Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО ДЕВЯТОЕ.
1) Самый большой грѣхъ есть молиться безъ страха Божія, безъ благоговѣнія и вниманія. Допускающіе его не вѣдаютъ какъ должно Бога. 2) Для того, чтобы познать Бога, потребенъ божественный свѣтъ. 3) Всякій человѣкъ грѣшнитъ умомъ, словомъ и дѣломъ. Чтобъ охраниться отъ грѣховъ, надо прежде всего уврачевать умъ.

1. Нѣтъ грѣха больше, какъ молиться безъ страха Божія, безъ вниманія и благоговѣнія. Кто молится или поетъ псалмы просто, какъ попало, съ небрежностію и презорствомъ, тотъ явно не знаетъ, что такое есть Богъ, не знаетъ и небрежничаетъ. Почему Богъ, отъ Коего исходитъ и отпущеніе грѣховъ и всякое благо, хотѣлъ бы помиловать и его, но не можетъ, а паче гнѣвается. Лучше такому совсѣмъ не молиться, чѣмъ такъ молиться, т.-е. устами только. Душѣ не свойственно молиться устами, а умомъ, и тотъ, кто поетъ псалмы и молитвы творитъ, а умъ его не заключаетъ себя въ молитву, которую онъ говоритъ, дѣлаетъ дѣло несообразное; почему подвигаетъ на гнѣвъ Бога, Которому молится. Какъ умъ видитъ и умъ слышитъ, такъ надобно, чтобы умъ же и молился посредствомъ устъ. Кто совсѣмъ не молится, тотъ не исполняетъ своего долга и остается должникомъ Богу; но когда-нибудь онъ опомнится и можетъ испросить себѣ отпущеніе долга у Бога, коему долженъ. Тотъ же, кто молится кое-какъ, съ небрежностію, подвигаетъ на гнѣвъ самого долговъ рѣшителя Бога, Коему молится; ибо таковый устами Богу молится, а умомъ съ бѣсами ведетъ бесѣду. Отъ кого же послѣ сего ожидать ему милости?

Итакъ надобно съ устною молитвою молиться Богу и умомъ. Но поелику невозможно, чтобы съ устами и умъ молился, если не получитъ онъ прежде просвѣщенія и воздѣйствія Святаго Духа: то прежде всего другаго надобно попещись о томъ, чтобы пріять просвѣщеніе и благодать Святаго Духа, дабы не молиться устами только и /с. 74/ чрезъ то не быть въ опасности вмѣсто полученія милости отъ Бога, подпасть гнѣву Его. Ибо нѣтъ другаго грѣха, который бы такъ много прогнѣвлялъ Бога, какъ тотъ, когда кто устами молитвы Ему творитъ, а умомъ помышляетъ неумѣстное и срамное. Таковый умъ еще не возобладанъ Христомъ и не хочетъ быть обладаемымъ отъ Него; и поелику не хочетъ, чтобы царствовалъ надъ нимъ Богъ, есть врагъ Царя-Христа (Лук. 19, 14).

2. Итакъ не подобаетъ молиться Богу безъ страха и благоговѣнія. Кто не имѣетъ страха и благоговѣнія, пусть испрашиваетъ прежде всего свѣта страха Божія, да вѣдаетъ, предъ сколь страшнымъ Богомъ предстоитъ онъ и молится, чтобъ удостоиться за то получить просимое. Ибо кто познаетъ, коль страшенъ есть Богъ, тотъ преисполнится и страхомъ Божіимъ, и страхъ Божій научитъ его достодолжной молитвѣ. Ктожъ не позналъ сего, тотъ во тмѣ и не умѣетъ молиться, какъ должно. Пока солнце еще не возсіяло и тма покрываетъ землю, кто можетъ видѣть хорошо вещи? И тотъ, кто прошелъ грамматику, риторику и философію и обогатился познаніемъ всего сущаго, не можетъ безъ свѣта прочитывать книгъ, въ которыхъ содержатся такія ученія, а новоначальный, который только приступилъ къ такому ученію, что можетъ увидѣть безъ свѣта, или чему можетъ научиться? Ничему. Такимъ же образомъ и душѣ всякой потребенъ сокровенный свѣтъ божественнаго вѣдѣнія, да видитъ и познаетъ и постигаетъ силу и значеніе божественныхъ словесъ псаломскихъ. Ибо сей сокровенный свѣтъ божественнаго вѣдѣнія есть нѣкая мысленная сила — властная, которая окружаетъ и собираетъ подвижной умъ, отбѣгающій обычно туда и сюда, въ то время, когда слушаетъ или читаетъ божественныя оныя словеса, и держитъ его въ себѣ, да внимаетъ тому, чтó читаетъ или слушаетъ. Если же не войдетъ въ кого сей божественный свѣтъ, то онъ устами будетъ произносить или читать молитву, и ушами слушать, а умъ его будетъ оставаться безплоднымъ; и не только это, но онъ не будетъ /с. 75/ стоять на одномъ, а будетъ кружиться тамъ и сямъ, и помышлять о томъ, о чемъ не подобаетъ, держа притомъ ту мысль, будто ему неотложно необходимо обдумать то, о чемъ думаетъ, и позаботиться о томъ, въ чемъ прельщается, не понимая, что состоитъ въ сіе время рабомъ мысленнаго тирана діавола, и имъ мысленно влачимъ бываетъ туда и сюда. Тѣмъ-то и бѣдственна и пагубна эта болѣзнь, что, тогда какъ врагъ мой влачитъ туда и сюда мой собственный умъ, я думаю, что всѣ эти круженія моего ума, всѣ эти заботы и попеченія суть мои собственныя и неотложно необходимы для меня. Вотъ первая и величайшая изъ всѣхъ болѣзней душевныхъ, для уврачеванія которой, яко первѣйшей, хуждшей и сильнѣйшей всякой другой болѣзни душевной, надлежитъ намъ подвизаться до пролитія крови. Ибо она препятствуетъ намъ молиться какъ должно и не позволяетъ молитвѣ нашей восходить прямо къ Богу; она есть большая и крѣпкая стѣна, которая мѣшаетъ уму нашему приближаться къ Богу, Который есть вездѣ сый и вся исполняяй. Сіе омраченіе души есть начало, кромѣшней тмы адской, и если не разгонитъ его Христосъ во всякомъ подвизающемся о спасеніи своемъ, то никто не узритъ Господа. Почему и Давидъ говоритъ: Богомъ моимъ прейду стѣну (Пс. 17, 30). И Христосъ Господь, прогоняющій сію тму, возвѣщаетъ: Азъ есмь свѣтъ міру (Іоан. 8, 12). Если не будетъ развѣянъ и изгнанъ изъ души сей мракъ прежде всякаго другаго зла, то тщетна вѣра всякаго такого христіанина, тщетно именуется онъ именемъ вѣрующаго, тщетны посты его и бдѣнія, тщетно трудится онъ, вопія въ псалмопѣніяхъ своихъ.

3. Если камни нападаютъ въ какой-либо тѣсный каналъ или трубу и зогородятъ ихъ, то нельзя вынуть того камня, который на самомъ низу, ни того, который на срединѣ, ни даже того, который близко къ первому, если напередъ не вынешь этого перваго, а потомъ по порядку и другіе. Это же самое бываетъ и съ людьми. Тремя образами грѣшатъ люди: умомъ, словомъ и дѣломъ. Пер/с. 76/вый грѣхъ, грѣхъ умомъ, есть причина и всѣхъ тѣхъ грѣховъ, въ какихъ грѣшатъ словомъ и дѣломъ; ибо не умъ заканчиваетъ грѣхъ, а слово и дѣло заканчиваютъ, чтó изобрѣтаетъ умъ. Итакъ изъ этихъ трехъ, чему прежде и болѣе всего необходимо быть уврачевану отъ Христа? Очевидно, первому, т.-е. уму. Ибо когда уврачуется и освятится умъ, когда придетъ онъ въ доброе состояніе и не будетъ сносить, чтобъ сказано или сдѣлано было что-либо Богу неугодное, тогда душа будетъ охранена и отъ всякаго другаго грѣха. Итакъ сколько силъ есть, надлежитъ намъ подвизаться, да освятится Христомъ умъ нашъ, воспріявъ благодать Святаго Духа. Для этого одного Христосъ, будучи Богъ, содѣлался человѣкомъ, для этого распялся, умеръ и воскресъ. Это, т.-е. освященіе ума, и есть воскресеніе души въ настоящей жизни, вслѣдствіе коего можно сподобиться и будущаго воскресенія тѣломъ къ славѣ и блаженству.

Потщимся же прежде всего исправить умъ свой, чтобъ онъ стоялъ (трезвенно въ себѣ), когда молимся, или читаемъ и изучаемъ божественныя Писанія. Ибо если не исправимъ ума, все другое тщетно, и душа наша никакого не воспріиметъ преуспѣянія. Многіе, именующіеся христіанами и не сущіе таковыми воистину, не зная, что носятъ въ душѣ своей эту великую и страшную болѣзнь, впадаютъ въ тщеславіе и самомнѣніе, думаютъ, что они выше другихъ братій, гордятся и превозносятся надъ однородными себѣ и презираютъ ихъ, когда эта болѣзнь равняетъ ихъ со всѣми, ибо она обща всему роду человѣческому, какъ общи всѣмъ тлѣніе и смерть. Эта болѣзнь нерѣдко скорѣе врачуется въ простѣйшихъ и неученыхъ, нежели какъ въ ученыхъ и умудренныхъ наукою. Если скорѣе врачуются сіи простѣйшіе, то, очевидно, они лучше умудренныхъ и ближе къ Богу, Коимъ прежде познаваемы бываютъ и просвѣщаются, а потомъ сами Его познаютъ. Впрочемъ и каждому, по мѣрѣ исправленія ума его, дается мѣра вѣдѣнія или познанія какъ самого себя, /с. 77/ такъ и Бога, т.-е. поколику исправляется, освящается и просвѣщается умъ каждаго, потолику онъ познаетъ себя самого и Бога, Коему слава во вѣки. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 73-77.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.