Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕ.
Къ причащающимся божественныхъ таинъ. — И кто причащается недостойно.

Какъ еслибы какой человѣкъ благородный и богатый, оставя протертую и обычную дорогу и уклонясь къ мѣстности пустынной и труднопроходимой, попалъ въ руки разбойниковъ, которые, схвативъ его, сняли съ него хорошія одѣянія, какія носилъ онъ, и одѣли его въ рубища пропитанныя кровію и всякими нечистотами, и затѣмъ, оставя его съ собою, заставили и его вмѣстѣ съ собою объѣдаться, напиваться и дѣлать срамныя дѣла, а также и разбойничать, какъ они, и онъ находилъ бы удовольствіе въ многояденіи, чтó ни попадется, въ многопитіи и нечистыхъ дѣлахъ, а современемъ, привыкши къ ихъ разбойническимъ обычаямъ, совсѣмъ остался у нихъ, забывъ и все родство свое, и прежнюю благородную и честную жизнь, по той причинѣ, что совсѣмъ охладѣла въ немъ любовь, какую имѣлъ прежде, къ честнымъ и благочестнымъ нравамъ и обычаямъ: тоже самое и еще худшее страждетъ и христіанинъ, который, оставя путь, коимъ подобаетъ шествовать христіанамъ, уклоняется на распутія діавольскія, когда т.-е. онъ, скажемъ, къ примѣру, оставя честную и трудолюбную жизнь, чтобъ жить своимъ и довольствоваться немногимъ, возлюбитъ жизнь съ мірскими утѣхами, и для того начнетъ употреблять неправду, обиду и хищеніе, а потомъ дойдетъ и до нечистыхъ и срамныхъ дѣлъ блудныхъ. Не очевидно ли, что такой впалъ въ руки демоновъ и обнаженъ ими отъ благодати святаго крещенія?

Явнымъ же признакомъ того, что онъ обнаженъ отъ благодати святаго крещенія служитъ его собственное признаніе, что никакъ не можетъ пресѣчь и отсѣчь срамной похотливости своей и не можетъ воздержаться, чтобъ не удовлетворять ее срамными дѣлами. И сколько у насъ /с. 257/ такихъ несчастныхъ, которые тѣмъ несчастнѣе, что не сознаютъ и не чувствуютъ своего бѣдственнаго положенія?! А между тѣмъ видимъ, что нѣкоторые изъ нихъ доходятъ до такого безумія, что дерзаютъ причащаться пречистаго тѣла и безцѣнной крови Христовыхъ. Какое безстыдство и самозабвеніе! Горе священнику, который преподаетъ таковому божественныя тайны, горе и ему, причащающемуся ихъ. Горе причащающемуся, потому что причащаясь, послѣ срамныхъ дѣлъ, не очищенныхъ покаяніемъ и епитиміями, онъ все больше и больше подпадаетъ власти діавола, а наконецъ и совсѣмъ имъ завладѣвается; и Богъ совершенно оставляетъ такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его безстыдство и дерзость, какъ пишетъ святое Евангеліе объ Іудѣ, что какъ только причастился онъ поданнаго ему Христомъ Господомъ хлѣба, сей божественной вечери, тотчасъ по хлѣбѣ вниде въ онь сатана (Іоан. 13, 27). Горе священнику, причащающему его, что удостоиваетъ причастія недостойнаго и преподаетъ пречистое тѣло и честную кровь Христа Спасителя тому, кто недостоинъ даже преступать порога храма Божія, съ кѣмъ запрещено вмѣстѣ вкушать и простую пищу всякому христіанину, какъ законоположилъ св. ап. Павелъ, говоря: аще нѣкій братъ именуемъ будетъ блудникъ, или лихоимецъ, или идолослужитель, или досадитель, или піяница, или хищникъ, съ таковымъ ниже ясти (1 Кор. 5, 11). Видишь, что поистинѣ даже не братъ христіанамъ такой человѣкъ, а только именуется такъ.

Преподающій такому тайны праведно подлежитъ осужденію, и за то, что чрезъ это онъ человѣка, грѣшащаго по уклоненію отъ праваго помысла, и по легкомысленной небрежности, дѣлаетъ совершеннымъ врагомъ Богу. Священнникъ или духовный отецъ не долженъ преподавать такому тайны, но долженъ подвигнуть его на покаяніе словами кроткими и умилительными, помянувъ ему о тѣхъ страшныхъ мукахъ адкихъ, которыя непремѣнно /с. 258/ имѣютъ испытать грѣшники; долженъ вразумить его и поруководить, какъ слѣпаго, и попечалиться о немъ, какъ бы о вышедшемъ изъ ума и страждущемъ отъ искушенія и насилія діавольскаго, и помолиться Господу, да отверзетъ слухъ души его и поможетъ ему хоть немного придти въ чувство и познать нечестіе свое, и опять чрезъ покаяніе возвратиться въ среду вѣрныхъ, потому что такой есть невѣрный нечестивецъ. Еслибъ имѣлъ онъ благоговѣніе и вѣру ко Христу и исповѣдалъ сердцемъ, что Онъ есть Богъ, не хотящій беззаконія, къ Коему не преселится лукавнуяй, ниже пребудутъ беззаконницы предъ очима Его (Пс. 5, 5. 6): то убоялся бы и поостерегся съ такимъ легкомысліемъ причащаться пречистыхъ таинъ Его, чтобы не поразилъ его за это невидимо мечъ ангельскій.

Много есть такихъ въ мірѣ, которые стыда ради человѣческаго, чтобы не обнаружилось, что они недостойны, дерзаютъ приступать къ пречистымъ тайнамъ, сознавая, что недостойны; и еслибы кто сталъ удерживать ихъ отъ такой дерзости, на того серчаютъ и бранятъ его, какъ человѣка тяжелаго, а въ чувство не приходятъ, не устыждаются и не сознаютъ злоумія своего, но всячески противятся возбраняющимъ имъ святое причастіе, и во что бы то ни стало желаютъ причаститься, или лучше сказать, желаютъ ввергнуть себя въ конечную пагубу, въ безнадежіе и Божіе, отверженіе. Слѣдовало бы имъ послушаться того, кто возбраняетъ имъ недостойное причастіе, и благодарить его, потому что онъ избавляетъ ихъ отъ величайшей бѣды, больше которой нѣтъ и никогда не было, такъ какъ недостойно причащающіеся повинны бываютъ крови Христа Господа, т.-е. будутъ осуждены вмѣстѣ съ Іудою и распинателями Господа. А что можетъ быть хуже и тягчае, какъ подпасть такому же осужденію, какому подпадутъ распеншіе Господа?

Надлежало бы для такого грѣшника всѣмъ братіямъ собраться воедино и со слезами молить Бога, да пре/с. 259/дастъ Онъ его сатанѣ во изможденіе плоти, да духъ сшасется въ день Господень, какъ говоритъ божественный Павелъ (1 Кор. 5, 5). Преданіе сатанѣ во изможденіе плоти между прочимъ означаетъ и то, чтобы грѣшникъ наказанъ былъ разными тѣлесными недугами, страданіями, ранами и болѣзнями неисцѣльными, дабы уцѣломудрился, пришелъ въ чувство и раскаялся и нехотя, будучи вынужденъ страданіями тѣла, и чего не хотѣлъ сдѣлать будучи здоровъ, то сдѣлалъ отъ болѣзни и мученій плоти, Ибо Богъ, когда согрѣшитъ душа, наказываетъ тѣло, чтобъ она, пришедши въ чувство, покаялась и спаслась. Когда же таковый, покаявшись и исправившись, причастится святыхъ таинъ, тогда святыня божественнаго причащенія великую явитъ въ немъ силу и власть, сокрушитъ грѣхъ и душу его очиститъ отъ склонности и похотѣнія, какія имѣетъ онъ ко грѣху. Ибо какъ невозможно огню и водѣ вмѣстѣ находиться въ одномъ и томъ же сосудѣ: такъ невозможно вмѣстѣ находиться въ одномъ и томъ же христіанинѣ и пречистому тѣлу Христову, и мерзости грѣха.

Если любящій грѣхъ и недостойно причащающійся пречистыхъ таинъ тѣла и крови Спасителя не подвергается тотчасъ вразумительнымъ мученіямъ, то всячески не избѣжитъ вѣчныхъ мученій тамъ, гдѣ червь неусыпающій и огонь неугасающій. Итакъ если таковый не боится вѣчнаго жженія и нестерпимыхъ мукъ вмѣстѣ съ діаволомъ во вѣки вѣковъ, то пусть безстрашно причащается. Если же боится, то лучше для него воздержавшись нѣкоторое время отъ причащенія пречистыхъ таинъ покаяться, поплакать предъ Богомъ, потрудиться по силѣ своей надъ измѣненіемъ произволенія своего и пресѣчь злой навыкъ свой грѣховный, и тогда уже причаститься, безъ опасности для души своей; и ижденется изъ него сатана, который, живя въ немъ, насильственно подвигалъ его на распутстсво и всякую нечистоту. Ибо любящій срамныя и безмѣстныя дѣла, любитъ ихъ не самъ отъ себя, но по /с. 260/ дѣйству сатаны, который прельщаетъ сначала, отворивъ ему только дверь сладострастнаго стремленія, чтобъ онъ вложилъ туда лишь голову свою, т.-е. положилъ только начало грѣху; но потомъ мало-по-малу съ укрѣпленіемъ навыка грѣховнаго и весь входитъ онъ въ него, завладѣваетъ всѣми силами души, почиваетъ въ сердцѣ его какъ на одрѣ, и дѣйствомъ своимъ возжигаетъ въ немъ любовь къ срамнымъ дѣламъ, чтобъ онъ предавался имъ съ услажденіемъ, подобно тому какъ бѣсноватые нерѣдко ядятъ калъ свой съ удовольствіемъ и наслажденіемъ. Это слѣдуетъ поимѣть въ мысли тому, кто по великому человѣколюбію Божію, дѣйствомъ присѣщенія Божія, получаетъ нѣкоторый отдыхъ отъ сатанинскихъ на грѣхъ влеченій, чтобы придти въ себя и прибѣгнуть ко Христу, который одинъ силенъ и демоновъ изгнать, и всякую болѣзнь душевную и тѣлесную уврачевать.

Подобаетъ намъ знать, что есть пять классовъ людей, которымъ воспрещается отъ св. отцевъ приступать ко святому причастію: первый — оглашенные, какъ еще некрещеные; вторый — крещеные, но возлюбившіе срамныя и неправедныя дѣла, какъ отступники отъ святой жизни, для коей крещены, какъ-то: блудники, убійцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятливые, которые всѣ, будучи таковыми, не чувствуютъ, что суть враги Богу и находятся въ бѣдственномъ положеніи, почему не сокрушаются, не плачутъ о грѣхахъ своихъ и не каются; третій — бѣсноватые, если они хулятъ и поносятъ божественное таинство сіе; четвертый — тѣ, которые пришли въ чувство и раскаялись, прекратили грѣховныя дѣла свои и исповѣдались, но несутъ наложенную на нихъ епитимію стоять внѣ церкви опредѣленное время; и пятый — тѣ, у которыхъ еще не созрѣлъ плодъ покаянія, т.-е. которые не дошли еще до рѣшимости посвятить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христѣ жизнію чистою и безукоризненною. Эти пять классовъ очевидно недостойны святаго причастія. Достоинъ же причаститься /с. 261/ пречистыхъ таинъ тотъ, кто чистъ и непричастенъ грѣховъ, о коихъ мы сказали. Но когда кто-либо изъ такихъ достойныхъ осквернится какимъ-либо оскверненіемъ, какъ человѣкъ, тогда конечно и онъ недостойно причастится, если я не отмоетъ покаяніемъ того, чѣмъ осквернился. Такимъ образомъ и тотъ есть ядый и піяй недостойнѣ, кто будучи достоинъ, не приступилъ достойно ко святымъ тайнамъ. Буди же намъ достойными быть и достойно причащаться пречистыхъ таинъ, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Коему слава въ безконечные вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 256-261.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.