Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ.
1) О словахъ Апостола Павла: искупующе время, яко дніе лукави суть (Еф. 5, 16). 2) Какимъ образомъ искушаетъ кто разумно время настоящей жизни?

1. Душа, желающая поучаться въ законѣ Божіемъ день и ночь, ни отъ чего не получаетъ въ семъ отношеніи столько пользы, какъ отъ изслѣдованія божественныхъ Писаній; потому что внутрь симъ писаній сокрыты помышленія благодати Святаго Духа, каковыя, бывъ постигнуты, производятъ въ душѣ великое нѣкое услажденіе, которое возвышаетъ ее надъ всѣмъ земнымъ и мірскимъ и возноситъ на небеса, располагая помышлять только о божественномъ, его одного вожделѣвать и проводить жизнь ангельскую въ этомъ мірѣ. Посмотримъ же, что возвѣщаетъ намъ апостолъ Павелъ въ посланіяхъ своихъ, и изслѣдуемъ до точности нѣкоторыя богодухновенныя его словеса, да обогатимся сокровищами, сокрытыми внутрь ихъ, и благодатію Святаго Духа возвеселимъ духовно свои души. Какія же это апостольскія словеса, кои намѣрены мы изслѣдовать въ настоящемъ словѣ? Тѣ, въ коихъ по/с. 262/учаетъ насъ св. Павелъ, говоря: блюдите, како опасно ходите..., искупующе время, яко дніе лукави суть.

Если хотимъ, какъ должно, понять слова сіи, то должны обсудить ихъ, взявъ во вниманіе дѣла, кои видимъ въ мірѣ семъ. Это поможетъ намъ уразумѣть ихъ до точности. Видимъ, что торговецъ, земледѣлецъ, художникъ великое имѣютъ усердіе и прилежаніе къ дѣлу своему; потому что если кто изъ нихъ понерадитъ о своемъ дѣлѣ, хоть немногое время, то потерпитъ большой вредъ. Тоже самое бываетъ въ дѣлахъ и подвигахъ духовныхъ. Чтобъ это лучше вамъ понять, разсмотримъ подробнѣе предложенный примѣръ. Положимъ, — что, когда всѣ купцы спѣшатъ на какое-нибудь торжище, чтобъ одно продать, а другое закупить и получить чрезъ то прибыль, иной изъ нихъ, видя, какъ одни съ большою поспѣшностію бѣгутъ впереди его, а другіе догоняютъ сзади и перегоняютъ, едва передвигаетъ ноги, или сидитъ предъ домомъ своимъ и зѣваетъ на торговцевъ, спѣшащихъ на торгъ, совсѣмъ не думая о торговлѣ, или, еще хуже, предается забавамъ и винопитію, отлагая заняться торговлею день отъ дня. Теперь, прошу васъ, скажите мнѣ: тѣ, благовременно поспѣвшіе на торжище, поторговавшіе на немъ и возвратившіеся съ немалою прибылью, не искупили ли времени своего? А этотъ, потратившій его на пустяки, или лучше сказать продавшій на дѣла безполезныя, не погубилъ ли напрасно своего времени? Предположимъ, пожалуй, что и онъ пошелъ вмѣстѣ съ другими на торжище; но когда тѣ, имѣя съ собою деньги, тотчасъ приступили къ торговымъ сдѣлкамъ и набрали себѣ потребныхъ каждому товаровъ, въ полной надеждѣ получить отъ продажи ихъ большія выгоды, онъ, не имѣя при себѣ денегъ, тамъ уже началъ обращаться то къ тому, то къ другому, чтобы занять ихъ и накупить себѣ товаровъ, но пока хлопоталъ о займѣ денегъ, торгъ кончился, и онъ остался не при чемъ: не погубилъ ли онъ, и въ этомъ случаѣ, времени своего напрасно? Пусть взялъ онъ съ собою и денегъ, /с. 263/ но, пришедши на торгъ, вмѣсто того чтобы заняться торговыми дѣлами, началъ шататься по кофейнямъ, трактирамъ и балаганамъ, чтобы тамъ попить, тамъ поѣсть, тамъ повеселиться, и злѣ растратилъ свои деньги на попойки и срамныя дѣла. Не погубилъ ли и тутъ онъ времени своего напрасно, безумно растративъ притомъ и деньги? Допустимъ, что онъ не дѣлалъ ни одного изъ указанныхъ нами противныхъ дѣлъ; но если онъ, пришедши на торгъ вмѣстѣ съ другими купцами, протолкался все время по торгу изъ конца въ конецъ, не начиная никакихъ торговыхъ сдѣлокъ, а лишь глазѣя и балагуря со знакомыми и незнакомыми, между тѣмъ какъ другіе усердно обдѣлывали свои дѣла, ни на что стороннее не обращая вниманія; то, когда по окончаніи торга, всѣ разошлись по своимъ мѣстамъ, эти, такъ усердно хлопотавшіе по своимъ дѣламъ и продажею пріобрѣтшіе не малую прибыль, а на покупкахъ надѣющіеся получить еще большую, — не искупили ли времени своего? А онъ, прозанимавшійся сторонними вещами, не заботясь о торговлѣ, не погубилъ ли времени своего, хотя тамъ же былъ съ тѣми купцами? Если также, когда другіе торговцы, имѣя въ виду прибыль, какую чаютъ получить отъ торговли, не смотрятъ ни на отдаленность мѣста торга, ни на трудности пути туда, ни на опасности отъ разбойниковъ и ни на что другое подобное, но, въ надеждѣ на прибыль со всею торопливостію спѣшатъ на торжище, онъ, убоясь всего этого, не отправится туда, и даже послѣ того, какъ другіе, желая, убѣдить его ѣхать съ ними, пообѣщаютъ ему охранить его отъ всѣхъ опасностей, страшащихъ его, не согласится на то: то эти, ѣздившіе на торжище, поторговавшіе тамъ и получившіе добрую отъ того прибыль, не искупили ли времени, а онъ, убоявшійся страха, гдѣ не было страха, не погубилъ ли его? — Подобное тому, что сказано нами въ этомъ примѣрѣ, случается и въ духовной жизни: ибо бываетъ, что когда другіе братія наши христіане со всѣмъ тщаніемъ исполняютъ заповѣди Божіи и преуспѣва/с. 264/ютъ въ добродѣтеляхъ со всѣмъ усердіемъ и горячностію, мы проводимъ жизнь свою въ нерадѣніи и бездѣйствіи, не заботясь о такомъ исполненіи заповѣдей и о такомъ преуспѣяніи въ добродѣтеляхъ. И явно для всѣхъ, что въ такомъ случаѣ тѣ искупаютъ время свое и великую пріобрѣтаютъ пользу и прибыль для душъ своихъ, а мы губимъ время свое, и вмѣстѣ съ нимъ души свои.

2. Впрочемъ, если кажется вамъ благословнымъ, изслѣдуемъ еще получше смыслъ апостольскаго изреченія, чтобы познать, какъ искупается время, и какое это время, и какіе это дни лукавые, изъ-за которыхъ долженствуемъ мы искупать время. Время купли для всякаго человѣка есть время настоящей жизни, и дни настоящей жизни явно суть дни лукавые (злые) для тѣхъ, которые не пользуются ими, какъ подобаетъ. Всякій человѣкъ, живущій въ настоящей жизни цѣломудренно, праведно и благочестно, и мужественно, съ благодушнымъ терпѣніемъ переносящій всѣ притрудности и прискорбности искушеній и бѣдъ, причиняемыхъ видимыми и невидимыми врагами, всякій такой мудро искупаетъ время и успѣшно дѣетъ куплю, наперекоръ злымъ днямъ настоящей жизни. Чтобъ это было болѣе для васъ ясно, возьму доказательство изъ того, что каждодневно происходитъ въ настоящей жизни. Кто умѣетъ хорошо торговать настоящею жизнію, тотъ, встрѣтивъ скорби, поношенія, безчестія и осмѣянія, и зная, какую могутъ онѣ принесть пользу, и провидя великую отъ нихъ прибыль, тотчасъ схватываетъ ихъ и возложивъ на рамена свои, течетъ съ ними радуясь, и такимъ образомъ вмѣсто сребра однимъ терпѣніемъ мгновенно искупаетъ время, тогда какъ многіе не успѣваютъ въ этомъ, несмотря на то, что постятся, проводятъ ночи безъ сна, спятъ на голой землѣ и подъемлютъ другіе подвиги и труды въ продолженіе долгихъ лѣтъ. И скажу вамъ, что кто не умѣетъ такимъ образомъ дѣять куплю, тотъ губитъ время спасенія своего.

Если хотите, пояснимъ дѣло и другимъ примѣромъ. /с. 265/ Два человѣка насильно принуждаются какимъ-либо тиранномъ преступить заповѣдь Божію. Одинъ, убоявшись мукъ и истязаній, какими устрашалъ его тираннъ, убѣгаетъ и скрывается; а другой мужественно противостоитъ искушенію, претерпѣвъ всѣ казни и терзанія, или даже и смерть за заповѣдь Божію. Кто изъ этихъ двухъ искупаетъ время? Тотъ ли, кто скрывается, убѣжавъ отъ страданій, или тотъ, кто покорно предаетъ себя на страданія и мужественно переноситъ ихъ, или даже и умираетъ за заповѣдь Божію? Очевидно, что кто претерпѣваетъ страданія и не бѣжитъ даже отъ смерти, тотъ искупаетъ время; а другой теряетъ вмѣстѣ со временемъ и то, что было бы полезно для спасенія души своей.

Итакъ, которые претерпѣваютъ въ настоящей жизни скорби и искушенія, ради богоугодной цѣли, тѣ покупаютъ себѣ вѣчныя блага и нескончаемое радованіе; чрезъ смерть тѣлесную они покупаютъ себѣ жизнь вѣчную и безсмертную вмѣстѣ съ безсмертнымъ и вѣчнымъ Богомъ. Какъ иной торговецъ, нашедши множество предметовъ многоцѣнныхѣ, продаваемыхъ однакожъ за ничтожную цѣну, поспѣшно съ радостію дастъ эту цѣну, чтобы поскорѣе завладѣть такими драгоцѣнностями: такъ и подвизающійся за заповѣдь Божію съ готовностію и радостію рѣшается на смерть, вѣруя несомнѣнно, что покупаетъ себѣ вѣчныя блага этою смертію, которая въ сравненіи съ ними ничто. Но животолюбцы, славолюбцы, плотолюбцы, сластолюбцы и богатстволюбцы не дѣлаютъ такъ; но когда бываютъ притѣсняемы какимъ-либо властителемъ, понуждающимъ ихъ преступить заповѣдь Божію, не могутъ перенести гнѣва его и непріязни, безчестія и ущерба, какими онъ угрожаетъ имъ, и несмысленно продавъ вѣчное и многоцѣнное, покупаютъ временное и тлѣнное, и ничего нестоющее, спасеніе же свое, т.-е. жизнь вѣчную теряютъ. Такіе не какъ подобаетъ дѣютъ куплю во время настоящей жизни; потому что предпочитаютъ лучше покупать себѣ утѣшеніе на краткое время, какое имѣютъ /с. 266/ жить здѣсь, чтобы за то мучиться въ безпредѣльные и нескончаемые вѣки.

Чтобы не пострадать и намъ тогоже, будемъ, умоляю васъ, искупать время, пока еще стоитъ торжище настощей жизни; потому что дни этой жизни крайне лукавы и каждодневно воздымаютъ неисчетныя волны сланаго моря грѣховнаго, которыя, обрушиваясь на насъ, то исполняютъ души наши срамными движеніями чрезъ сладострастіе тѣла, то ввергаютъ въ печаль, или въ гнѣвъ, чрезъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, и какъ тѣмъ, такъ и другимъ покушаются совсѣмъ удалить насъ отъ царства небеснаго. Почему, искушая время жизни своей, со всею готовностію и рвеніемъ, всецѣло предадимъ себя на одно дѣланіе заповѣдей Божіихъ и на одно стяжаніе всякой добродѣтели, да сподобимся преисполниться сокровищами благодати Святаго Духа и безопасно войти въ небурное пристанище Божіе и въ царство Его. Такимъ образомъ избѣгнемъ мы лукавства дней сихъ, и по минованіи ихъ, не услышимъ онаго страшнаго гласа, посылающаго грѣшниковъ въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его.

Будемъ искупать разумность души нашей, научая ее презирать видимыя и привременныя блага и углубляться въ размышленіе о благахъ духовныхъ и вѣчныхъ. Мудрованія же плотскаго будемъ всячески бѣгать, потому что оно неугодно Богу и при немъ нѣтъ возможности оторваться отъ наслажденія привременнымъ и вознестись умомъ къ небесному и вѣчному. Мудрованіе плотское тому, кто порабощенъ ему, не даетъ жить по Богу, но увлекаетъ душу его къ безсловеснымъ стремленіямъ плоти и всего человѣка дѣлаетъ подобнымъ неразумному животному.

Будемъ искупать дѣлающую насъ присными Богу правду со всякимъ благоговѣніемъ и разсужденіемъ, различая праведное отъ неправеднаго, предпочитая добродѣтель пороку, и не давая мѣста лукавому діаволу, уготовляющему /с. 267/ погибель душѣ нашей. Будемъ всему отдавать подобающее: тѣлу дадимъ пищи столько, чтобы живо было, и достаточное одѣяніе; душѣ же отдадимъ всю силу и все усердіе, чтобъ питать ее и очищать размышленіемъ о божественныхъ вещахъ, молитвою и слезами и чтеніемъ божественныхъ Писаній, и такимъ образомъ сдѣлать достойною воспріять божественный свѣтъ солнца правды, Бога, который и оправдаетъ насъ благодатію Святаго Духа, и единеніемъ съ Собою содѣлаетъ праведными, достойными насладиться неизреченными благами царства Его.

Будемъ искупать мужество душъ нашихъ чрезъ благодушное претерпѣніе всякихъ искушеній, по слову Господа, Который говоритъ: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лк. 21, 19), мужественнымъ помысломъ противостоя грѣху и бія врага нашего орудіями Святаго Духа. Позлопостраждемъ, какъ добрые воины Христовы, въ пощеніяхъ, бдѣніяхъ, долулеганіяхъ, въ плачѣ, во вретищи и пеплѣ, въ покаяніи и непрестанныхъ къ Богу взываніяхъ, да пріимемъ вѣнецъ побѣды и воцаримся со Христомъ во вѣки вѣковъ.

Будемъ искупать цѣломудріе тѣла нашего со всякимъ воздержаніемъ и смиреніемъ: ибо борецъ, законно подвизающійся на поприщѣ благочестія, отъ всего воздерживается, какъ говоритъ божественный Апостолъ (2 Тим. 2, 5; 1 Кор. 9, 25). Если успѣемъ стяжать цѣломудріе, то избѣжимъ злаго дня безсловеснаго похотѣнія, которое воистину есть самый злой врагъ дѣйственности Святаго Духа, избѣжимъ оскверненія души, причиняемаго такого рода страстными движеніями, избѣжимъ осужденія совѣсти, нечистоты сердца, презрѣнія и осужденія человѣческаго, и самаго отверженія и гнѣва Божія.

Такою духовною куплею премного получимъ мы прибыли, если разумно будемъ вести торгъ во время сіе, теча стезею настоящей жизни въ правдѣ и цѣломудріи, и мужественно перенося тяготу и зной дня. Ибо если симъ образомъ будемъ куплю дѣять во время настоящей /с. 268/ жизни, оставивъ привременное тѣмъ, для кого оно вожделѣнно, себѣ же стараясь присвоить одно нетлѣнное и вѣчное, то несомнѣнно внидемъ въ неволненное и небурное пристанище царствія Божія, неся съ собою всѣ усокровиществованные дары Святаго Духа, и не убоимся ни страшнаго онаго гласа, отсылающаго грѣшниковъ въ огнь вѣчный, ни горькихъ оныхъ мукъ, такъ какъ будемъ имѣть съ собою многоцѣнный бисеръ Духа, который обрѣли мы въ періодъ торговаго времени настоящей жизни, продавъ всѣ свои желанія, мудрованія, расположенія и силы, и купивъ его. — Да сподобимся и мы стяжать его во время настоящей жизни, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Коему слава и держава во вѣки. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 261-268.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.