрѣть на пресвятое лице Его, на которое и Серафимы съ трепетомъ взираютъ. Да буду Я одною изъ служащихъ Ему рабынь: се раба Господня. Какая глубина смиренія Ея, глубина неудобозримая и Ангельскими очами! Такою высокою ступенью глубокаго смиренія Она взошла на превысочайшую честь Богородичнаго нетлѣннаго материнства, потому что съ тѣми смиренными словами Ея: се раба Господня, въ пречистой дѣвственной утробѣ Ея Слово плоть бысть и вселися въ ны (Іоан. 1, 14).

Смиреніе служитъ основаніемъ всему, а прочія добродѣтели суть какъ-бы построенія на основаніи. И особенно Пречистая Дѣва въ Своей жизни смиреніемъ приблизилась къ Богу, Который говоритъ: на кого призрю, токмо на кроткаго и смиреннаго (Иса. 66, 2). Тѣмъ же сииреніемъ въ преставленіи Своемъ Она взошла и на небо и славно возведена на престолъ небеснаго царства: смиреніе царствуетъ въ Пречистой Дѣвѣ тамъ, откуда низвержена гордыня.

Она взошла къ третьему, начальному въ Святой Троицѣ лицу, Богу Отцу, третьею, высшею всѣхъ, ступенью — любовію; потому что — по слову Апостола — выше всѣхъ любы (1 Кор. 13, /с. 134/ 13), посредствомъ которой Она сдѣлалась Дщерію Отца небеснаго. Какъ Пречистая Дѣва возлюбила Бога, — этого не можетъ никакой языкъ исповѣдать, никакой умъ постигнуть. Любовь есть тайна — одна изъ невѣдомыхъ сердечныхъ таинъ, извѣстная только Самому Богу, испытующему сердца и утробы. Мы можемъ частію уразумѣвать любовь изъ нѣкоторыхъ внѣшнихъ дѣлъ, случаевъ и обстоятельствъ, какъ наприм.: остался Отрокъ Іисусъ въ Іерусалимѣ, и найдя Его Пречистая Дѣва сказала: боляще искахома Тебе (Лук. 2, 43. 48), то есть сердцемъ боляще. Здѣсь можемъ сказать, что Пречистая Дѣва возлюбила Бога отъ всего сердца. Стоитъ Она при крестѣ, смотритъ на вольное страданіе Сына Своего, и слова Симеона сбываются надъ Ней: Тебѣ же оружіе душу Твою пройдетъ (2, 35). Здѣсь можемъ сказать, что Пречистая Дѣва возлюбила Бога всею душею. По вознесеніи Господнемъ на небо, осталась на землѣ Пречистая Дѣва въ первенствующей Церкви и непрестанно помышляла о Сынѣ Своемъ и Богѣ, и имѣла всегдашнее желаніе перейти къ Нему отъ здѣшняго міра. Здѣсь могли бы мы сказать, что Она возлюбила Бога всѣмъ помышленіемъ, но ни мало не постигнемъ и не выразимъ достойно, какъ Она поистинѣ любила Его всѣмъ сердцемъ, всею душею и всѣмъ помышленіемъ.

По человѣчески могли бы сказать, что Пречистая Дѣва такъ возлюбила Бога, какъ и изъ насъ любитъ кто-нибудь родителей своихъ, или единоплотнаго въ супружествѣ друга своего, или единственннаго сына своего; но у людей сердечная любовь раздѣляется на части: особо кто любитъ родителя, особо друга, особо сына. А въ Пречистой Дѣвѣ любовь не могла раздѣляться на части. Тотъ, Кого Она любила, былъ Ей и Отцемъ, и едино/с. 135/чаднымъ Сыномъ, и нетлѣннымъ Женихомъ. Вся Ея всецѣлая любовь была во единомъ Богѣ, почему Она и наречена какъ Невѣстою Духа Святаго и Матерію Бога Сына, такъ и Дщерію Бога Отца; Дщерію же не въ томъ смыслѣ, какъ всѣ вѣрныя Богу чада: дастъ имъ область чады Божіими быти, вѣрующимъ во имя Его (Іоан. 1, 12); и опять: Азъ пріиму вы, и буду вамъ во Отца, и вы будете Мнѣ въ сыны и дщери, глаголетъ Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 17. 18); но въ смыслѣ несравненно высшемъ, честнѣйшемъ, ближайшемъ, Пречистая Дѣва есть Дщерь Бога Отца.

Еслибы наприм. какой человѣкъ взялъ къ себѣ двѣ малыя осиротѣвшія отроковицы и, воспитавъ вмѣсто дочерей, назвалъ ихъ обѣихъ дочерями своими; потомъ одну изъ нихъ далъ бы естественному сыну своему въ невѣсту. Отроковица, сопряженная сыну его, бываетъ, по закону естества, дочерью ближайшею, болѣе родною, въ сравненіи съ отроковицею, несопряженною сыну его: эта называется дочерью только по присвоенію, по имени, а та становится дочерью по закону естества, потому что съ роднымъ сыномъ его дѣлается плотію одною. Какъ сынъ для отца своего есть естественный сынъ, такъ и Сыновняя супруга для того же отца, по закону естества, дочь. Такъ нужно разумѣть и о Пречистой Богородицѣ.

Богъ Отецъ вмѣсто дщерей взялъ Себѣ наше человѣческое естество, и особенно Пречистую Дѣву, какъ-бы осиротѣвшія отроковицы. Наше естество было осиротѣвшимъ; потому что отпало отъ рая и первой Божіей благодати. Осиротѣвшею была послѣ родителей и Пречистая Дѣва. Богъ назвалъ наше естество одною дщерію: будете Мнѣ въ сыны и дщери; назвалъ и Пречистую Дѣву Дщерію, говоря: слыши, Дщи, и виждь, и /с. 136/ приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и домъ отца Твоего (Пс. 44, 11). По наступленіи предуставленнаго времени, Богъ Отецъ сопрягъ Сыну Своему Слову Дѣву Невѣстою, и сдѣлалась Пречистая Дѣва Богу Отцу наиближайшею Дщерію въ сравненіи съ нами. Она коснулась естества Божія, сопрягшись Богу Слову плотію Своею, которою воплотила Его въ Себѣ, и Дѣва Марія — ближайшая Богу Отцу Дщерь, нежели все человѣческое и Ангельское естество, обращая вниманіе и на материнство Ея, родившей Бога Сына, опять видится великая близость Ея къ Богу Отцу. Не напрасно въ Пѣсни пѣсней говоритъ къ ней Богъ Отецъ: уподобихъ Тя близь Мене (1, 8); какъ Онъ родилъ естественнаго Своего Бога Сына безъ матери, такъ и Она — того же, а не инаго Бога Сына родила безъ отца, и сдѣлалась Богу Отцу какъ-бы искреннею сестрою.

На это столь великое достоинство Пречистая Дѣва возведена какъ преждесказанными добродѣтелями, дѣвствомъ и смиреніемъ, такъ и любовію; ибо Господь говоритъ: Азъ любящія Мя люблю (Притч. 8, 17). И справедливо: потому что Пречистая Дѣва возлюбила Бога любовію теплѣйшею — болѣе всѣхъ бывшихъ, настоящихъ и потомъ имѣвшихъ быть святыхъ. Посему и Богъ возлюбилъ Ее болѣе всѣхъ, присвоилъ и приблизилъ, ввѣрилъ Ей носить и родить дѣвственною утробою совершеннаго Бога въ совершенномъ человѣчествѣ.

И какъ тогда на такую высокую близость къ Богу Отцу Пречистая Дѣва взошла ступенью любви; такъ и теперь, въ пречестномъ Своемъ успеніи тою же ступенью взошла на небо.

Такъ этими тремя ступенями (прохожу молчаніемъ прочія безчисленныя) Матерь Божія нынѣ восходитъ въ горняя — къ Богу Духу Святому дѣвственною чистотою, къ Богу Сыну — смире/с. 137/ніемъ, къ Богу Отцу — любовію; лучше же сказать, всѣми тремя ступенями вмѣстѣ взошла къ единому въ Троицѣ Богу. Чѣмъ Она угодила Богу Духу Святому, тѣмъ угодила Богу Сыну и Богу Отцу. Чѣмъ угодила Богу Сыну, тѣмъ угодила Богу Отцу и Богу Духу Святому. Чѣмъ угодила Богу Отцу, тѣмъ угодила Богу Сыну и Богу Духу Святому.

Мы же такому Ея восхожденію, такимъ ступенямъ удивляясь, съ ужасомъ говоримъ: о дивное чудо! лѣствица къ небеси гробъ бываетъ. Аминь.

Источникъ: Избранныя слова Святыхъ Отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. Съ приложеніемъ подобія иконы Божіей Матери Одигитріи, написанной Св. Евангелистомъ Лукою. — Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографіи А. Траншеля, 1868. — С. 123-137.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.