Церковный календарь
Новости


2017-11-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Отъ автора (1937)
2017-11-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Великій Другъ. (По случаю убійства Короля Александра) (1934)
2017-11-25 / russportal
Проф. Н. К. Кульманъ. О русскомъ правописаніи (1964)
2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО СЕДЬМОЕ.
1) Богъ, по чрезмѣрной любви Своей къ людямъ, подвергъ ихъ разнымъ лишеніямъ въ жизни сей. 2) Бѣдность есть благодѣяніе Святаго Бога. 3) Кто хулитъ бѣдность, тотъ отрицается христіанства и не хочетъ быть христіаниномъ. 4) Необходимость настоитъ, чтобы христіане имѣли скорби и бѣды.

1. Человѣколюбивый Богъ благоволилъ быть такому порядку, чтобы человѣка, отпадшаго отъ благодати Его, окружали многіе страхи, разныя непріятности, скорби и бѣды. Оставилъ Онъ его быть обременяему всѣмъ этимъ, со всѣхъ сторонъ безпокоиму и бориму даже отъ себя самого. Причина, почему Онъ такъ устроилъ, предивна, /с. 62/ исполнь любви и благости. Какъ какой-нибудь богатый-пребогатый человѣкъ, имѣя сына возлюбленнаго, по великой своей къ нему любви, не хочетъ, чтобъ онъ искалъ гдѣ либо на сторонѣ или отъ другаго кого получалъ потребное себѣ, пищу, питіе, одежду, обувь, или другое какое утѣшеніе и упокоеніе, но желаетъ, чтобъ все это онъ получалъ отъ него одного, отца своего, дабы чрезъ это всегда находился подлѣ него и упокоевался на колѣнахъ его; и если случится какъ нибудь, что этотъ сынъ убѣжитъ отъ него, и у другаго кого пожелаетъ получать потребное себѣ, то отецъ такъ все устрояетъ, чтобы сынъ или совсѣмъ нигдѣ ничего не находилъ, или находилъ съ большимъ трудомъ и пóтомъ; мало того, онъ еще всѣмъ, находящимся подъ его властію, повѣщаетъ, чтобъ, коль скоро увидятъ сына его шатающимся тамъ и сямъ вдали отъ него, гнали его и всякія причиняли ему непріятности, дабы онъ и нехотя по неволѣ воротился къ нему, много любящему его отцу, не находя себѣ нигдѣ покоя: такимъ же образомъ и Богъ поступилъ съ отпадшимъ человѣкомъ, устроивъ, чтобъ онъ не находилъ себѣ покоя въ настоящей жизни въ вещахъ міра сего, и чрезъ то вынуждаемъ былъ опять возвращаться ко всеблагому Богу, Господу и Владыкѣ всяческихъ, Отцу, Промыслителю, Упокоителю, Искупителю и Спасителю, и всегда находиться при Немъ, дабы такимъ образомъ и человѣкъ находилъ успокоеніе, и Богъ, Отецъ его, имѣя при себѣ его, сына, радовался о немъ.

Прежде преступленія человѣкъ находился въ полномъ счастіи, всякое имѣлъ утѣшеніе и жилъ во всегдашней радости въ раю, безъ скорби и печали, даже не зная, чтó такое есть печаль. Но забывшись по причинѣ этого самаго великаго счастія, пришелъ онъ къ похотѣнію того, чтó было выше мѣры его и выше силы его, восхотѣлъ быть Богомъ, по внушенію діавола. За это, тотчасъ, какъ только и дѣломъ покусился на то, чтó получить было для него невозможно, потерялъ то великое счастіе и упокое/с. 63/ніе, какое имѣлъ, сталъ бѣденъ и пришелъ въ столь же великую нищету, сколь великое имѣлъ прежде богатство, воспріявъ такимъ образомъ наказаніе за возгордѣніе, коимъ подвигшись, дерзнулъ онъ покуситься на то великое и отважное покушеніе: какъ будто пресытился онъ тѣмъ счастіемъ, какое даровалъ ему Богъ, и, брезгуя имъ, восхотѣлъ высшаго.

Сдѣлавшись такъ бѣднымъ, сталъ онъ, по причинѣ нуждъ и недостатковъ, поднимать всякіе труды и хлопоты, но, не находя при всемъ томъ потребнаго столько, какъ бы ему хотѣлось, то подавляемъ былъ скорбію, печалію и уныніемъ, то на большія напрягался усилія, чтобъ достигнуть довольства и обилія, сбросивъ томившую его тяготу скудости. По этой же причинѣ иной дѣлался воромъ, явнымъ или тайнымъ, иной разбойникомъ, насильно отнимающимъ чужое, иной лихоимцемъ, неправеднымъ обманщикомъ; отсюда же зависть, предательство, клевета, враждованіе, споры, суды, навѣты, ложь, клятвопреступничество, убійство. И самаго Бога забыли, Который на настоящую жизнь въ видѣ временнаго наказанія опредѣлилъ бѣдность, заслуженную роду человѣческому преступленіемъ Адамовымъ. Дѣйствуя такъ, они, можно сказать, идутъ противъ Бога, когда, во что бы то ни стало, усиливаются сдѣлаться богатыми и всѣмъ обилующими, несмотря на Божіе присужденіе намъ скудости на настоящую жизнь. Сдѣлавшись богатыми, являются они гордыми и тщеславными. Далѣе же что послѣдуетъ? Вотъ что: Богъ гордымъ противится; и послѣдняя ихъ зрятъ туда же, куда попалъ отступникъ отъ Бога — діаволъ.

2. Итакъ знать надлежитъ относительно скудости во всемъ, что Богъ праведно наложилъ ее на насъ, какъ временное наказаніе, и потому претерпѣвать ее съ благодареніемъ, да привлечемъ на себя благоутробіе, милость и попеченіе Божіе. Егоже бо любитъ Господь, наказуетъ, да смирится наказательною скудостію и далекъ будетъ отъ гордости, біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ /с. 64/ (Евр. 12, 6), болѣзнями и скорбями, чтобъ къ себѣ его притянуть и имѣть всегда съ собою, и за труды и подвиги, съ благодарностію переносимые, увѣнчать его вѣнцемъ терпѣнія и сдѣлать сыномъ пріятнымъ. Преступленіе Адамово послѣдовало не отъ другаго чего, какъ, отъ того, что онъ имѣлъ всѣ блага въ изобиліи безъ труда. Почему Богъ за преступленіе опредѣлилъ намъ въ потѣ лица своего снѣдать хлѣбъ свой, пока умремъ. Если же для настоящей жизни на всѣхъ людей наложена скудость, какъ естественное временное наказаніе; то всѣми неправдами усиливающійся убѣжать изъ-подъ него попадетъ подъ вѣчное наказаніе. Потому что избѣжать скудости въ настоящей жизни едва ли возможно безъ хищенія, неправды и лихоимства; ктому же счастіе и богатство естественно пораждаютъ гордость, источникъ всякаго грѣха; а гордаго, стремглавъ низвергши долу, беретъ въ свою власть срамота, т.-е. начинаютъ господствовать надъ нимъ плотскія страсти, — порожденія его неразумія и растлѣнія въ немъ здраваго смысла.

3. Посему христіанинъ, который всячески хлопочетъ и усиливается избыть отъ скудости, очевидно не хочетъ быть христіаниномъ истиннымъ; потому что истинному христіанину нельзя быть безъ лишеній и нуждъ. Сынъ Божій и Богъ, содѣлавшійся человѣкомъ для возстановленія естества человѣческаго, не благоволилъ тотчасъ отмѣнить первое наказательное опредѣленіе, т.-е. нужду во всемъ и смерть, наложенныя на Адама и родъ нашъ за преступленіе заповѣди; ибо и то, чтобы намъ въ потѣ лица снѣдать хлѣбъ свой, и то: земля еси и въ землю пойдеши, пребываютъ и навсегда пребудутъ въ родѣ нашемъ, до скончанія вѣка. Но что сдѣлалъ и дѣлаетъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ? — То, что вѣрующихъ въ Его вочеловѣченное домостроительство дѣлаетъ причастниками Своей силы, яко Богъ силъ, и Своей премудрости, яко Богъ премудрости, и чрезъ то, не отмѣняя дѣломъ перваго опредѣленія, отмѣняетъ тѣмъ, что отъемлетъ силу его, вооду/с. 65/шевляя вѣрующихъ благодушно переносить всякаго рода лишенія и скорби, самъ первый подъявъ ихъ до безславной смерти на крестѣ, и сдѣлавшись для насъ въ этомъ образцемъ и примѣромъ. Вслѣдствіе сего видимъ, что и Апостолы и всѣ истинные христіане, пріемля отъ благодати Христовой силу, съ радостію переносятъ всякія скорби и искушенія, и приносятъ Богу достойные плоды съ великимъ терпѣніемъ. Почему ни мученики не просили Христа избавить ихъ отъ терзаній и мученій, ни подвижники не искали освобожденія отъ трудовъ и потовъ подвижничества, но тѣ и другіе умоляли лишь даровать имъ терпѣніе, и съ этимъ терпѣніемъ подвизались подвигомъ мученичества и подвижничества, чтобъ въ будущей жизни воспріять награду за трудъ свой.

4. Итакъ для всякаго благочестиваго неизбѣжны скорбь, тѣснота и лишенія; и это не къ ущербу, а къ усиленію и возвышенію его благочестія. Пока не испытаетъ кто искушеній, не можетъ понять и познать, сокрытой въ нихъ сладости и силы для жизни по Богу. Когда же испытаетъ ихъ и познаетъ сіе, то не можетъ не благодарить испытующаго его Господа. И когда освободится отъ нихъ, не за то одно благодаритъ Избавителя, что освободилъ, но и за то, чтó даровалъ испытать чрезъ нихъ. Неиспытавшій искушеній бываетъ неискусенъ въ жизни, и къ богоугожденію не такъ рачителенъ. А испытавшій ихъ и освободившійся отъ нихъ горитъ духомъ къ Богу и всеусердно благодаритъ Его. Конечно, бываютъ усердные къ Богу и благодарные и изъ тѣхъ, кои не испытываютъ искушеній, но не съ такимъ жаромъ, какъ тѣ, кои испытываютъ ихъ и избавляются отъ нихъ. Посему крайне потребно и спасительно христіанину подпадать искушеніямъ, скорбямъ, тѣснотамъ и лишеніямъ, да познаетъ на себѣ многопомощную силу Божію и Бога да благодаритъ отъ всей души, отъ всего помышленія и всею силою. Кто живетъ покойно и не имѣетъ искушеній, тотъ подверженъ двумъ невыгодамъ: первая, что не такъ усердствуетъ къ Богу и /с. 66/ не отъ всей души благодаритъ Его, а вторая, что умъ его неизбѣжно вдается въ суетныя попеченія и заботы. Можетъ быть и Адамъ не такъ бы легко прельстился, не послушалъ бы злаго совѣта діаволова, и не восхотѣлъ бы быть богомъ, еслибы поусерднѣе благодарилъ Бога, когда былъ окруженъ величайшимъ онымъ упокоеніемъ и неизреченною радостію. Такъ-то сколько потребно для насъ дышать воздухомъ, столько потребно благодарить Бога, въ самыхъ искушеніяхъ, скорбяхъ и лишеніяхъ, какимъ подвергаемся, идя путемъ богоугожденія. Будемъ же, братія мои, и мы благодарить Бога о всемъ, и безропотно претерпѣвать всякое искушеніе и скорбь, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Коему слава во вѣки. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 61-66.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.