Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА ІІІ.

1) Тѣмъ же, братіе святая, званія небеснаго причастницы. Тѣмъ же, то есть, послѣ того, какъ я сказалъ, что таковъ Онъ первосвященникъ — вѣрный и милостивый къ нашимъ грѣхамъ, и могущій помочь, — посмотрите и вы найдете, что это совершенно такъ. Сказалъ: званія небеснаго причастницы, то есть: мы /с. 34/ призваны туда, ничего не должны здѣсь искать; тамъ награда, тамъ воздаяніе.

Разумѣйте посланника и святителя исповѣданія нашего Іисуса Христа. По причинѣ плоти — все уничиженное, какъ часто сказано. Такъ апостолъ говоритъ потому, что посланъ къ овцамъ дома Израилева. Святитель исповѣданія нашего, то есть вѣры; ибо Онъ первосвященникъ не подзаконнаго служенія, но нашей вѣры.

2) Вѣрна суща сотворшему его, якоже и Моисей во всемъ дому его. Намѣреваясь изобразить преимущества Христа предъ Моисеемъ, апостолъ ведетъ рѣчь о первосвященствѣ и говоритъ, что какъ тому, такъ и другому ввѣренъ былъ народъ, но Христу въ большемъ. Сначала пока не показываетъ превосходства Христа, чтобы они не отвратились; ибо хотя они и были вѣрны, однако все еще были преданы Моисею. Пока уподобляетъ Господа ему, говоря, что и Онъ вѣренъ Отцу, Который поставилъ Его первосвященникомъ и апостоломъ. Здѣсь рѣчь не о существѣ, но о поручительствѣ. Вѣренъ, то есть доброжелательный, предстательствующій за тѣхъ, кто принадлежитъ Отцу, и не допускающій, чтобы они погибли, напротивъ ищущій спасенія ихъ. Якоже и Моисей въ дому его, то есть въ народѣ. Домомъ называетъ народъ, какъ и мы обыкновенно говоримъ: онъ изъ этого дома. Его, то есть Бога, или Моисея. Ибо и Моисеевымъ назывался народъ, какъ напримѣръ: народъ твой согрѣшилъ (Исх. 32, 7). По/с. 35/добно попечителю, говоритъ, и распорядителю въ домѣ, былъ Моисей въ народѣ.

3 и 4) Множайшей бо славѣ сей паче Моисеа сподобися, елико множайшую честь имать паче дому сотворивый его: всякъ домъ созидается отъ нѣкоего, а сотворивый всяческая, Богъ. Вотъ и здѣсь превосходство, которое имѣетъ Господь предъ Моисеемъ. Говоритъ, что и тотъ былъ вѣренъ во всемъ домѣ, то есть въ народѣ, однако и онъ былъ одинъ изъ этого дома: и онъ былъ человѣкомъ, какъ прочіе; хотя и святымъ, но былъ рабомъ вмѣстѣ съ ними; такъ же, какъ и попечители въ домахъ, хотя они и превосходятъ остальныхъ, однако они слуги вмѣстѣ съ другими. Посему, такъ какъ и онъ былъ частію дома, то и онъ былъ созданъ кѣмъ-нибудь, и создавшій его несомнѣнно превосходитъ его. А создалъ его Сынъ Божій, принявшій плоть и наименовавшійся первосвященникомъ ради него; слѣдовательно и превосходитъ. Смотри, какъ апостолъ началъ съ сравненія по плоти, а довелъ до божества и показалъ, что Творецъ несравненно превосходитъ тварь.

5 и 6) И Моисей убо вѣренъ бѣ во всемъ дому его, якоже слуга, во свидѣтельство глаголатися имѣвшимъ: Христосъ же, якоже сынъ. Вотъ показываетъ и другое превосходство: Моисей былъ вѣренъ, какъ слуга, поставленный для того, чтобы передавать повелѣнія Господни прочимъ слугамъ и быть на судѣ свидѣтелемъ предъ Богомъ въ томъ, что имъ сказано. Ибо если небо и землю призываетъ во свидѣтели, какъ /с. 36/ напримѣръ: слыши небо, и внуши земле (Второз. 32, 1; срав. Исаіи 1, 2), — и долины, напримѣръ: слышите дебри основанія земли (Мих. 6, 2), — то тѣмъ болѣе человѣка. Христосъ же вѣренъ, какъ истинный Сынъ и наслѣдникъ, исполняющій дѣла Отца по волѣ Его. Поистинѣ, несравненно различіе между такимъ Господиномъ и рабомъ.

Въ дому своемъ: его же домъ мы есмы, аще дерзновеніе и похвалу упованія даже до конца извѣстно удержимъ. Домомъ Моисея былъ народъ, частію котораго былъ и онъ самъ. И Христосъ имѣетъ домъ, то есть, насъ, но если мы устоимъ до конца и не падемъ. Здѣсь побуждаетъ ихъ быть твердыми въ несчастіяхъ и не ослабѣвать духомъ: тогда и мы подобно Моисею будемъ домомъ Божіимъ. Хвалитъ ихъ, показывая, что они положили начало тому, что должно продолжать до конца. Хорошо сказалъ: дерзновеніе и похвалу упованія. Ибо всякій, кто твердо надѣется, что будетъ воздаяніе, хвалится уже ожидаемымъ, какъ настоящимъ, и не падаетъ духомъ, напротивъ имѣетъ больше увѣренности, когда претерпѣваетъ несчастія за любимаго имъ Христа.

7-11) Тѣмъ же, якоже глаголетъ Духъ Святый: днесь, аще гласъ его услытите, не ожесточите сердецъ вашихъ: якоже въ прогнѣваніи, во дни искушенія въ пустыни: идѣже искусиша мя отцы ваши, искусиша мя, и видѣша дѣла моя четыредесять лѣтъ. Сего ради негодовахъ рода того, и рѣхъ: присно заблуждаютъ сердцемъ: тіи же не познаша путей моихъ: яко кляхся /с. 37/ во гнѣвѣ моемъ, аще внидутъ въ покой мой. Сказавъ о надеждѣ и о томъ, что съ увѣренностію нужно ожидать тамъ награды и успокоенія отъ здѣшнихъ трудовъ, далѣе доказываетъ на основаніи словъ пророка: вѣрующіе войдутъ въ покой, а невѣрующіе не войдутъ, какъ не вошли и тѣ древніе. Ибо послѣ того, какъ евреи перешли чрезъ Чермное море и получили въ пустыни безчисленныя доказательства Божія о нихъ попеченія и силы, они рѣшились послать соглядатаевъ, чтобы осмотрѣть природу земли, въ которую намѣревались войти. Отправившіеся возвратились, съ удивленіемъ говорили о природѣ той земли и о томъ, что ее населяютъ люди непобѣдимые. И вотъ народъ, которому должно было обратить вниманіе на непобѣдимую силу Божію, пораженный этими словами, возропталъ и рѣшилъ, что ему должно возвратиться въ Египетъ. Посему Богъ, разгнѣвавшись на то, что онъ такъ скоро забылъ о столькихъ чудесахъ. поклялся, что возроптавшій родъ не войдетъ въ землю обѣтованія, — и дѣйствительно весь онъ погибъ въ пустыни, кромѣ Халева и Іисуса (Навина). Поэтому, если Давидъ, говоря послѣ этого уже рода, сказалъ: днесь, аще гласъ его услышите, не ожесточите сердецъ вашихъ, то для того, чтобы вамъ не потерпѣть того же, что и праотцы ваши, и не лишиться покоя; ясно, что онъ говорилъ о какомъ-то другомъ покоѣ, который мы должны пріобрѣсть. Ибо если они дѣйствительно достигли покоя, то для чего онъ говоритъ: днесь не ожесточите сердецъ вашихъ, какъ отцы, чтобы и вамъ не войти въ покой? Какой же это другой покой, какъ не /с. 38/ царство небесное, образомъ котораго служитъ суббота и прообразовательно совершившійся входъ въ Палестину дѣтей того неувѣровавшаго рода? Ибо три покоя: покой субботы, въ который Богъ почилъ отъ дѣлъ своихъ. Объ этомъ покоѣ Давидъ не думалъ теперь говорить, такъ какъ онъ былъ уже давно. Другой — вступленіе въ землю обѣтованія, войдя въ которую іудеи должны были успокоиться отъ войнъ и странствованія. И не объ этомъ онъ говоритъ теперь, ибо Палестина тогда, во времена Давида, была уже занята евреями. Какимъ же образомъ Давидъ сталъ бы говорить о ней, какъ еще не пріобрѣтенной? Итакъ онъ разумѣлъ иной покой, въ который Іисусъ Навинъ не могъ ввести свой народъ. Какой же это покой, какъ не покой на небесахъ? Поэтому старайтесь, чтобы вамъ не лишиться его по невѣрію, подобно вашимъ праотцамъ. Таковъ смыслъ всего этого весьма многозначительнаго мѣста: его должно изслѣдовать по частямъ. Но замѣть, что не должно отъ Бога требовать отчета, а должно вѣровать въ Него, спасаетъ ли Онъ отъ бѣдствій, или нѣтъ? Обвиняетъ ихъ также въ томъ, что они искупали Его, то есть безъ испытанія не надѣялись на Него, какъ всемогущаго.

12) Блюдите, братіе, да не когда будетъ въ нѣкоемъ отъ васъ сердце лукаво, (исполнено) невѣрія. Сказано это для устрашенія. Вѣроятно, были нѣкоторые невѣрующіе въ истину сказаннаго о воздаяніи и потому желавшіе испытать силу Божію и попеченіе о нихъ въ искушеніяхъ, которымъ они подвергались. Поэтому охраняетъ ихъ, напоминая о томъ, что по/с. 39/терпѣли въ древности невѣровавшіе. Ибо будущіе ужасы не столько сдерживаютъ многихъ, сколько прошедшіе и всѣмъ уже извѣстные. Обрати вниманіе и на то, что отъ невѣрія всякій переходитъ къ дурнымъ помысламъ и къ такимъ же дѣламъ.

Во еже отступити отъ Бога жива. Невѣріе не находитъ другаго выхода кромѣ того, что всякій отступаетъ отъ Бога. До тѣхъ поръ, пока (человѣкъ) держится Бога и надѣется на Него, какъ всемогущаго, онъ ничего не считаетъ невозможнымъ.

13) Но утѣшайте себе на всякъ день, дондеже, днесь, нарицается. То есть, назидайте другъ друга и подкрѣпляйте, чтобы не пасть. Если же кто падетъ, исправляйте его, пока онъ живъ; это означаетъ выраженіе: дондеже, днесь; ибо есть надежда. Въ особенности же, да не будетъ въ комъ-нибудь дурнаго сердца; а если случится, пусть онъ не впадаетъ въ отчаяніе, но утѣшайте его, и вы снова пріобрѣтете его.

Да не ожесточится нѣкто отъ васъ лестію грѣховною. То есть, чтобы отъ отчаянія не пришелъ въ ожесточеніе и не остался бы неизлѣчимымъ. Ибо какъ отвердѣвшія и грубыя тѣла не уступаютъ усиліямъ врачей: такъ и ожесточившіяся души не повинуются слову Божію. Лестію грѣховною называетъ или обольщеніе діавола, то есть, чтобы не надѣяться, что будетъ воздаяніе, или безпечность. Ибо, говоритъ, если однажды я согрѣшилъ, то уже нѣтъ у меня никакой надежды, — поистинѣ это грѣховное обольшеніе. Грѣхъ, обольщая и привлекая къ себѣ, заставляетъ мыслить такъ, какъ сказано: егда пріидетъ нечестивый во глубину /с. 40/ золъ нерадитъ (Прит. 18, 3). А кто нерадитъ, тотъ уже не можетъ вѣровать. Такимъ образомъ, отъ грѣха происходитъ невѣріе. И рѣша, говоритъ: не узритъ Господь, ниже уразумѣетъ Богъ Іаковль (Псал. 93, 7). И еще: рече бо въ сердцѣ своемъ: не взыщетъ (Псал. 9, 34) и: забы Богъ (Псал. 9, 32), и все тому подобное.

14) Причастницы бо быхомъ Христу. То есть, мы и Онъ стали одно и настолько сдѣлались причастными Ему, насколько тѣло — главѣ. Здѣсь внушаетъ имъ надежду, какъ бы такъ говоря: Тотъ, Который возлюбилъ насъ настолько, что содѣлалъ даже насъ своимъ тѣломъ, не позволитъ намъ отторгнуться отъ Него, если только мы не желаемъ. Вмѣстѣ съ этимъ намекаетъ на то, что сказано въ другомъ мѣстѣ: аще терпимъ, съ нимъ и воцаримся (2 Тимоѳ. 2, 12). Будучи нынѣ причастниками въ томъ же, въ чемъ и Христосъ, очевидно въ скорбяхъ, постараемся и тогда быть причастниками въ славѣ.

Аще точію начатокъ состава даже до конца извѣстенъ удержимъ. То есть, вѣру; ибо чрезъ нее мы существуемъ и осуществляемъ божественное и духовное существованіе и возрожденіе. И здѣсь требуетъ твердо стоять въ вѣрѣ до конца.

15) Внегда глаголетъ: днесь, аще гласъ его услышите, не ожесточите сердецъ вашихъ, якоже въ прогнѣваніи. Подтверждаетъ, какимъ образомъ сказалъ: до конца, и говоритъ, что это обозначается въ выра/с. 41/женіи: днесь. Ибо днесь значитъ: всегда, какъ и выше сказалъ: но утѣшайте себе, дондеже, днесь, нарицаемся (Ст. 13). Или, что болѣе одобрительно, какъ сказано у святаго Іоанна Златоустаго, апостолъ дѣлаетъ переходъ отъ словъ: внегда глаголетъ: днесь, аще гласъ его услышите, къ слѣдующимъ: да убоимся убо, да не когда оставлену обѣтованію и проч. (Евр. 4, 1).

16) Нѣцыи бо слышавше прогнѣваша. Услышавъ, говоритъ, обѣтованіе Божіе: дамъ вамъ землю ханаанскую, не повѣрили и своимъ невѣріемъ прогнѣвали Бога. Смотрите же, и вы не будьте невѣрующими въ обѣтованія. Ибо одно слушаніе не принесетъ вамъ пользы, если вы не будете вмѣстѣ и вѣрить. Какъ и для тѣхъ не принесло пользы слушаніе, но напротивъ они за то по всей справедливости и погибли, что не повѣрили словамъ Божіимъ.

Но не вси изшедшіе изъ Египта съ Моисеомъ. Халевъ и Іисусъ (Навинъ) не были въ числѣ невѣровавшихъ, а потому достигли обѣтованія и вошли въ Палестину.

17) Коихъ же негодова четыредесять лѣтъ, не согрѣшившихъ ли, ихъ же кости падоша въ пустыни? Заключаетъ свою рѣчь вопросомъ для большей ясности и меньшаго прекословія. Вопросы предлагаются исповѣдающимся. Предлагаетъ также и наказаніе. Пали, говоритъ, кости ихъ въ пустыни, то есть большія бедренныя кости. Чрезъ часть указалъ на цѣлыя тѣла.

/с. 42/

18 и 19) Которымъ же клялся не внити въ покоище его; явѣ, яко противлшимся; и видимъ, яко не возмогоша внити за невѣрствіе. Выше сказалъ: не со грѣшившихъ ли? а теперь: противлшимся. Кажется, намекаетъ на такихъ вѣрующихъ изъ евреевъ, потому что многіе изъ нихъ впали и въ другія прегрѣшенія, кромѣ малодушія и невѣрія въ будущее. Изъ этого мы видимъ, что противившіеся не вошли; то есть, наказаніе за грѣхъ у насъ предъ глазами и всѣми оно признано.

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 33-42.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.