Церковный календарь
Новости


2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Фіалки (1921)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Скворцы (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Барышня-крестьянка (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Станціонный смотритель (1921)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 5-я (1903)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 4-я (1903)
2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Василиса Прекрасная (1921)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Морозко (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Гробовщикъ (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Отъ издателя (1921)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Московскій Сборникъ". Знаніе и дѣло (1896)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Моск. Сборникъ". Болѣзни нашего времени (1896)
2017-07-19 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Общественное служеніе христіанъ (1994)
2017-07-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Англикане и Православная Церковь (1964)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 22 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО ДЕСЯТОЕ.
1) Богъ немощнымъ создалъ въ началѣ человѣка, такъ чтобы онъ согрѣшилъ по немощи, какъ теперь грѣшитъ. 2) Иное есть грѣхъ Адама, а иное прочіе грѣхи, коими грѣшимъ мы нынѣ. 3) Что вамъ даровано отъ Христа, и что есть грѣхъ? 4) Того ради Богъ содѣлался человѣкомъ, да упразднитъ дѣла діавола.

1. Разсудивъ о грѣхѣ, коимъ согрѣшилъ Адамъ, когда находился въ славѣ и наслажденіи райскомъ, никто не найдетъ, чтобъ онъ сдѣланъ былъ по необходимости или немощи, или по какой-либо благословной причинѣ, а лишь по одному презрѣнію заповѣди Божіей, по неблагодарности и отступничеству Адама, какое показалъ онъ въ отношеніи къ Богу, Создателю своему. Впрочемъ для него дано Богомъ мѣсто покаянію, да обрящетъ прощеніе, по двумъ слѣдующимъ причинамъ: первое, потому что онъ не самъ по себѣ надумалъ злое, но былъ прельщенъ и введенъ въ заблужденіе совѣтомъ діавола; второе, потому что былъ облеченъ плотію: ибо Адамъ, яко тварь, былъ удобопремѣнителенъ, но не могъ впасть въ совершенное отступничество отъ Бога, какъ діаволъ и послѣдовавшіе ему демоны, не имѣвшіе плоти. Тѣмъ бóльшая оставлена человѣку надежда помилованія теперь, когда онъ обложенъ естественною нѣкоею немощію, какую воспріяло человѣческое естество по паденіи, и по причинѣ коей грѣшитъ. Но это не можетъ оправдывать его грѣховъ, а должно лишь къ тому побуждать, чтобы съ чувствомъ благодаренія Богу за дарованіе мѣста прощенію скорѣе прибѣгать къ Нему и испрашивать у Него прощенія и силы, прощенія того, въ чемъ согрѣшилъ, потому что /с. 78/ хотя онъ грѣшилъ по человѣческой немощи, но ему надлежало противостоять грѣху до смерти; силы, чтобъ воспріявъ отъ Бога силу благодатію Христовою, не согрѣщать, а дѣлать одни добрыя дѣла, Богу угодныя.

2. Никто изъ насъ никогда ни согрѣшалъ и не можетъ согрѣшить, какъ согрѣшилъ Адамъ; потому что никого не было и нѣтъ во всемъ ему равнаго, кто бы т.-е. былъ подобно ему безбѣденъ, безпечаленъ, свободенъ отъ всякой естественной нужды. Ибо посмотри, какое наказаніе положено Адаму и роду его за преступленіе заповѣди въ раю, — алчба, жажда, озябаніе во время зимы, озноеніе во время лѣта; отсюда потребность пищи, питія, одежды и крова, для чего трудъ, преутружденіе и поты на всю жизнь. Далѣе же что послѣдуетъ? Нетерпѣливость но причинѣ всѣхъ показанныхъ нуждъ и противленіе опредѣленію Божію. Ибо всякій человѣкъ раждающійся въ настоящую жизнь, не зная, что всѣ такія временныя наказанія наложены на весь родъ человѣческій за преступленіе праотца нашаго Адама, не съ благодарностію ихъ принимаетъ, а дерзко ропщетъ по причинѣ ихъ, и желая найти успокоеніе отъ нуждъ своихъ, лихоимствуетъ, ищетъ стяжевать болѣе потребнаго, похищаетъ чуждое, неправдствуетъ. И вотъ это-то наши суть грѣхи, т.-е. что не сносимъ терпѣливо временныхъ Божіихъ наказаній и не благодаримъ за нихъ, но, надымаясь будто враги Богу, идемъ нѣкоторымъ образомъ наперекоръ божественному оному опредѣленію, которое гласитъ: въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой; всѣ силы напрягаемъ, чтобъ найти упокоеніе, и не находимъ, потому что нѣтъ возможности ускользнуть намъ отъ трудовъ и потовъ и этой подъяремности нуждѣ, что бы мы ни дѣлали. Потому счастливъ тотъ, кто съ благодарностію претерпѣваетъ эти временныя наказанія, исповѣдуя, что праведно осужденъ на нихъ за прародительскій грѣхъ. Ей, почіетъ онъ отъ трудовъ своихъ. Ибо по причинѣ этихъ наказаній всеблагій Богъ даровалъ людямъ смерть, чтобы /с. 79/ почивали отъ нихъ на время переносящіе ихъ съ благодареніемъ, и потомъ были воскрешены и прославлены въ день суда, чрезъ новаго Адама, безгрѣшнаго Іисуса Христа и Бога, Иже преданъ бысть за прегрѣшенія наша, и воста за оправданіе наше (Рим. 4, 25).

3. Богъ, пришедши въ міръ и содѣлавшись человѣкомъ, принесъ людямъ слѣдующія два великія блага, — соединилъ естество Божеское съ естествомъ человѣческимъ, чтобы человѣкъ содѣлался Богомъ, и въ этого человѣка, содѣлавшагося Богомъ по благодати, таинственно вселялась Пресвятая Троица. Тотъ же, кто сподобился столь великихъ даровъ, какъ можетъ послѣ сего грѣшить, какъ говоритъ Іоаннъ Богословъ и евангелистъ: всякъ рожденный отъ Бога, грѣха не творитъ... и не можетъ согрѣшати, яко отъ Бога рожденъ есть (1 Іоан. 3, 9)?

А грѣхъ что есть? Злыя помышленія, слова и дѣла. Итакъ ничего такого не можетъ допустить въ себѣ тотъ, кто истинно сподобился благъ Божескаго вочеловѣченія, не можетъ допустить никогда, и если допуститъ хоть немного разъ, перестанетъ уже быть таковымъ. Кто помышляетъ иногда доброе, а иногда злое, кто ведетъ рѣчи иногда добрыя, а иногда злыя, кто дѣлаетъ иногда добрыя, а иногда худыя дѣла, тотъ подобенъ человѣку, который иногда идетъ въ храмъ Божій, а иногда въ капище идольское, иногда Богу покланяется, а иногда демонамъ. Можетъ ли же быть таковымъ тотъ, въ комъ вселился Богъ?

Посему-то христіанину надлежитъ всегда и помышлять, и говорить, и дѣлать одно доброе: ибо, какъ говоритъ Господь, домъ, раздѣливыйся на ся, не станетъ (Мѳ. 12, 25). Но и то надлежитъ всегда памятовать, что невозможно, чтобы всегда были добры помыслы (отъ которыхъ обыкновенно раждаются подобныя имъ слова и дѣла), если въ умъ не вселится прежде Христосъ Господь, о чемъ и должно намъ подвизаться, сколько силъ есть, т.-е. чтобъ въ умъ нашъ вселился Христосъ Господь.

/с. 80/

4. Іоаннъ Богословъ говоритъ: сего ради явися Сынъ Божій, да разрушитъ дѣла діаволя (1 Іоан. 3, 8). Дѣла же діавола суть всякій грѣхъ, — зависть, ложь, лукавство, ненависть, вражда, злопамятство, клевета, гнѣвъ, ярость, гордость, тщеславіе, немилосердіе, лихоимство, хищеніе, неправда, похоть злая, спорливость, бранчивость, задорность, пересмѣшки, клятьбы, богозабвеніе, безчеловѣчіе и всякое другое зло. Итакъ тѣмъ, кои именуются христіанами и дѣлаютъ такія дѣла діавола, что пользы отъ того, что они именуются христіанами, когда явленіе Сына Божія не разрушило въ нихъ этихъ дѣлъ діавольскихъ? Если кто скажетъ, что нѣкоторые изъ таковыхъ изъясняютъ Божественныя писанія, богословствуютъ, проповѣдуютъ православные догматы, да вѣдаетъ, что не въ этомъ состоитъ дѣло Христово. Іоаннъ Богословъ не говоритъ: сего ради явися Сынъ Божій, да богословствуютъ и да православствуютъ нѣкоторые, но да разрушитъ дѣла діаволя. Относительно же таковыхъ скажу, что прежде надобно очистить сосудъ отъ всякой скверны, и потомъ влагать въ него мѵро, чтобъ иначе не осквернилось само мѵро, и вмѣсто благовонія не исходило отъ него зловоніе. Сынъ Божій и Богъ Слово не для того содѣлался человѣкомъ, чтобъ только вѣровали во Святую Троицу, прославляли Ее и богословствовали о Ней, а для того, чтобы разрушить дѣла діавола. Въ комъ изъ принявшихъ вѣру Христову разрушены будутъ дѣла діавола, тому можно ввѣрять и тайны богословія и православныхъ догматовъ. Тѣ же, въ коихъ не разрушены такія дѣла, и кои оказываются опутанными въ нихъ къ безчествованію и похуленію Бога, тѣ по существу дѣла стоятъ еще на одной линіи съ язычниками, которымъ воспрещено и возбранено даже входить въ храмъ Господень и молиться въ немъ Богу, а не только читать Божественныя Писанія и изъяснять ихъ, какъ написано: грѣшнику же рече Богъ: вскую ты повѣдаеши оправданія Моя, воспріемлеши завѣтъ Мой усты твоими? Ты же возненавидѣлъ еси наказаніе, и отверглъ еси словеса Моя вспять (Пс. 49, 16. 17). Кто не /с. 81/ принимаетъ къ сердцу законовъ Божіихъ, тотъ ненавидитъ наказаніе и исправленіе, внушаемое словесами Господа, и затыкаетъ уши свои, чтобъ не слышать слова Божія, которое возвѣщаетъ о будущемъ судѣ и воздаяніи грѣшникамъ, или о неугасимомъ огнѣ геенскомъ и прочихъ мукахъ адскихъ, или о вѣчномъ осужденіи, отъ котораго не можетъ уже убѣжать никто изъ тѣхъ, кои однажды подверглись ему. Кто не старается всѣми силами имѣть заповѣди Божіи всегда предъ очами своими и соблюдать ихъ, но презирая ихъ, предпочитаетъ противное имъ и производитъ то въ дѣло, тотъ завергаетъ слова Божіи вспять. Поясню это слѣдующимъ примѣромъ. Когда Богъ ясно повелѣваетъ: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мат. 4, 17), и еще: подвизайтеся внити сквозѣ тѣсная врата (Лк. 13, 24), а слышащій это не только не хочетъ каяться и понудить себя идти тѣсными враты, но проводитъ всѣ дни жизни своей въ великомъ нерадѣніи, прилагая къ прежнимъ грѣхамъ каждый часъ другіе, и тѣло свое покоитъ и утѣшаетъ больше чѣмъ потребно и даже больше, чѣмъ пристойно, — чтó и служитъ признакомъ широкаго и пространнаго пути, ведущаго въ пагубу, а не тѣснаго и прискорбнаго, вводящаго въ животъ вѣчный; то не очевидно ли, что таковый завергаетъ вспять, т.-е. презираетъ словеса Божіи, и творитъ свои хотѣнія, или лучше сказать, хотѣнія діавола? Да и св. Давидъ такъ изображаетъ завергающаго слова Божіи вспять: аще видѣлъ еси татя, теклъ еси съ нимъ, и съ прелюбодѣемъ участіе твое полагалъ еси. Уста твоя умножиша злобу, и языкъ твой сплеташе льщенія. Сѣдя на брата своего клеветалъ еси, и на сына матере твоея полагалъ еси соблазнъ. Сія сотворилъ еси, и умолчахъ, вознепщевалъ еси беззаконіе, яко буду тебѣ подобенъ: обличу тя, и представлю предъ лицемъ твоимъ грѣхи твоя. Разумѣйте убо сія забывающіи Бога, да не когда похититъ и не будетъ избавляяй (Пс. 49, 18-22). Видишь ли, какъ таковый забылъ Бога и достоинъ пріять большее наказаніе, чѣмъ /с. 82/ безбожники, совсѣмъ Бога не вѣдающіе? Ибо познавши Бога, какъ говоритъ Апостолъ, онъ не какъ Бога славитъ Его, но паче поноситъ Его, дѣлая дѣла діавола. Почему есть врагъ Божій, хотя и кажется вѣрнѣйшимъ учителемъ божественныхъ догматовъ и православнаго богословія. Впрочемъ и это, чтобъ таковый вѣрно возвѣщалъ божественные догматы и богословствовалъ, невозможно. Ибо какъ возможно, чтобы право и чисто умствовалъ тотъ умъ, который омраченъ оскверненною совѣстію? Только тотъ, кто разрѣшился отъ дѣлъ діаволихъ и всегда содержитъ въ памяти Бога, можетъ вѣрно возвѣщать тайны Божіи, какъ не вяжемый болѣе дѣлами діавола, отъ коихъ когда бы избавиться и намъ всѣмъ и улучить царствіе небесное, во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Коему слава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 77-82.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.