Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

БЛАГОВѢСТНИКЪ,
Или толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго на Святое Евангеліе.

ТОЛКОВАНІЕ НА СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛІЕ ОТЪ МАТѲЕЯ.
(Пер. Казанской Дух. Академіи. Изд. 2-е. Казань, 1875).

ГЛАВА ТРЕТІЯ.

[Зач. 5.] Во дни же оны* [1] пріиде Іоаннъ Креститель. Іоаннъ посланъ былъ отъ Бога для обличенія іудеевъ, дабы они, познавъ свои грѣхи, покаялись и такимъ образомъ приняли Христа. Ибо кто не сознаетъ своихъ грѣховъ, тотъ не приходитъ въ покаяніе.

Итакъ посланъ былъ Іоаннъ, проповѣдая въ пустыни іудейстѣй и глаголя: покайтеся. Іудеи были горды, посему Іоаннъ побуждаетъ ихъ къ покаянію.

Приближибося царствіе небесное. Царствіемъ небеснымъ называетъ первое и второе пришествіе Христа и добродѣтельную жизнь. Ибо если мы, живя на землѣ, ведемъ себя по небесному, живемъ безъ страстей: то имѣемъ царствіе небесное.

/с. 78/ Сей бо есть реченный Исаіемъ пророкомъ, глаголющимъ: гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Ис. 41, 8). Путемъ называетъ Евангеліе, а стезями законныя учрежденія. Посему какбы такъ говоритъ: будьте готовы къ евангельской жизни, и законныя заповѣди творите право, то есть духовно: ибо правъ — духъ. Итакъ когда ты видишь, что іудей разумѣетъ подзаконный порядокъ плотскимъ образомъ, скажи, что онъ не творитъ стезей правыхъ, то есть, не духовно понимаетъ законъ.

Самъ же Іоаннъ имѣяше ризу свою отъ власъ вельблуждь. Іоаннъ располагалъ къ покаянію и словомъ и самымъ видомъ своимъ: ибо носилъ одежду плачевную. Говорятъ, что верблюдъ есть животное среднее между чистымъ и нечистымъ: онъ чистъ, потому что отрыгаетъ жвачку, и нечистъ, потому что имѣетъ нераздвоенныя копыта. Поелику же Іоаннъ приводилъ къ Богу и мнимо-чистый народъ — іудейскій, и нечистый — языческій, и былъ срединою между ветхимъ и новымъ завѣтомъ: то онъ и носилъ одежду изъ верблюжьихъ волосъ.

И поясъ усменъ о чреслѣхъ своихъ: снѣдь же его бѣ пружіе и медъ дивій. Всѣ святые въ писаніи представляются опоясанными, какъ непрестанно пребывающіе въ трудѣ (ибо нерадивые и преданные чувственности, какъ напримѣръ сарацыны, не опоясываются): они представляются опоясанными кожанымъ прясомъ, какъ умертвившіе въ себѣ страсти плотскаго вожделенія, потому что кожа есть часть мертваго животнаго. Нѣкоторые думаютъ, что пружіе (акриды) суть вер/с. 79/хушки травы, которая иначе называется мелагра: а иные разумѣють подъ симъ дикіе яблоки. Подъ дикимъ медомъ разумѣется медъ дикихъ пчелъ, полагаемый ими въ деревахъ и между камнями.

Тогда исхождаше къ нему Іерусалима, и вся Іудея, и вся страна іорданская, и крещахуся во Іорданѣ отъ него, исповѣдающе грѣхи своя. Хотя и крестились, но Іоанново крещеніе не имѣло силы отпущать грѣхи. Іоаннъ проповѣдывалъ только покаяніе, и приготовлялъ къ оставленію грѣховъ, то есть, велъ къ крещенію Христову, которымъ даруется отпущеніе грѣховъ.

Видѣвъ же (Іоаннъ) многи фарисеи и саддукеи грядущія на крещеніе его, рече имъ. Фарисей значитъ отдѣленный, такъ какъ они почитались людьми отличными отъ другихъ и превосходящими другихъ по жизни и познаніямъ. Саддукеи не вѣрили ни въ воскресеніе, ни въ бытіе ангела и духа. Слово же саддукеи значитъ праведные: ибо седекъ — означаетъ праведность. Они или сами себя называли праведными, или такъ назывались по ересеначальнику ихъ Садоку. И фарисеи и саддукеи шли къ крещенію не съ доброю мыслію, какъ прочіе, потому Іоаннъ и обличаетъ ихъ.

Рожденія ехиднова, кто сказа вамъ бѣжати отъ будущаго гнѣва? Іоаннъ строго говорилъ къ нимъ, зная ихъ строптивость: впрочемъ отчасти и похвалилъ, говоря: кто сказа вамъ? онъ дивится, какъ случилось, что этотъ злой родъ пришелъ въ себя. Называетъ ихъ исчадіями ехидниными, потому что какъ сіи при рожденіи прогрызываютъ ложесна (матери), такъ и они убивали отцевъ своихъ, то есть, учителей, пророковъ. Отъ будущаго гнѣва, то есть отъ геенны.

/с. 80/ Сотворите убо плодъ достоинъ покаянія. Видишь, что говоритъ: не только дóлжно избѣгать зла, но и приносить плоды добродѣтели. Ибо сказано: уклонися отъ зла и сотвори благо (Пс. 33, 16).

И не начинайте глаголати въ себѣ: отца имамы Авраама. Глаголю бо вамъ: яко можетъ Богъ отъ каменія сего воздвигнути чада Аврааму. Имъ служило въ погибель то, что они полагались на свое благородное происхожденіе. Подъ камнями разумѣются язычники, изъ коихъ многіе увѣровали. Но Іоаннъ говоритъ просто, что Богъ и отъ каменій можетъ воздвигнуть чадъ Аврааму. Ибо и ложесна Сарры по безплодію были камнемъ, однакожъ она родила по Божію изволенію. Воздвигъ же Господь чада Аврааму отъ камней тогда, какъ при распятіи Его многіе, увидѣвъ разсѣдшіеся камни, увѣровали.

Уже бо и сѣкира при корени древа лежитъ. Сѣкирою называетъ судъ Христовъ, а древами — каждаго человѣка. Итакъ не вѣрующій посѣкается съ корнемъ за невѣріе свое и ввергается въ геенну.

Всяко убо древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо. Не сказалъ: которое не сотворило, но еже не творитъ, потому что непрестанно дóлжно приносить плоды добродѣтели. Если ты вчера оказалъ милость, а нынѣ похищаешь, то какіе плоды приносишь, и какъ будешь пріятенъ Богу?

Азъ убо крещаю вы водою въ покаяніе: Грядый же по мнѣ, крѣплій мене есть. Іоаннъ сказалъ имъ: сотворите плодъ: теперь показываетъ, какой плодъ, то /с. 81/ есть плодъ вѣры въ грядущаго по немъ. А по немъ шелъ Христосъ. Онъ былъ и по рожденію позднѣе его шестью мѣсяцами, и по явленію: ибо сперва явился Предтеча, а потомъ Христосъ, о Которомъ онъ свидѣтельствовалъ.

Емуже нѣсмь достоинъ сапоги понести. Я, говоритъ, не достоинъ быть и послѣднимъ рабомъ Его, или носить сапоги Его. Подъ сапогами разумѣй и двоякое сошествіе Его — одно съ неба на землю, другое съ земли въ адъ: ибо сапоги суть кожа плоти и умерщвленіе. Этихъ двухъ схожденій не могъ понести Предтеча: ибо не понималъ, какъ они совершились.

Той вы креститъ Духомъ Святымъ. То есть, щедро исполнитъ васъ благими дарами Духа, тогда какъ мое крещеніе не даетъ благодати Духа, ни отпущенія грѣховъ. Но Онъ отпуститъ вамъ грѣхи и щедро дастъ Духа.

Емуже лопата въ руцѣ Его. Когда креститесь отъ Него, и потомъ будете грѣшить, не думайте, что Онъ проститъ васъ. Нѣтъ, Онъ имѣетъ и лопату, то есть разсмотрѣніе и судъ.

И отребитъ гумно Свое. То есть, церковь, въ которой хотя много крещеныхъ, подобно какъ на гумно собирается съ поля все: но изъ нихъ одни оказываются плевелами, каковы легкомысленные и направляемые къ злу духами злобы: другіе — пшеницею, тѣ, которые приносятъ пользу и другимъ, питая ихъ ученіемъ и дѣломъ.

И соберетъ пшеницу свою въ житницу, плевы же сожжетъ огнемъ негасающимъ. Неугасимъ огонь геен/с. 82/скій. Посему обманывался Оригенъ, когда говорилъ, что мукамъ будетъ конецъ.

[Зач. 6.] Тогда приходитъ* [2] Іисусъ отъ Галилеи на Іорданъ ко Іоанну креститися отъ него. Іоаннъ же возбраняше Ему, глаголя. Крестится чистый, дабы насъ омыть и показать намъ, что, приступая къ крещенію, дóлжно напередъ очиститься, дабы въ послѣдствіи не осквернить крещенія, падая въ грѣхъ по худому навыку. Возбраняетъ же Ему Іоаннъ для того, чтобъ зрители не подумали, что и Онъ, подобно многимъ другимъ, крещается въ покаяніе.

Азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ? Предтеча имѣлъ нужду очиститься отъ Господа, ибо и онъ, происходя отъ Адама, заимствовалъ отъ него скверну, порожденную преслушаніемъ: а воплотившійся Христосъ очистилъ всѣхъ. Не смѣлъ сказать: и Ты ли крестишься отъ меня? но и Ты ли грядеши? Такъ былъ онъ смирененъ!

Отвѣщавъ же Іисусъ рече къ нему: остави нынѣ; тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду. Теперь, говоритъ, уступи. Будетъ время Моей славы, но теперь Я не обнаруживаюсь. Правдою называетъ законъ. Человѣческая природа, говоритъ, подверглась проклятію, потому что не могла исполнить закона. Посему Я исполнилъ всѣ предписанія закона: остается одно, то есть, креститься. Совершивъ это, Я освобожду человѣческое естество отъ клятвы. Это Мой долгъ.

/с. 83/ Тогда остави Его. И крестився Іисусъ взыде абіе отъ воды. Іисусъ крещается, будучи тридцати лѣтъ, такъ какъ до этого возраста человѣкъ совершаетъ всѣ грѣхи. Въ первомъ возрастѣ преобладаетъ неразуміе, во второмъ, то есть юношескомъ — сильный пылъ похоти и гнѣва, а въ тридцать лѣть, когда человѣкъ дѣлается совершеннымъ мужемъ — любостяжаніе. Такимъ образомъ Іисусъ выждалъ этотъ возрастъ, дабы во всѣхъ возрастахъ исполнить законъ и очистить нашу природу, и подать намъ силы побѣждать страсти. Манихеи говорятъ, что Онъ тѣло свое сложилъ въ Іорданѣ, и принялъ другое призрачное тѣло. Но ихъ лукавыя уста заграждаются сими словами: взыде Іисусъ: то есть, вышелъ не другой, а тотъ же, кто сошелъ въ воду.

И се отверзошася Ему небеса. Адамъ заключилъ ихъ, а Христосъ отверзаетъ, дабы ты зналъ, что и ты отверзаешь ихъ, когда крещаешься.

И видѣ Духа Божія сходяща, яко голубя и грядуща на Него. И се гласъ съ небесе глаголя. Сходитъ Духъ во свидѣтельство того, что Крещаемый больше крещающаго. Іоанна іудеи почитали великимъ, а Христа не такъ. Всѣ видѣли, что Духъ сходилъ на Іисуса, дабы не подумали, что голосъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, относился къ Іоанну, но чтобы всѣ, видя Духа, увѣровали, что сей гласъ относился къ Іисусу.

Сошелъ въ видѣ голубя по причинѣ незлобія и кротости голубя. Притомъ голубь есть самая чистая птица, такъ что онъ и не садится тамъ, гдѣ есть нечистота: такъ и Духъ Святый. Съ другой стороны, какъ при Ноѣ голубица возвѣстила прекращеніе пото/с. 84/па, принеся масличный сучецъ: такѣ и теперь Духъ Святый возвѣщаетъ разрѣшеніе грѣховъ въ видѣ голубя: тамъ сучецъ масличный, здѣсь милость Бога нашего.

Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ. То есть, въ которомъ Я успокоиваюсь, въ которомъ милостивъ.

Примѣчанія:
[1] Во время оно*.
[2] Во время оно, пріиде*.

Источникъ: Благовѣстникъ, или толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, на Святое Евангеліе. Часть первая. Евангеліе отъ Матѳея. — Изданіе второе. — Казань: Въ Университетской типографіи, 1875. — С. 77-84.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.