Церковный календарь
Новости


2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (6-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (5-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Плачъ Русскаго народа (1924)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій. Похв. слово новымъ священномученикамъ Русской Церкви (1973)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (3-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (2-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (1-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-18 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (3-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 14-я (1943)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 13-я (1943)
2017-08-18 / russportal
Мон. Варвара (Суханова). О чудотв. созданіи церкви въ Кіево-Печерской обители (1963)
2017-08-18 / russportal
Архим. Серафимъ (Вербинъ). Ко дню 90-лѣтняго юбилея митр. Анастасія (1963)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (4-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (3-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (56-е) къ клиру и народу испанскому (1879)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (55-е) къ Стефану о Макріанѣ Арелатскомъ (1879)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА VI.

1) Тѣмже оставльше начала Христова слово, на совершеніе да ведемся. Выше сказалъ: вы ослабѣли, вы стали младенцами и дошли до такого состоянія, что вамъ нужно снова учиться первоначальнымъ основаніямъ вѣры, посему теперь и говоритъ, что вамъ должно наконецъ размышлять какъ совершеннымъ и превзойти слово начала Христова, то есть первыя начала вѣры, и устремиться на совершеніе, то есть быть воспріимчивыми къ болѣе возвышенному. Или еще можешь понять это въ такомъ смыслѣ: такъ какъ казалось, что они хромали въ отношеніи поведенія, то теперь говоритъ имъ о жизни безукоризненной, какъ бы такъ говоря: не должно вамъ всегда вращаться около начала, то есть поучаться въ вѣрѣ, подобно какимъ-то новообращаемымъ, но должно стремиться и къ совершенству, то есть, къ лучшей жизни. Ибо совершенъ тотъ, кто вмѣстѣ съ вѣрою проводитъ и жизнь правую. Вѣдь вѣра — начало и основаніе и безъ нея ничего невозможно сдѣлать, какъ и безъ буквъ нельзя знать грамоты. Однакожъ, какъ нельзя постоянно заниматься одними буквами, такъ нельзя постоянно быть наставляемымъ въ вѣрѣ, подобно младенцамъ и несовершеннымъ. Если же кто пожелаетъ принять первое толкованіе, а это отвергнетъ на томъ основаніи, будто оно не соотвѣтствуетъ тому, что ранѣе сказано апост. Павломъ, тотъ пусть припомнитъ, что у него есть обычай, говоря объ одномъ, быстро переходить къ другому: какъ напримѣръ въ посланіи къ Коринѳянамъ, бесѣдуя /с. 64/ о трапезахъ, онъ перешелъ къ рѣчи о таинствахъ (1 Коринѳ. 11, 20-34). Такимъ образомъ и теперь, высказывая имъ вначалѣ порицаніе за слабость и неспособность къ воспріятію болѣе совершеннаго, обращается къ разсужденію объ образѣ жизни, называя ихъ несовершенными и за то, что не по вѣрѣ расположили свою жизнь.

Не паки основаніе покаянія полагающе отъ мертвыхъ дѣлъ, и вѣры въ Бога. То есть, вновь не дѣлая съ самаго начала того, что вы дѣлали (въ то время), когда вы намѣревались креститься, какъ напримѣръ покаянія отъ мертвыхъ дѣлъ, то ость, отреченія отъ дѣлъ сатаны. Кто приходитъ ко Христу, очевидно приходитъ такимъ образомъ, именно раскаяваясь въ прежнемъ, какъ въ ученіи, такъ и въ жизни: вѣдь если не отвергнуть прежняго, то какъ можно достигнуть втораго? Поэтому присоединяетъ: и вѣры въ Бога. Тогда и вѣра, именно послѣ покаянія въ мертвыхъ дѣлахъ. Такимъ образомъ говоритъ: не должно вамъ поучаться относительно вѣры, какъ начинающимъ: ибо вы уже увѣровали. Но этимъ намекаетъ, что они и колебались, и потому нуждались въ основаніи.

2) Крещеній ученія. Павелъ сказалъ объ этомъ во множественномъ числѣ не потому, что существуетъ много крещеній: ибо крещеніе едино (Ефес. 4, 5), но потому, что это какъ бы выходило изъ слѣдующаго. Разъ онъ снова оглашалъ, то снова и крестилъ бы; и въ случаѣ отступленія снова крестилъ бы: по необходимости было бы много новыхъ крещеній, но это нелѣпо. Посему вы /с. 65/ не должны повторять крещеніе, но пребывать при первомъ крещеніи. Быть можетъ, они, какъ крѣпко придерживавшіеся закона, и подъ благодатію признавали по-іудейски много крещеній. Замѣть, что за покаяніемъ (слѣдуетъ) крещеніе. Такъ какъ покаяніе само по себѣ не можетъ явить (насъ) чистыми, поэтому мы крестимся, чтобы все было дѣломъ благодати Христа.

Возложенія же рукъ. Чрезъ это они получали Св. Духа, чтобы пророчествовать и творить чудеса. Когда, говоритъ, Павелъ возложилъ на нихъ руки, они получили Духа Святаго (Дѣян. 19, 6).

Воскресенія же мертвыхъ. Это происходитъ при крещеніи подъ образомъ погруженія въ воду и востанія изъ нея, и утверждается въ исповѣданіи (вѣры), ибо мы исповѣдуемъ, что вѣруемъ въ воскресеніе мертвыхъ.

И суда вѣчнаго. То есть, суда, дающаго или вѣчныя блага, или наказанія. Кажется, говоритъ это потому, что они, вѣроятно, колебались, хотя уже увѣровали, или жили худо и безпечно, говоря (при этомъ): бодрствуйте. Невозможно говорить, что, если мы жили нерадиво, или отпали отъ вѣры, то снова окрестимся, снова получимъ возможность омыться отъ грѣховъ и удостоиться того же самого, чего (удостоились) и прежде. Прельщаетесь, говоритъ онъ, разсуждая такимъ образомъ.

3) И сіе сотворимъ, аще Богъ повелитъ. Сіе сотворимъ: что сіе? — то, чтобы идти къ совершенству, если /с. 66/ и Богъ желаетъ. Сказалъ же это не такъ, какъ бы Богъ не повелѣвалъ этого, но какъ мы обыкновенно говоримъ, что если Богу угодно, то это именно я и хочу сдѣлать. А вмѣстѣ съ тѣмъ поучаетъ насъ здѣсь тому, чтобы мы все ставили въ зависимость отъ воли Его и чтобы даже при безспорно добрыхъ дѣлахъ мы не довѣряли собственному сужденію и своимъ силамъ. Въ этомъ же ясно убѣждаетъ и апостолъ Іуда.

4) Не возможно бо просвѣщенныхъ единою. Не сказалъ: неполезно, или неприлично, но: не возможно, такъ что привелъ ихъ въ отчаяніе относительно надежды на второе крещеніе.

И вкусившихъ дара небеснаго. То есть отпущенія грѣховъ. Ибо этого никто не въ состояніи дать, кромѣ одного Бога.

И причастниковъ бывшихъ Духа Святаго. Послѣ оставленія грѣховъ слѣдуетъ причастіе Святаго Духа: ибо Онъ не обитаетъ въ тѣлѣ, обремененномъ грѣхами. Сообщался же (Духъ Святый) чрезъ возложеніе рукъ, какъ и выше сказано.

5) И добраго вкусившихъ Божія глагола. Не сказалъ прямо, что это такое: но, конечно, даетъ намъ понять, что говоритъ это обо всякомъ духовномъ ученіи.

И силы грядущаго вѣка. Такъ онъ называетъ или силы творить чудеса, или жить подобно ангеламъ, въ томъ смыслѣ, чтобы не нуждаться ни въ чемъ здѣшнемъ, но взирать на грядущее, и уже здѣсь получить невещественный и духовный залогъ будущей жизни.

6) И отпадшихъ, паки обновляти въ покаяніе. То есть, чрезъ покаяніе. Что это? Неужели отвергается /с. 67/ покаяніе? Да небудетъ. Но — обновленіе чрезъ вторичное крещеніе. Ибо обновленіе есть дѣйствіе одного крещенія, какъ и пророкъ (говоритъ): обновится яко орля юность твоя (Псал. 102, 5); дѣйствіе же покаянія состоитъ въ томъ, что оно освобождаетъ отъ ветхости и дѣлаетъ сильными. Но въ прежнюю свѣтлость возвести не можетъ. Ибо тамъ (въ крещеніи) все было дѣломъ благодати. Посему въ покаяніе, говоритъ, — именно крещенія. Ибо сначала всякій раскаявается въ прежней жизни, потомъ крестится, какъ и самъ онъ выше сказалъ: покаянія отъ мертвыхъ дѣлъ. И изъ послѣдующаго ясно, что онъ отрицаетъ вторичное крещеніе.

Второе распинающихъ Сына Божія себѣ. Крещеніе есть крестъ. Яко ветхій нашъ чѣловѣкъ съ нимъ распятся (Римл. 6, 6), и сообразни быхомъ подобію смерти его (Римл. 6, 5), И еще: спогребохомся ему крещеніемъ (Римл. 6, 4). Ибо какъ Онъ (Христосъ) умеръ на крестѣ плотію, такъ мы въ крещеніи умираемъ для грѣха. Поэтому, кто вторично крестится, тотъ распинаетъ вторично Христа, сколько это въ его власти. Но это нелѣпо. Ибо Онъ однажды умеръ и воскресъ, и смерть имъ ктому не обладаетъ (Рим. 6, 9). Итакъ нѣтъ вторичнаго крещенія, такъ какъ нѣтъ и вторичнаго креста. Что же препятствуетъ, чтобы (было) и третье и четвертое, и такъ до безконечности? Не сказалъ: второе распинающихъ и остановился; но еще прибавилъ: Себѣ, чтобы показать, что мы, проводя безпечно свою жизнь въ предположеніи, будто существуетъ /с. 68/ другое крещеніе, совершаемъ все такъ, какъ бы сами поддерживали въ себѣ дурное мнѣніе.

И обличающихъ. То есть, торжествующихъ, позорящихъ. Понимать это можно двояко; или такъ, что тѣ, которые распяли Господа, измыслили тогда для позора Его такой родъ смерти, очевидно, проклятый и позорный, и опредѣленный для злодѣевъ: или такъ, что Христосъ, будучи однажды распятъ, въ послѣдующее время исповѣдуется безсмертнымъ. Поэтому тотъ, кто распинаетъ Его во второй разъ, дѣлаетъ это (исповѣданіе) ложнымъ, что приноситъ безчестіе Христу, однажды только вкусившему смерть, а потомъ уже безсмертному. Такимъ образомъ, двумя способами подтверждается невозможность этого дѣла: во-первыхъ тѣмъ, что кто былъ удостоенъ такихъ благъ и все растратилъ, тотъ уже недостоинъ снова наслаждаться тѣми же самыми благами; во-вторыхъ и еще болѣе тѣмъ, что невозможно, чтобы Сынъ Божій снова былъ распятъ.

7) Земля бо пившая сходящій на ню множицею дождь. Землею онъ называетъ душу, а дождемъ — ученіе, какъ и въ другомъ мѣстѣ: облакомъ заповѣмъ, говоритъ Богъ, еже не одождити дождя на виноградникъ (Исаіи 5, 6). И еще: рѣка Божія наполнися водъ (Псал. 64, 10), то есть, тотъ, кто получилъ отъ Бога даръ къ наученію (другихъ), исполнился вышнихъ водъ, или даровъ. Здѣсь онъ даетъ понять, что тѣ и принимали и пили слово, и часто удостоивались его, и тѣмъ не менѣе не /с. 69/ получили отъ того пользы, что и выше сказалъ: должни суще быти учители лѣтъ ради.

И раждающая былія добрая. То есть, жизнь исполненную добродѣтели. Ибо нѣтъ ничего столь благопотребнаго, то есть приличнаго и вожделѣннаго, какъ чистота жизни.

Онымъ, имиже и дѣлаема бываетъ. — Былія, говоритъ, то есть добродѣтельную жизнь, порождаетъ земля для тѣхъ, ими же и дѣлаема бываетъ, и для тѣхъ это — благопотребно: ибо сами тѣ, плодоносящіе добродѣтель, будутъ наслаждаться ею. Нѣкоторые поняли: онымъ въ смыслѣ: учителямъ; ибо и дѣйствительно ими воспитывается доброе поведеніе, такъ что они являются участниками въ добродѣтели своихъ учениковъ.

Пріемлетъ благословеніе отъ Бога. Здѣсь молчаливо укоряетъ эллиновъ, которые приписываютъ произращеніе плодовъ силѣ земли. И даже не руки земледѣльца производятъ плоды, но все, говоритъ, есть, (дѣло) Божіе: Самъ Онъ благословляетъ и даетъ изобиліе плодовъ.

8) А износящая тернія и волчецъ. Не сказалъ, рождающая, какъ именно выше (сказалъ) о быліи, но: износящая, какъ бы сказалъ, — извергающая и выбрасывающая нѣкоторый излишекъ. Тернія же и волчцы — это житейскія заботы, обольщеніе богатствомъ и вообще всякій грѣхъ, какъ и Давидъ говоритъ: возвратихся на страсть, егда унзе ми тернъ (Псал. 31, 4). Тернъ не просто входитъ, но вонзается, и если мы не выдернули /с. 70/ весь, но немного осталось его, то онъ причиняетъ большую боль и требуетъ врачества и заботъ. Но еще есть и волчецъ: гдѣ его касаешься, тамъ и ранитъ, и повсюду онъ непріятенъ: на землѣ приноситъ безчестіе, а въ будущемъ вѣкѣ и особенно.

Непотребна есть и клятвы близь. Сказалъ, что добрая земля благословляется Богомъ; а безплодная не сказалъ просто: проклята, но: клятвы близь, чтобы не отчаявались. Ибо кто клятвы близь, можетъ быть и далекъ (отъ нея).

Ея же кончина въ пожженіе. И это, чтобы мы не отчаявались. Ибо не сказалъ: каковая будетъ сожжена, но ея же кончина въ пожженіе, то есть, если она до конца останется безплодной. Такимъ образомъ, можно избѣгнуть безплодія и сжечь тернія, и сдѣлаться благопотребнымъ, и удостоиться благословенія.

9) Надѣемся же о васъ, возлюбленніи, лучшихъ, и придержащихся спасенія, аще и тако глаголемъ. Достаточно укоривъ и устрашивъ, снова утѣшаетъ, чтобы не сдѣлать ихъ совершенно безпечными. Ибо кто сильно наказываетъ лѣниваго, тотъ дѣлаетъ его еще болѣе лѣнивымъ. Поэтому говоритъ: говорю это не потому, что осудилъ васъ, и не потому, что считаю васъ исполненными терній, но потому, что боюсь, какъ бы не случилось этого (съ вами). И не сказалъ: ожидаемъ отъ васъ, но, надѣемся, то есть, находимся въ твердой увѣренности относительно васъ, что вы не такъ живете, но лучше, и что заботитесь о собственномъ спасеніи, хотя мы и выразились такъ сильно. Итакъ онъ говоритъ это или объ ихъ жизни, именно, что вы /с. 71/ настолько тернисты, или о воздаяніи, что вы не клятвы близь и не въ пожженіе, но для васъ назначается иное мздовоздаяніе. Обрати вниманіе и на слѣдующее.

10) Не обидливъ бо Богъ, забыти дѣла вашего. Смотри, какъ онъ ободрилъ и укрѣпилъ ихъ, въ надеждѣ на лучшее, напомнивъ имъ о прежнихъ (ихъ дѣлахъ) и правдѣ Божіей: ибо, если Богъ правосуденъ, — Онъ не забудетъ дѣла вашего, то есть милосердія, братолюбія, но воздастъ вамъ. Потому не отчаявайтесь, но вполнѣ надѣйтесь на лучшее, такъ какъ Богъ совершенно справедливъ. Итакъ не о васъ сказалъ я, что сказалъ жестоко, ибо знаю, что вы не достойны проклятія.

И труда любве, юже показасте во имя его, послуживше святымъ и служаще. Важное даетъ о нихъ свидѣтельство, указывая не на дѣла только, но и на дѣла съ усердіемъ. Ибо служить есть знакъ усердія. Говоритъ о любви и милосердіи, которое они показали не къ братьямъ (своимъ), но во имя Божіе. Смотри, какое величайшее утѣшеніе въ томъ, что мы дѣлаемъ не для людей, но для Бога, какъ и Христосъ говоритъ въ Евангеліи: Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40). Ибо кто ради имени Божія печется о неправедномъ, тотъ дѣлаетъ это для Бога. Святымъ, то есть вѣрнымъ. Ибо всякій вѣрующій — святъ, хотя бы онъ былъ и міряниномъ. Святится бо, говоритъ, мужъ невѣренъ о женѣ вѣрнѣ, и жена невѣрна о мужи вѣрнѣ (1 Коринѳ. 7, 14). Такимъ образомъ, вѣра здѣсь производитъ освященіе. Посему будемъ вни/с. 72/мательны не къ однимъ только отшельникамъ, какъ къ святымъ, но и къ мірянамъ: тѣ, конечно, святы какъ по вѣрѣ, такъ и по жизни, но и міряне святы по вѣрѣ, а многіе и по жизни. Смотри, какъ онъ успокоиваетъ ихъ. Ибо сказавши: послуживше, не остановился, но прибавилъ: и служаще, то есть, и теперь вы дѣлаете тоже самое.

11) Желаемъ же, да кійждо васъ являетъ тожде тщаніе ко извѣщенію упованія даже до конца. Какъ бы на чей-нибудь вопросъ: ради чего сказалъ это ты, Павелъ, если не желалъ наказывать насъ? — говоритъ, что сказалъ это, желая, чтобы и на будущее время вы добрѣ текли; не осуждая васъ за прошлое, а опасаясь за будущее. И не сказалъ: хочу, что именно показывало бы учительскую власть. но желаю, что свойственно отеческой любви. Ибо не на словахъ желаю этого, но душа моя сгораетъ о васъ. Такимъ образомъ понимай выраженіе желаю. И не просто о васъ, но о каждомъ въ отдѣльности: такъ онъ заботился о всѣхъ, и о малыхъ и великихъ, и всѣхъ зналъ. Чтобы оказали тщаніе ко извѣщенію упованія, то есть, чтобы обнаружили полную и совершенную надежду и не были смущены. Смотри, какъ не поражаетъ прямо и не говоритъ: вы отчаялись и доселѣ не пришли въ себя, но какъ бы такъ говоритъ: хочу, чтобы ты всегда былъ тщателенъ и чтобы, какимъ ты былъ прежде, такимъ былъ теперь и на будущее время.

12) Да не лѣниви будете. И это къ ихъ утѣшенію: ибо относитъ это къ будущему времени. И хотя /с. 73/ выше сказалъ: понеже немощни бысте (Евр. 5, 11), но слухи: ибо доселѣ указывалъ на неспособность слушать; теперь же, говоритъ, заблаговременно пекусь о томъ, чтобы она (неспособность) не коснулась вашей души. Ибо какъ бездѣйствіе и недвижимость вредитъ тѣлу, такъ и неупражненіе въ добрыхъ дѣлахъ дѣлаетъ душу слишкомъ безнечною.

Но подражатели наслѣдствующихъ обѣтованія вѣрою и долготерпѣніемъ. Выше напомнилъ имъ, въ чемъ они прежде были добродѣтельными, представляя имъ примѣръ въ собственныхъ ихъ дѣлахъ. Теперь же возводитъ ихъ къ патріарху (Аврааму). Чтобы не думали, что они, какъ недостойные никакого слова, забыты и оставлены Богомъ, указываетъ, что проводить жизнь среди искушеній есть удѣлъ особенно славныхъ мужей, и что Богъ такъ поступалъ съ великими мужами. Вѣдь если бы Онъ тотчасъ же давалъ то, что обѣтовалъ, то не могла бы обнаружиться вѣра ихъ: теперь же медлитъ исполненіемъ, чтобы чрезъ терпѣніе открылась ихъ вѣра. Ибо тогда становится очевидной вѣра обѣщавшему, когда, кто, не получая обѣщаннаго въ продолженіе долгаго времени, однако вѣритъ, что получитъ, и не отчаявается. Посему для того выражаю вамъ эти укоризны, чтобы возстановить васъ и чтобы вы сдѣлались подражатели наслѣдовавшихъ обѣтованія вѣрою и долготерпѣніемъ. А кто эти (мужи), онъ объясняетъ далѣе. Но смотри, какъ на первомъ мѣстѣ помѣстилъ вѣру, потомъ долготерпѣніе, потому /с. 74/ что долготерпѣніе (происходитъ) отъ вѣры. Ибо кто не вѣритъ, что Обѣтовавшій несомнѣнно дастъ, тотъ и не долготерпитъ.

13 и 14) Аврааму бо обѣтовая Богъ, понеже ни единѣмъ имяше большимъ клятися, клятся собою, глаголя: воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу тя (см. Быт. 22, 16). Такъ какъ много было такихъ, которые наслѣдовали вѣрою обѣтованія, то онъ пока теперь опустилъ всѣхъ прочихъ, оставляя ихъ для послѣдующаго, и напоминаетъ толъко объ Авраамѣ, какъ по важности лица его, такъ особенно потому, что онъ и удостоился и получилъ обѣтованіе. И этимъ онъ также показываетъ, что не должно предаваться малодушію, но уповать на Бога, Который, обычно, не скоро исполняетъ обѣщаніе, но спустя долгое время. Когдаже Богъ клятся Собою? Или въ самыхъ словахъ, въ которыхъ говоритъ: «Я клялся Собою». А можетъ быть, кто-нибудь скажетъ, что въ словѣ: воистинну содержится клятва Бога Собою; ибо воистинну значитъ: «поистинѣ». Это именно есть не что иное, какъ утвержденіе истины; но истиной можетъ быть кто иной, какъ не Богъ? Такъ и Господь въ Евангеліи (наприм. Іоан. 11, 26 и др.), говоря: аминь, аминь, клянется тою же самой клятвой; клянется Самимъ Собою, какъ и Отецъ, такъ какъ не имѣетъ клясться высшимъ. Однако нѣкоторые думали, что и Самъ Сынъ тогда бесѣдовалъ съ Авраамомъ: ибо Писаніе говоритъ: сказалъ же Ангелъ Аврааму (Быт. 18 гл.). /с. 75/ Но никакимъ образомъ, говорятъ, Отецъ не могъ быть Ангеломъ, но Сынъ — великаго совѣта Ангелъ!

15) И тако долготерпѣвъ, получи обѣтованіе. Какимъ образомъ въ концѣ посланія говоритъ, что сіи вси не пріяша обѣтованія, издалеча видѣвше я, и цѣловавше (Евр. 11, 13), а теперь говоритъ, что Авраамъ получи обѣтованіе? Не объ одномъ и томъ говоритъ здѣсь и тамъ, но здѣсь говоритъ объ обѣтованіяхъ земныхъ, которыя Авраамъ получилъ спустя долгое время, а тамъ о небесныхъ, которыхъ онъ еще не получилъ. Однакожъ и то и другое, — и то, что онъ получилъ, — и то, что онъ еще не получилъ, служитъ утѣшеніемъ для малодушныхъ, — одно потому, что и мы получимъ, если обнаружимъ долготерпѣніе, — другое потому, что если еще не получилъ тотъ, кто достигъ совершенства за столько лѣтъ раньше, то слишкомъ неразумны мы, негодующіе на то, что еще не получаемъ. Смотри, какъ онъ сказалъ: долготерпѣвъ, получи обѣтованіе, чтобы показать великую силу долготерпѣнія, и что не одно только обѣтованіе совершило все, но и долготерпѣніе. Здѣсь же внушаетъ имъ и страхъ, давая понять отъ противнаго, что малодушіе препятствуетъ (исполненію) обѣтованія. И это случилось въ пустынѣ съ древнимъ народомъ, который малодушествовалъ и совершенно не получилъ обѣтованія. Итакъ, кто-либо скажетъ: почему же святые, долготерпѣвъ, не получили, какъ говорится въ концѣ посланія? Они, во всякомъ случаѣ, получатъ. А роптавшіе изъ народа и не получили, и не получатъ. /с. 76/

16) Человѣцы бо бóльшимъ клянутся, и всякому ихъ прекословію кончина во извѣщеніе клятва есть. То есть, клятвой разрѣшается недоумѣніе во всякомъ прекословіи. Ибо много говорятъ и возражаютъ (въ спорѣ) съ той и съ другой стороны, но клятва, являясь послѣднею и подтверждая, разрѣшаетъ все сомнительное.

17) Въ немже — ἐν ᾧ — лишше хотя Богъ показати наслѣдникомъ обѣтованія непреложное совѣта Своего, ходатайствова клятвою. То есть, потому именно, что клятва придаетъ людямъ полную увѣренность, и Богъ клянется. Или, въ немъ же, вмѣсто: въ томъ, что клялся, говоритъ, Богъ Самимъ Собою, Онъ съ избыткомъ доказалъ намъ, что всячески и непреложно исполнитъ то, что обѣщалъ. Ибо хотя Богу должно было вѣрить и безъ клятвы, однакожъ Онъ снисходитъ ради насъ и смотритъ не на Свое собственное достоинство, но, чтобы убѣдить насъ, попускаетъ говорить о Себѣ недостойное. Ибо мы вѣрные, благословенные въ сѣмени его, Которое есть Христосъ, являемся наслѣдниками обѣтованія. Смотри, какъ и тогда говоритъ, что Сынъ — посредникъ между Богомъ и людьми. Ибо Собою, какъ Словомъ, клялся Богъ и Отецъ.

18) Да двѣма вещми непреложными, въ нихъ же невозможно солгати Богу. Какою и какою? Какъ тѣмъ, что просто сказалъ и обѣщалъ, такъ и тѣмъ, что къ обѣтованію присоединилъ клятву. Такъ какъ у людей считается болѣе достовѣрнымъ то, что съ клятвою подтверждено, поэтому и Онъ (Богъ) присоединилъ ее. Въ нихже, вмѣсто изъ нихъ, — изъ этихъ двухъ (ве/с. 77/щей) обѣтованіе является наиболѣе достовѣрнымъ, и невозможно солгати Богу. Посему, какъ поклялся Онъ ради насъ, хотя Ему и недостойно клясться, такъ понимай и то, что Онъ навыче отъ сихъ, яже пострада (Евр. 3, 8). Ибо и люди болѣе считаютъ достовѣрнымъ то, что дознано на опытѣ.

Крѣпкое утѣшеніе имамы прибѣгшіи ятися — κρατῆσαι — за предлежащее упованіе. То есть, великое утѣшеніе и ободреніе. Это сказано не столько по отношенію къ Аврааму, сколько по отношенію къ намъ, прибѣгшимъ къ Нему, то есть, возложившимъ (на Него) надежду. Въ чемъ же мы имѣемъ ободреніе? Въ томъ, чтобы держаться — κρατῆσαι — предлежащаго упованія: то есть, чтобы мы, на основаніи того, что дано было Аврааму, были убѣждены и относительно (обѣтованій), касающихся насъ, и не сомнѣвались бы относительно грядущихъ и небесныхъ благъ, на которыя надѣемся; напротивъ, чтобы мы твердо и безопасно держались этой надежды и не утратили ея. Ибо обѣтованіе Аврааму есть обѣтованіе и намъ, и преимущественно намъ, увѣровавшимъ во Христа, какъ сказано выше.

19) Еже аки котву — ἄγκυραν — якорь — имамы души тверду же и извѣстну. Эту надежду мы имѣемъ, какъ якорь. Ибо какъ тотъ (якорь) во время бури даетъ устойчивость кораблямъ, такъ и надежда дѣлаетъ твердыми и терпѣливыми людей колеблющихся подъ вліяніемъ искушеній. Не просто сказалъ: котву, но: тверду и извѣстну. Ибо бываетъ якорь который не сохра/с. 78/няетъ устойчивости корабля, или когда онъ испорченъ, или когда онъ очень легокъ. Совершенно справедливо онъ вспомнилъ не объ основаніи, а объ якорѣ: потому что то (основаніе) прилагается къ людямъ весьма твердымъ и любомудрымъ, а якорь — къ подвергающимся бурѣ, какими были тѣ, будучи обуреваемы искушеніями.

И входящую во внутреннѣйшее завѣсы. Выше сказалъ: надѣйтесь, ибо сбудется то, на что надѣемся. Теперь увѣряя болѣе совершенно, говоритъ, что мы уже и имѣемъ это въ надеждѣ. Ибо, она, вошедши внутрь неба, сдѣлала то, что мы уже — при обѣтованныхъ благахъ, хотя еще находимся на землѣ, хотя еще не получили (ихъ). Такую силу надежда имѣетъ, что земныхъ дѣлаетъ небесными. Но какъ въ Ветхомъ Завѣтѣ завѣса отдѣляла Святое Святыхъ отъ остальной скиніи, такъ и небо для насъ завѣса, отдѣляющая земное отъ божественнѣйшаго и пренебеснаго.

20) Идѣже предтеча о насъ вниде Іисусъ. Сказавши, что надежда наша восходитъ на небо, подтверждаетъ сказанное, удостовѣряя это самымй дѣлами. Ибо и Онъ, Христосъ, вошелъ: и не просто вошелъ, но вошелъ предтечею, то есть, какъ бы убѣждая насъ, что и мы должны войти. Ибо предтеча идетъ впереди кого-нибудь, слѣдующихъ (за нимъ), и разстояніе между предтечей и слѣдующими (за нимъ) совсѣмъ не велико, какъ и между Іоанномъ и Христомъ. Поэтому не смущайтесь: скоро и мы войдемъ (туда), гдѣ нашъ предтеча. Но не удовольствовался, сказавъ, предтеча, но прибавилъ и о насъ, для бóльшей убѣдительности, какъ бы такъ говоря: Самъ Онъ не нуждался въ томъ, /с. 79/ чтобы войти туда: ибо зачѣмъ Ему это, когда Онъ — Богъ? Но какъ ради насъ Онъ воспринялъ плоть, такъ ради насъ же Онъ вошелъ и внутрь неба, чтобы намъ открыть путь. Посему необходимо войдемъ и мы сами. Или выраженіе о насъ обозначаетъ: чтобы ходатайствовать за насъ предъ Отцемъ, какъ и первосвященникъ входилъ во Святое Святыхъ однажды въ годъ, молясь за народъ.

По чину Мелхиседекову первосвященникъ бывъ во вѣки. И это — величайшее утѣшеніе; если нашъ Первосвященникъ на небѣ, то Онъ и много лучше іудейскихъ первосвященниковъ, именно: по способу (избранія), ибо Онъ — не по чину тѣхъ, но по чину Мелхиседекову; и по мѣсту и по скиніи, ибо Онъ — горѣ и на небѣ; по завѣту, ибо о болѣе великихъ и болѣе совершенныхъ (благахъ), и по постоянству, ибо вѣчный, а не временный, и, наконецъ, по личности, ибо Онъ — Сынъ Божій. Поэтому не падайте духомъ. Но все это сказано (о Христѣ) по плоти, ибо по плоти Онъ и сталъ Первосвященникомъ.

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 63-79.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.