Церковный календарь
Новости


2017-03-29 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ Постной Тріоди 1650 г.) (1650)
2017-03-28 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ кн. житій святыхъ свт. Димитрія) (1875)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО ОСЬМОЕ.
1) Удерживать въ умѣ читаемое въ божественномъ писаніи есть дѣйствіе силы Божіей. 2) О молитвѣ и чтеніи. 3) Какъ надлежитъ христіанину молиться?

1. Учащійся, если не удерживаетъ въ умѣ своемъ и не помнитъ того, чему научаютъ его, никакой не получаетъ пользы отъ ученія. Знающій грамату и читающій, если не понимаетъ читаемаго, есть тоже что неграматный. Читающій и понимающій, если не можетъ удерживать въ умѣ своемъ того, чтó вычиталъ и понялъ, никакой не получаетъ пользы отъ чтенія. Въ отношеніи же къ божественному писанію, то, чтобы читать оное, въ нашей состоитъ власти; а то, чтобы понимать читаемое, и отъ насъ самихъ зависитъ и не отъ насъ. Отъ насъ зависитъ стараніе и вниманіе, какія надлежитъ имѣть при чтеніи; то же, чтобы понимать читаемое, есть дѣло благодати Божіей. Но то, чтобы удерживать въ умѣ и помнить понятое, есть дѣло единой благодати Божіей. Почему не много такихъ, которые удерживаютъ сіе въ умѣ, какъ и вообще спаса/с. 67/емыхъ избранниковъ немного. — Чтеніе научаетъ человѣка тому, чтó руководитъ его къ Богу и дѣлаетъ Божіимъ; а молитва дѣлаетъ то, что Богъ милосердствуетъ къ человѣку, и просвѣщаетъ умъ его, чтобъ понималъ и помнилъ прочитываемое. То, чтó написано объ иныхъ мірскихъ дѣлахъ, читающіе могутъ понимать и сами, но вещей божественныхъ и спасительныхъ никому невозможно понять или помнить безъ просвѣщенія отъ Св. Духа.

2. Тому, кто научился молиться какъ должно, не столько потребно чтеніе потому, что его душу исполняетъ божественнымъ свѣтомъ и божественно измѣняетъ благодать Св. Духа. Но тотъ, кто предпочитаетъ больше сидѣть за чтеніемъ, нежели научаться молиться какъ должно, находится въ прелести и самъ себя отдаляетъ отъ спасенія; лучше же сказать, таковый безчувственъ, хотя и говоритъ, что прочиталъ все писаніе и всегда имѣетъ его на языкѣ. Не можетъ быть, чтобы плодъ земной созрѣлъ безъ теплоты солнечной. Пусть сѣмя прозябнетъ во время зимы и весною прорастетъ и дастъ стволъ; но если все время будетъ стоять пасмурное и холодное, то никакъ не созрѣетъ плодъ его. Это будетъ произрастеніе ни къ чему негожее и безполезное; лучше бы ему совсѣмъ не прорастать. Такимъ же образомъ и тотъ, кто не согрѣвается теплотою умнаго солнца — Христа Господа, посредствомъ молитвы, какъ должно совершаемой, не можетъ получить зрѣлаго плода духовнаго, т.-е. сладости и пользы отъ чтенія своего.

Много потребно времени и труда, болѣе мысленнаго, чѣмъ тѣлеснаго, на то, чтобы сначала научиться молиться какъ должно, а потомъ, научившись, продолжать молиться. Почему и Апостолъ заповѣдуетъ намъ воспѣвать и пѣть Богу всегда сердцемъ, а не устами одними (Еф. 5, 19). Поелику уста говорятъ отъ избытка сердца, то надобно такъ устроиться, чтобъ и молитва, устами произносимая, произносима была отъ избытка сердца. А это бываетъ, когда въ насъ сердце чистое созидается, боже/с. 68/ственный духъ правый обновляется, и воспріемлется радость спасенія Божія, каковая радость раждается отъ общенія и причастія Христу, а утверждается потомъ благодатію Духа владычняго, по слову пророка, который сперва сказалъ: сердце чисто созижди во мнѣ Боже и духъ правъ обнови во утробѣ моей, а потомъ: воздаждь ми радость спасенія Твоего и Духомъ владычнимъ утверди мя, чтобъ духи злые ни съ какой стороны не могли, своими искушеніями и прилогами, колебать движеній и помышленій душевныхъ. Когда душа будетъ въ состояніи молиться показаннымъ способомъ, тогда возможно, чтобы отъ таинственныхъ лучей божественнаго просвѣщенія, нисходящихъ въ молящагося во время молитвы и ради молитвы, созрѣвало, т.-е. было въ сладость пріемлемо и пользу приносило то, чтó онъ вычитываетъ и понимаетъ. Кто не дѣлаетъ такимъ образомъ, тотъ ничего какъ должно не понимаетъ изъ читаемаго, не чувствуетъ сладости отъ того и никакой не получаетъ пользы.

3. Молиться Богу весьма хорошее дѣло и великую приноситъ пользу молящемуся. Если великая бываетъ польза отъ собесѣдованія съ земнымъ царемъ, то сколь бóльшая должна быть отъ собесѣдованія съ Царемъ небеснымъ посредствомъ молитвы? Какъ никто не смѣетъ приблизиться къ тому, кто бесѣдуетъ съ царемъ земнымъ, и пресѣчь бесѣду, которую онъ ведетъ: такъ и демоны не дерзаютъ приблизиться къ тому, кто съ Богомъ бесѣдуетъ. Напротивъ, великій вредъ бываетъ отъ того, если кто не молится Богу: ибо душа такого оставляется лишенною Божія просвѣщенія, божественной силы и покоя отъ демонскихъ искушеній; и демоны непрестанно возбуждаютъ въ ней непотребныя движенія, похоть нечистую, позывы на блудъ, неправду, тщеславіе, гордость, самомнѣніе. Какъ для тѣла необходимо потребенъ воздухъ, чтобъ дышать, такъ для души потребно непрестанное памятованіе о Богѣ т.-е. молитва. Но опять, если кто молится Богу просто, какъ попало, будто мимоходомъ, безъ /с. 69/ страха, какой надлежитъ имѣть тому, кто предстоитъ предъ Богомъ, предъ Коимъ трепещутъ херувимы, для того не только это никакой не приноситъ пользы, тотъ не только несетъ ущербъ, о коемъ сказано выше, но терпитъ несравненно пагубнѣйшій вредъ, гнѣвъ Божій, отвращеніе Божіе, изгнаніе Божіе. Ибо какъ тѣлохранители царскіе тотчасъ восхищаютъ отъ лица царева и выгоняютъ вонъ того, кто стоитъ предъ царемъ небрежно, безъ страха и благоприличія, и царь не воспрещаетъ имъ этого: такъ и Ангелы Божіи отторгаютъ отъ лица Божія и отъ взора Его и вонъ изгоняютъ умъ того, кто стоитъ предъ Богомъ и молится Ему небрежно, будто съ презорствомъ, безъ благоговѣнія и благонастроенія, и тогда тотчасъ схватываютъ его демоны съ дерзостію и насиліемъ и кружатъ его, гдѣ хотятъ, по мѣстамъ срамнымъ и нечистымъ, или по дѣламъ злымъ, или по вещамъ суетнымъ и безполезнымъ. И ни самъ страждущій сіе отъ демоновъ не чувствуетъ того, ни Богъ не сжаливается надъ нимъ и не освобождаетъ его отъ сего, за то что тотъ презрѣлъ Его и преступилъ заповѣдь Его, которая повелѣваетъ: работайте Господеви со страхомъ, и радуйтеся Ему съ трепетомъ (Пс. 2, 11). Потому гораздо лучше бы было для такого, еслибъ онъ совсѣмъ не молился; потому что демоны ни за какіе грѣхи не овладѣваютъ душею съ такимъ тиранствомъ, какъ за презорство къ Богу. И земной царь должникамъ своимъ и тѣмъ, которые въ чемъ либо погрѣшаютъ предъ нимъ, терпитъ, а для тѣхъ, которые презираютъ его, бываетъ тяжкимъ и страшнымъ отмстителемъ. Почему нѣтъ большаго грѣха, какъ молиться Богу съ презорственнымъ небреженіемъ.

Богъ безтѣлесенъ и невидимъ; почему и служить Ему надлежитъ не тѣлесно только, и не видимо только. Служить Богу только тѣлесно и видимо есть дѣло несообразное, какъ говоритъ и пророкъ Давидъ: аще бы восхотѣлъ еси жертвы, далъ быхъ убо, всесожженія не благоволиши. Жертва Богу духъ сокрушенъ, сердце сокру/с. 70/шенно и смиренно Богъ не уничижитъ. Сокрушеніе же сердца бываетъ въ умѣ и помышленіи, а умъ нашъ и помышленія наши невидимы. Итакъ, будучи обязаны воздавать Богу невидимому невидимое служеніе, мы должны служить Ему умомъ и помышленіемъ. Это и есть подобающее и сообразное служеніе, — Невидимому приносить невидимое, и мысленному мысленное. Но потомъ уже и вмѣстѣ уже съ этимъ надлежитъ приносить и видимое, съ душею и тѣлесное, да угожденіе Богу отъ насъ будетъ всѣмъ существомъ. Богъ не отъ рукъ человѣческихъ угожденіе пріемлетъ (Дѣян. 17, 25). Если и пріемлетъ Онъ тѣлесныя и чувственныя приношенія, то знать надлежитъ, когда и какъ пріемлетъ, именно, когда они приносятся отъ чистаго сердца.

Молитва и пѣніе божественныхъ псалмовъ не что иное есть, какъ бесѣдованіе съ Богомъ, въ коемъ мы или умоляемъ Его, да даруетъ намъ, чтó сообразно Богу даровать человѣкамъ, или прославляемъ Его за всѣ творенія, сотворенныя Имъ, или воспѣваемъ чудеса Его, какія отъ вѣка по временамъ творилъ Онъ во славу Свою, во спасеніе людей и въ воздаяніе и наказаніе неправедныхъ и злыхъ, — или возвѣщаемъ промыслительныя дѣйствія Его, кои по домостроительству Своему совершаетъ Онъ таинственно и сокровенно, — или величаемъ великое таинство вочеловѣченія Сына и Слова Божія, именно, какъ Сынъ Божій, не отлучаясь отъ всего прочаго творенія, отлучился въ пренепорочное чрево Приснодѣвы Маріи и содѣлался человѣкомъ, родился, воспитался и явилъ намъ житіе и жизнь божественныя, распялся, умеръ и воскресъ изъ мертвыхъ, даровавъ чрезъ то и роду человѣческому надежду воскресенія и жизни вѣчной, и вознесся, яко человѣкъ на небеса, чтобъ низпослать на вѣрующихъ въ Него, отъ единаго Бога Отца исходящаго, Духа Святаго, Котораго отъ начала имѣлъ первый человѣкъ и лишился за невѣріе свое, когда не повѣрилъ словесамъ Божіимъ. Ибо то и было послѣднею цѣлію воплощеннаго домостро/с. 71/ительства, т.-е. для того и воплотился Сынъ Божій, Богъ Слово, и содѣлался человѣкомъ, да пріемлютъ, какъ душу, благодать Святаго Духа души тѣхъ, кои вѣруютъ въ Него, яко Бога и человѣка, т.-е. во единаго Христа изъ двухъ естествъ, нераздѣльныхъ и несліянныхъ, Божества и человѣчества, и да являются такимъ образомъ возрожденными, возсозданными и обновленными чрезъ святое крещеніе, и содѣлываются тѣмъ, чѣмъ былъ первый человѣкъ прежде преступленія, освящаясь благодатію Святаго Духа въ умѣ, совѣсти и во всѣхъ чувствахъ, такъ чтобы послѣ сего совсѣмъ не имѣть уже растлѣнной паденіемъ жизни, которая могла бы увлекать вожделѣніе души къ плотскимъ и мірскимъ похотямъ.

Если теперь тотъ, кто долженъ въ молитвѣ своей бесѣдовать къ Богу о всемъ вышесказанномъ, вращая то въ умѣ своемъ день и ночь, если онъ, положимъ, и долгое время проговариваетъ все это языкомъ только, а умомъ не знаетъ чтó говоритъ, то не является ли онъ потерявшимъ смыслъ? Но всячески явно, что онъ не содѣлался еще вѣрнымъ, еще не вошелъ въ содружество съ Богомъ. Ибо вѣрнымъ именуется и есть тотъ, кому ввѣрена и кто имѣетъ благодать Св. Духа; благодать же сія просвѣщаетъ умъ, собираетъ его въ себя и сосредоточиваетъ, да разумѣетъ, къ Кому бесѣдуетъ и о чемъ бесѣдуетъ. Слѣдовательно кто не такъ дѣйствуетъ въ молитвѣ, тотъ не имѣетъ благодати Св. Духа, невѣрнымъ пребываетъ и далекимъ отъ Бога.

Итакъ прежде всего надлежитъ сдѣлаться вѣрнымъ и съ Богомъ примириться и содружиться, испросивъ у Него отпущеніе всѣхъ прежнихъ грѣховъ, словомъ, дѣломъ и помышленіемъ содѣланныхъ. Душа съ Богомъ примирившаяся и содружившаяся бываетъ кроткою, смиренною и сокрушенною. Это и служитъ признакомъ примиренія и содруженія съ Богомъ. Ибо Богъ обыкновенно эти первыя даетъ дарованія вѣрующимъ, т.-е. кротость и смиреніе. Душу же кроткую и смиренную уже не борютъ /с. 72/ демоны, какъ прежде, ни сластолюбіемъ, ни сребролюбіемъ, ни славолюбіемъ; и такимъ образомъ чрезъ эти два дарованія Христовы душа обрѣтаетъ покой и не бываетъ смущаема никакими чуждыми и неумѣстными помыслами. Таковая душа и молится какъ подобаетъ, т.-е. со страхомъ, благоговѣніемъ и вниманіемъ, а не одними устами. И это невозможно ни для какого человѣка, ни для мірянина, ни для монаха, ни для отшельника, ни для клирика, ни для діакона, ни для священника, ни для архіерея, если душа каждаго изъ нихъ не содѣлается причастницею Святаго Духа, по мѣрѣ вѣры ихъ во Христа: ибо никтоже можетъ рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ (1 Кор. 12, 10). Истинно кланяющіеся Богу, Духомъ кланяются и Духомъ молятся. А гдѣ Духъ Господень, тамъ свобода (2 Кор. 3, 17), свобода отъ демоновъ и отъ всѣхъ страстей всѣваемыхъ ими въ душу, отъ ненависти, печали, смущенія, малодушія, злонравія, злобы, невѣрія, гнѣва и падкости на всякое самоугожденіе; и тѣ, кои обладаются ими, пусть они будутъ постники, безмолвники, долгопѣвцы псалмовъ, толкователи божественныхъ писаній, излагатели правыхъ догматовъ, учители и проповѣдники церковные, пусть именуются высокопреподобными, многоучеными и всесильными, не имѣютъ части со Христомъ, истиннымъ свѣтомъ, просвѣщающимъ всякаго человѣка, отъ своего злаго произволенія грядущаго въ истинный міръ добродѣтелей: ибо тма не имѣетъ никакого общенія со свѣтомъ.

Каковый свѣтъ да сподобимся получить и мы о Христѣ Іисусѣ, Коему подобаетъ слава, честь и поклоненіе со безначальнымъ Его Отцемъ и животворящимъ Его Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 66-72.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.