Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 49.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Преподобнаго Ѳеодора Студита [1].
ЧЕТЫРЕ ГЛАВЫ.

I. Жизнь подвижническая не въ иномъ чемъ состоитъ, какъ въ укрощеніи страстей, строгомъ наблюденіи за собою, непрестанной борьбѣ съ невидимыми врагами, и въ сохраненіи души отъ нечистыхъ помысловъ, насъ оскверняющихъ. Ибо отъ сихъ помысловъ, какъ огнь, возгарается пожеланіе. Но удаляясь стра/с. 140/стей мы отразимъ отъ себя искусителя, при первомъ его нападеніи.

II. Намъ нужно имѣть всегдашнее бодрствованіе, вниманіе, и великую готовность сердца къ тому, чтобы обуздать умъ свой, дабы онъ не уносился къ предметамъ непозволеннымъ, не начертывалъ въ себѣ нечистыхъ образовъ, и не увлекался грѣховными пожеланіями, которыя не приносятъ намъ ни какой пользы, а напротивъ причиняютъ скорбь и мученіе, такъ что мы не въ состояніи бываемъ совершить ни одного полезнаго труда. Посему истинное спокойствіе и удовольствіе единственно состоитъ въ томъ, чтобъ очищать душу, и пещись объ умерщвленіи въ себѣ страстей.

III. Будемъ же стоять на поприщѣ нашемъ, всегда внимая гласу совѣсти. Не преклонимъ колѣнъ предъ Вaаломъ, братія! Не попустимъ, чтобы возмущающіе насъ помыслы одержали побѣду надъ нами. Станемъ неослабно стараться угашать разженныя стрѣлы лукаваго слезами, бдительностію надъ собою, мо/с. 141/литвою, сокрушеніемъ, и другими изнуреніями плоти. Ибо супостатъ нашъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Пет. 5, 8), кого уловить и сдѣлатъ своею добычею — отчасти, или всецѣло. Уловивъ отчасти, онъ не довольствуется симъ, но всегда стремится къ дальнѣйшему злу, доколѣ не предастъ добычу свою грѣховной смерти. Сперва на пр. онъ усиливается расположить насъ къ тому, чтобы мы допустили его къ себѣ; потомъ влагаетъ въ сердце какой либо злой совѣтъ; обольстивъ и отравивъ чрезъ это душу, онъ выводитъ ее изъ естeственнаго состоянія, и дѣлаетъ ее безумною, несмысленною и слѣпою, желающею того, чего не должно. Почему мы всякимъ храненіемъ должны блюсти сердце свое, не давая мѣста діаволу, и отражая тотчасъ его нападеніе. Когда же мы не выдержимъ сего нападенія; то, по крайней мѣрѣ, не дозволимъ себѣ обольщаться злыми его совѣтами. Но если и въ семъ случаѣ мы потерпимъ пораженіе; то да не останемся долго въ такомъ состояніи, дабы /с. 142/ не быть намъ увлеченными и низринутыми въ самую пропасть грѣха. А сему бѣдствію мы подвергаемся отъ закоренѣлыхъ предразсудковъ, и отъ воспоминаній о прежней своей жизни. Станемъ же удаляться сихъ предразсудковъ и юношескихъ воспоминаній. Ибо представлять себѣ давно-бывшее, что иное значитъ, какъ не обращаться сердцемъ въ Египетъ? — Отъ сего надлежитъ намъ оберегать внутренняго человѣка.

IV. Итакъ будемъ сражаться, укрѣпляясь всѣми силами, и державною крѣпостію Духа, дабы, по слову Писанія, могли мы, низлагать помышленія, и всяко возношеніе, взимающееся на разумъ Божій (2 Кор. 10, 4. 5). И это надлежитъ дѣлать непрестанно. Ибо война сія не такова, чтобы можно было сказать: мы побѣдили! Сіе мученичество возобновляется всякой день, и разнообразится всякаго рода страданіями. И кто, будучи всегда порываемъ помыслами, не препобѣждается ими, не преклоняетъ колѣнъ предъ Вaаломъ, но со рвеніемъ и мужествомъ противоборствуетъ стра/с. 143/стямъ, и одолѣваетъ ихъ: тотъ есть каждодневный мученикъ, и можетъ говорить съ Апосполомъ: по вся дни умираю (1 Кор. 15, 31). При концѣ же подвиговъ, онъ силенъ будетъ съ дерзновеніемъ сказать: подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ, прочeе убо соблюдается мнѣ вѣнецъ правды (1 Тим. 4, 7. 8).

Примѣчаніе:
[1] Преподобный Ѳеодоръ родился въ Цареградѣ, и жилъ въ VIII вѣкѣ. По монастырю, коего основaтелемъ былъ нѣкто Студій, и въ коемъ Св. Ѳеодоръ начальствовалъ, онъ называется Студійскимъ. Во времена иконоборства онъ былъ однимъ изъ ревностнѣйшихъ защитниковъ иконопочитанія, и претерпѣвъ многія страданія за сію ревность, заслужилъ славу Исповѣдника. Православная Церковь наша издавна имѣетъ великое уваженіе къ его писаніямъ. Память его празднуется 11 Ноября.

Источникъ: Преподобнаго Ѳеодора Студита, Четыре главы. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1834 годъ. Часть третія. — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1834. — С. 139-143.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.