Церковный календарь
Новости


2018-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 19-я (1925)
2018-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 18-я (1925)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 39-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 38-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 37-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 36-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 10-я (1914)
2018-06-24 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 9-я (1914)
2018-06-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинный постъ есть "злыхъ отчуждечіе" (1975)
2018-06-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы готовиться къ Вел. посту? (1975)
2018-06-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 17-я (1925)
2018-06-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 16-я (1925)
2018-06-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 35-я (1922)
2018-06-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 34-я (1922)
2018-06-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 12-я (1925)
2018-06-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 11-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 iюня 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО СОРОКЪ ЧЕТВЕРТОЕ.
1) Діаволъ пятью кознями воюетъ противъ людей. 2) Всякое доброе дѣло, какое дѣлаетъ человѣкъ, долженъ дѣлать его или для того, чтобъ умилостивить Бога, или для того, чтобъ возблагодарить Его. 3) Кто ищетъ спасенъ быть, долженъ подвизаться. 4) Въ какихъ людяхъ царствуетъ Царь всяческихъ и Богъ, и въ какихъ не царствуетъ.

1. Діаволъ, какъ духъ невещественный, со времени Адамова преступленія заповѣди Божіей возъимѣлъ нѣкую власть и дерзость дѣйствовать на естество человѣческое, сдѣлался очень опытнымъ въ воеваніи противъ людей, ибо люди имъ боримые, умирая, преходятъ родъ за родомъ, а онъ все живетъ и живетъ одинъ и тотъже вотъ уже шесть тысячъ шесть сотъ и болѣе лѣтъ, и навыкъ. Онъ всегда есть скрытный врагъ людей, всегда злокознствуетъ и брани воздвигаетъ противъ нихъ, и особенно противъ тѣхъ изъ нихъ, которые теперь раждаются; потому что теперешніе не только не имѣютъ никакой опытности въ борьбѣ съ діаволомъ, но совсѣмъ и понятія не имѣютъ о брани діавольской и объ искусности въ ней діавола. Почему и когда явно онъ біетъ ихъ, они того не видятъ, и когда скрытно ихъ устрѣляетъ, не чувствуютъ; онъ является ангеломъ свѣта, а покрываетъ ихъ тмою. Такъ сдѣлался онъ, какъ я сказалъ, очень искуснымъ въ борьбѣ съ человѣкомъ. Конецъ же и цѣль, для которой ведетъ онъ сію брань съ человѣкомъ, велика и страшна. Вначалѣ отдѣливъ и отдаливъ родъ человѣческій отъ Бога, онъ теперь всячески напрягается и, хлопочетъ о томъ, чтобъ не допустить его опять возвратиться къ Богу, но всегда удерживать въ отдаленіи отъ Него. И если случится кому воззвану быть Іисусомъ Христомъ и возвратиться къ Богу, онъ, искусный и многоопытный въ дѣланіи зла, всячески старается опять отдалить его отъ Бога. По этой-то причинѣ діаволъ сдѣлался многоиску/с. 328/сенъ въ воеваніи съ людьми и воюетъ съ ними пятью кознями: еллинствомъ, іудействомъ, ересями, противо-православнымъ образомъ жизни и (неразумными) подвигами добрыхъ дѣланій. Еллинствомъ прельщаетъ людей любящихъ такъ-называемую внѣшнюю мудрость; іудействомъ прельщаетъ евреевъ, убѣждая ихъ думать, будто они добрѣ вѣруютъ, такъ какъ чтутъ единаго Бога, чѣмъ прельщаетъ онъ также и агарянъ; ересями прельщаетъ суемудрыхъ богочтецовъ, удаляя ихъ отъ православія; православныхъ удаляетъ отъ Бога худыми дѣлами и жизнію противною православію, именно: сребролюбіемъ, сластолюбіемъ, славолюбіемъ; опять и подвигами добрыхъ дѣлъ и самоохотными лишеніями самоумерщвленія ввергаетъ онъ подвижниковъ въ гордость, которая есть корень всякаго зла, равно какъ въ пристрастіе къ славѣ и чести людской. Этою прелестію гордыни, которая есть всѣхъ добродѣтелей истребительница, превращаетъ онъ и въ пропасть низвергаетъ души бѣдныхъ подвижниковъ, живущихъ въ преподобіи и правдѣ, и нѣкоторыхъ изъ нихъ уговариваетъ показывать ревность Божію не по разуму и строгость жизни неразсудительную. Чрезъ это онъ дѣлаетъ ихъ тираннами самихъ себя, и они мучатъ себя всякими лишеніями и злостраданіями, да славимы будутъ отъ человѣкъ: чтó достойно крайнихъ слезъ, потому что они лишаются за то и настоящихъ и будущихъ благъ. Пагубность, которой подвергаются всѣ другіе люди, о коихъ мы сказали, ничто въ сравненіи съ потерями, какія несутъ сіи люди. — Вотъ какъ велика и несравненна наша бѣдственность! Почему надлежитъ намъ всячески изыскивать, какимъ бы способомъ могли мы избѣжать навѣтовъ діавола. Но никакимъ способомъ не можемъ мы избавиться отъ него, кромѣ какъ если прибѣгнемъ къ Богочеловѣку Іисусу Христу, со всѣмъ смиреніемъ души и крайнимъ сокрушеніемъ сердца. Тогда Христосъ самъ будетъ воевать за насъ чрезъ насъ, и мы успокоимся: ибо противостояніе и преодолѣваніе этого врага нашего ни/с. 329/какимъ другимъ способомъ не бываетъ, какъ только единымъ Христомъ Господомъ.

2. Итакъ, если кто дѣлается нищимъ для Христа, постится, держитъ бдѣнія, умерщвляетъ плоть свою воздержаніемъ, творитъ милостыни, и бываетъ сострадателенъ и человѣколюбивъ, все это хорошо; однакожъ да внимаетъ онъ себѣ добрѣ, чтобъ не потерять напрасно трудовъ своихъ и должнаго за нихъ воздаянія. Ибо хотя такія дѣла суть добрыя дѣла; но есть иное добро, которое содѣваетъ спасеніе человѣка посредствомъ нихъ, и безъ котораго подвизающіеся спастись посредствомъ такихъ добрыхъ дѣлъ не могутъ спастись. Оно есть причина, въ силу коей спасаются тѣ, которые подвизаются въ нихъ, т.-е. въ постѣ, бдѣніи и прочемъ. Эти послѣднія суть средства для двухъ великихъ вещей, — умилостивленія и благодаренія, ибо надобно, чтобъ онѣ были совершаемы съ разумомъ, по чину, и благообразно.

Такъ, если какой грѣшникъ, внявъ тому, что говоритъ Іоаннъ Богословъ: всякъ согрѣшаяй не видѣ Бога, ни позна Его (1 Іоан. 3, 6), придетъ въ чувство, и, познавъ, какому бѣдствію подпалъ онъ изъ-за грѣховъ своихъ, пріиметъ свѣтъ покаянія и начнетъ нести подвиги покаянные, посредствомъ показанныхъ дѣлъ, — поста, молитвы и прочаго, чтобы Богъ, видя сокрушеніе сердца его, смиреніе и ревность, возблагоутробствовалъ къ нему и примирился съ нимъ: то Богъ, видя смиреніе его и трудъ, оставляетъ всѣ грѣхи его, примиряется съ нимъ и являетъ въ немъ знаменія сего помилованія и примиренія. Таковыя знаменія суть — упокоеніе отъ страстей, которыя его одолѣвали, ненависть ко грѣху, страхъ Божій, держимый во всякомъ мѣстѣ, такъ какъ Богъ вездѣ присущъ, сокрушеніе и умиленіе сердечное, благоговѣніе, вниманіе ума къ божественнымъ пѣснямъ, къ чтенію и слушанію божественныхъ Писаній. Ибо невозможно, чтобъ въ комъ-либо оказались сіи доброты духовныя прежде умилостивленія Бога и примиренія съ Нимъ. Когда же Божествен/с. 330/ная благодать примиряется съ душею; тогда осѣняетъ ее, объемлетъ ее нѣкіимъ образомъ невидимо, и дѣлаетъ то, что умъ человѣка того установляется и собирается въ себя, бывши дотолѣ непостояннымъ и разсѣяннымъ. Вотъ первое великое и дивное дѣло, о коемъ сказали мы, т.-е. умилостивленіе Бога, за которое сподобившійся его и да воздаетъ благодареніе Богу, помиловавшему его и примирившемуся съ нимъ.

Послѣ же того, какъ сподобится человѣкъ такой милости отъ Бога, уврачуется и утвердится, пусть, если держитъ постъ, творитъ милостыню, и проч., дѣлаетъ сіи дѣла для того, чтобъ возблагодарить Бога за то, чего сподобился, т.-е. за примиреніе Бога съ нимъ. И пусть дѣлаетъ все сіе съ разсужденіемъ, по чину, и какъ подобаетъ, чтобъ улучить совершенную свободу и сподобиться познать наилучшимъ образомъ сокровенныя блага Божіи, коихъ доброта и красота сокрыта отъ очей не только тѣхъ, кои грѣшатъ, но и тѣхъ, кои каются. Се и второе, великое и дивное, т.-е. благодареніе Бога.

Итакъ тѣ, которые творятъ показанныя добродѣтели, просто лишь какъ добрыя дѣла, а не для этихъ двухъ цѣлей, т.-е. умилостивленія и благодаренія, — грѣшатъ и умираютъ грѣшниками, при всемъ томъ, что стали нищими, постниками, милостынедавцами и проч. Это-то и достойно наипаче слезъ, что они не примирились съ благопремѣнительнымъ Богомъ, такъ какъ въ томъ, что служитъ къ сему примиренію и сдруженію съ Богомъ, дѣйствовали не съ разумомъ, не по чину, и не какъ слѣдуетъ. Ибо если кто, послѣ примиренія съ Богомъ, станетъ дѣлать тѣ дѣла для того, чтобъ примириться съ Нимъ, то Богъ отвращается отъ него и тяготится имъ, какъ отвращается и отъ того, кто творитъ ихъ для благодаренія Бога, прежде чѣмъ примирится съ Нимъ. Человѣкъ, какъ разумное существо, всѣ дѣла въ отношеніи къ Богу долженъ дѣлать разумно, какъ дѣйствуетъ онъ обычно въ отношеніи къ людямъ. Кто хочетъ умилостивить земнаго царя, да /с. 331/ проститъ его въ чемъ провинился предъ нимъ, тотъ изъявляетъ прежде не дѣйствія благодаренія, а то, чѣмъ достигается умилостивленіе и прощеніе; а послѣ этого, возвративъ себѣ царское благоволеніе, изъявляетъ и дѣйствія благодаренія, т.-е. напередъ старается примириться съ нимъ, и примирившись уже, благодаритъ. Если не станетъ кто дѣйствовать такимъ же образомъ и въ отношеніи къ Богу, то и Сынъ и Слово Бога и Отца Господь нашъ Іисусъ Христосъ не захочетъ спасти такъ неразумно дѣйствующаго человѣка, разумомъ одареннаго. Какъ праведный, Онъ хочетъ и требуетъ праведно, чтобъ тварь разумная, человѣкъ, и въ отношеніи къ Богу дѣлалъ по крайней мѣрѣ тоже, что дѣлаетъ онъ въ отношеніи къ людямъ, и боялся Бога, какъ боится и людей. Ибо хотя мы часто нарушаемъ свое разумное достоинство и дѣйствуемъ безъ разума, но Господь не терпитъ, чтобъ оно было нарушаемо, и требуетъ, чтобъ всякая тварь пребывала въ томъ чинѣ, какой Онъ опредѣлилъ ей съ самаго начала.

3. Итакъ кто же спасется? Никто изъ тѣхъ, кои не подъемлютъ достодолжно соотвѣтственнаго тому труда и подвига, хотя говорятъ всѣ, что хотятъ спастися. Все равно это, какъ, скажемъ для примѣра, еслибъ кто захотѣлъ быть богатымъ, пріобрѣсть много золота, серебра, драгоцѣнныхъ камней и маргаритовъ, безъ всякаго труда и пота и безъ всякихъ заботъ, такъ это было бы невозможно. Итакъ тѣ, которые говорятъ, что хотятъ спастися, а между тѣмъ не хотятъ потрудиться душею и тѣломъ для своего спасенія, какъ могутъ спастися? Да и тѣ, которые имѣютъ ревность трудиться по дѣлу спасенія, и словомъ и дѣломъ, и желаютъ того отъ всей души, не могутъ спастися, если всего чаютъ отъ однихъ трудовъ своихъ. Ибо какъ тѣ, которые думаютъ спастися безъ труда, не спасутся, такъ какъ спасеніе не бываетъ безъ труда; такъ и тѣ, которые чаютъ устроить спасеніе своимъ умомъ и своими силами, не могутъ спастися, /с. 332/ такъ какъ спасеніе не утверждается на разумѣ и силахъ того, кто желаетъ спастися, а есть милость Божія во Христѣ Іисусѣ. Инъ есть получающій спасеніе и инъ дающій его. Самъ Богъ говоритъ: нѣсть развѣ Мене спасаяй (Ис. 43, 11). И Апостолъ Павелъ, прилагаетъ: еже хотѣти прилежитъ ми, а еже содѣяти доброе не обрѣтаю (Рим. 7, 18). Скажи же намъ, Павле преблаженне, какъ послѣ сего можно спастися? Отвѣчаетъ Апостолъ, говоря: благодарю Бога моего Іисусъ Христомъ... Законъ духа жизни о Христѣ Іисусѣ освободилъ мя есть отъ закона грѣховнаго и смерти (— 8, 2). Отсюда явно, что спасеніе наше не утверждается на собственной нашей силѣ, но на милости Божіей во Христѣ Іисусѣ. И благодареніе Богу, что, по великой любви своей къ человѣку, и такое хотѣніе человѣка смѣсилъ Онъ съ немощію, чтобъ не могъ человѣкъ, еслибъ и хотѣлъ, содѣвать доброе, при всемъ трудѣ своемъ надъ тѣмъ, дабы такимъ образомъ избѣжать ему самаго слѣда гордыни, которая есть первый грѣхъ, источникъ и корень всякаго зла, и причина паденія человѣческаго естества. Богъ укрѣпляетъ наше хотѣніе въ томъ, чтобъ мы хотѣли собственной Его воли, и такимъ образомъ отстраняетъ всякій поводъ къ гордынѣ и заглаждаетъ всякій слѣдъ ея.

Можетъ быть спроситъ кто: что же теперь осталось дѣлать человѣку самому отъ себя, чтобы спастися? Если самое хотѣніе имѣетъ нужду въ божественной помощи, что же отъ него? — Вотъ что остается на долю человѣка, — выслушать слово о спасеніи своемъ, возжелать его и познать Того, Кто можетъ спасти его. О прочемъ же отъ всей души и безъ всякаго размышленія да проситъ Бога, могущаго спасти его, сохранить цѣла до конца и довесть до совершенства, — Его, говорю, да проситъ даровать сіе ему, положившему доброе начало и возжелавшему пріять, да проситъ сподобить его слышанія слова Божія и всего относящагося ко спасенію, и за тѣмъ пусть не престаетъ умолять Бога, пока не улучитъ желаемаго, т.-е. /с. 333/ спасенія своего. Ибо то первое есть дарованіе, какое подаетъ Богъ, чтобъ сподобиться услышать кого либо, кто бы возвѣстилъ о спасеніи. Проповѣдники посылаются, чтобъ проповѣдать тѣмъ, которые не вѣдаютъ истины. И то воистину есть даръ святаго Бога, что Онъ посылаетъ проповѣдниковъ. Второе дарованіе есть, чтобъ услышавшій проповѣдниковъ спасенія, послушался ихъ; такое послушаніе естественно людямъ, когда слышатъ истину. Оно въ началѣ вложено въ нихъ Богомъ; почему Христосъ Господь великую приложилъ угрозу тѣмъ, которые не послушаются Евангелія, говоря: которые не примутъ васъ и не послушаютъ васъ, отраднѣе будетъ землѣ Содомской и Гоморрской, нежели имъ (Мѳ. 10, 14; Мар. 6, 11). Послушаніе истинѣ есть отличительное свойство разумной природы. Третье дарованіе Божіе есть мысленный свѣтъ, который пріемлютъ наипаче новопросвѣщенные. Ибо коль скоро кто, услышавъ проповѣдь о спасеніи, послушается ея, то явно, что онъ уже возжелалъ улучить спасеніе, но не видѣлъ еще благообразія и красоты его; для сего потребно, чтобы божественный свѣтъ таинственно осѣнилъ его свыше. И сей свѣтъ мысленно просвѣщаетъ очи души и явно представляетъ ей слѣдующія двѣ вещи, — благообразіе спасенія, и срамоту грѣшника, поколику онъ грѣшникъ есть, хотя уже взыскалъ спасенія. Послѣ же сего чтó бываетъ? Поелику душа, когда полагаетъ начало возжеланію спасенія своего, имѣетъ волю еще слабую, лѣнивую, безсильную на то, чтобъ всецѣло возжелать спасенія своего, то, восчувствовавъ такую слабость и лѣность воли своей, она взыскиваетъ силы отъ Бога, чтобъ Онъ укрѣпилъ волю ея, и далъ ей всецѣло возжелать спасенія. Тогда же познаетъ она во истинѣ, сколь молитва ея бѣдна и слаба и, какъ трость, колеблется противными духами, т.-е. демонами. Почему послѣ того, какъ воля ея укрѣплена бываетъ Богомъ, первымъ дѣломъ имѣетъ она трудиться и подвизаться въ томъ, чтобъ умолить Бога ниспослать ей даръ молитвы, /с. 334/ да будетъ молитва ея всегда движима Духомъ Святымъ. Когда же сподобится она дара сего, тогда ходатайствовать о ней воздыханіями неизглаголанными начинаетъ уже сей Духъ Святый, посѣтившій душу, взывая: Авва Отче, такъ однакожь, что сей гласъ Духа Святаго бываетъ собственнымъ гласомъ тѣхъ, которые воспріяли Святаго Духа. Сею-то благодатною молитвою возращаются въ душѣ духовные плоды, т.-е. любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе.

4. Таковъ чинъ спасаемыхъ! И кто не послѣдуетъ сему чину, тотъ будетъ блуждать въ горахъ и пустыняхъ, и въ мѣстахъ, которыхъ не посѣщаетъ Христосъ, и тщетно протрудится и прозлостраждетъ во всемъ, чтó подыметъ спасенія ради своего. Ибо спасеніе наше все содѣвается силою Господа нашего Іисуса Христа. Того ради и называется Онъ Царь и Господь, что царствуетъ и господствуетъ во всякомъ, кто вѣруетъ въ Него, благодатію Духа Святаго, и какъ Царь и Господь вѣрныхъ своихъ, содѣваетъ въ нихъ и чрезъ нихъ, чтó Ему благоугодно, бывая для тѣхъ, кои предаютъ себя Его царству и господству, путеводителемъ, правителемъ, учителемъ, пѣстуномъ, предстателемъ, помощникомъ, избавителемъ отъ всякаго грѣха. Если же и думаютъ нѣкоторые, что они дѣлаютъ что-либо доброе безъ Христа, то они ложь суть, и тогда только станутъ истиною, когда возцарствуетъ въ нихъ Христосъ. Когда Пилатъ спросилъ Христа Господа: царь ли еси ты? Онъ отвѣтилъ ему: Азъ на сіе родихся, и на сіе пріидохъ въ міръ, да свидѣтельствую истину. Пилатъ спросилъ: что есть истина? но Господь не отвѣтилъ ему (Іоан. 18, 37. 38), зная, что Пилатъ не могъ вмѣстить слова Его и увѣровать въ Его сокровенное таинство, т.-е. въ то, что надлежитъ Христу царствовать въ каждомъ человѣкѣ, такъ какъ инымъ способомъ невозможно опять возсіять въ каждомъ знаменіямъ разумнаго достоинства, какое даровалъ Богъ человѣческому естеству въ твореніи, и истре/с. 335/блену быть неразумію, какое по причинѣ грѣха вошло въ родъ человѣческій, въ противность естеству, и такъ въ немъ усилилось, что кажется, будто оно есть по естеству. Невозможно освободиться намъ отъ неразумія, если не воцарится въ насъ Сынъ Божій и Слово Божіе, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, благодатію Святаго Духа. И сіе-то есть истина, которую пришелъ Господь засвидѣтельствовать. Если не восцарствуетъ въ насъ Христосъ, то невозможно, чтобъ въ насъ, собственными нашими средствами, было что-либо благоугодное Ему, но мы будемъ обладаемы врагомъ рода человѣческаго, діаволомъ, не чувствуя и не понимая того. Гдѣ царствуетъ Богъ, тамъ нѣтъ рабства діаволу, но все служеніе единому Богу. Кто не знаетъ, что Богъ, Творецъ неба и земли и всей видимой и невидимой твари, есть Царь всѣхъ твореній, воззванныхъ Имъ изъ небытія въ бытіе? Богъ и Отецъ собственнаго Слова и Сына, Господа нашего Іисуса Христа и Бога, имъже все сотворилъ Онъ во Святомъ своемъ Духѣ, сей, говорю, Отецъ чрезъ Сына своего во Святомъ Духѣ царствуетъ надъ всѣми тварями своими. Сіе единое Божество — Отецъ и Сынъ и Духъ Святый, тріипостасное, совѣчное, собезначальное и единосущное царствуетъ и властвуетъ надъ небомъ, солнцемъ, луною, звѣздами, воздухомъ, землею и моремъ и всѣмъ, чтó въ нихъ, надъ ангелами и человѣками, хотятъ ли они того, или не хотятъ, потому что Царь и Господь всего одинъ Богъ. Но такъ какъ неотложное свойство царя есть имѣть промышленіе о томъ, надъ чѣмъ онъ царствуетъ, то и Богъ имѣетъ промышленіе о всемъ, сказанномъ нами. Только поелику всѣ другія твари, кромѣ существъ разумныхъ, т.-е. ангеловъ и людей, не имѣютъ разума, какъ неразумныя; то Богъ промышленіе о нихъ творитъ просто, безъ того, чтобъ они знали о семъ, такъ какъ они не имѣютъ разума. И объ ангелахъ и людяхъ, существахъ разумныхъ, Онъ тоже имѣетъ всегда промышленіе; но такъ какъ они суть твари разумныя и естественно имѣютъ /с. 336/ разумъ; то Онъ хочетъ, чтобъ они знали и сами Творца и Промыслителя своего Бога. Для того и созданы они разумными, съ естественнымъ разумомъ, чтобъ познавая Творца своего и Промыслителя, всегда прославляли Его и благодарили, не только за себя самихъ, но и за всѣ прочія твари. Почему Богъ, будучи царемъ всѣхъ тварей, надъ одними людьми хочетъ царствовать по волѣ ихъ, какъ и надъ ангелами царствуетъ по волѣ ихъ. И если люди не хотятъ, чтобъ Богъ царствовалъ надъ ними, то Онъ не дѣлаетъ имъ въ этомъ насилія, чтобъ не отнять у нихъ чрезъ то самовластнаго произволенія; ибо какъ возможно быть твари разумною, если она не имѣетъ своей воли? По сей причинѣ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ и Богъ, содѣлавшись человѣкомъ, однороднымъ съ нами, и учителемъ, убѣждаетъ соестественныхъ братій своихъ: ищите прежде царствія Божія и правды его, чтобъ восцарствовать надъ ними по волѣ ихъ. Какъ только войдетъ царствіе Божіе въ разумное естество, тотчасъ преисполняетъ его всякою правдою и добродѣтелію. Почему будемъ всегда молиться Богу: да пріидетъ царствіе Твое, да будетъ воля Твоя. Сего хощетъ Богъ, для сего содѣлался Онъ человѣкомъ, въ этомъ первый предметъ проповѣди и начало Евангелія. Это и значатъ слова: приближися царствіе небесное, коими началось Евангеліе. И если душа не восчувствуетъ, что царствіе Божіе пришло въ нее и воцарилось въ ней, нѣтъ ей надежды спасенія. Душѣ царствуемой надлежитъ знать благодать и воздѣйствіе царствующаго въ ней Божества: ибо гдѣ присущъ царь, тамъ должны быть явны и знаменія его присутствія. Божіи знаменія, которыя должна имѣть душа, царствуемая Богомъ, суть: кротость, правота, истина, смиренномудріе, благостыня, правда, и всякое благоговѣинство, и еще — незлобіе, человѣколюбіе, состраданіе, любовь нелицемѣрная, долготерпѣніе, постоянство, благодушіе. А у тѣхъ, въ которыхъ не царствуетъ Богъ, должно видимо быть противное сему. По симъ добродѣтелямъ, /с. 337/ и по противоположнымъ имъ недобродѣтелямъ познается, въ какихъ людяхъ царствуетъ и въ какихъ не царствуетъ Богъ. Относительно сихъ послѣднихъ Господь повелѣваетъ воинству Своему, т.-е. святымъ ангеламъ, говоря: враги моя оны, иже не восхотѣша, да царь быхъ былъ надъ ними, приведите сѣмо, и изсѣцыте предо мною (Лук. 19, 27). Ибо тѣ, которые слышали и до точности познали, какъ, какими дѣлами и какихъ заповѣдей исполненіемъ имѣютъ получить отъ Христа царство небесное, и презрѣли то, предпочетши тому земное и тлѣнное, временную и суетную славу, таковые всеконечно достойны быть мучимы горше, чѣмъ невѣрные. Они познали Христа и не хотѣли имѣть Его царемъ себѣ, потому что не соблюдали заповѣдей Его. Ибо кто не хочетъ дѣлать дѣла, для котораго Христосъ содѣлался человѣкомъ и пришелъ въ міръ, тотъ явно не принимаетъ самого Христа, хотя и кажется, что принимаетъ. Которые же воистину увѣровали въ Него и приняли Его, тѣмъ далъ Онъ область чадами Божіими быти. Какъ только они увѣровали въ Него, и Онъ ввѣрился имъ и далъ имъ пріять отъ себя божественное; такъ что человѣкъ вѣрующій въ Него, дѣлается богомъ, какъ Онъ Богъ содѣлался человѣкомъ. Когда бы и намъ даровалъ Богъ увѣровать въ Него во истинѣ, и содѣлаться чадами Божіими и богами по благодати, во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Коему слава и держава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 327-337.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.