Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

БЛАГОВѢСТНИКЪ,
Или толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго на Святое Евангеліе.

ТОЛКОВАНІЕ НА СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛІЕ ОТЪ МАТѲЕЯ.
(Пер. Казанской Дух. Академіи. Изд. 2-е. Казань, 1875).

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.

[Зач. 7.] Тогда Іисусъ возведенъ бысть* [1] Духомъ въ пустыню. Симъ учитъ насъ, что послѣ крещенія особенно надобно ожидать искушеній. Отводится Духомъ Святымъ: ибо Онъ ничего не дѣлалъ безъ Духа. Отводится же именно въ пустыню, дабы показать намъ, что діаволъ искушаетъ насъ тогда, когда видитъ, что мы одни и безъ помощи другихъ. Посему намъ не дóлжно оставаться безъ совѣта и полагаться только на себя.

Искуситися отъ діавола. Діаволъ называется такъ, то есть клеветникомъ, потому, что клеветалъ на Бога Адаму, когда сказалъ ему: Богъ завидуетъ вамъ, Онъ и нынѣ клевещетъ на добродѣтель.

И постився. Постится, дабы показать, что постъ есть такое же сильное оружіе противъ искушеній и діавола, какъ пресыщеніе служитъ источникомъ всякаго грѣха.

Дній четыредесять, и нощій четыредесять. Постится столько времени, сколько Моисей и Илія: а если бы — больше, то воплощеніе Его показалось бы призрачнымъ.

/с. 85/ Послѣди взалка. Когда уступилъ природѣ, тогда и взалкалъ, дабы алканіемъ дать случай діаволу подступить къ Себѣ и сразиться съ Собою, и такимъ образомъ поразить его и низложить, а намъ даровать побѣду.

И приступль къ Нему искуситель, рече: аще Сынъ еси Божій, рцы, яко да каменіе сіе хлѣбы будутъ. Слышалъ этотъ разбойникъ голосъ съ неба: сей есть Сынъ Мой, но вотъ видитъ, что онъ взалкалъ, и недоумѣваетъ, какъ можетъ алкать Сынъ Божій. Почему, желая удостовѣриться, искушаетъ Его. Словами: аще Сынъ еси Божій, онъ льститъ Ему, надѣясь тѣмъ что-нибудь выкрасть у Него.

Вопросъ: Но что за грѣхъ было претворить камни въ хлѣбы?

Отвѣтъ: Знай, что послушаться діавола, въ чемъ бы то ни было, грѣхъ. Притомъ діаволъ не сказалъ: да камень сей будетъ хлѣбомъ, но камни сіи, желая вовлечь Христа въ излишество, тогда какъ для голоднаго совершенно довольно и одного хлѣба. Посему Христосъ и не послушалъ его.

Онъ же отвѣщавъ рече: писано есть: не о хлѣбѣ единѣмъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ исходящемъ изо устъ Божіихъ. Это свидѣтельство заимствовано изъ Ветхаго Завѣта. Именно такъ говоритъ Моисей [Втор. 8, 3]. И евреи питались манною, не какъ обыкновеннымъ хлѣбомъ: поелику она, по слову Господню, удовлетворяла всякой нуждѣ ихъ и замѣняла все, чего бы кто ни захотѣлъ ѣсть. Рыбы ли хотѣлъ іудей, яйца ли, сыра ли, молока ли, мяса ли, манна удовлетворяла всякому требованію вкуса его.

/с. 86/ Тогда поятъ Его діаволъ во святый градъ, и постави Его на крилѣ церковнѣмъ. Это была боковая, выдавшаяся часть храма, представлявшаяся крыломъ.

И глагола Ему: аще Сынъ еси Божій, верзися низу, писано бо есть: яко ангеломъ Своимъ заповѣсть о тебѣ сохранити тя, и на рукахъ возмутъ тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою [Псал. 90, 11]. Словами: аще Сынъ еси Божій хощетъ возбудить тщеславіе. Я не вѣрю голосу съ неба, какбы такъ онъ говоритъ, покажи мнѣ, Сынъ ли Ты Божій. Проклятый! Не ужели потому, что Онъ Сынъ Божій, Ему дóлжно было броситься въ низъ? твоей жестокости свойственно низвергнуть бѣснующихся, а Богу — спасать. А то, что написано: на рукахъ возмутъ тя, написано не о Христѣ, но о святыхъ, которые нуждаются въ ангельской помощи. Христосъ же, какъ Богъ, не нуждается въ ней.

Рече же ему Іисусъ, паки писано есть: не искусиши Господа Бога твоего [Втор. 6, 16]. Христосъ кротко отражаетъ его, научая и насъ побѣждать демоновъ кротостію и смиреніемъ.

Паки поятъ Его діаволъ на гору высоку зѣло, и показа Ему вся царствія міра и славу ихъ. И глагола Ему: сія вся Тебѣ дамъ, аще падъ поклонишимися. Нѣкоторые подъ высокою горою разумѣютъ страсть любостяжанія, въ которую діаволъ старался вовлечь Іисуса: но неправильно. Нѣтъ, Господь не имѣлъ такого рода помысловъ. Діаволъ явился Ему въ чувственномъ видѣ: посему чувственно же показывалъ Ему съ горы и всѣ царства, подставляя ихъ предъ очами Его въ призракѣ, и сказалъ: сія вся Тебѣ дамъ, аще падъ /с. 87/ поклонишимися. По своей гордооти, онъ признаетъ міръ своею собственностію. Такъ и нынѣ онъ говоритъ любостяжательнымъ, что они, поклоняясь ему, будутъ имѣть все это.

Тогда глагола ему Іисусъ: иди за Мною сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому Единому послужиши [Втор. 6, 13; 10, 20]. Господь разгнѣвался на него, когда увидѣлъ, что онъ присвояетъ себѣ то, что принадлежитъ единому Богу, и говоритъ: сія вся дамъ Тебѣ, будто свое собственное. Познай отсюда, какъ полезно Писаніе: Господь имъ заградилъ уста врагу.

Тогда остави Его діаволъ, и се ангели приступиша и служаху Ему. Господь побѣдилъ три искушенія: — пресыщенія, тщеславія и любостяжанія. Это — главныя изъ страстей: слѣдовательно, кто побѣдилъ ихъ, тотъ тѣмъ удобнѣе преодолѣетъ прочія. Посему и Лука говоритъ: и скончавъ все искушеніе (Лук. 4, 13), хотя побѣдилъ только главныя изъ нихъ. Посему и ангелы служили Ему, дабы мы знали, что и намъ послѣ побѣды готовы будутъ служить ангелы, такъ какъ Христосъ все сіе творилъ и показывалъ для насъ: потому что Ему, какъ Богу, ангелы служатъ всегда.

[Зач. 8.] Слышавъ же* [2] Іисусъ, яко Іоаннъ преданъ бысть, отъиде въ Галилею. И оставль Назаретъ, пришедъ вселися въ Капернаумъ въ поморіе, въ предѣлѣхъ Завулонихъ и Нефѳалимлихъ. Іисусъ удаляется, научая насъ чрезъ это, чтобъ мы не ввергали себя въ опасности. Удаляется въ Галилею, то есть покатую и на/с. 88/клонную страну, потому что язычники уклонились въ грѣхъ. Поселяется въ Капернаумѣ, который значитъ: домъ утѣшенія: ибо Онъ сошелъ, чтобы язычниковъ содѣлать домомъ Утѣшителя. Завулонъ значитъ: ночной, а Нефѳалимъ — широта; потому что язычники жили въ ночи и широко, ибо ходили не тѣснымъ путемъ, но широкимъ, ведущимъ къ погибели (Матѳ. 7, 13. 14).

Да сбудется реченное Исаіемъ пророкомъ глаголющимъ: земля Завулоня, и земля Нефѳалимля, путь моря, обонъ-полъ Іордана, Галилея языкъ. Людіе сѣдящіи во тмѣ видѣша свѣтъ велій, и сѣдящымъ въ странѣ и сѣни смертнѣй, свѣтъ возсія имъ [Ис. 9, 1. 2]. Называется путемъ моря, потому что лежитъ на пути къ морю. Свѣтъ велій означаетъ Евангеліе. И законъ былъ свѣтъ, но малый. Сѣнь смертная есть грѣхъ, поелику она есть подобіе и образъ смерти, ибо какъ смерть объемлетъ тѣло, такъ грѣхъ — душу. Свѣтъ возсіялъ намъ: ибо мы не искали его, но онъ самъ возсіялъ для насъ и просвѣтилъ насъ, сѣдящихъ во тмѣ.

Оттолѣ начатъ Іисусъ проповѣдати. Іисусъ началъ проповѣдывать со времени заключенія Іоанна: потому что ждалъ, чтобы сперва Іоаннъ засвидѣтельствовалъ о Немъ и приготовилъ для Него путь, которымъ Ему надлежало идти, подобно какъ рабы приготовляютъ путь своимъ повелителямъ. Будучи равенъ Отцу, Господь имѣлъ въ Іоаннѣ своего пророка, такъ же, какъ Отецъ Его и Богъ имѣлъ пророковъ до Іоанна. Впрочемъ и сіи были пророками какъ Отца, такъ и Сына.

/с. 89/ И глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное. Царство небесное есть и Христосъ и добродѣтельная жизнь. Ибо когда кто живетъ на землѣ, какъ ангелъ, не небесный ли онъ? Итакъ въ каждомъ изъ насъ есть царство небесное, если живемъ по Евангелію.

[Зач. 9.] Ходя же* [3] при мори Гаилейстѣмъ, видѣ два брата, Симона глаголемаго Петра, и Андрея брата его, вметающа мрежи въ море, бѣста бо рыбаря. И глагола има. Симонъ Петръ и Андрей были ученики Іоанна и еще при жизни Іоанна видѣли Христа, и слышали о Немъ отъ Іоанна: Се Агнецъ Божій. Но когда увидѣли, что Іоанна связали, они опять возвратились къ рыбарской жизни: тамъ Іисусъ, идя около моря, уловилъ ихъ, говоря:

Грядита по Мнѣ, и сотворю вы ловца человѣкомъ. Она же абіе оставльша мрежи, по Немъ идоста. Смотри, какіе они послушные люди! Тотчасъ послѣдовали за Нимъ. Впрочемъ видно, что это было второе призваніе. Они и прежде, при жизни Іоанна, слушали Христа, но оставяли Его: а теперь, увидѣвъ Его, тотчасъ опять послѣдовали за Нимъ.

И пришедъ оттуду, видѣ ина два брата, Іакова Зеведеева, и Іоанна брата его, въ корабли съ Зеведеомъ отцемъ ею. Пропитывать отца и притомъ честными трудами — великая добродѣтель.

Завязующа мрежи своя, и воззва я. Они были бѣдны, и посему, не имѣя возможности купить новыхъ, починивали старыя.

/с. 90/ Она же абіе оставльша корабль и отца своего, по Немъ идоста. Самъ Заведей, кажется, не увѣровалъ, и потому они оставили его. Видишь, когда нужно оставлять отца? тогда, когда онъ препятствуетъ въ добродѣтели и благочестіи. Увидя, что первые послѣдовали за Христомъ, и они — сыны Заведеевы — подражая имъ, тотчасъ пошли за Нимъ же.

И прохождаше всю Галилею Іисусъ, уча на сонмищахъ ихъ, и проповѣдая Евангеліе царствія. Ходитъ въ синагоги еврейскія для того, чтобъ видѣли, что Онъ не врагъ закона.

Исцѣляя всякъ недугъ и всяку язю въ людехъ. Начинаетъ съ знаменій для того, чтобы повѣрили Его ученію. Недугъ есть долговременная болѣзнь, а язва — непродолжительное разстройство въ тѣлѣ.

И изыде слухъ Его по всей Сиріи: и приведоша къ Нему вся болящыя различными недуги, и страстьми одержимы, и бѣсны, и мѣсячныя, и разслабленныя (жилами): и исцѣли ихъ.

Вопросъ: Почему Христосъ не спрашивалъ о вѣрѣ никого изъ приведенныхъ?

Отвѣтъ: Потому, что это самое уже было дѣломъ вѣры, что ихъ привели издалека. Лунатиками (мѣсячными) называетъ бѣснующихся. Демонъ, желая увѣрить людей, что звѣзды злотворны, выжидаетъ полнолунія, и тогда мучитъ, дабы за причину страданія приняли луну и безславили созданіе Божіе, какъ и заблуждались Манихеи. /с. 91/

[Зач. 10.] И по Немъ* [4] идоша народи мнози отъ Галилеи, и десяти градъ, и отъ Іерусалима и Іудеи, и со онаго полу Іордана.

Примѣчанія:
[1] Во время оно возведенъ бысть Іисусъ*.
[2] Во время оно, слышавъ*.
[3] Во время оно, ходя Іисусъ*.
[4] Во время оно, по Іисусѣ*.

Источникъ: Благовѣстникъ, или толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, на Святое Евангеліе. Часть первая. Евангеліе отъ Матѳея. — Изданіе второе. — Казань: Въ Университетской типографіи, 1875. — С. 84-91.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.