Церковный календарь
Новости


2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 38, на Рождество Спасителя (1844)
2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 37, на Еванг. слова (Матѳ. 19, 1) (1844)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба во вторникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ понедѣльникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 36, о себѣ самомъ (1844)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 35, на память мучениковъ (1844)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ 1-ю недѣлю Великаго поста (1864)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ субботу 1-й седмицы поста (1864)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 12-е, въ четвертокъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 11-е, въ среду 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 26-я, утѣшеніе больному (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 25-я, о милости и судѣ (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 34-е, къ пришедшимъ изъ Египта (1844)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 33-е, противъ Аріанъ и о самомъ себѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій. Слово 32-е, о томъ, что не всякой можетъ разсуждать о Богѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 31-е, о Богословіи пятое, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ВТОРОЕ.
Посланное къ нѣкоему брату христіанину — о покаяніи, гдѣ показывается, чтó надобно дѣлать тому, кто послѣ того, какъ впалъ въ грѣхъ и пріобрѣлъ злой навыкъ, покаялся и положилъ начало исправленію.

Отъ божественныхъ писаній научены мы, брате мой, что не должно никогда, ни по причинѣ множества грѣ/с. 251/ховъ нашихъ отчаяваться, ни опять слишкомъ много полагаться на силу епитимій, возлагаемыхъ духовнымъ отцемъ за грѣхи наши: такъ что ни тому, кто всталъ отъ паденія, т.-е. престалъ отъ грѣховъ, не слѣдуетъ слишкомъ дерзать сего ради, ни тому, кто палъ, не слѣдуетъ отчаяваться; но и кто много нагрѣшилъ, да дерзаетъ о покаяніи, и кто въ небольшія впалъ погрѣшности, да не думаетъ, что получитъ прощеніе грѣховъ своихъ за одни свои добрыя дѣла, но да явитъ и онъ покаяніе, — и покаяніе не то, которое объявляется словами, или показывается постомъ, сухояденіемъ, долулеганіемъ и другими подобными лишеніями тѣлесными, хотя и это все идетъ къ дѣлу, но которое бываетъ въ сокрушеніи и болѣзнованіи души и сердца, — каковое показалъ и пророкъ Давидъ, при всемъ томъ, что жилъ въ мірѣ и былъ обремененъ многими необходимыми заботами.

Ибо онъ, размысливъ самъ съ собою, сколь благаго и щедраго Владыку прогнѣвалъ тѣмъ, что сдѣлался преступникомъ заповѣдей Его и оказался неблагодарнымъ къ Нему, забывъ многіе и неисчетные дары Его и благодѣянія, всю жизнь свою болѣзновалъ о томъ душею и горькія проливалъ слезы, какъ самъ удостовѣряетъ въ томъ. Онъ самъ себя поражалъ чувствами своего несчастія и бѣдственнаго положенія, самъ себя всячески сокрушалъ и смирялъ, рыкая отъ воздыханій сердца своего, какъ намъ каждодневно возвѣщаютъ о томъ псалмы его. Такія скорбѣнія причинялъ самъ себѣ Давидъ, когда покаялся, несмотря на то, что былъ царь и долженъ былъ заботиться о толикомъ народѣ, о женѣ и дѣтяхъ, о домѣ и царствѣ.

Что также сдѣлалъ Манассія и всѣ другіе, покаявшіеся послѣ него, о коихъ знаешь и самъ ты, какъ-то: Петръ, верховный изъ Апостоловъ, мытарь, разбойникъ, блудница? И что приводить многихъ, — что сдѣлалъ блудный сынъ, иждившій отцовское наслѣдіе съ блудницами и мытарями? За какія дѣла всѣ эти получили прощеніе грѣховъ своихъ? За посты ли свои или бдѣнія? За милостыни ли, розданныя /с. 252/ бѣднымъ, или за другой тяжелый для тѣла трудъ? Нѣтъ, не за это получили они прощеніе, а за искреннее раскаяніе, за сокрушеніе и болѣзнованіе сердца, за слезы, излитыя ими изъ глубины души, по причинѣ осужденія ихъ совѣстію своею. Пришедши въ чувство грѣховъ своихъ, каждый изъ нихъ осуждалъ и окаявалъ себя, и плакалъ отъ души, и за это получалъ прощеніе грѣховъ своихъ.

Это же самое бываетъ и теперь со всѣми, прибѣгающими ко Христу съ теплыми слезами и истиннымъ покаяніемъ. И ни предъ кѣмъ изъ таковыхъ не заключаетъ и никогда не заключитъ человѣколюбной утробы своей благости человѣколюбивый и всеблагій Господь. Прощеніе грѣховъ каждаго грѣшника не бываетъ за какія-либо дѣла, чтобъ не возгордился кто по этому поводу, но по человѣколюбію Божію и благодати.

Знать впрочемъ надлежитъ, что для полученія прощенія грѣховъ требуется не только искреннее отъ всей души раскаяніе въ нихъ, но еще и твердое намѣреніе не падать болѣе въ тѣ же грѣхи и не возвращаться вспять. И это требованіе не падать опять въ тѣ же грѣхи очень трудно намъ соблюсти, если со всѣмъ рвеніемъ и усердіемъ не окружимъ себя благопотребными охранами и не облечемся въ духовныя оружія, чтобъ помощію ихъ противостоять мысленнымъ врагамъ нашимъ демонамъ. Ибо какъ мы были уже завладѣваемы врагомъ посредствомъ грѣховъ, и поработясь плотскимъ сластямъ и страстямъ, подчинялись уже и служили діаволу: то всячески тѣже похоти и сласти и опять будутъ въ насъ подниматься, чтобъ опять, какъ рабовъ безчестныхъ, увлечь насъ съ насиліемъ на служеніе и работу врагу нашему діаволу и на убѣжаніе отъ работы владыкѣ нашему Христу, чрезъ преступленіе заповѣдей Его и нарушеніе обѣтовъ, какіе дали Ему въ покаяніи. Итакъ, чтобъ не случилось намъ пострадать что-либо такое, надлежитъ намъ, въ помощь себѣ, заимствовать изъ святаго Писанія оружіе противъ всякаго врага, нападающаго на насъ, /с. 253/ какъ учитъ насъ примѣромъ своимъ божественный Давидъ, говоря: сего ради ко всѣмъ заповѣдемъ Твоимъ направляхся, всякъ путь неправды возненавидѣхъ (Пс. 118, 128). Похотѣнію, возбуждаемому вражескими помыслами, противопоставимъ память о смерти, страшномъ судѣ и нестерпимыхъ мукахъ ада; лѣности противопоставимъ усердіе, и ревность, чревоугодію постъ, сластолюбію воздержаніе, многопитію малопитіе или непитіе, жженію плоти представленіе огня вѣчнаго; будемъ упражняться въ частой и вседушной къ Богу молитвѣ, со бдѣніемъ и пощеніемъ. Если будемъ такъ поступать противъ каждой страсти, насъ борющей (не стану перечислять ихъ, чтобъ не удлиннить слова), и стяжемъ противоположную каждой такой страсти добродѣтель, то навѣрное будемъ сохранены невредимыми и неуязвимыми отъ врага, потому что тогда добродѣтели тѣ будутъ блюсти насъ, какъ какіе-нибудь сильные воины. Еслибъ пресѣченіе злаго обычая и удержаніе себя отъ соотвѣтственныхъ ему безмѣстныхъ дѣлъ можно было справить безъ пóтовъ и трудовъ, тогда одного этого удержанія себя было бы достаточно для кающихся во спасеніе свое. Но дѣло не такъ есть.

Въ придатокъ къ тому, чтó я написалъ тебѣ доселѣ, се пишу тебѣ на память и о томъ, чтó еще имѣешь ты долгъ дѣлать и хранить. Это вотъ что: когда совершается божественная литургія и священникъ или діаконъ скажетъ: елицы оглашенніи изыдите, выходи изъ церкви и становись въ нарѳикѣ (въ преддверіи храма), и не говори въ это время ни съ кѣмъ, но воспоминай о грѣхахъ своихъ и плачь; потомъ, когда кончится божественная литургія, можешь опять входить въ церковь. Когда придетъ вечеръ, послѣ повечерія поди въ какое-либо особное мѣсто и исполни такое молитвенное правильце: Трисвятое; 50 псаломъ, т.-е. «помилуй мя, Боже, по велицѣй милости Твоей»; Господи помилуй — 50 разъ; Господи, прости мнѣ грѣшному — 50 разъ; 6-й псаломъ, т.-е. Господи, /с. 254/ да не яростію Твоею обличиши мене, ниже гнѣвомъ Твоимъ накажеши мене; Господи, елика согрѣшихъ словомъ, дѣломъ и помышленіемъ, прости мнѣ. Приложи и 25 метаній (поясныхъ поклоновъ). Въ среду и пятницу воздерживайся отъ мяса, сыра, яицъ, рыбы, вина и масла, по правилу св. Апостоловъ. Въ посты: св. Апостоловъ, Богородичный — успенскій и предрождественскій, не ѣшь мяса, сыра и яицъ, отъ прочаго же вкушай въ мѣру, съ воздержаніемъ. Молитвы, т.-е. псалмы, какъ сказано, и поклоны исполняй въ это время вдвойнѣ. Въ великую же Четыредесятницу не разрѣшай на масло и вино, кромѣ субботъ и воскресеній, но потоми плоть свою, по силѣ своей, какъ прилично христіанамъ, желающимъ спастися; молитвенное же правило исполняй вдвойнѣ и въ Четыредесятницу, какъ назначено для другихъ постовъ. Надобно еще тебѣ воздержаться отъ божественныхъ и страшныхъ таинъ, т.-е. не причащайся пречистаго тѣла и пречестной крови Господа нашего Іисуса Христа; я же тебѣ совѣтую, воздержись и отъ благословеннаго хлѣба или антидора. Все это вѣрно соблюдай до тѣхъ поръ, пока помыслъ твой и расположеніе твое не отложатся отъ злыхъ дѣлъ грѣховныхъ, пока не стяжешь твердаго намѣренія никогда уже не оставлять добрыхъ дѣлъ и добродѣтелей и совершенно не возненавидишь грѣхъ. Когда же увидишь наконецъ въ себѣ самомъ, что достигъ ты такого добраго состоянія, т.-е. что совершенно возненавидѣлъ ты грѣхъ, а въ расположеніи дѣлать добро утвердился, и когда притомъ чрезъ испытаніе удостовѣришься, что рѣшимость твоя воздерживаться отъ грѣха непреложна: тогда, брате мой, приступи къ божественнымъ тайнамъ съ несомнѣнною вѣрою, что не простой хлѣбъ и не простое вино вкушаешь, но причащаешься воистину тѣла и крови Божіихъ.

Поступивъ такъ, ты сдѣлаешься причастникомъ славы Христа Господа, и посредствомъ сихъ таинъ получишь совершенное отпущеніе грѣховъ, воспріимешь въ себя /с. 255/ жизнь вѣчную и содѣлаешься сыномъ свѣта и дня. Если же прежде исполненія всего сказаннаго, т.-е. прежде чѣмъ покажешь достодолжное покаяніе, дерзнешь ты причаститься тѣла и крови Христовыхъ: то демоны, видя, какъ презрѣлъ ты Бога и причастился недостойно, всѣ устремятся на тебя и, схвативъ тебя немилостиво и безчеловѣчно, низринутъ опять въ ровъ прежняго непотребства. Тогда вмѣсто христіанина сдѣлаешься ты христоубійцею и будешь осужденъ вмѣстѣ съ тѣми, кои распяли Христа, какъ говоритъ апостолъ Павелъ: иже аще ястъ хлѣбъ сей или піетъ чашу Господню недостойнѣ, повиненъ будетъ тѣлу и крови Господни (1 Кор. 11, 27), т.-е. подъ такой же подпадетъ приговоръ, подъ какой и распявшіе Господа.

Больше того, чтó уже написалъ, не буду тебѣ писать, боясь быть тебѣ въ тягость. Ты же, брате, если сдѣлаешь чтó и больше того, себѣ же принесешь пользу и душѣ своей уготовишь будущія блага. Что я написалъ, написалъ тебѣ дѣлать то не въ томъ смыслѣ, что такіе труды приносятъ очищеніе души и оставленіе грѣховъ, но въ томъ, что симъ образомъ удобнѣе тебѣ удержать въ душѣ память о грѣхахъ своихъ и сокрушиться о нихъ. Еслибъ я зналъ, что тѣмъ опечалю тебя, то и этого не многаго не написалъ бы любви твоей. Я хочу отъ тебя только одного того, чтобы ты въ сокрушеніи и болѣзнованіи о прошедшемъ отсѣкъ злой навыкъ свой грѣховный и пресѣкъ безмѣстныя дѣла свои. Это отсѣченіе и прекращеніе съ сокрушеніемъ прошу тебя непремѣнно соблюсти. И если тебѣ возможно соблюсти это безъ пóтовъ и другихъ трудовъ, я удовольствуюсь однимъ этимъ. Пиши ко мнѣ чаще о здравіи твоемъ, чтобъ я видѣлъ вѣру и любовь твою ко мнѣ и теплѣе воспоминалъ о тебѣ, когда воздѣваю къ Богу руки мои, недостойный. Благодать Божія да будетъ съ духомъ твоимъ. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 250-255.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.