Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО СОРОКЪ ТРЕТЬЕ.
Объ измѣненіяхъ души и тѣла, которыя бываютъ отъ стихій, пищи и бѣсовъ.

Долгъ имѣетъ всякій христіанинъ не только измѣненія и перемѣны, бывающія въ душѣ, знать, но знать еще и причины, отъ коихъ онѣ происходятъ и случаются. Иногда, напримѣръ, вдругъ находитъ на душу радость, а иногда находитъ на нее тоже внезапно печаль и тягота крайняя; то бываетъ она сокрушенна и умиленна, то безчувственна и жестка, какъ камень; иной разъ она смиренна и кротка, а спустя минуту начинаетъ гордиться, и серчать и злиться на всѣхъ братій; иногда бываетъ она разсѣянная и нерадива о всякомъ дѣлѣ благомъ, а иной разъ внимательна и усердна ко всякому послушанію, такъ что и тѣхъ, съ которыми живетъ вмѣстѣ, отклоняетъ отъ худа и подвигаетъ на добро; иной разъ она исполнена страха и благоговѣинства, а иной безстрашна и неблагоговѣйна; иной разъ съ любовію воспоминаетъ отсутствующихъ и призываетъ ихъ къ себѣ, а въ другой /с. 321/ и на присутствующихъ смотрѣть не хочетъ; иногда скорбитъ, ноетъ и тяготится даже жизнію, а иногда такъ радуется и веселится, что не въ силахъ бываетъ удержать въ себѣ своей радости. Все это бываетъ естественно по естественному теченію движеній души и тѣла, когда подвизаемся въ дѣланіи добродѣтелей и исполненіи заповѣдей Христовыхъ. Но какъ измѣняется душа, такъ измѣняется и умъ нашъ; прелагается и онъ, — и иногда бываетъ остръ и скоръ на порожденіе мыслей, и быстръ въ обсужденіи своихъ помышленій, а иногда бездѣйственъ и тяжелодвиженъ на то и другое — и на помышленіе, и на разсужденіе; то бываетъ онъ будто несмысленъ, безсловесенъ, безгласенъ и глухъ, то глубокомысленъ, краснорѣчивъ и разсудителенъ; иной разъ бываетъ онъ слѣпъ и омраченъ, а иной разъ просвѣтленъ и рвется востечь на высоту созерцанія, превышающую мѣру человѣческаго естества; иногда бываетъ простъ и свободно готовъ на всякое созерцаніе, не помня ничего изъ худостей, бывавшихъ предъ нимъ, и не помышляя ни о чемъ подобномъ, а иногда бываетъ очень многосложенъ, волнуется мыслями, подозрѣваетъ чего нѣтъ и не было, бываетъ какъ огонекъ, покрываемый дымомъ отъ сырыхъ дровъ, не только о присущихъ помышляетъ злое, но и о тѣхъ, которыхъ нѣтъ на лицо, слагаетъ нерѣдко въ себѣ помышленія суетныя и ложныя. Бываетъ, что и душа скорбитъ и не соглашается съ умомъ въ его неправыхъ помышленіяхъ, но никакой тѣмъ не доставляетъ пользы, потому что не сильна бываетъ отвлечь умъ отъ такихъ суетныхъ и безполезныхъ помысловъ. И вотъ то, что имѣли мы сказать объ измѣненіяхъ и приложеніяхъ ума и умной души нашей.

Что касается до неровностей, бывающихъ въ тѣлѣ, то хоть и кажется намъ, что онѣ явны и ихъ легко познать, но на дѣлѣ не такъ: ибо измѣненій бывающихъ въ тѣлѣ по естеству его чрезвычайно много. Душа по естеству и сущности своей неизмѣнна; вмѣстѣ съ нею равнымъ образомъ неизмѣннымъ созданъ отъ Творца Бога и /с. 322/ умъ. Они водятся произволеніемъ и по своей волѣ упражняются или въ добродѣтеляхъ, или въ порокахъ, и за то наслѣдуютъ на всю вѣчность или свѣтъ, или тму. По своей волѣ, какъ я сказалъ, и по своему произволенію, прилѣпляются они или къ добру и бываютъ добрыми, или ко злу и бываютъ злыми. Но тѣло и естественно превратно, потому что сложно и по сущности своей текуще, какъ созданное изъ вещества тлѣннаго и текучаго, и имѣетъ сложеніе свое и составъ свой изъ такихъ вещей, кои противоположны между собою. Мудрые по сей части говорятъ, да и поистинѣ такъ есть, что сущность тѣла состоитъ изъ четырехъ противоположностей: холоднаго и теплаго, сухаго и сыраго. Но тѣло само по себѣ не имѣетъ ни воли, ни произволенія и, сказать правду, не имѣетъ ни даже движенія, развѣ можетъ быть назоветъ кто движеніемъ естественное теченіе тѣла къ концу или тлѣнію: каковое движеніе безловесно, а если безсловесно, то конечно и безгрѣшно и предъ Богомъ невиновно. И праведно: ибо то, что бываетъ необходимымъ слѣдствіемъ естества, то не подлежитъ осужденію. Похоти же плотской, брачнаго или безбрачнаго смѣшенія, сластей, гортанобѣсія, чревоугодія, многоспанья, лѣностнаго бездѣйствія, щегольства и многаго другаго подобнаго не тѣло ищетъ, какъ думаютъ многіе ненаказанные, какъ не ищетъ оно этого, когда бываетъ мертво, но ищетъ этого душа посредствомъ тѣла, пріятнымъ то себѣ находя, и услаждается тѣмъ, такъ какъ тѣсно соединена съ этою перстію, т.-е. тѣломъ, любитъ валяться въ чувственныхъ скверностяхъ, какъ свинья въ нечистотахъ, и жаждетъ сластей плотскихъ, по причинѣ сего соединенія съ перстію.

Впрочемъ никто пусть не думаетъ, будто душа насильно бываетъ увлекаема къ такимъ вещамъ отъ тѣла: ибо дѣло не такъ бываетъ. Какъ же бываетъ? послушай со вниманіемъ. Взялъ Богъ персть отъ земли, и создавъ человѣка, подулъ въ лице его Господь Богъ, — и бысть чело/с. 323/вѣкъ въ душу живу, всталъ съ земли и сталъ ходить, потому что душа его, бывшая въ тѣлѣ, господственно и властно двигала сіе тѣло; жженія же или похотнаго движенія, безсловесной ярости и чревонеистовства и слѣда никакого не было тогда, но была въ человѣкѣ жизнь мирная и безпечальная. Посмотримъ теперь, не отъ того ли, что тогда не было еще жены и яствъ, кои обыкновенно подвигаютъ человѣка на похоть, не чувствовалъ онъ движеній похоти и чрево неистовства? Итакъ, что же говоритъ о семъ божественное Писаніе? И прозябе Богъ еще отъ земли всякое древо красное въ видѣніе, и доброе въ снѣдь. — И бѣста оба нага, Адамъ же и жена его, и не стыдястася (Быт. 2, 9. 25). Видишь, что никакого вреда ихъ цѣломудрію не причиняло ни то, что Ева была предъ лицемъ Адама, ни то, что оба они были наги? И наги были они и не познавали другъ друга, и не подвигались естествомъ тѣла своего къ смѣшенію, и не стыдились. Но по преступленіи заповѣди, когда вышли они изъ рая, обнажились отъ благодати Божіей и ниспали отъ божественной славы; тогда, какъ написано, позна Адамъ жену свою и заченши роди (Быт. 4, 1). Такъ, брате мой, если ты искренно возлюбишь Бога и будешь твердо стоять въ сей любви, то никакая страсть не возобладаетъ тобою, и никакое нужденіе тѣла не вознасилуетъ тебя. Ибо какъ невозможно, чтобы тѣло подвиглось на какое-либо дѣло само собою безъ души: такъ невозможно, чтобъ и душа, соединившаяся съ Богомъ посредствомъ любви, вступать стала въ сношеніе съ другимъ чѣмъ-либо и склонилась на пожеланія и удовольствія чувственныя, или увлеклась похотѣніемъ чего-либо видимаго и какою-либо страстію. Потому что все стремленіе сердца ея, или, лучше скажу, вся воля ея связана крѣпко узами сладчайшей любви къ Богу; а когда душа союзится и сочетается, какъ я сказалъ, съ Творцемъ своимъ, тогда возможно ли, скажи мнѣ, чтобъ она испытывала жженіе плотское или была подвигаема на похоть, и тѣмъ паче чтобъ и исполняла /с. 324/ ее? Никакъ невозможно. Естественныя же перемѣны, бывающія въ тѣлѣ, явны. Онѣ имѣютъ мѣсто и во всѣхъ святыхъ; ибо естественно со всѣми бываетъ, что иной разъ тѣло здорово, когда вещества находящіяся въ составѣ его не воюютъ между собою, а въ другой разъ оно впадаетъ въ болѣзнь, когда какая-либо изъ четырехъ стихій, изъ коихъ оно слагается, или слишкомъ умножается, или слишкомъ умаляется противъ должнаго, и или умножаясь преобладаетъ надъ другими и ихъ подавляетъ, или умаляясь сама бываетъ преобладаема и подавляема ими, отъ чего происходятъ геморрои, флюсы, катарры, а иногда и всего тѣла разстройство и поврежденіе. (Впрочемъ душа остается нисколько невредимою отъ всего этого). Большая часть этихъ поврежденій происходитъ отъ многоястія и многопитія, а иныя отъ атмосферическихъ измѣненій — вѣтровъ, тепла и подобнаго. Ибо, когда воздухъ бываетъ сыръ, тогда тѣла сыраго сложенія повреждаются и разслабляются, потому что слишкомъ въ ту пору разсыряются; напротивъ, тѣла горячаго темперамента получаютъ отъ этого большую соразмѣрность и болѣе крѣпнутъ. Опять когда воздухъ слишкомъ сухъ и горячъ, тогда сырыя тѣла крѣпнутъ, а тѣла горячаго сложенія разслабляются. Бываютъ еще перемѣны въ тѣлѣ отъ излишней пищи и питія, или отъ чрезмѣрнаго поста, также отъ многоспанія или излишняго бдѣнія, отъ большаго труда или бездѣйствія и недостатка движенія.

Бываютъ еще нѣкоторыя измѣненія въ тѣлѣ нашемъ и отъ демоновъ, по попущенію благаго Бога нашего и на вразумленіе насъ и смиреніе. Какое же это измѣненіе? Отяжелѣніе всего тѣла, бывающее безо всякой видимой причииы, за одно тщеславіе, или возгордѣніе, или осужденіе, коимъ осуждаемъ брата, какъ нерадиваго. Иной разъ и по другимъ причинамъ бываемъ мы предаваемы демону, — во изможденіе плоти, въ сокрушеніе души, въ испытаніе и упражненіе ея, и наипаче въ показаніе благоутробія и состраданія, какія являетъ къ намъ Богъ, чтобы, /с. 325/ познавъ то, мы отъ всего сердца, всю любовь свою отдали Ему единому и къ Нему единому обратили все сво стремленіе.

Все это, мною сказанное, не всѣ люди понимаютъ; но одни тѣ какъ должно понимаютъ эти измѣненія душевныя и перемѣны тѣлесныя, которые подвизаются въ дѣланіи добродѣтели (о тѣхъ, кои совсѣмъ омрачены невѣжествомъ и страстями, нечего и говорить). Только подвизающійся, когда случится съ нимъ что-либо изъ сказаннаго, отчасти понимаетъ то. Что же касается до измѣненій бывающихъ въ умѣ, то ихъ разумѣютъ только безстрастные и совершенные, чистые и свободные и душею, и умомъ. Но и они не все вдругъ знаютъ, но научаются постепенно опытомъ. Ибо иногда отъ нестроеній, случающихся въ умѣ, томится душа и бываетъ сумрачна по той причинѣ, что она чрезъ то лишается нѣсколько присущей ей радости; впрочемъ если она явитъ мужество, то пробуждаетъ къ бодренности и самый умъ. Иногда опять тому, что страждетъ душа, состраждетъ умъ и вынужденъ бываетъ войти во мракъ; но если онъ воспротивится тому и напряжется стоять во свѣтѣ, то просвѣщаетъ и душу. Иногда отъ тѣлеснаго нестроенія насилуемы бываютъ оба, — т.-е. и душа и умъ; и иногда отяжеляемы бываютъ совнѣ, но, чувствуя тяготу, сохраняютъ мирное свое устроеніе цѣлымъ, — иногда же возмущаемы бываютъ извнутрь, и боримы съ такою силою, что кажутся совсѣмъ истощившимися до того, что страждущій сіе не надѣется уже придти въ мирное устроеніе, какое имѣлъ прежде. Такимъ-то образомъ душа и умъ измѣняются отъ тѣла, и опять умъ отъ души, и душа отъ ума и тѣла. Впрочемъ не всегда возмущаемы бываютъ оба, т.-е. душа и умъ. Иногда душа одна страждетъ отъ тѣла, а умъ пребываетъ безстрастнымъ, въ своемъ естественномъ состояніи, и утѣшаетъ душу; иногда же умъ омрачается и ослѣпляется, а душа бываетъ свободна, силою божественнаго свѣта и, прогоняя мракъ, снимаетъ покрывало съ очей /с. 326/ ума, и даетъ ему возможность видѣть и различать. Почему я и сказалъ вамъ, братіе, что недовольно знать превращенія, преложенія и измѣненія бывающія въ насъ, по надобно еще знать, откуда они приходятъ, какъ и отъ какихъ причинъ происходятъ, какъ, какіе вѣтры помысловъ дуютъ, изъ какихъ началъ исходятъ и стремительно нападаютъ рѣки страстей и искушеній, чтобы сумѣть добрѣ утвердить храмину души и искусно править кормиломъ корабля. Все это знать научаетъ насъ жизнь, непрерывно и неотступно ведомая по установленнымъ правиламъ и предѣламъ. Всякій долженъ положить предѣлъ и норму для себя и для жизни своей, чтобы вѣрно знать, какъ дѣйствовать каждодневно и при измѣняющихся обстоятельствахъ, и такимъ образомъ безпрепятственно тещи въ дѣланіи добродѣтелей, не встрѣчая препонъ въ самой неопытности своей. Кто поступитъ такимъ образомъ (т.-е. все опредѣлитъ разумными правилами въ своей жизии), тотъ скоро сдѣлаетъ стезю добродѣтелей и стропотную и притрудную ровною и легкоходною для себя: ибо привыкнетъ мало-по-малу ко всѣмъ дѣланіямъ добродѣтелей, и доброе обратится ему въ привычку, и станетъ какъ-бы естественнымъ чѣмъ. Преспѣвая такимъ образомъ въ добрѣ и восхожденія въ сердцѣ своемъ полагая, т.-е. восходя отъ меньшей доброты все къ большей и большей, совершеннѣйшей и совершеннѣйшей, явится онъ угоднымъ Богу, и, въ совершенствѣ постигнувъ и уразумѣвъ все сказанное выше, содѣлается для многихъ другихъ учителемъ добродѣтели, просвѣщая ихъ и научая и словомъ и примѣромъ жизни своей, — и, какъ самъ просвѣщенъ свыше благодатію Святаго Духа, открывая глубины таинъ духовной жизни всѣмъ взыскующимъ того съ любовію и рвеніемъ, — силою и содѣйствіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Коему подобаетъ слава и держава, со Отцемъ и Св. Духомъ, въ нескончаемые вѣки. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 320-326.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.