Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ИЗБРАННЫЯ СЛОВА СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ ЧЕСТЬ И СЛАВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
1-е изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. СПб., 1868.

XII.
СЛОВО НА ПОКРОВЪ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Св. Димитрія Ростовскаго.

Когда, православные слушатели, праведнѣйшій Мздовоздаятель каждому по дѣламъ, восхотѣлъ наказать весь міръ водами потопа: тогда оставилъ для всѣхъ видовъ животныхъ одно средство спасенія — Ноевъ ковчегъ. Кто не находился въ немъ, погибъ въ водахъ; и все, что вошло въ него къ патріарху Ною, спаслось отъ смерти въ потопѣ. Равнымъ образомъ, тотъ же нелицемѣрный Судія, умысливъ по кончинѣ міра наказать грѣшныхъ огненнымъ потопомъ, далъ всему человѣческому роду одно надежное и спасительное прибѣжище — Пречистую Дѣву Марію, нынѣ простирающую надъ нами омофоръ милосердія. Всякій, притекающій подъ покровъ Ея, удобно можетъ спастись, а не желающій прибѣгнуть подъ этотъ покровъ непремѣнно будетъ погруженъ съ діаволами въ вѣчноогненное озеро. Когда и Богоизбранный вождь, Моvсей Боговидѣцъ, хотѣлъ перевести Израильтянъ чрезъ бездну Чермнаго моря, и имѣлъ за собою вооруженнаго гонителя фараона со многими полками: тогда онъ /с. 139/ получилъ отъ Всемогущаго Бога для защиты облакъ, столь чудодѣйственный, что онъ былъ вмѣстѣ и свѣтелъ, и мраченъ; свѣтелъ для вѣрныхъ людей Израильскихъ, мраченъ для невѣрныхъ Египтянъ, — однимъ ради удобнаго прохожденія морской бездны, и другимъ ради препятствія къ преслѣдованію. И для Израильтянъ этотъ облакъ дивно измѣнялся, смотря по нуждѣ: ночью онъ былъ огневиднымъ — для освѣщенія, а во время дневнаго зноя осѣняющимъ — для прохлажденія изнемогшихъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ онъ и предводительствовалъ въ землю обѣтованную; ибо когда онъ двигался съ мѣста, двигались и полки Израильскіе, и когда онъ останавливался, останавливались и люди. Равнымъ образомъ и мы, новый Израиль, нынѣ имѣемъ подобный тому мысленный облакъ, данный намъ Богомъ для защиты и пособія — Пречистую и Преблагословенную Дѣву Марію, явившуюся сегодня на воздухѣ, Которая и есть для насъ — новаго Израиля — вождь во избѣжаніе Чермнаго моря — огня геенскаго. Она есть облакъ, просвѣщающій насъ Божіею благодатію, а гонителя геенскаго фараона помрачающій Божественною силою, чтобы онъ не могъ достигнуть и погрузить насъ. Она свѣтитъ намъ въ грѣховной ночи, какъ луна въ естественной, чтобы мы не заблудились съ пути земли обѣтованной въ пустыню вѣчной погибели. Она осѣняетъ Своимъ покровительствомъ во время зноя праведнаго гнѣва Божія, чтобы мы не сожглись отъ ярости Его. Пресвятая Дѣва для насъ есть вождь въ Іерусалимъ небесный. Какъ орелъ, возбуждая своихъ птенцовъ къ летанію, сверху летаетъ надъ ними: такъ и Она, воззывая и возвышая сердца наши къ небесной высотѣ, нынѣ благоволила Сама явиться надъ нами на воздухѣ. Намъ нужно только тамъ становиться и двигаться, гдѣ Она становится и /с. 140/ движется. А Она обыкновенно стоитъ на стѣнахъ всякихъ добродѣтелей — душевныхъ и тѣлесныхъ: на этихъ стѣнахъ и намъ должно становиться и постоянно стоять. Движеніе же Ея всегда было отъ силы въ силу, отъ добродѣтели въ добродѣтель, отъ заслуги въ заслугу, отъ земнаго къ небесному, отъ нижняго къ горнему, отъ юдоли смиренія на гору любви и Богомыслія.

И намъ должно подражать и послѣдовать Ей по мѣрѣ силъ нашихъ, отступая отъ земныхъ мудрствованій къ небеснымъ, если желаемъ войти въ землю обѣтованную. Пророкъ Ездра, получивъ отъ царя Кира писаніе о свободѣ, данной роду Израильскому — исходить изъ Вавилона и отъ земли Персидской и Мидійской въ отечественную землю Іерусалимскую, поспѣшилъ повсюду предъявить это писаніе заточеннымъ сынамъ Израилевымъ. Такъ и Пресвятая Дѣва Марія, получивъ Своими молитвами и заслугами отъ Кира всемірнаго, Господа всей вселенной, свободное намъ — новому Израилю — возвращеніе отъ изгнанія земнаго въ отечество рая небеснаго, отъ Вавилона въ Іерусалимъ горній, являетъ нынѣ во Влахернской Церкви честный омофоръ, давая разумѣть, что всякій подъ нимъ можетъ безопасно возвратиться въ отечество небеснаго Сіона, хотя бы кто и заточенъ въ дальнѣйшую страну беззаконій. Итакъ, притечемъ, братіе, усердно, прибѣгнемъ поспѣшно подъ Ея Божественное покровительство, умильно взывая: «подъ кровъ Твой прибѣгаемъ, Богородице Дѣво! Молитвъ нашихъ не презри во обстояніи; но отъ бѣдъ избави насъ, едина чистая и благословенная».

Преблагословенная Матерь простираетъ пречистыя Свои руки на воздухѣ съ омофоромъ надъ нами, созывая насъ подъ кровъ /с. 141/ крилъ милости Своея, желая насъ охранить отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ; подобно тому, какъ птица обыкновенно, распростерши крылья свои, созываетъ своихъ птенцевъ, чтобы сохранить ихъ отъ расхищенія, а вмѣстѣ съ тѣмъ и согрѣть. Но сильно опасаюсь, чтобы и Она не сказала о насъ, новомъ Израилѣ, того же, что Сынъ Ея и Богъ говорилъ объ Израилѣ древнемъ: Іерусалиме, Іерусалиме, избивый пророки, и каменіемъ побиваяй посланныя къ тебѣ, коль краты восхотѣхъ собрати чада твоя, якоже кокошъ собираетъ птенцы своя подъ крилѣ, и не восхотѣсте (Матѳ. 23, 37). Много и между нами такихъ, которые не хотятъ приникать подъ кровъ крилъ благоутробія Ея. Это не кающіеся о грѣхахъ своихъ, не удаляющіеся отъ злобы міра сего, не отлагающіе дѣлъ погибельныхъ, служащіе мамонѣ и чреву, повинующіеся плотскимъ страстямъ и держащіеся всѣмъ сердцемъ суетнаго міра. Но хотя и много непритекающихъ подъ кровъ Ея: однакоже Она простираетъ омофоръ Своего благоутробія, желая принимать добрыхъ и злыхъ, чистыхъ и нечистыхъ, чтобы спасти всѣхъ, подобно Ноеву ковчегу, въ которомъ спаслись животныя добрыя и злыя, чистыя и нечистыя. Пресвятая Богородица спасаетъ и злыхъ и нечистыхъ людей. И если, какъ въ Ноевомъ ковчегѣ всѣ звѣри преложили свирѣпость въ кротость, — тамъ левъ не убивалъ оленя, ястребъ не похищалъ голубя, волкъ не терзалъ овцы, медвѣдь коровы, но всѣ стояли мирно и тихо. — Такъ если злые преложатъ свое злонравіе на благость, свирѣпость на кротость, немиролюбіе на миръ, — получатъ спасеніе подъ кровомъ святаго омофора Ея отъ геенскаго потопа и вѣчной погибели; иначе изгонятся и погибнутъ.

Во времени, предшествовавшемъ Новому Завѣту, мы нахо/с. 142/димъ четыре прибѣжища, спасавшія людей отъ смерти. Въ законѣ естества патріархъ Ной съ женою, и чадами своими, и женами ихъ спасся отъ воды въ ковчегѣ; опять Лотъ съ дочерьми своими отъ огня на горѣ. Въ Моvсеевомъ законѣ также читаемъ о двухъ прибѣжищахъ: одно — сѣнь свидѣнія или храмъ Божій; Моvсей и Ааронъ, вбѣжавъ сюда, спаслися отъ возмутившагося народа. Второе — шесть городовъ Левитскихъ, названныхъ городами убѣжища: убившій нечаянно человѣка, убѣгая въ одинъ изъ тѣхъ городовъ, не предавался мести отмстителей. Равнымъ образомъ и въ Новомъ Завѣтѣ четыре прибѣжища отъ гнѣва Божія. Первое — Христово человѣчество и страсти Его, какъ ковчегъ: притекающіе сюда со слезами покаянія спасаются отъ потопа грѣховнаго. Второе — святые Божіи угодники, какъ горы: они, живя внизу, мудрствовали горняя, и пребывая на землѣ плотію, жили на небѣ духомъ, по слову Божественнаго Павла: наше житіе на небесѣхъ есть (Филип. 3, 20). Восходящій на эти горы, молитвенно притекающій ко святымъ Божіимъ, бываетъ свободенъ отъ геенскаго огня. Третіе — Церковь, какъ сѣнь свидѣнія; притекающій въ нее св. крещеніемъ, истиннымъ покаяніемъ и прочими Божественными тайнами, получаетъ спасеніе отъ вины грѣха и отъ долга вѣчной смерти за всякое преступленіе. Четвертое — Пресвятая Дѣва Марія, какъ градъ убѣжища: сокрушенно прибѣгающіе къ Ней не только бываютъ свободны отъ рукъ адскаго мстителя, но спасаются и отъ самой десницы всемогущаго Бога и отъ меча гнѣва Его; — отъ перваго силою непобѣдимою, и отъ другаго молитвами и заступленіемъ. Пресвятая Богородица заступаетъ насъ отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ: отъ видимыхъ, когда даруетъ благо/с. 143/честивымъ царямъ побѣду надъ супостатами и когда матерински защищаетъ каждаго отъ навѣтовъ лукавыхъ человѣковъ; отъ невидимыхъ, когда предохраняетъ отъ коварствъ и сѣтей вражіихъ. Она защищаетъ насъ отъ непріятельскихъ стрѣлъ материнскимъ покровительствомъ Своимъ и утѣшаетъ стрѣлы тѣлеснаго разженія въ насъ, какъ Матерь Сѣятеля чистоты и Сама едина чистая и благословенная. Она укрощаетъ вѣтры гордости, какъ любительница смиренія; утоляетъ любостяжаніе, какъ нищелюбица; защищаетъ отъ гнѣва Божія, какъ Мать милосердія; соблюдаетъ отъ злыхъ случаевъ, какъ защитница. Поэтому всѣ немедленно да притечемъ подъ омофоръ благоутробія Ея, всегда простираемый надъ нами.

Въ пророческой книгѣ мужа желаній читается, что царь Навуходоносоръ видѣлъ въ ночномъ видѣніи древо весьма великое, посреди земли, егоже высота небеси касашеся, широта до конецъ земли простирашеся (Дан. 4, 8); листья были очень красивы и плодовъ неисчетное число, достаточное для пропитанія всѣхъ. Въ вѣтвяхъ его гнѣздилось множество различныхъ птицъ, а внизу подъ нимъ обитали всѣ звѣри и скоты, и питались плодами его. Это дерево иносказательно означало самаго царя Навуходоносора, какъ истолковалъ мужъ желаній; но знаменованіе его удобно приложить также и къ Пречистой Дѣвѣ Маріи. Она — дерево, потому что есть жезлъ, прозябшій отъ Іессеева корня; — безмѣрно великое, потому что высота заслугъ Ея и чести превосходитъ небо и всѣ силы небесныя; широта же славы Ея простирается во всѣ концы земли, по прореченію Самой Божіей Матери: се бо отнынѣ ублажатѣ Мя вси роди (Лук. 1, 48). И листья покровительства Ея весьма красивы, обильны для покрытія всѣхъ притекающихъ и могущія про/с. 144/хладить какъ отъ грѣховнаго зноя, такъ и гнѣва Божія. Плодъ Ея прекрасный; потому что о Немъ сказано: благословенъ плодъ чрева Твоего (Лук. 1, 42), и само дерево ради этого плода ублажается такими словами: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссалъ (11, 27). Этотъ плодъ — Богъ воплощенный, Который такъ обиленъ, что удовлетворяетъ каждаго, смотря по нуждѣ. Алчетъ ли кто? Онъ есть хлѣбъ, какъ Самъ сказалъ неложно: Азъ есмь хлѣбъ животный. Жаждетъ ли кто? Онъ есть источникъ воды, отъ нея же піяй не вжаждется во вѣки (Іоан. 6, 48). Болитъ-ли кто? Онъ есть Врачь небесный. Нищь-ли кто? Онъ есть сокровище неускудѣваемое. Печаленъ-ли кто? Онъ есть Утѣшитель. Горестно-ли кому? Онъ есть сладость. Желаетъ-ли кто жить? Онъ есть животъ. Умираетъ-ли кто? Онъ есть воскресеніе наше. Онъ есть плодъ добропищный, потому что питаетъ и оживляетъ всѣхъ вѣрныхъ пресвятымъ Своимъ тѣломъ и животворящею кровію въ Божественныхъ тайнахъ. Въ вѣтвяхъ же благодати этого дерева, какъ птицы небесныя, почиваютъ всѣ святые и праведные, потому что спасаются ходатайствомъ Ея; подъ вѣтвями живутъ всѣ звѣри и скоты, т. е. всѣ грѣшники, по Ея заступленію, пребываютъ неистребленными праведною казнію отъ Бога. Такимъ образомъ, люди сколько совершаютъ грѣховъ, столько уподобляются звѣрямъ и обращаются въ скотовъ, не по природѣ, а нравами: поэтому хищниковъ обыкновенно называютъ волками, ропотниковъ — псами, хитрыхъ — лисицами, жестокихъ — львами, боязливыхъ — зайцами, лѣнивыхъ — ослами, нечистыхъ — свиньями и т. под. О такомъ обращеніи Псалмопѣвецъ говоритъ: человѣкѣ въ чести сый, не разумѣ, приложися скотомъ несмысленнымъ и уподобися имъ (Псал. 57, 13).

/с. 145/ Итакъ эти звѣри и скоты, подъ вѣтвями мысленнаго дерева, подъ покровомъ и защитою Пресвятой Дѣвы Маріи, живутъ въ мірѣ семъ и не погибаютъ, — не для того, чтобы сдѣлаться добычею геенскихъ ловителей, но чтобы, отложивъ дикость и звѣронравіе, облечься въ приличіе человѣческихъ нравовъ; оставивъ козлію шерсть, обрости агнчею волною и вѣчно пребыть въ Христовомъ стадѣ, на небесныхъ пажитяхъ Его: здѣсь — на пажитяхъ Слова и Благодати, тамъ — вѣчной славы. Въ противномъ случаѣ, какъ рыбари, вынимая изъ мрежъ своихъ рыбъ, жабъ и змѣевъ выбрасываютъ на попраніе: такъ неисправимые грѣшники будутъ извержены изъ-подъ покрова Пресвятой Богородицы. И какъ пастырь отлучаетъ козловъ отъ овецъ, такъ Господь Іисусъ Христосъ въ день праведнаго суда Своего отлучитъ злыхъ отъ благихъ, скотовъ отъ человѣковъ; — и злыхъ ввергнетъ въ вѣчный огонь, какъ плевелы на сожженіе, а благихъ введетъ въ вѣчную жизнь, какъ пшеницу въ вѣчную житницу (Матѳ. 25, 52). Это дерево не дикое и лѣсное, но мысленное и словесное; потому что оно покровительствуетъ безотметно словесныхъ звѣрей, т. е. человѣковъ, пребывающихъ въ истинномъ разумѣ, а звѣроподобныхъ непремѣнно изгоняетъ отъ покрова своего. Потому всякій, желающій почивать въ тѣни этого дерева, да извлечется, какъ-бы кожи дикаго звѣря, — ветхаго человѣка, да облечется-же въ новаго, обновляемаго духомъ (Еф. 4, 22. 23). Всякій, хотящій вселиться въ этомъ городѣ убѣжища, да бѣжитъ къ нему путемъ покаянія. Каждый, желающій покрыться омофоромъ заступленія Божіей Матери, да поспѣшаетъ подъ кровъ крилъ Ея. Се, какъ птица покрываетъ крыльями своими яйца свои, чтобы вывести себѣ птенцовъ, — распростираетъ и Она крила благоутробія Сво/с. 146/его надъ нами, чтобы звѣрство наше претворить въ человѣчество, и опредить насъ чадами Богу и Себѣ, и, такимъ образомъ, мы сдѣлались бы Божіими наслѣдниками въ царствѣ Его, сонаслѣдниками же Христа. Ему подобаетъ честь и поклоненіе, со Безначальнымъ Отцемъ Его, и со Пресвятымъ, Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ, и въ безконечные вѣки. Аминь.

Источникъ: Избранныя слова Святыхъ Отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. Съ приложеніемъ подобія иконы Божіей Матери Одигитріи, написанной Св. Евангелистомъ Лукою. — Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографіи А. Траншеля, 1868. — С. 138-146.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.