Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Преподобнаго Ѳеодора Студита [1].
ЧЕТЫРЕ ГЛАВЫ.

I. Жизнь подвижническая не въ иномъ чемъ состоитъ, какъ въ укрощеніи страстей, строгомъ наблюденіи за собою, непрестанной борьбѣ съ невидимыми врагами, и въ сохраненіи души отъ нечистыхъ помысловъ, насъ оскверняющихъ. Ибо отъ сихъ помысловъ, какъ огнь, возгарается пожеланіе. Но удаляясь стра/с. 140/стей мы отразимъ отъ себя искусителя, при первомъ его нападеніи.

II. Намъ нужно имѣть всегдашнее бодрствованіе, вниманіе, и великую готовность сердца къ тому, чтобы обуздать умъ свой, дабы онъ не уносился къ предметамъ непозволеннымъ, не начертывалъ въ себѣ нечистыхъ образовъ, и не увлекался грѣховными пожеланіями, которыя не приносятъ намъ ни какой пользы, а напротивъ причиняютъ скорбь и мученіе, такъ что мы не въ состояніи бываемъ совершить ни одного полезнаго труда. Посему истинное спокойствіе и удовольствіе единственно состоитъ въ томъ, чтобъ очищать душу, и пещись объ умерщвленіи въ себѣ страстей.

III. Будемъ же стоять на поприщѣ нашемъ, всегда внимая гласу совѣсти. Не преклонимъ колѣнъ предъ Вaаломъ, братія! Не попустимъ, чтобы возмущающіе насъ помыслы одержали побѣду надъ нами. Станемъ неослабно стараться угашать разженныя стрѣлы лукаваго слезами, бдительностію надъ собою, мо/с. 141/литвою, сокрушеніемъ, и другими изнуреніями плоти. Ибо супостатъ нашъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Пет. 5, 8), кого уловить и сдѣлатъ своею добычею — отчасти, или всецѣло. Уловивъ отчасти, онъ не довольствуется симъ, но всегда стремится къ дальнѣйшему злу, доколѣ не предастъ добычу свою грѣховной смерти. Сперва на пр. онъ усиливается расположить насъ къ тому, чтобы мы допустили его къ себѣ; потомъ влагаетъ въ сердце какой либо злой совѣтъ; обольстивъ и отравивъ чрезъ это душу, онъ выводитъ ее изъ естeственнаго состоянія, и дѣлаетъ ее безумною, несмысленною и слѣпою, желающею того, чего не должно. Почему мы всякимъ храненіемъ должны блюсти сердце свое, не давая мѣста діаволу, и отражая тотчасъ его нападеніе. Когда же мы не выдержимъ сего нападенія; то, по крайней мѣрѣ, не дозволимъ себѣ обольщаться злыми его совѣтами. Но если и въ семъ случаѣ мы потерпимъ пораженіе; то да не останемся долго въ такомъ состояніи, дабы /с. 142/ не быть намъ увлеченными и низринутыми въ самую пропасть грѣха. А сему бѣдствію мы подвергаемся отъ закоренѣлыхъ предразсудковъ, и отъ воспоминаній о прежней своей жизни. Станемъ же удаляться сихъ предразсудковъ и юношескихъ воспоминаній. Ибо представлять себѣ давно-бывшее, что иное значитъ, какъ не обращаться сердцемъ въ Египетъ? — Отъ сего надлежитъ намъ оберегать внутренняго человѣка.

IV. Итакъ будемъ сражаться, укрѣпляясь всѣми силами, и державною крѣпостію Духа, дабы, по слову Писанія, могли мы, низлагать помышленія, и всяко возношеніе, взимающееся на разумъ Божій (2 Кор. 10, 4. 5). И это надлежитъ дѣлать непрестанно. Ибо война сія не такова, чтобы можно было сказать: мы побѣдили! Сіе мученичество возобновляется всякой день, и разнообразится всякаго рода страданіями. И кто, будучи всегда порываемъ помыслами, не препобѣждается ими, не преклоняетъ колѣнъ предъ Вaаломъ, но со рвеніемъ и мужествомъ противоборствуетъ стра/с. 143/стямъ, и одолѣваетъ ихъ: тотъ есть каждодневный мученикъ, и можетъ говорить съ Апосполомъ: по вся дни умираю (1 Кор. 15, 31). При концѣ же подвиговъ, онъ силенъ будетъ съ дерзновеніемъ сказать: подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ, прочeе убо соблюдается мнѣ вѣнецъ правды (1 Тим. 4, 7. 8).

Примѣчаніе:
[1] Преподобный Ѳеодоръ родился въ Цареградѣ, и жилъ въ VIII вѣкѣ. По монастырю, коего основaтелемъ былъ нѣкто Студій, и въ коемъ Св. Ѳеодоръ начальствовалъ, онъ называется Студійскимъ. Во времена иконоборства онъ былъ однимъ изъ ревностнѣйшихъ защитниковъ иконопочитанія, и претерпѣвъ многія страданія за сію ревность, заслужилъ славу Исповѣдника. Православная Церковь наша издавна имѣетъ великое уваженіе къ его писаніямъ. Память его празднуется 11 Ноября.

Источникъ: Преподобнаго Ѳеодора Студита, Четыре главы. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1834 годъ. Часть третія. — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1834. — С. 139-143.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.