Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА II.

1) Cего ради подобаетъ намъ лише внимати слышаннымъ. Такъ какъ, говоритъ, настолько велико превосходство говорившаго намъ Сына предъ пророками и ангелами, служителями Ветхаго Завѣта, то сказан/с. 20/ному Имъ должно внимать больше, чѣмъ закону. Но прямо онъ не сказалъ этого, чтобы не поразить ихъ въ началѣ; онъ предоставилъ имъ дѣлать заключеніе объ этомъ изъ послѣдующаго. Говоритъ это, не сравнивая Ветхій Завѣтъ съ Новымъ, — нѣтъ, но противъ мнѣнія тѣхъ, которые съ большою славой отзываются о Ветхомъ Завѣтѣ и пренебрегаютъ Новымъ.

Да не когда отпадемъ — μή ποτε παραρρυῶμεν. То есть, чтобы намъ не погибнуть. Выраженіе заимствовалъ изъ Притчей: сыне, говоритъ (Премудрый), да не преминеши — μὴ παραρρυῇς (Притчей 3, 21), выражая и легкость отпаденія и тяжесть погибели. Ибо отпадшее трудно возстановить.

2) Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть извѣстно. Вотъ онъ открываетъ свое желаніе. Подъ словомъ, сказаннымъ чрезъ ангеловъ, нужно разумѣть или десятословіе, ибо справедливо, что тогда присутствовали ангелы, которымъ ввѣренъ былъ еврейскій народъ, они и производили трубные звуки, огонь, мракъ и прочее, какъ говорится въ посланіи къ Галатамъ: вчиненъ Ангелы (Гал. 3, 19), и въ другомъ мѣстѣ: иже пріясте законъ устроеніемъ ангельскимъ (Дѣян. 7, 53); или подъ словомъ (должно разумѣть) всѣ повелѣнія въ Ветхомъ Завѣтѣ, преподанныя чрезъ ангеловъ, какъ напримѣръ, на мѣстѣ плача, во время судей, при Сампсонѣ (Суд. 2, 1; 13, 3). Почему не сказалъ: законъ, но: слово, чтобы обозначить это. Итакъ, все это извѣстно, то есть было истинно и угрозы /с. 21/ приведены въ исполненіе, и ничего изъ этого не пропало.

И всяко преступленіе и ослушаніе, праведное пріятъ мздовоздаяніе. Не такъ, чтобы одно получило, а другое нѣтъ; но: всяко, и ничто не осталось не наказаннымъ. Наказаніе называетъ мздовоздаяніемъ, и хотя это слово употребляется въ хорошемъ смыслѣ, но апостолъ не заботится о выраженіяхъ.

3) Како мы убѣжимъ, о толицѣмъ нерадивше спасеніи? Тамъ слово, здѣсь спасеніе. Если и тамъ было спасеніе, то не великое: избавлялись отъ непріятелей и получали земныя блага; здѣсь же далеко большее. Поэтому и сказалъ: о толицѣмъ. Ибо разрушеніе смерти, погибель демоновъ, царство небесное — все это приходитъ вамъ по слову Сына.

Еже зачало пріемти глаголатися отъ Господа, слышавшими въ насъ извѣстися. Придавая достовѣрность своимъ словамъ, говоритъ, что спасеніе это возвѣщено не чрезъ пророковъ или ангеловъ, но отъ Самаго Владыки всѣхъ, отъ самаго источника получило начало; затѣмъ распространилось и среди насъ истинно и вѣрно чрезъ самовидцевъ Слова и слугъ. Объ этомъ и Лука говоритъ (Лук. 1, 2). Они твердо наставили насъ. Какъ же въ другомъ мѣстѣ апостолъ говоритъ: не отъ людей слышалъ (Галат. 1, 12)? Потому что тамъ важно и необходимо было настоять на мысли, что онъ не учился у людей. Ибо его осуждали, что онъ не слышалъ Господа и потому онъ подвергался опасности, что его проповѣдь /с. 22/ не будетъ имѣть вѣры со стороны его учениковъ. А теперь нѣтъ такой нужды въ этомъ. Ибо не евреямъ онъ проповѣдывалъ, не у нихъ и осуждали его, что онъ учился у людей, а не у Христа. Или, приводя здѣсь слова: сосвидѣтельствующу Богу знаменми же и чудесы, показываетъ, что онъ принялъ это не отъ людей, а отъ Бога.

4) Сосвидѣтельствующу Богу знаменми же и чудесы. Сказавъ: извѣстися, показываетъ — какъ. Чтобы кто нибудь не сказалъ, что слышавшіе ошиблись, говоритъ: Богъ свидѣтельствовалъ вмѣстѣ съ ними; Онъ не свидѣтельствовалъ бы, если бы они сами измыслили что-нибудь. Свидѣтельствуютъ, говоритъ, они; вмѣстѣ съ ними свидѣтельствуетъ и Богъ — не голосомъ, а знаменіяма и чудесами, которыя подтверждали то, что они говорили. Поэтому мы вѣримъ Богу, а не людямъ.

И различными силами. Выражая обиліе дарованій, сказалъ: различными. Ибо никогда не было совершено столько и такихъ различныхъ знаменій. Такъ какъ и чародѣи совершаютъ многія знаменія, поэтому сказалъ: силами. Тѣ знаменія — не силы, а безсиліе, вымыслъ и пустые призраки.

И Духа Святаго раздѣленми, по своей ему воли. И это прибавилъ по той же самой причинѣ. Ибо знаменія чародѣевъ — не отъ Духа Святаго, а обманы нечистыхъ демоновъ. Даетъ при этомъ понять и нѣчто другое. Вѣроятно, тамъ было не много людей, имѣвшихъ духовныя дарованія, которыя оскудѣли потому, что вѣрующіе были менѣе ревностны. Поэтому, чтобы утѣшить ихъ въ этомъ, говоритъ, что раздѣленія Духа /с. 23/ происходятъ по Его волѣ. Онъ знаетъ, что каждому полезно, и такимъ образомъ раздѣляетъ благодать. Часто кто-нибудь не получаетъ дарованій за нечистую жизнь; часто не получаетъ дарованій и человѣкъ чистой жизни, чтобы не возгордился. Поэтому-то они и были сообщаемы болѣе людямъ смиреннымъ и простымъ.

5) Не Ангеломъ бо покори Богъ вселенную грядущую. Показывая еще провосходство Сына предъ ангелами, говоритъ, что не имъ покорилъ Богъ вселенную, то есть этотъ міръ, но Сыну. Называетъ ее грядущею, потому что Сынъ Божій былъ всегда, а она имѣла явиться, потому что прежде, очевидно, не существовала. Посему, въ отношеніи къ вѣчному существованію Сына вселенная и была грядущею.

О ней же глаголемъ. То есть о вселенной, о которой сказали выше: егда вводитъ первороднаго во вселенную (Евр. 1, 6). Посему, да не ищетъ твой умъ, заблуждающійся, другой вселенной. Нѣкоторые подъ грядущею вселенной разумѣли будущій міръ. Объ этомъ мірѣ, говоритъ, у насъ вся рѣчь. Тогда ангелы предстанутъ, какъ слуги, а Сынъ возсядетъ, какъ Судія.

6-8) Засвидѣтельствова же нѣгдѣ нѣкто, глаголя: что есть человѣкъ, яко помниши его, или Сынъ человѣческій, яко посѣщаеши и; умалилъ еси его малымъ нѣчимъ отъ Ангелъ: славою и честію вѣнчалъ еси его, и поставилъ еси его надъ дѣлы руку твоею [1], /с. 24/ вся покорилъ еси подъ нозѣ его. Не называетъ имени сказавшаго, такъ какъ говоритъ съ людьми свѣдущими въ Писаніяхъ. Все это сказано о чѣловѣчествѣ вообще, преимущественно же, однако, можетъ относиться ко Христу по плоти. Ибо Онъ, Сынъ Божій, посѣтилъ ничтожное человѣческое естество и, воспринявъ его и соединивъ съ Собою, содѣлался превыше всѣхъ.

Внѣгдаже покорити ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено: нынѣ же не у видимъ ему всяческая покорена. Такъ какъ они подвергались преслѣдованію и зло страдали, то чтобы не сказали: какъ ты говоришь, что все покорено, когда мы подвергаемся изгнанію и преслѣдованію со стороны Его враговъ? — значитъ, они еще не покорены и ты обольщаешь насъ? — поэтому говоритъ: не смущайся и не малодушествуй: все будетъ покорено Ему. И въ Писаніи сказано: покори. — То, что несомнѣнно произойдетъ, хотя еще и не произошло, названо, какъ совершившееся. Итакъ, не скорби, что ты претерпѣваешь бѣдствія: еще не всѣхъ побѣдила проповѣдь, еще не настало время совершеннаго покоренія, однако, несомнѣнно они покорятся.

9) А умаленнаго малымъ чимъ отъ Ангелъ видимъ Іисуса, за пріятіе смерти, славою и честію вѣнчанна. Старается показать, что сказанное относится ко Христу, и говоритъ: хотя выраженіе: вся покори, повидимому только относится къ Нему, однако мы показали, что и это несомнѣнно исполнится. Но быть умаленнымъ малымъ чѣмъ сравнительно съ ангелами — болѣе относится къ Нему: чѣмъ къ намъ. Ибо Онъ, пробывъ три /с. 25/ дня во адѣ, какъ человѣкъ, не много умаленъ предъ ангелами, такъ какъ они совершенно непричастны смерти. А мы, надолго подверженные тлѣнію, не немного, но совсѣмъ много умалены въ сравненіи съ ними. И быть вѣнчаннымъ славою и честію за страданіе — относится болѣе къ Нему, чѣмъ къ намъ. Сказавъ: за пріятіе смерти, апостолъ обозначилъ истинную смерть, — не воображеніе смерти, то было дѣйствительное страданіе. Напомнилъ о крестѣ и смерти, чтобы убѣдить ихъ мужественно переносить несчастія, взирая на Учителя. Но крестъ, говоритъ, сдѣлался для Него славою и честію; посему и для васъ (должны быть славою и честію) ваши несчастія и страданія. Итакъ, зачѣмъ вамъ избѣгагь того, что вѣнчаетъ васъ? Онъ пострадалъ за тебя, раба; ты ли не перенесешь страданій за Него, Господа?

Яко да благодатію Божіею за всѣхъ вкуситъ смерти. Не по долгу, а по благодати Богъ отдалъ намъ Сына Своего на смерть, и не за вѣрующихъ только, а за весь міръ. Хотя и не всѣ спаслись, но Онъ исполнилъ свой долгъ. Прекрасно сказалъ; вкуситъ. Ибо, дѣйствительно, какъ бы вкусивши, такъ какъ малое время оставался въ смерти, Онъ тотчасъ воскресъ. И въ этомъ отношеніи Онъ, слѣдовательно, лучше ангеловъ, потому что явился выше смерти. Подобно тому, какъ врачъ, видя больнаго, опасающагося принять приготовленныя (для него) лѣкарства, прежде самъ отвѣдываетъ ихъ, чтобы убѣдить больнаго рѣшиться на принятіе ихъ: такъ и Господь, видя насъ, боящихся смерти, Самъ вкусилъ ее, хотя и не имѣлъ въ томъ нужды. /с. 26/ Онъ не подлежалъ смерти, но все сдѣлалъ по благодати, чтобы показать ея ничтожество и убѣдить насъ смѣло идти на смерть. Несторіане, искажая Писаніе, говорятъ: кромѣ — χωρὶς — Бога Онъ вкусилъ ее за всѣхъ, чтобы отстоять мысль, что съ распятымъ Христомъ не было божества, такъ какъ не было соединено съ Нимъ лично, а по состоянію. Одинъ православный, осмѣивая безсмыслицу ихъ, сказалъ: пусть Писаніе имѣетъ такой смыслъ, какъ говорите вы, — и въ такомъ случаѣ сказанное говоритъ за насъ. Ибо кромѣ — χωρὶς — Бога Господь умеръ за всѣхъ и за самыхъ ангеловъ, чтобы разрушить вражду ихъ противъ насъ и снискать имъ радость.

10) Подобаше бо ему, его же ради всяческая. То есть Отцу; отъ Него все, то есть Онъ виновникъ всего.

И имъ же — δι' οὗ — всяческая. Смотри выраженіе: имъ же, отнесено къ Отцу. Если бы это было унизительно и приличествовало только Сыну, оно не прилагалось бы Отцу. Пойми же, что означаетъ выраженіе: имъ же — δι' οὗ. Такъ какъ сказалъ: его же ради δι' ὃν — всяческая, то чтобы кто-нибудь не подумалъ что-либо нелѣпое, именно, что Онъ нуждается во всемъ, (ибо предлогъ. ради — διὰ — имѣетъ такое значеніе, какъ напримѣръ, если скажемъ: ради — διὰ — человѣка создана тварь), то апостолъ прибавилъ выраженіе: имъ же — δι' οὗ, объясняя что его же ради — δι' ὃν — нужно понимать такъ же, какъ δι' αὐτοῦ чрезъ Него, то есть, что отъ Него произошло все. Поэтому, когда говорится и о Сынѣ: имъ же, принимай это вмѣсто: отъ Него.

/с. 27/ Приведшу многи сыны въ славу, начальника спасенія ихъ страданми совершити. Это имѣетъ связь съ предыдущимъ: славою и честію вѣнчалъ еси. Смыслъ словъ такой. Отецъ поступилъ достойно Своего человѣколюбія, что первороднаго изъ всѣхъ сыновъ, имѣющихъ насладиться славою Его, явилъ славнѣйшимъ изъ всѣхъ чрезъ страданія, чтобы показать и прочимъ, какъ должно переносить страданія. Начальника спасенія, то есть, виновника. Смотри, какое различіе (между Имъ и нами)? Хотя и Онъ Сынъ, и мы сыны, но Онъ спасаетъ, а мы спасаемся; мы соединяемся съ Нимъ и снова раздѣляемся. Приведшу многи сыны въ славу, чрезъ это соединяемся. Начальника спасенія ихъ, чрезъ это раздѣляемся. Замѣть, что страданія совершенство и средство ко спасенію; что пострадавшій за кого-нибудь не ему только приноситъ пользу, но и самъ дѣлается славнѣе и совершеннѣе. Подъ совершенствомъ разумѣй здѣсь славу, которою Онъ прославился, и ее понимай въ отношеніи къ человѣчеству; — или, что по природѣ Онъ имѣлъ славу, только среди насъ былъ безславенъ, такъ какъ не былъ узнанъ. Когда же послѣ креста узнанъ былъ и прославленъ, то говорятъ, что воспринялъ славу, которую имѣлъ по природѣ, а не отъ насъ получилъ. Святый Кириллъ совершенствомъ называетъ безсмертіе, котораго недоставало Христу по человѣчеству; его восполнилъ Ему Отецъ чрезъ воскресеніе. Когда Онъ воскресъ, смерть уже болѣе не господствуетъ надъ Нимъ. И всю природу Онъ удостоилъ этого совершеиства.

/с. 28/

11) И святяй бо и освящаеміи, отъ единаго вси. Вотъ это опять показываетъ, что мы братья Христу и настолько почтены. Ибо, говоритъ, святяй, то есть Христосъ, и освящаеміи, то есть мы, отъ единаго вси, то есть Отца. Но Онъ подлинно истинный Сынъ и изъ самаго существа Отца, а мы — твари. Обрати также вниманіе и на превосходство въ самыхъ выраженіяхъ. Онъ освящаетъ, мы освящаемся. Отсюда и тождество и превосходство.

Ея же ради вины не стыдится братію нарицати ихъ. Смотри, и здѣсь Его превосходство. Ибо выраженіемъ: не стыдится онъ показываетъ, что это не принадлежитъ природѣ, но нѣжной любви того, кто не стыдится. Хотя мы и отъ единаго, но между нами большое различіе, какъ между Творцемъ и тварями.

12) Глаголя: возвѣщу имя твое братіи моей, посредѣ церкви воспою тя (Псал. 21, 23). Принявъ плоть, Онъ принялъ и братство; вмѣстѣ съ плотію привзошло и братство. Но и тутъ опять превосходство. Возвѣщу, говоритъ, омраченнымъ, невѣдущимъ; этому подобно; явихъ имя твое человѣкомъ (Іоан. 17, 6).

13) И паки: азъ буду надѣяся нань. Чрезъ это также показываетъ, что Онъ сталъ человѣкомъ и братомъ нашимъ. Ибо какъ каждый изъ людей, такъ и Онъ Самъ надѣется на Него, то есть на Отца. Вмѣстѣ съ тѣмъ показываетъ намъ, чтобы мы надѣялись на одного Бога, такъ какъ и Онъ Самъ, будучи Сыномъ и ни въ чемъ не нуждаясь, однакоже, говоритъ, что /с. 29/ надѣется на Отца. Нѣкоторые истолковали такъ: такъ какъ, говорятъ, выше онъ назвалъ Христа братомъ, а ниже — Отцемъ, то въ срединѣ показываетъ, что это наименованія домостроительства послѣднихъ временъ; предвѣчное же имя Его — Богъ. Кто въ собственномъ смыслѣ надѣется на другаго, какъ не на Бога? Какъ бы такъ говорилъ: слыша, что Онъ — братъ и отецъ, не подумайте, что Онъ одинъ изъ многихъ; Онъ — Богъ, говоритъ, на Него, какъ свидѣтельствуетъ Писаніе, — нужно надѣяться, такъ что здѣсь нѣтъ рѣчи отъ лица Христа, но отъ пророка, говорящаго: я, пророкъ, буду надѣяться на Самаго Христа, какъ Бога. Но такое пониманіе не совершенно.

И паки: се азъ, и дѣти, яже ми далъ есть Богъ (Исаіи 8, 18). Здѣсь называетъ Христа нашимъ Отцемъ. Далъ есть, — это означаетъ благоволеніе Отца на то, чтобы Онъ воплотился. Если бы Онъ не благоволилъ воплотиться Сыну, то у Него не было бы и дѣтей.

14) Понеже убо дѣти пріобщишася плоти и крови, и той пріискреннѣ пріобщися тѣхъ же. Итакъ, да устыдятся тѣ, которые говорятъ, что Онъ пришелъ призрачно и привидѣніемъ. Ибо (апостолъ) не сказалъ только, что Онъ пріобщился плоти и крови, какъ дѣти, то есть остальные люди; хотя если бы онъ и такъ сказалъ, довольно было бы для утвержденія, что Онъ воплотился истинно; но и присовокупилъ: пріискреннѣ, чтобы утвердить безразличіе съ нами и истинное воплощеніе.

/с. 30/ Да смертію упразднитъ имущаго державу смерти, сирѣчь, діавола. Приводитъ причину домостроительства. Чтобы, говоритъ, своею смертію, которую Онъ воспринялъ, какъ очевидно пріобщившійся плоти и крови, уничтожить діавола, который владѣетъ смертію. Какимъ образомъ? — чрезъ грѣхъ. Такъ какъ онъ сдѣлалъ, что люди грѣшатъ вслѣдствіе того перваго непослушанія, то онъ былъ виновникомъ смерти и пользовался ею, какъ какимъ-нибудь воиномъ и сильнымъ оружіемъ противъ человѣческой природы. Поэтому и Христосъ воспользовался противъ него тѣмъ же самымъ оружіемъ. Поистинѣ дѣло великаго могущества и мудрости умертвить врага тѣмъ оружіемъ, которымъ онъ умертвилъ многихъ. Нѣкоторые поняли такъ: владѣющаго, говорятъ, грѣхомъ, то есть діавола, такъ какъ грѣхъ составляетъ власть и силу смерти.

15) И избавитъ сихъ, елицы страхомъ смерти чрезъ все житіе повинни бѣша работѣ. То есть, чтобы освободить людей, которые были рабами смерти, боялись ея и были повинны ей, то есть содержались въ рабствѣ у нея, такъ какъ она не была еще уничтожена. Или, что древніе люди жили въ постоянномъ страхѣ, всегда ожидая, что они умрутъ, и при такомъ страхѣ они не могли чувствовать никакого удовольствія. На это и намекаетъ (апостолъ), сказавъ: чрезъ все житіе. Итакъ, были повинны рабству, то есть всегда трепетали смерти, какъ рабы жестокаго господина, не наслаждаясь ничѣмъ радостнымъ. Отсюда пойми, что, кто боится смерти, тотъ не свободенъ и рабъ всего. И это — утѣшеніе для страдающихъ вѣрующихъ, если нынѣ /с. 31/ гонимые и заключаемые въ узы пріятнѣе и свободнѣе проводятъ жизнь, нежели древніе, которые — казалось — роскошествовали, когда смерть имѣла силу. Тѣ, потрясаемые страхомъ смерти, были рабами, а вы свободны отъ этого страха.

16) Не отъ Ангелъ бо когда пріемлетъ. То есть, не съ ангельскою природою соединился Господь и не ее носилъ. Это показываетъ великую любовь Божію къ человѣческому роду. Чего, говоритъ, не даровалъ ангеламъ, то далъ людямъ, чтобы отъ нихъ воспринять плоть.

Но отъ сѣмене Авраамова пріемлетъ. Не сказалъ: принялъ, но: пріемлетъ, чтобы показать, что Онъ настигнулъ нашу природу, бѣжавшую и далеко удалившуюся; и, настигнувъ, воспринялъ ее и облекся, соединивъ съ Собою и остановивъ ее, когда она бѣжала отъ Него. Не сказалъ: отъ природы людей, но: отъ сѣмене Авраамова, отчасти желая возвысить ихъ и показать, что родъ ихъ почтененъ, и что они имѣютъ въ этомъ преимущество предъ язычниками, такъ какъ отъ нихъ Господь; ибо онъ всегда угождаетъ имъ, въ чемъ ни для кого нѣтъ вреда; отчасти напоминаетъ имъ обѣтованіе: тебѣ и сѣмене твоему дамъ эту землю (Быт. 13, 15).

17) Отнюду же долженъ бѣ по всему подобитися братіи. Разъ, говоритъ, Онъ благоволилъ принять нашу природу, то совершенно послѣдовательно было Ему во всемъ уподобиться намъ, то есть родиться, воспитаться, возрасти, претерпѣть все, что слѣдовало, наконецъ умереть; это и значитъ — уподобиться во всемъ.

/с. 32/ Да милостивъ будетъ и вѣренъ первосвященникъ въ тѣхъ, яже къ Богу. Не для чего-нибудь другого, говоритъ, Онъ принялъ нашу плоть, какъ для того, чтобы чрезъ нее помиловать насъ и возстановить глубоко падшихъ. Какимъ образомъ? Сдѣлавшись нашимъ первосвященникомъ и нося ту плоть, которую Онъ воспринялъ отъ насъ, вмѣсто другой какой либо жертвы, чтобы очистить насъ отъ грѣховъ и быть нашимъ посредникомъ предъ Богомъ; ибо мы были во враждѣ съ Нимъ. Вѣренъ, вмѣсто: истиненъ, который могъ бы исполнить дѣло первосвященника; ибо это долгъ истиннаго первосвященника — освободить отъ грѣховъ тѣхъ, коихъ онъ есть первосвященникъ; или, что Онъ пріятенъ Богу въ своемъ посредничествѣ предъ Нимъ.

Во еже очистити грѣхи людскія. Показалъ, что значитъ: вѣренъ, яже къ Богу, то есть, чтобы очистить грѣхи народа. Въ этомъ великое доказательство Его любви, что Онъ сдѣлалъ все, чтобы загладить грѣхи. Почему не сказалъ: грѣхи вселенной, но народа? Потому, что Господь прежде всего имѣлъ попеченіе объ іудеяхъ, ради которыхъ Онъ и пришелъ преимущественно, чтобы, когда они спасутся, чрезъ нихъ спаслись и прочіе, хотя и вышло напротивъ. И ангелъ говоритъ къ Іосифу: той бо спасетъ люди своя отъ грѣхъ ихъ (Матѳ. 1, 21). Такимъ образомъ показываетъ здѣсь благородство іудеевъ и какого попеченія они были удостоены отъ Господа.

/с. 33/

18) Въ немъ же бо пострада, самъ искушенъ бывъ, можетъ и искушаемымъ помощи. Это, по видимому, уничиженно, смиренно и недостойно Бога. Когда Павелъ говоритъ о плоти, касается всего уничиженнаго, однакоже не недостойнаго плоти; и нѣтъ ничего удивительнаго, когда и объ Отцѣ не воплотившемся Писаніе говоритъ многое человѣкоподобное и уничиженное. Господь съ небесе приниче на сыны человѣческія, видѣти (Псал. 13, 2), и: сошедъ убо узрю (Быт. 18, 21) и многое множество тому подобнаго. Посему гораздо больше сказано относительно Христа, воплотившагося и пострадавшаго во плоти, особенно же для полнаго успокоенія слушателей и по причинѣ ихъ немощи; ибо и люди считаютъ искушеніе вѣрнѣйшимъ изъ всѣхъ средствъ. Смыслъ словъ такой. Онъ зналъ не только какъ Богъ, но и какъ человѣкъ, искушенный во всемъ, — и самая плоть Христа претерпѣла много страданій. — Онъ зналъ, что такое скорби, зналъ, что такое искушеніе; посему можетъ помочь, иначе сказать: готовъ быть всегда сострадательнымъ.

Примѣчаніе:
[1] Словъ: и поставилъ еси его надъ дѣлы руку твоею — нѣтъ въ греческомъ текстѣ бл. Ѳеофилакта.

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 19-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.