Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

БЛАГОВѢСТНИКЪ,
Или толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго на Святое Евангеліе.

ТОЛКОВАНІЕ НА СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛІЕ ОТЪ МАТѲЕЯ.
(Пер. Казанской Дух. Академіи. Изд. 2-е. Казань, 1875).

ГЛАВА ВТОРАЯ.

[Зач. 3.] Іисусу же* [1] рождшуся въ Виѳлеемѣ іудейстѣмъ. Виѳлеемъ значитъ домъ хлѣба, а Іудея — исповѣданіе. /с. 67/ Да будемъ и мы чрезъ исповѣданіе домомъ хлѣба небеснаго.

Во дни Ирода. Евангелистъ упоминаетъ объ Иродѣ, дабы ты позналъ, что отъ колѣна Іудина уже прекратились князи и цари, и должно было придти Христу. Ибо Иродъ былъ не іудей, а идумеянинъ, сынъ Антипатра отъ жены аравитянки. Когда же прекратились князи Іудовы, пришелъ Христосъ, чаяніе языковъ, какъ пророчествовалъ Іаковъ (Быт. 49, 10).

Царя. Указываетъ на санъ царя, потому что былъ еще другой Иродъ, четверовластникъ.

Се волсви отъ востокъ пріидоша во Іерусалимъ.

Вопросъ: Для чего приходятъ волхвы?

Отвѣтъ: Для осужденія іудеевъ: ибо если волхвы, идолопоклонники, увѣровали, то какое извиненіе остяется іудеямъ? Также и для того, чтобы болѣе просіяла слава Христова отъ свидѣтельства волхвовъ, которые больше были враги Божіи и служили демонамъ.

Отъ востокъ. И это для осужденія іудеевъ: ибо тѣ пришли поклониться Ему, не смотря на большое разстояніе: а евреи, имѣя у себя Христа, только гнали Его.

Глаголюще: гдѣ есть рождейся Царь Іудейскій? Сказываютъ, что эти волхвы были потомки волхва Валаама, и что нашедши его предсказаніе: возсіяетъ звѣзда отъ Іакова и погубитъ князи Моавитскія (Чис. 24, 17), поняли таинство Христово, и потому пошли, желая видѣть Родившагося.

Видѣхомъ бо звѣзду Его на востоцѣ. Слыша о звѣздѣ, не думай, что она была одна изъ видимыхъ /с. 68/ нами: нѣтъ, то была божественная и ангельская сила, явившаяся въ образѣ звѣзды. Поелику волхвы занимались наукою о звѣздахъ, то Господь и привелъ ихъ этимъ, для нихъ знакомымъ знáкомъ, подобно какъ Петра рыбаря, изумивъ множестломъ рыбъ, привлекъ ко Христу. А что звѣзда была сила ангельская, видно изъ того, что она ярко свѣтила днемъ, шла, когда шли волхвы, стояла, когда не шли они: особенно же изъ того, что она шла съ сѣвера, гдѣ Персія, на югъ, гдѣ Іерусалимъ: но звѣды никогда не ходятъ отъ сѣвера къ югу.

И пріидохомъ поклонитися Ему. Эти волхвы были, кажется, весьма добродѣтельны. Ибо если они пришли поклониться въ чужой странѣ, то могли ли не проповѣдывать со всею смѣлостію въ Персіи?

Слышавъ же Иродъ царь, смутися и весь Іерусалимъ съ нимъ. Иродъ смутился, какъ иноплеменникъ, боясь потерять царство: ибо зналъ, что оно не принадлежитъ ему. Но почему смущаются іудеи? имъ надлежало болѣе радоваться, потому что ихъ Царю еще въ пеленахъ пришли поклониться цари персидскіе. Но злые люди поистиннѣ безумны! Они не хотѣли изслѣдовать пророческихъ предсказаній.

И собравъ вся первосвященники и книжники людскія, вопрошаше отъ нихъ: гдѣ Христосъ раждается? Первосвященники и книжники были учители народа. Ихъ спрашиваютъ по распоряженію Божію, дабы показали истину: и потому они подвергнутся осужденію, что распяли Того, Кого прежде признали царемъ. /с. 69/

Они же рекоша ему: въ Виѳлеемѣ Іудейстѣмъ: тако бо писано есть пророкомъ. Какимъ пророкомъ? Михеемъ, ибо онъ говоритъ:

И ты, Виѳлееме, земле Іудова, ничимже менши еси во владыкахъ Іудовыхъ (Мих. 5, 2). Этотъ городъ не обращалъ на себя вниманія потому, что былъ малъ: но послѣ сдѣлался славенъ, потому что изъ него произошелъ Христосъ: ибо теперь всѣ отъ концевъ земли приходятъ для поклоненія сему святому Виѳлеему.

Изъ тебе бо изыдетъ Вождь. Хорошо сказалъ: изыдетъ, а не: останется въ тебѣ; ибо Христосъ не остался въ Виѳлеемѣ, но по рожденіи вышелъ изъ него, и жилъ большею частію въ Назаретѣ. Іудеи говорятъ, что это предсказано о Зоровавелѣ: но явно лгутъ и прельщаютъ себя; ибо Зоровавель родился не въ Виѳлеемѣ, а въ Вавилонѣ. Вникни въ имя его: Зоро значитъ сѣмя и рожденіе, а Вавелъ — Вавилонъ, то есть: въ Вавилонѣ зачатый или рожденный. Но и пророчество обличаетъ ихъ словами: исходи Его изъ начала, отъ дній вѣка. Кого другаго исходи изъ начала, и отъ дній вѣка, какъ не Христа? Онъ имѣлъ два исхода, или рожденія: первое изначала, искони, отъ Отца, второе отъ дней вѣка, начавшееся отъ Богородицы, во времени. Пусть же скажутъ іудеи, искони ли произошелъ Зоровавель? Но имъ нечего сказать.

Иже упасетъ люди моя Израиля. Упасетъ, говоритъ, а не тиранствовать или пожирать будетъ. Другіе, бывшіе тогда цари, были не пастыри, но волки и хищники: а Христосъ есть Пастырь и Наставникъ, какъ и Самъ говоритъ: Азъ есмь Пастырь добрый. Людьми /с. 70/ же израилевыми называетъ увѣровавшихъ какъ изъ евреевъ, такъ и изъ язычниковъ: ибо израиль значитъ: зрящій Бога; и потому всѣ, зрящіе Бога, суть израильтяне, хотя бы были изъ язычниковъ.

Тогда Иродъ тай призва волхвы. Тайно призвалъ ихъ Иродъ, опасаясь іудеевъ: ибо подозрѣвалъ, что іудеи, быть можетъ, скроютъ младенца и постараются спасти Его, какъ своего будущаго избавителя. Посему тайно хотѣлъ погубить Его.

И испытоваше отъ нихъ время явльшіяся звѣзды, то есть, тщательно развѣдывалъ; потому что звѣзда явилась волхвамъ прежде рожденія Господа. Такъ какъ имъ надлежало употребить много времени на путешествіе: то звѣзда явилась имъ задолго, дабы они могли поклониться Ему, когда Онъ былъ еще въ пеленахъ. Впрочемъ нѣкоторые говорятъ, что звѣзда явилась имъ во время самаго рожденія Его, и что волхвы шли два года и нашли Господа съ матерью не въ пеленахъ и не въ ясляхъ, а въ домѣ, когда Ему было уже два года. Но ты лучше держись вышесказаннаго.

И пославъ ихъ въ Виѳлеемъ, рече: шедше испытайте извѣстно о Отрочати. Не сказалъ: о царѣ, а объ отрочати; потому что не терпѣлъ и имени царя, чѣмъ и показалъ, какъ онъ свирѣпствовалъ на Него.

Егда же обрящете, возвѣстите ми, яко да и азъ шедъ поклонюся Ему. Они же послушавше царя, идоша. Не имѣя въ себѣ злонамѣренности, они думали, что и онъ говоритъ не злонамѣренно.

И се звѣзда, юже видѣша на востоцѣ, идяше предъ ними. Звѣзда, по распоряженію Божію, скрывалась не /с. 71/ надолго, для того, чтобы они спросили іудеевъ и привели въ смущеніе Ирода, а истина сдѣлалась очевиднѣе: но когда они вышли изъ Іерусалима, она опять явилась и стала руководить ихъ. Отсюда опять видно, что это была сила божественная, а не обыкновенная звѣзда.

Дондеже пришедши ста верху, идѣже бѣ Отроча. И это было чудное знаменіе: звѣзда сошла съ высоты, и, приблизившись къ землѣ, указала имъ мѣсто. Ибо если бы она показалась имъ на высотѣ, то какъ, могли бы они безошибочно узнать мѣсто, гдѣ былъ Христосъ? звѣзды занимають большое пространство. Поэтому и ты видишь луну, какъ будто она надъ твоимъ домомъ, а мнѣ кажется, будто она стоитъ надъ моимъ домомъ: да и вообще всѣмъ представляется, что луна, или другая звѣзда стоитъ надъ ихъ домомъ. Посему и та звѣзда не указала бы Христа, если бы не сошла внизъ и не стала какбы надъ самою главою Младенца.

Видѣвше же звѣзду, возрадовашася радостію веліею зѣло. Возрадовались тому, что не ошиблись, а нашли, чего искали.

И пришедше въ храмину, видѣша Отроча съ Маріею матерію Его. Тотчасъ по рожденіи Дѣва положила Младенца въ ясляхъ, потому что не нашли тогда дома. Послѣ, вѣроятно, нашли домъ, въ который вошли къ нимъ волхвы. Ибо пришли въ Виѳлеемъ, какъ говорить и Лука, чтобы тамъ записаться въ перепись, но, по причинѣ млогочисленнаго стеченія народа для записанія себя, сначала не нашли дома, и потому Господь родился въ вертепѣ: въ послѣдствіи же нашли домъ, гдѣ Онъ и видѣнъ былъ волхвами. /с. 72/

И падше поклонишася Ему. Вотъ просвѣщенныя души! Видѣли Его въ бѣдности, и поклонились Ему. Они удостовѣрились, что это Богъ, посему и принесли Ему дары, какъ Богу и какъ человѣку. Ибо слушай:

И отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливанъ, и смѵрну. Золото принесли Ему, какъ царю, потому что царю даемъ мы, какъ подданные, золото; ливанъ, какъ Богу, ибо предъ Богомъ воскуряемъ ѳѵміамъ, а смѵрну, какъ имѣющему вкусить смерть, ибо іудеи, при погребеніи намащали тѣло умершаго смѵрною, дабы оно оставалось нетлѣннымъ, потому что смѵрна, будучи суха, сушитъ влагу и не позволяетъ появляться червямъ, или гніенію. Видишь ли вѣру волхвовъ? Они изъ Валаамова пророчества узнали, что Господь и Богъ и Царь, и что Онъ умретъ за насъ. Но выслушай и пророчество Валаамово: возлегъ, говоритъ, почи яко левъ (Числ. 24, 9), — вотъ царское достоинство, означаемое подъ образомъ льва, а выраженіе: возлегъ — означаетъ умерщвленіе. Благословящіи тя благословени, — вотъ божеское достоинство, потому что истинную силу благословенія имѣетъ только божественное существо.

И вѣсть пріемше во снѣ не возвратитися ко Ироду, инымъ путемъ отъидоша во страну свою. Замѣть послѣдовательность! Богъ сперва звѣздою привелъ волхвовъ къ вѣрѣ: потомъ, когда пришли во Іерусалимъ, чрезъ пророка сказалъ имъ, что Христосъ раждается въ Виѳлеемѣ; наконецъ далъ имъ наставленіе чрезъ ангела. И они повиновались наставленію, то есть, божественному слову. Такимъ образомъ пріемше вѣсть, /с. 73/ то есть, получивъ наставленіе отъ Бога, поругались Ироду, не побоялись и преслѣдованія его, но положились на силу Рожденнаго, и сдѣлались истинными свидѣтелями.

[Зач. 4.] Отшедшымъ же имъ,* [2] се ангелъ Господень во снѣ явися Іосифу, глаголя: воставъ поими Отроча и Матерь Его. Вотъ для чего Богъ попустилъ Дѣвѣ быть обрученною! Здѣсь видно, что это сдѣлалъ Богъ, дабы Іосифъ внимательно заботился о Ней. Но не сказалъ уже: поими жену твою, а: Матерь Его. Потому что, какъ подозрѣніе уже разсѣялось и праведникъ увѣрился изъ чудесъ рожденія, что все — отъ Духа Святаго, то уже и не называетъ Ее женою его.

И бѣжи во Египетъ. Бѣжитъ Господь, дабы увѣровали, что Онъ и истинный человѣкъ. Ибо, если бы Онъ, попавши въ руки Ирода, не былъ убитъ, то подумали бы, что Онъ воплотился призрачно. Бѣжитъ во Египетъ, дабы освятить и его. Особенно два мѣста были гнѣздомъ всякаго нечестія: Вавилонъ и Египетъ; итакъ отъ Вавилона Онъ принялъ поклоненіе чрезъ волхвовъ, а Египетъ освятилъ собственнымъ присутствіемъ.

И буди тамо, дондеже реку ти, — то есть, будь тамъ до тѣхъ поръ, пока не получишь повелѣнія отъ Бога. И мы ничего не должны дѣлать безъ воли Божіей.

Хощетъ бо Иродъ искати Отрочате, да погубитъ Е. Замѣть безуміе человѣка, желающаго взять верхъ надъ волею Божіею: ибо если родившійся не отъ Бога, то /с. 74/ чего боится? если же отъ Бога, то какъ можетъ погубить Его?

Онъ же воставъ, поятъ Отроча и Матерь Его нощію, и отъиде во Египетъ: и бѣ тамо до умертвія Иродова: да сбудется реченное отъ Господа пророкомъ глаголющимъ: отъ Египта воззвахъ Сына Моего. Іудеи говорятъ, что это сказано было о народѣ; изведенномъ изъ Египта Моѵсеемъ. Отвѣчаемъ: о народѣ это сказано прообразовательно, а истинно исполнилось на Христѣ. Притомъ же, кто есть сынъ Божій? ужели народъ, поклонявшійся идолу Веельфегору и истуканамъ, или истинный Сынъ Божій, творившій чудеса?

Тогда Иродъ видѣвъ, яко поруганъ бысть отъ волхвовъ. Какъ Фараону Богъ посмѣялся чрезъ Моисея, такъ Ироду посмѣялся чрезъ волхвовъ, такъ какъ оба они, и Иродъ и Фараонъ, были дѣтоубійцы, — Фараонъ потому, что убивалъ въ Египтѣ еврейскихъ дѣтей мужескаго пола, а Иродъ потому, что избилъ дѣтей виѳлеемскихъ.

Разгнѣвася зѣло, и пославъ изби вся дѣти сущыя въ Виѳлеемѣ. Разгнѣвался на волхвовъ, за то что презрѣли его и не возвѣстили ему о Родившемся Царѣ, котораго онъ хотѣлъ открыть и умертвить. Посему и велѣлъ избить всѣхъ младенцевъ, дабы вмѣстѣ съ ними убить и Помазаннаго. Для чего же попущено избіеніе младенцевъ? Для того, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Притомъ младенцы не погибли, но сподобились великихъ даровъ. Ибо всякій, терпящій здѣсь зло, терпитъ или для оставленія грѣховъ или для умноженія вѣнцовъ. Такъ и сіи дѣти больше увѣнчаны будутъ. /с. 75/

И во всѣхъ предѣлѣхъ его, отъ двою лѣту и нижайше, по времени, еже извѣстно испыта отъ волхвовъ. Тогда сбыстся реченное Іереміемъ пророкомъ глаголющимъ. Дабы кто не подумалъ, что избіеніе младенцевъ случилось безъ воли Бога, показываетъ, что Онъ зналъ это напередъ и предсказалъ.

Гласъ въ Рамѣ слышанъ бысть. Рама занимала возвышенное мѣсто въ Палестинѣ, какъ и самое названіе ея означаетъ высокая, и досталась въ удѣлъ колѣну Веніаминову. Веніаминъ же былъ сынъ Рахили, а Рахиль погребена въ Виѳлеемѣ. Пророкъ называетъ Виѳлеемъ Рахилью, потому что она погребена была въ немъ.

Плачь и рыданіе были слышны въ Рамѣ, то есть, на высотѣ, говоритъ далѣе пророкъ, потому что плачь и рыданіе и вопль былъ многъ.

Рахиль плачущися чадъ своихъ. Рахиль, то есть Виѳлеемъ.

И не хотяше утѣшитися, яко не суть. Не суть только въ сей жизни, ибо души безсмертны.

Умершу же Ироду. Горькую кончину имѣлъ Иродъ: онъ извергъ свою нечестивую душу, бывъ пораженъ горячкою, болью въ животѣ, водянкою въ ногахъ, гніеніемъ тайнаго члена, пораждавшимъ червей, одышкою, трясеніемъ тѣла и судорогами.

Се ангелъ Господень во снѣ явися Іосифу во Египтѣ, глаголя: воставъ поими Отроча и Матерь Его, и иди въ землю Израилеву. Но говоритъ: бѣжи, но: иди, потому что страха уже не было. /с. 76/

Изомроша бо ищущіи души Отрочате. Гдѣ Аполлинарій, который говорилъ, что Господь не воспринялъ души человѣческой? Вотъ обличеніе противъ его лжемудрія!

Онъ же воставъ, поятъ Отроча и Матерь Его, и пріиде въ землю Израилеву. Слышавъ же яко Архелай царствуетъ во Іудеи, вмѣсто Ирода отца своего, убояся тамо ити. Иродъ оставилъ трехъ сыновей: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелая назначилъ царемъ, а прочихъ тетрархами (четверовластниками). Іосифъ убоялся идти въ землю Архелая, то есть въ Іудею, потому что и Архелай подобенъ былъ отцу своему.

Вѣсть же пріемъ во снѣ, отъиде въ предѣлы галилейскія. Галилея была земля не израильская, а языческая, посему іудеи смотрѣли на ея жителей съ омерзеніемъ.

И пришедъ вселися во градѣ нарицаемѣмъ Назаретъ.

Вопросъ: Какъ же Лука говоритъ, что Господь пришелъ въ Назаретъ, спустя сорокъ дней по рожденіи, то есть, послѣ того какъ принятъ былъ Симеономъ, а Матѳей здѣсь говорить, что Онъ пришелъ въ Назаретъ по возвращеніи изъ Египта.

Отвѣтъ: Знай, что Лука сказалъ о томъ, о чемъ умолчалъ Матѳей. Лука говоритъ, что Господь, проведши по рожденіи Своемъ сорокъ дней, пришелъ въ Назаретъ: а Матѳей повѣствуетъ о томъ, что было между симъ временемъ, то есть Господь бѣжалъ въ Египетъ, и потомъ изъ Египта возвратился въ Назаретъ. /с. 77/ Итакъ они не противорѣчатъ другъ другу: Лука говоритъ о прибытіи въ Назаретъ изъ Виѳлеема, а Матѳей о возвращеніи въ Назаретъ изъ Египта.

Яко да сбудется реченное пророки: яко Назорей наречется. Какой пророкъ говорилъ о семъ? Этого не находимъ нынѣ: ибо по нерадѣнію евреевъ и по причинѣ частыхъ плѣненій много пророческихъ книгъ погибло. Впрочемъ, можетъ быть, это пророчество извѣстно было іудеямъ и по преданію. Назорей значитъ: освященный. Поелику же Христосъ святъ, то прилично назывался и Назореемъ, ибо святымъ Израилевымъ Господь называется у многихъ пророковъ.

Примѣчанія:
[1] Іисусу*
[2] Отшедшымъ волхвомъ*

Источникъ: Благовѣстникъ, или толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, на Святое Евангеліе. Часть первая. Евангеліе отъ Матѳея. — Изданіе второе. — Казань: Въ Университетской типографіи, 1875. — С. 66-77.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.