Церковный календарь
Новости


2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 38, на Рождество Спасителя (1844)
2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 37, на Еванг. слова (Матѳ. 19, 1) (1844)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба во вторникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ понедѣльникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 36, о себѣ самомъ (1844)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 35, на память мучениковъ (1844)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ 1-ю недѣлю Великаго поста (1864)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ субботу 1-й седмицы поста (1864)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 12-е, въ четвертокъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 11-е, въ среду 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 26-я, утѣшеніе больному (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 25-я, о милости и судѣ (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 34-е, къ пришедшимъ изъ Египта (1844)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 33-е, противъ Аріанъ и о самомъ себѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій. Слово 32-е, о томъ, что не всякой можетъ разсуждать о Богѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 31-е, о Богословіи пятое, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 25 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ ТЕРТУЛЛІАНА, ХРИСТІАНСКАГО ПИСАТЕЛЯ ВЪ КОНЦѢ II И ВЪ НАЧАЛѢ III ВѢКА.
(Переводъ Е. Карнеева. Часть 1-я. СПб., 1847).

ПРЕДУВѢДОМЛЕНІЕ.

Квинтъ, Септимій, Флоръ Тертулліанъ родился въ городѣ Карѳагенѣ, что въ Африкѣ, около 145 или 150 года по рождествѣ Христовѣ. Онъ лишился еще въ дѣтствѣ отца своего, который былъ сотникомъ въ войскахъ Африканскаго Проконсула, и по смерти его въ матери своей нашелъ для себя попечительную и просвѣщенную руководительницу. Будучи надѣленъ отъ природы живымъ воображеніемъ, тонкимъ умомъ и даромъ слова, онъ пріобрѣлъ ранніе успѣхи во всѣхъ языческихъ наукахъ, и сдѣлался учителемъ Реторики. Въ сіе время онъ по собственному сознанію увлеченъ былъ во всѣ безразсудства молодости; но плотскія услажденія не могли удовлетворить пылкой его души. Для него потребно было или обширное поле сраженія, гдѣ бы онъ могъ подвизаться, или спасительное иго, которое бы его укрощало. То и другое обрѣлъ онъ въ идеяхъ Христіанскихъ.

Неизвѣстно, когда именно Тертулліанъ сдѣлался Христіаниномъ. До того долгое время вооружался онъ /с. II/ противъ Христіанства; но потомъ былъ однимъ изъ ревностнѣйшихъ его защитниковъ. Изъ сочиненій его можно догадываться, что на него сильно подѣйствовало зрѣлище мужества, оказываемаго мучениками; и онъ, какъ обыкновенно съ великодушными людьми случается, изъ врага обратился въ друга гонимыхъ. Полагаютъ, что это произошло въ 185 году. Въ слѣдующемъ году онъ женился на Христіанкѣ. Ему нельзя было долго оставаться въ ряду обыкновенныхъ подвижниковъ воинства Христова. Онъ восхотѣлъ сражаться во главѣ всякаго рода опасностей, и въ 195 году удостоенъ былъ званія священника. Освободясь отъ порывовъ молодости, жилъ онъ съ женою въ супружеской вѣрности. Онъ написалъ для нея посланіе, въ которомъ совѣтуетъ ей въ случаѣ смерти его соблюдать воздержаніе и пребыть вдовою.

Тертулліанъ не могъ покаряться простому методическому ходу тогдашняго Христіанскаго общества. Жестокость гоненій, какъ выше примѣчено, открыла ему путь къ новому вѣрованію. Душа его жаждала искать сугубыхъ опасностей, достигать высшаго совершенства, приносить тяжкія жертвы, добиваться большей славы. Ему казалось, что тогдашніе Христіане не усердно молятся, не довольно мужественно переносятъ лишенія и муки. По его мнѣнію жизнь есть такая борьба, гдѣ только одна великодушная смерть можетъ пріобрѣсть побѣду. Италіянское духовенство, не столько ревностное, какъ Африканскій священникъ, предписало ему поступать снисходительнѣе съ слабыми Христіанами. Онъ на сіе вознегодовалъ. Духовенство /с. III/ съ своей стороны прогнѣвалось на него за то, что онъ выходитъ изъ границъ умѣренности, и слѣдуетъ по стезямъ Монтана, который портитъ все преувеличиваніемъ и заставляя людей, соблюдать такое совершенство, которое превышало ихъ силы. Тертулліанъ, выведенный изъ терпѣнія, публично отрекся отъ Римскаго духовенства, и сдѣлался Монтанистомъ.

Причиною перемѣны сей вѣроятно было то, что такъ какъ Монтанисты показывали видъ, будьто держатся строжайшей дисциплины, хранятъ большее воздержаніе, соблюдаютъ частые посты, умножаютъ молитвы и богомоліе, возносятъ мученичество до того, что не допускаютъ ни бѣгства отъ мукъ ни выкупа за себя деньгами: то Тертулліанъ, коего умъ и безъ того вдавался въ крайности, охотно принялъ ученіе, столь много согласовавшееся съ его характеромъ. Это случилось, кажется около 199 года.

Отпавши отъ Римской Христіанской церкви, онъ тѣмъ не менѣе защищалъ Христіанство, и возставалъ противъ сектъ, стремившихся дѣлаться независимыми. Между тѣмъ онъ скоро убѣдился въ погрѣшностяхъ ученія новыхъ друзей своихъ Монтанистовъ, и составилъ, говорятъ, собственную секту, слѣды которой видны были въ Африкѣ и во времена блаженнаго Августина, то есть, въ началѣ пятаго вѣка.

Послѣднія творенія Тертулліановы ограничиваются 217 и 218 годами. Полагаютъ, что онъ умеръ около 220 года. Знаменитѣйшее его твореніе есть Апологія или защищеніе Христіанъ противъ язычниковъ. Къ похвалѣ Тертулліана должно сказать, что многіе уче/с. IV/ные и благочестивые мужи питали къ нему особенное уваженіе. Между прочими св. мученикъ Кипріанъ, епископъ Карѳагенскій, жившій въ третьемъ вѣкѣ вскорѣ послѣ него, столько былъ къ нему привязанъ, что не иначе именовалъ его, какъ своимъ учителемъ. Тертулліанъ былъ едвали не первый западный Христіанскій писатель, процвѣтавшій во времена язычества почти прежде всѣхъ извѣстныхъ святыхъ отцевъ.

Въ Христіанскомъ чтеніи на 1842 годъ въ Іюньской и Іюльской книжкахъ изчислены и изложены въ сокращенномъ видѣ всѣ творенія Тертулліановы. Но чтобы основательно судить о писателѣ, надобно читать сочиненія его въ полнотѣ. Здѣсь предлагается такъ сказать половина твореній сего замѣчательнаго Писателя. Въ нихъ много занимательнаго, любопытнаго и поучительнаго, а особливо въ отношеніи къ древнимъ обычаямъ и къ первоначальному образу Христіанскаго вѣроисповѣданія. Прочія его сочиненія писаны въ томъ же духѣ; но оставлены безъ перевода потому, что съ одной стороны большею частію заключаютъ въ себѣ повтореніе почти однихъ и тѣхъ же предметовъ, а съ другой нѣкоторыя изъ нихъ исполнены темноты, сбивчивости и ошибокъ, вкравшихся вѣроятно отъ переписчиковъ его твореній до изобрѣтенія книгопечатанія. Впрочемъ довольно и однихъ издаваемыхъ нынѣ статей, чтобы получить полное понятіе о твердости и строгости характера Тертулліана и о его обширныхъ во всемъ свѣдѣніяхъ, начитанности и учености.

Е. Карнеевъ.       

Источникъ: Творенія Тертулліана, Христіанскаго писателя въ концѣ втораго и въ началѣ третьяго вѣка. Переводъ Е. Карнеева. Часть первая. — СПб.: Въ Типографіи Фишера, 1847. — С. I-IV.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.