Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА XI.

1) Есть же вѣра уповаемыхъ извѣщеніе. Наконецъ (апостолъ) описываетъ намъ вѣру, говоря, что она есть осуществленіе того, чего еще нѣтъ, и обоснованіе того, что еще не наступило. Напримѣръ, воскресеніе еще не наступило, но вѣра утверждаетъ это и ставитъ передъ нашими глазами.

Вещей обличеніе невидимыхъ. — Обличеніе, то есть, показаніе, обнаруженіе невидимыхъ вещей. Ибо она дѣлаетъ то, что онѣ (вещи) созерцаются нашимъ умомъ, /с. 151/ какъ существующія. Итакъ, если вѣра имѣетъ такую силу, то зачѣмъ вы хотите на самомъ дѣлѣ увидѣть ихъ, чтобы отпасть отъ вѣры? Вѣдь это есть не что иное, какъ отпаденіе отъ того, чѣмъ живы праведники. Ибо праведный отъ вѣры живъ будетъ (Аввак. 2, 4. Римл. 1, 17).

2) Въ сей бо свидѣтельствовани быша древніи. То есть, въ той же самой вѣрѣ всѣ древніе были свидѣтельствованы Богомъ: они исповѣдали, что почитали Его.

3) Вѣрою разумѣваемъ совершитися вѣкомъ глаголомъ Божіимъ, во еже отъ неявляемыхъ видимымъ быти. Такъ какъ вѣру поносятъ тѣ, кто не понимаетъ силы ея, кто говоритъ, что она — дѣло недоказанное и, очевидно, обманъ, то показываетъ, что величайшія дѣла совершаются вѣрою, а не разсужденіями. Ибо и на то, что Богъ сотворилъ словомъ сущее: изъ несущаго, какое доказательство есть у насъ? Никакого, одна только вѣра: Итакъ, вѣрою разумѣваемъ вѣкомъ совершитися, то есть, что (вѣки) словомъ Божіимъ совершились. Почему вѣрою? потому что видимое произошло изъ невидимаго: этого требуетъ вѣра. Или и такъ: Словомъ Божіимъ, Которымъ все существующее вызвано къ бытію изъ несущаго. Когда же слышишь вѣки, разумѣй все вѣчное, обнимаемое ими, а именно и времена и все содержащееся въ нихъ; въ несобственномъ смыслѣ вѣки означаютъ и времена, тогда какъ въ собственномъ смыслѣ вѣкъ есть нѣчто иное, чѣмъ время: вѣкъ — одинъ, а не много ихъ. /с. 152/

4) Вѣрою множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу (Быт. 3-5). Такъ какъ вѣра — великое дѣло и требуетъ мужественной души, между тѣмъ вѣрующіе евреи стали немощны и въ началѣ они хотя и проявили вѣру, но впослѣдствіи, подъ вліяніемъ постоянныхъ скорбей, предались малодушію, — то онъ ободряетъ ихъ сначала собственнымъ ихъ подвигомъ, затѣмъ Писаніемъ, сказавши: праведный отъ вѣры живъ будетъ; далѣе соображеніями, говоря: есть же вѣра уповаемыхъ извѣщеніе, — теперь ободряетъ ихъ примѣрами великихъ ветхозавѣтныхъ мужей. Ибо всякій разъ, какъ находитъ человѣкъ соучастниковъ въ страданіяхъ, то успокоивается и чувствуетъ облегченіе. Итакъ выводитъ Авеля и говоритъ, что онъ вѣрою принесъ жертву множайшую, то есть, болѣе цѣнную, сравнительно съ жертвой брата. Ибо кого другого онъ видѣлъ предъ собою? Отца, или мать? но они оскорбили Бога. Брата? но онъ не почтилъ Его. Итакъ, только одною вѣрою онъ былъ приведенъ къ тому, чтобы принести въ жертву лучшее изъ того, что имѣлъ, вѣруя, что получитъ награду.

Еюже свидѣтельствованъ бысть быти праведникъ, свидѣтельствующу о дарѣхъ его Богу. Ибо Богъ сказалъ Каину: аще право принеслъ еси, право же не раздѣлилъ еси (Быт. 4, 7); объ Авелѣ засвидѣтельствовалъ, что и право принесъ, такъ какъ принесъ Даровавшему то, что получилъ отъ Него, и право раздѣлилъ, потому что выбралъ лучшее, какъ Владыкѣ. Говорятъ же, что /с. 153/ и огонь, сошедши съ неба, потребилъ жертву, изъ чего Каинъ и узналъ, что Авель былъ предпочтенъ. И какъ иначе? Поэтому одинъ изъ переводчиковъ съ еврейскаго на греческій языкъ такъ передалъ: «Господь призрѣлъ на жертвы Авеля и воспламенилъ ихъ» (срав. Быт. 4, 4).

И тою умерый еще глаголетъ — λαλεῖ. То есть, чрезъ ту самую вѣру еще глаголетъ, то есть, вѣра произвела то, что онъ еще нынѣ живетъ, и поставила его для всѣхъ учителемъ, едва только не говорящимъ: «подражайте мнѣ, люди, и, будучи праведны, угождайте Творцу». Итакъ говоритъ, то есть, говоритъ тѣмъ, что его прославляютъ, о немъ проповѣдуютъ, о немъ вспоминаютъ, какъ и небо говоритъ, будучи только видимымъ. Ибо не столько дѣйствуетъ слово, сколько страданіе его. Сказалъ же это для того, чтобы показать малодушнымъ, что праведникъ и здѣсь въ извѣстной мѣрѣ наслаждается почетомъ; поэтому и вы будете наслаждаться. Въ нѣкоторыхъ спискахъ, впрочемъ, имѣется: λαλεῖται (говоритъ отъ себя), но, я думаю, это неправильно.

5) Вѣрою Енохъ преложенъ бысть (Быт. 5, 24) не видѣти смерти: и не обрѣташеся, зане преложи его Богъ: прежде бо преложенія его свидѣтельствованъ бысть, яко угоди Богу. Онъ показалъ вѣру больше, чѣмъ Авель. Ибо то, что случилось съ Авелемъ, способно смутить его, потому что, не смотря на праведность его (Авеля), было допущено, чтобы онъ былъ убитъ братомъ. Ибо /с. 154/ что такое, если бы убійца былъ наказанъ? Какая отъ этого польза убитому уже? Итакъ, великую вѣру онъ показалъ, увѣровавъ, что если и не нынѣ, то, въ будущемъ (вѣкѣ) — Богъ мздовоздаятель, и ею угодилъ Богу и, угодивши, преложенъ бысть. Итакъ, вѣрою преложенъ бысть, то есть вѣра, которою онъ угодилъ, преложила его. Смотри, какъ чрезъ Авеля Богъ показалъ, что опредѣленіе Его о смерти истинно; чрезъ Еноха же снова показалъ, что это опредѣленіе временно и будетъ уничтожено. Итакъ, что онъ живымъ былъ преселенъ и что теперь еще живетъ, — мы знаемъ, но гдѣ, или какъ, — неизвѣстно, такъ какъ въ Писаніи не сказано объ этомъ.

6) Безъ вѣры же невозможно угодити Богу [1]. Если кто не увѣруетъ, что есть воздаяніе добрымъ и злымъ, тотъ не угодитъ. Ибо какъ можетъ кто-нибудь идти труднымъ путемъ добродѣтели, не будучи убѣжденъ въ томъ, что въ будущемъ вѣкѣ есть (εἶναι) разнообразныя и постоянныя воздаянія? Слушай и дальнѣйшее.

Вѣровати же подобаетъ приходящему къ Богу, яко есть, и взыскающымъ Его мздовоздаятель бысть. То, что Богъ есть и что Онъ мздовоздаятель бываетъ, — это мы содержимъ по вѣрѣ: ибо нѣкоторые утверждаютъ, что все существующее существуетъ само собою; а что оно такое, по существу, это совершенно непостижимо для здравомыслящихъ. Что значитъ: взыскающимъ Его? То есть, тѣмъ, кто старается жизнью угодить Ему, а не тѣмъ, кто слишкомъ занимается внѣшнею мудростію. /с. 155/ Обрати вниманіе на мудрость Павла, какъ онъ повсюду добавляетъ: мздовоздаятель, ради малодушныхъ вѣрующихъ евреевъ.

7) Вѣрою отвѣтъ пріимъ Ное о сихъ, яже не у видѣ, убоявся: сотвори ковчегъ во спасеніе дому своего (Быт. гл. 6). Ной, говоритъ, отвѣтъ пріимъ отъ Бога, то есть, былъ наученъ относительно неизвѣстныхъ дѣлъ и не остался невѣрующимъ. Напротивъ, хотя воздухъ былъ чистъ, всѣ предавались нѣгѣ и не ожидали никакой опасности, ибо и не было замѣтно ничего такого; однако, онъ, повѣривши Богу, убоялся потопа и приготовилъ ковчегъ, посредствомъ коего спасъ отъ потопа всѣхъ своихъ домашнихъ (Быт. 6, 22). Замѣть, что обѣщаетъ Богъ, то предрекаетъ и Духъ, какъ сказано о Симеонѣ: и бѣ ему обѣщано Духомъ Святымъ (Лук. 2, 26). Итакъ, Духъ — Богъ.

Ею же осуди (весь) міръ. То есть, показалъ, что они достойны наказанія, такъ какъ они, даже и видя, что строился въ это время ковчегъ, не пришли въ чувство, или не повѣрили, что будетъ потопъ.

И правды, яже по вѣрѣ, бысть наслѣдникъ. То есть, онъ получилъ ту пользу, что явился праведнымъ предъ Богомъ: каковое имя правды даровала ему вѣра.

8) Вѣрою, зовомъ Авраамъ послуша изыти на мѣсто еже хотяше пріяти въ наслѣдіе. Такъ какъ вѣрующіе изъ евреевъ смотрѣли на него и прочихъ патріарховъ, какъ на получившихъ безчисленныя блага, то онъ намѣренъ показать, что никто еще ничего не /с. 156/ получилъ. Поэтому говоритъ, что вѣрою Авраамъ послуша, получивши повелѣніе оставить отечество. Ибо кого онъ зналъ, кому бы могъ подражать? Отецъ у него былъ идолопоклонникъ, пророковъ онъ не слыхалъ. Поэтому повиноваться Богу, какъ говорящему истину о томъ, что Онъ обѣтовалъ, и покинуть то, чѣмъ онъ владѣлъ, — это было (съ его стороны) дѣломъ вѣры.

И изыде не вѣдый, камо грядетъ. Хотя бы даже онъ и зналъ, кто побудилъ его, оставивши готовое, искать то, что не готово; но онъ не зналъ, какова вообще та земля, въ которую онъ призывается.

9) Вѣрою пріиде Авраамъ на землю обѣтованія, якоже на чужду. Ту землю, говоритъ, которую Бога обѣтовалъ даровать ему и сѣмени его, онъ населила якоже чужду. Въ какомъ смыслѣ чужду? Ибо онъ купилъ и могилу для Сарры (Быт. 23, 4), и однако не усумнился и не сказалъ: солгалъ Богъ, но увѣровалъ, что Обѣтовавшій, безъ сомнѣнія, даруетъ ее.

Въ кровы вселися. Онъ населилъ землю настолько ему чуждую, что не имѣлъ даже собственнаго дома, но жилъ въ палаткахъ, что свойственно пришельцамъ, кои, не имѣя собственнаго участка, переходятъ съ одного мѣста на другое.

Со Исаакомъ и Іаковомъ снаслѣдникома обѣтованія тогожде. И Исаакъ и Іаковъ, говоритъ, жили на ней такъ же, какъ на чуждой. Исааку завидовали филистимляне, и слуги Авимелеха отняли у него колодцы /с. 157/ и его жену, и потому онъ переходилъ съ одного мѣста на другое (Быт. 26 гл.). Іаковъ же не только былъ гонимъ страхомъ предъ Исавомъ, но и на возвратномъ пути изъ Месопотаміи купилъ мѣсто, гдѣ поставилъ палатку, и то переходилъ въ Веѳиль, то въ Евфрафу, не останавливаясь на одномъ мѣстѣ, какъ пришелецъ (Быт. 35 гл.). Между тѣмъ и они были наслѣдниками обѣтованія, какъ и ихъ отецъ. Ибо (сказано) тебѣ дамъ ее и сѣмени твоему (Быт. 17, 8). И однако же они не были невѣрующими.

10) Ждаша бо основанія имущаго града. Потому, говоритъ, на землѣ той и поселились въ палаткахъ, не имѣющихъ основанія, что ожидали небеснаго града съ истинными основаніями, всегда твердыми и никогда не гибнущими. Почему и Богъ, видя, что они презираютъ обѣтованія земныхъ благъ, отложилъ ихъ, уготовляя имъ лучшія, какъ достойнымъ такихъ, а не земныхъ. Потомъ они, получая земное обѣтованіе, пренебрегали имъ и стремились къ небесному. Вы же, вѣрующіе, получивши обѣтованіе о небесномъ, желаете земнаго; и какъ вамъ не стыдно?

Ему же художникъ и содѣтель Богъ. О, какая похвала этому городу, что художникомъ его является Богъ!

11) Вѣрою и сама Сарра неплоды. Словами: и сама Сарра апостолъ пристыжаетъ ихъ, какъ бы такъ говоря: женщина увѣровала, и неужели вы не устыдитесь, если окажетесь малодушнѣе женщины? Какъ же увѣровала та, которая засмѣялась? Да, увѣровала, хотя /с. 158/ и разсмѣялась; ибо потомъ, будучи обличена, она устрашилась, что было плодомъ вѣры. Ибо ясно, что она увѣровала, что Бесѣдующій съ ней есть кто-то великій и выше человѣка.

Силу во удержаніе сѣмене пріятъ. То есть, она получила способность къ воспріятію и удержанію въ себѣ сѣмени Авраама. Или, такъ какъ люди, тщательно изучившіе это, говорятъ, что и женщина вноситъ отъ себя какъ бы нѣкое сѣмя, то ни въ какомъ случаѣ такъ не должно быть понято выраженіе: во удержаніе сѣмене, то есть: и сама (Сарра) дала сѣмя.

И паче временъ возраста роди. Выше сказалъ, что была неплодна, теперь говоритъ, что и не по времени возраста родила. Итакъ, у ней былъ двоякій недостатокъ, — одинъ отъ природы, — была неплодна, другой — отъ старости.

Понеже вѣрна непщева обѣтовавшаго. Вѣрна, то есть (считала) истиннымъ, ибо Онъ обѣщалъ: въ сіе время возвращуся, и будетъ Саррѣ сынъ (Быт. 18, 14).

12) Тѣмъ же и отъ единаго родишася, да еще умерщвленнаго, якоже звѣзды небесныя множествомъ, и якоже песокъ вскрай моря безчисленный. Вѣра совершила не только то, что она родила, но и столько родила, сколько (не родятъ) и плодовитыя жены. Такимъ образомъ два чуда. Въ какомъ же смыслѣ они были безчисленными? Вѣдь они часто были исчисляемы. Или это сказано преувеличенно, по обычаю Писанія, какъ напримѣръ: мы видѣли города (достигающіе) даже до /с. 159/ неба (срав. Числ. 13, 29); или сказалъ: безчисленный, имѣя въ виду тѣхъ, которые постоянно рождаются вновь.

13) По вѣрѣ умроша сіи вси, не пріемше обѣтованій. Здѣсь возникаютъ два вопроса: какъ апостолъ, сказавши объ Энохѣ, что онъ преложенъ бысть не видѣти смерти, теперь говоритъ: умроша сіи вси? и еще, какъ сказалъ онъ теперь: не пріемше обѣтованій, хотя сказалъ, что Авель еще глаголетъ, въ силу того, что всѣми прославляется? и что Енохъ преложенъ бысть, что Ной получилъ награду, будучи спасенъ съ домомъ своимъ и будучи названъ праведнымъ; и что Авраамъ родилъ сына отъ Сарры. Поэтому слова: умроша сіи вси понимай въ такомъ смыслѣ: тѣ, которые умерли, исключая, разумѣется, не видѣвшихъ смерти. Не пріемше же обѣтованій, справедливо сказано о всѣхъ. Ибо не одними только этими благами щедродатель Богъ наградилъ за великіе подвиги вѣры, — Авеля тѣмъ, что онъ въ славѣ у людей, Еноха — преложеніемъ, Ноя — спасеніемъ отъ потопа, Авраама — дѣторожденіемъ; напротивъ, ясно, что это только предвкушеніе и залогъ истинныхъ благъ, которыя предварительно подавались святымъ ради насъ малодушныхъ, чтобы на основаніи этихъ мы вѣрили и тѣмъ (истиннымъ благамъ). Но имъ же уготовано нѣчто великое, что и на сердце человѣку не всходило, чего они еще не получили, какъ и Господь говоритъ въ Евангеліи, что отрекшійся (всего) въ нынѣшнемъ вѣкѣ сторицею пріиметъ, а въ будущемъ животъ вѣчный наслѣдитъ (Матѳ. 19, 29).

/с. 160/ Но издалеча видѣвше я, и цѣловавше. Здѣсь апостолъ даетъ понять, что они и видѣли и цѣловали, то есть предчувствовали тайны о царствѣ небесномъ, о воскресеніи и неизреченныхъ благахъ; метафора взята изъ жизни мореплавателей, которые издалеча завидя желанные города, прежде чѣмъ войти въ нихъ, предварительно обращаются къ нимъ съ привѣтствіемъ и уже считаютъ ихъ своими. Или разумѣетъ и потомковъ Авраама, что они не получили обѣтованій относительно земли, но издалеча предвидѣли ихъ, за четыре рода ранѣе, именно, что потомки ихъ, выйдя изъ Египта, сдѣлаются наслѣдниками этихъ обѣтованій. Но это толкованіе, какъ относящееся только къ потомкамъ Авраама, не стоитъ въ связи съ словами: сіи вси.

И исповѣдавше, яко странніи и пришельцы суть на земли. Не только на обѣтованной землѣ, но и на всей вселенной. Поэтому и не подобало получить ее. Они были достойны не ея, а неба. Потомки же ихъ получили ее, ибо они были достойными земли. Преселникъ и пришлецъ азъ есмь (Быт. 23, 4), говорилъ Авраамъ Хеттеямъ. Но они и всѣ были таковы, какъ свидѣтельствуетъ Давидъ: преселникъ азъ есмь и пришлецъ, якоже вси отцы мои (Псал. 38, 13).

Ст. 14, 15 и 16. Ибо таковая глаголющіи, являются, яко отечествія взыскуютъ. И аще бы убо оно помнили, изъ негоже изыдоша, имѣли бы время возвратитися: нынѣ же лучшаго желаютъ, сирѣчь небес/с. 161/наго. Называя, говоритъ, самихъ себя странниками, являются, то есть, показываютъ, яко отечествія взыскуютъ. Итакъ, посмотримъ: какого отечествія взыскуютъ: земнаго ли, которое оставили, какъ Авраамъ Месопотамію? Но ему можно было возвратиться въ нее. А такъ какъ онъ не возвратился, то ясно, что онъ не о ней вспоминалъ и не она была для него отечествомъ, но желалъ иного лучшаго отечества, то есть, небеснаго, въ которое еще не имѣлъ времени войти,

Тѣмъ же не стыдится сими Богъ, Богъ нарицатися ихъ. Въ силу такой добродѣтели, говоритъ, они являются настолько великими предъ Богомъ, что Онъ, будучи Богомъ всего міра, невидимаго и видимаго, не стыдится называть Себя особо ихъ Богомъ (Исх. 3, 15), такъ какъ они являются равноцѣнными всей твари, или лучше, Богъ называется Богомъ видимаго міра, какъ Творецъ и Господь; поэтому Онъ — Богъ и языческихъ народовъ; а для нихъ Онъ, какъ другъ, что важнѣе.

Уготова бо имъ градъ. Онъ настолько не стыдится ихъ, что считаетъ ихъ своими, что приготовилъ имъ городъ, котораго они желали, городъ на небесахъ.

17) Вѣрою приведе Авраамъ Исаака, искушаемь (см. Быт. гл. 22). Выше всѣхъ по вѣрѣ Авраамъ. Ибо здѣсь вступила въ борьбу съ божественнымъ повелѣніемъ не только природа, но и слово Божіе. Ибо Кто сказалъ: тебѣ и сѣмени твоему дамъ землю (Быт. 17, 8). — Тотъ же повелѣваетъ: принеси въ жертву сына твоего (Быт. 22, 2). Поэтому, говорится, /с. 162/ что Авраамъ искушаемь, не потому, что Богъ имѣлъ нужду испытать добродѣтель его, но чтобы мы этимъ испытаніемъ и дѣлами научились добродѣтели его. Замѣть же, что искушенія настолько полезны, что Богъ не только другимъ попускаетъ причинять ихъ вѣрующимъ, но и Самъ искушаетъ, чтобы явить ихъ болѣе опытными.

Ст. 17, 18 и 19. И единороднаго приношаше обѣтованія пріемый, къ нему же глаголано бысть: яко о Исаацѣ наречется тебѣ сѣмя: помысливъ, яко и изъ мертвыхъ воскресити силенъ есть Богъ. Достойно удивленія то, что онъ, не имѣя другого сына, на которомъ могъ бы ожидать исполненія обѣтованія, но имѣя только одного, однако принесъ его въ жертву. Почему же? по великой вѣрѣ. Ибо онъ вѣровалъ, что Богъ силенъ и послѣ закланія его, воскресивши его изъ мертвыхъ, исполнить обѣтованіе, и чрезъ него, ожившаго, умножить сѣмя. Въ какомъ же смыслѣ Исаакъ былъ единороднымъ, когда у него былъ еще и Измаилъ? Но что касается обѣтованія, то онъ былъ единороднымъ: ибо онъ и былъ въ собственномъ смыслѣ сѣменемъ: яко о Исаацѣ наречется тебѣ сѣмя (Быт. 21, 12).

Тѣмъ же того и въ притчи пріятъ. Что значитъ: въ притчи? то есть, въ образѣ, въ показаніи тайны, относящейся ко Христу. Ибо какъ тогда Исаакъ былъ оставленъ, овенъ же былъ закланъ, такъ одинъ Христосъ, будучи въ одно и тоже время Богомъ и человѣкомъ, по человѣчеству былъ принесенъ въ жертву /с. 163/ за насъ, божество же осталось непричастнымъ страданію. Вообще же, Авраамъ былъ образомъ Бога и Отца, Исаакъ — Сына Божія: такъ какъ Богъ по Своему великому человѣколюбію рѣшилъ совершить это великое и превосходящее разумъ таинство — отдать Сына Своего за насъ, то и желалъ даровать это, не какъ собственный Свой даръ, но какъ бы отплатить долгъ, говоря при этомъ какъ бы слѣдующее: Я ничего новаго не даю человѣческому естеству, принося за него въ жертву Сына Своего. Ибо Авраамъ вознесъ сына своего, чтобы для Меня заклать его. Почему Я возвращаю долгъ, а не даръ даю. Или въ притчи, то есть, въ овнѣ Авраамъ принесъ Исаака въ жертву, то есть замѣнилъ овномъ, который былъ образомъ Исаака, то есть закланъ былъ изображавшій собою Исаака.

20) Вѣрою о грядущихъ благослови Исаакъ Іакова и Исава. Какъ онъ могъ бы обѣщать сыновьямъ своимъ столько благъ, самъ живя на чужой землѣ, если бы онъ не вѣровалъ, что Богъ даруетъ обѣтованное? Что значитъ: о грядущихъ? Или — о благахъ будущаго вѣка, ибо они знали о воскресеніи и для нихъ понятны были эти благословенія, или — о благахъ на этой землѣ, которыя имѣли получить они сами, или потомки ихъ. Предпочитаетъ же Іакова Исаву, какъ добродѣтельнаго, какъ получившаго права первородства и во всемъ достойнаго предпочтенія.

21) Вѣрою Іаковъ умирая коегождо сына Іосифова благослови (см. Быт. гл. 48): и поклонися на верхъ жезла его. Сы/с. 164/новья Іосифа — Манассія и Ефремъ; и хотя Манассія былъ старшій, Ефремъ же — младшій, однако Іаковъ благословилъ Ефрема болѣе великими благословеніями и крестообразнымъ возложеніемъ рукъ, и такъ сильно вѣрилъ, что сбудутся его благословенія, и колѣно Ефремово будетъ господствовать, что и самымъ дѣломъ показалъ. Ибо поклонился Іосифу въ знаменованіе поклоненія всего народа. Какъ же поклонился? на верхъ жезла его, то есть, опершись на жезлъ по причинѣ старости. Нѣкоторые говорятъ: поклонился на верхъ жезла Іосифа, знаменуя чрезъ жезлъ скипетръ его царствованія, долженствующій быть предметомъ поклоненія.

22) Вѣрою Іосифъ, умирая, о исхожденіи сыновъ израилевыхъ памятствова, и о костехъ своихъ заповѣда. До такой степени, говоритъ, вѣровалъ, что израильтяне будутъ освобождены изъ Египта, что даже заповѣдалъ имъ съ клятвою, чтобы они вынесли съ собою кости его (Быт. 50, 25). А и сдѣлалъ это не потому, что заботился о могилѣ, — онъ какъ весьма мудрый зналъ, что земля Господня (Псал. 23, 1), — но чтобы внушить народу полную увѣренность, что обѣтованіе Божіе во всякомъ случаѣ исполнится и что они выйдутъ (изъ Египта). А чтобы они не оставались въ Египтѣ по причинѣ тамошняго нечестія, — это такъ угодно Богу, что и ему самому не хотѣлось сложить костей своихъ въ Египтѣ.

23) Вѣрою Моисей родився сокровенъ бысть три мѣсяцы, отъ отецъ своихъ, зане видѣши красно отроча: /с. 165/ и не убояшася повелѣнія царева. Перечисливши великихъ мужей, при помощи вѣры совершившихъ свои подвиги, говоритъ и о родителяхъ Моисея, людяхъ неизвѣстныхъ, ободряя тѣхъ малодушныхъ (тѣмъ), что даже второстепенныя дѣла такихъ людей имѣютъ значеніе. Далѣе выставляетъ на видъ даже блудницъ, чтобы еще болѣе пристыдить ихъ. Итакъ говоритъ: ради чего скрыли трехмѣсячнаго ребенка и притомъ вопреки повелѣнію убивать дѣтей мужскаго пола? Какъ неубоялись? Ясно, они вѣровали, что онъ будетъ спасенъ. Почему же они вѣровали, что онъ будетъ спасенъ? потому что видѣша красно отроча, то есть, красиво, привлекательно на видъ, и увѣровали, что Богъ возлюбилъ его прямо съ пеленокъ. Они, какъ говорятъ, и намѣревались бросить его, но, когда дитя мило улыбнулось, оставили его: такъ у него все было божественно.

Ст. 24 и 25. Вѣрою Моисей великъ бывъ, отвержеся нарицатися сынъ дщере фараоновы: паче же изволи страдати съ людьми Божіими, нежели имѣти временную грѣха сладость. Дошелъ до самаго дорогого для нихъ примѣра, — до Моисея, почему и останавливается на немъ пространнѣе. Строй его мыслей таковъ: вѣрою Моисей отвержеся нарицатися сынъ дщере Фараоновы. Когда? Великъ бывъ, то есть, достигши уже мужества. Очевидно потому, что надѣялся взамѣнъ того получить нѣчто большее. Слово же отвержеся показываетъ сильную ненависть и внутреннее отвращеніе къ распоряженіямъ царя. Смотри, какъ онъ называетъ грѣхомъ — «не страдать съ братьями». Это /с. 166/ и чрезъ пророковъ Богъ порицаетъ: и не страждаху ничесоже въ сокрушеніи Іосифовѣ (Амосъ 6, 6); и еще: не исходила оплакивать дому ближняго своего [2]. И на сѣтующихъ у пророка Іезекіиля полагается знаменіе; а тѣхъ, которые не терпѣли ничего подобнаго, ангеламъ дается повелѣніе избивать (Іезекіиль 30, 4-6). Если же тѣ, кои добровольно не страдаютъ съ злостраждущими, погрѣшаютъ, то что должно думать о тѣхъ, кои причиняютъ зло другимъ и вообще совершаютъ зло? Итакъ, участіе въ царской роскоши называетъ «временною сладостію грѣха».

26) Бóльшее богатство вмѣнивъ египетскихъ сокровищъ поношеніе Христово. Не сказалъ: блага, отложенныя на небесахъ, но, показывая добродѣтель его и снова ихъ ободряя, сказалъ: поношеніе Христово. Ибо какъ впослѣдствіи Христа поносили тѣ, кои были Имъ облагодѣтельствованы, и, наконецъ, распяли, — такъ прежде поступили и съ Моисеемъ тѣ, кои пользовались отъ него благодѣяніями. Ибо тотъ самый еврей, который Моисеемъ былъ избавленъ отъ руки египтянина, на другой день сказалъ ему: кто тя постави князя и судію надъ нами; еда убити мя ты хощеши, имже образомъ убилъ еси египтянина (Исход. 2, 14)? Вообще, безъ сомнѣнія, подвергнуться поношеніямъ, или мученіямъ со стороны своихъ ближнихъ и благодѣтельствуемыхъ, — это поношеніе Христово. И всякое поношеніе за добро, направленное противъ дѣлающаго /с. 167/ его, и вообще напрасное нападеніе, — это есть поношеніе Христово. Такъ и Господь подвергался злословію, назывался другомъ мытарей за то, что вкушалъ съ ними ради спасенія ихъ. Посему какъ роскошь грѣховна, такъ поношеніеХристово. Итакъ, не негодуйте, если терпите притѣсненія со стороны соплеменниковъ, взирая на столь славнаго Моисея и, что еще важнѣе, на самого Христа. И ропотъ на Моисея при скалѣ былъ поношеніемъ Христовымъ. Ибо скала — это Христосъ (1 Коринѳ. 10, 4).

Взираше бо на мздовоздаяніе. — Очевидно, очами вѣры.

27) Вѣрою остави Египетъ, не убоявся ярости царевы. Что скажешь? Въ книгѣ Исхода вѣдь написано: убоявся же Моисей, потому что явленъ бысть глаголъ сей (Исход. 2, 14). Но: не убоявся понимай здѣсь въ томъ смыслѣ, что Моисей снова явился въ Египетъ и принялъ на себя начальство надъ евреями. Ибо боящемуся совсѣмъ не слѣдовало возвращаться и приниматься за прежнее. Но такъ какъ онъ снова возвратился, то показалъ, что вѣруетъ въ Бога. Итакъ, почему же не остался въ Египтѣ, но оставилъ его, если, дѣйствительно не боялся? Потому, что подвергать себя явной опасности и говорить: неужели Богъ не спасетъ меня? — это свойственно искушающему Бога и діавольское дѣло, какъ и діаволъ говорилъ Господу: верзися низу (Матѳ. 4, 6). Или: не убоявся ярости царевы понимай такъ, что онъ убѣжалъ увѣровавши, что убѣжитъ и что царь, какъ /с. 168/ разгнѣванный противъ него, не будетъ преслѣдовать его съ своей стороны, а если и будетъ преслѣдовать, то не схватитъ его. Знáкомъ этого служитъ то, что онъ предпочелъ проводить время вдали отъ ближнихъ, и скрылся. Посему это — дѣло вѣры.

Невидимаго бо яко видя, терпяше. Ибо какъ бы видя, что Богъ пребываетъ съ нимъ, такъ все терпѣлъ. Ибо имѣть всегда въ умѣ Бога — дѣло весьма великаго терпѣнія, какъ и Давидъ говоритъ: предзрѣхъ Господа предо мною выну (Псал. 15, 8) и далѣе.

28) Вѣрою сотвори пасху и пролитіе крове, да не погубляяй перворожденная, коснется ихъ. Павелъ всюду попутно вводитъ таинство, какъ и здѣсь въ ряду увѣщанія упоминаетъ о таинствѣ пасхи. Ибо пролитіе крови той, то есть, намазанія косяковъ, обозначало пролитіе крови Господней, помазуясь которой, мы избѣгаемъ въ ночи этой жизни истребителя перворожденныхъ у всѣхъ тѣхъ, кои не помазаны. Посему Моисей, увѣровавши тогда, что помазаніе кровію спасетъ первенцевъ, повелѣлъ народу сдѣлать это. Хотя то была кровь агнца, но однако, поскольку она изображала кровь Христа, она обнаружила такую силу. Вы же, будучи помазаны истинною кровію, ужели не надѣетесь оградиться ею? Конечно, да. И совершилъ пасху, то есть, вкушеніе агнца и опрѣсноковъ, и горькихъ травъ, и увѣровалъ, что народъ, вышедши изъ Египта, будетъ спасенъ. Ибо обрядъ той вечери былъ принаровленъ къ выходу. /с. 169/

29) Вѣрою проидоша Чермное море, аки по сусѣ земли. Чтобы не говорили: къ чему выставляешь неподражаемыхъ мужей? въ примѣръ привелъ и народъ. Подражайте, говоритъ, по крайней мѣрѣ, тѣмъ изъ толпы, кои увѣровали, что вода не потопитъ ихъ, и такъ ободрились, надѣясь на Бога, что они пройдутъ, аки по сусѣ земли (Исход. 14, 21-22); такимъ образомъ, вѣра невозможное дѣлаетъ возможнымъ. Почему же вы не вѣруете?

Еюже искушеніе пріемше Египтяне истопишася. И никто, говоритъ, не можетъ сказать, что то было въ воображеніи, что воды не было. Ибо что было море, — это доказали египтяне, которые, хотя постарались войти въ море, но были потоплены имъ, такъ какъ вода вдругъ устремилась противъ нихъ, при переходѣ же евреевъ она стояла стѣной: такъ и впослѣдствіи пламень, направленный противъ трехъ отроковъ, показалъ, что онъ, дѣйствительно, пламень, когда истребилъ вавилонянъ, равно какъ и львы, приготовленные противъ Даніила, разорвали клеветниковъ его.

30) Вѣрою стѣны Іерихонскія падоша, обхожденіемъ седмихъ дней. Вѣрою: ибо когда Богъ повелѣлъ, то Іисусъ (Навинъ) и народъ не усумнились въ этомъ и не сказали: что такое? Развѣ трубные звуки могутъ разрушить камни и крѣпости? но увѣровали, что это будетъ, и было (Іис. Нав. гл. 6).

31) Вѣрою Раавъ блудница не погибе съ сопротивльшимися, пріимше сходники съ миромъ, (и инымъ пу/с. 170/темъ изведши) [3]. Вотъ, о чемъ Тя и выше сказалъ, выводитъ самую презрѣнную личность, чтобы устыдить ихъ и чрезъ нее, если они, дѣйствительно, окажутся хуже такой женщины, и вмѣстѣ съ тѣмъ показать, что сила вѣры велика, если она производитъ такое дѣйствіе даже и въ презрѣнныхъ (людяхъ). Итакъ, и она показала свою вѣру, скрывши мужей, которыхъ разыскивали, какъ соглядатаевъ. Она не скрыла бы, если бы не увѣровала, что городъ будетъ взятъ. Ибо такъ говорила она: «я знаю, что вы возьмете эту землю; ибо мы слышали о дѣлахъ вашихъ» (Іис. Нав. 2, 9-10). И она повѣрила слышанному; тѣже, кои не повѣрили чудесамъ Божіимъ, погибли.

32) И что еще глаголю? Доведши рѣчь до блудницы и достаточно пристыдивши ихъ качествомъ этого лица, потомъ ради краткости не перечисляетъ всѣхъ по отдѣльности, чтобы не показаться незнающимъ приличія: однакожъ и не умалчиваетъ совсѣмъ, но, повидимому прекращая (рѣчь), не оставляетъ безъ вниманія. И, такимъ образомъ, и не утомляетъ слушателя, и нисколько не хуже поучаетъ тому, чего хочетъ, чрезъ перечисленіе большаго количества лицъ.

Не достанетъ бо ми повѣствующу времени. Какого? Или вообще сказано это, какъ принято у насъ говорить, гиперболически; или: времени, потребнаго для посланія.

/с. 171/ О Гедеонѣ (Суд. 6, 11-26), Варацѣ (Суд. 4, 4-9) же и Сампсонѣ (Суд. гл. 14-16), и Іефѳаіи (Суд. гл. 11-12), о Давидѣ (1 Цар. гл. 16-31; 2 Цар. гл. 1-24 и др.) же и Самуилѣ (1 Цар. гл. 1-10), и о (другихъ) пророцѣхъ. Нѣкоторые спрашиваютъ, по какой причинѣ помѣщаетъ здѣсь Іефѳая и Сампсона, и Варака. Что ты говоришь? Сказавши о блудницѣ, почему ему не сказать о нихъ? Нѣтъ нужды разсказывать мнѣ объ остальной жизни ихъ; но если они просіяли вѣрою, то на это обрати вниманіе. Ибо апостолъ занимается не жизнеописаніемъ, но показаніемъ вѣры.

33) Иже вѣрою побѣдиша царствія (Суд. гл. 7-я). — Воины, бывшіе съ Гедеономъ.

Содѣяша правду. Кто? Они же и Сампсонъ. Они отразили враговъ своихъ сородичей и единоплеменниковъ, явившись, съ одной стороны, человѣколюбивыми по отношенію къ своимъ, съ другой, — возставши на враговъ, обижавшихъ ихъ. Въ этомъ и заключается свойство правды — воздавать каждому по достоинству.

Получиша обѣтованія. Какъ напримѣръ Давидъ. Ибо говоритъ: клятся Господь Давиду: отъ плода чрева твоего посажду на престолѣ твоемъ (Псал. 131, 11). Чувственно это исполнилось на Соломонѣ, духовно же — на Господѣ Іисусѣ, истинномъ Соломонѣ, мирномъ, самомъ Мирѣ. Такъ толкуютъ имя — Соломонъ, то есть мирный.

Заградиша уста львомъ. Даніилъ (Дан. 6 и 14 гл.) и Сампсонъ. /с. 172/

34) Угасиша силу огненную. Три отрока (Дан. 3, 19-22). Не сказалъ: угасиша огонь, но силу огненную, что сильнѣе. Ибо хотя онъ окружалъ ихъ, но не имѣлъ силы жечь ихъ.

Избѣгоша острая меча. Также три отрока, или вѣрнѣе сказать — Илія — меча Іезавели (3 Цар. 2-18 гл.) и самъ Давидъ — меча Саула.

Возмогоша отъ немощи. Возвратившіеся изъ плѣна вавилонскаго: ибо они ничѣмъ не отличались отъ костей мертвецовъ, какъ сказано у Іезекіиля (Іезек. 37, 11-14). Но и немощный Езекія получилъ прибавленіе жизни (4 Цар. 20, 1-11).

Быша крѣпцы во бранехъ, обратиша въ бѣгство полки чуждихъ. Это также относится къ тѣмъ же самымъ, возвратившимся изъ Вавилона. Ибо сосѣдніе народы, всегда завидовавшіе имъ, тогда еще болѣе нападали на нихъ, но они, уповая на силу Божію, вѣрою побѣждали ихъ (1 Мак. 6, 28-42; 2 Мак. 8, 1-6 и друг.). Болѣе же всего подходитъ это къ Сампсону.

35) Пріяша жены отъ воскресенія мертвыхъ своихъ. Сарептская вдова чрезъ Илію (3 Цар. 17, 20-23) и соманитянка чрезъ Елисея (4 Цар. 4, 32-37).

Иніи же избіени быша. То есть, обезглавлены, какъ Іоаннъ (Матѳ. 14, 3-11), какъ Іаковъ, сынъ Зеведеевъ (Дѣян. 12, 2). Нѣкоторые, впрочемъ, избіеніе объясняли въ смыслѣ бичеванія палками.

/с. 173/ Не пріемше избавленія. То есть, они могли бы не обличать тѣхъ, кого они обличали, и такимъ образомъ избавиться отъ наносимаго имъ наказанія, но они не пожелали этого.

Да лучшее воскресеніе улучатъ. — Лучше — не такое, какое — дѣти тѣхъ женъ; или лучшее сравнительно съ прочими людьми. Ибо святые въ блескѣ будутъ подняты на облакахъ въ срѣтеніе Господа, что въ другомъ мѣстѣ (Филип. 3, 11) называетъ возстаніемъ — ἐξανάστασιν. И вообще — въ жизнь вѣчную. Остальные же будутъ пребывать внизу, и воскресеніе (будетъ служить) имъ въ вѣчное наказаніе.

36) Друзіи же руганіемъ. Напримѣръ, Елисей, сдѣлавшійся предметомъ насмѣшки для отроковъ (4 Цар. 2, 23), или Сампсонъ — для иноплеменниковъ, послѣ того какъ ему выкололи глаза (Суд. 16, 25).

И ранами, искушеніе пріяша. Многіе изъ пророковъ, потомъ Петръ и Іоаннъ (Дѣян. 5, 40-41).

Еще же и узами и темницею. Напримѣръ, Іеремія (Іерем. 33, 1) и Михей (3 Цар. 22, 26), и впослѣдствіи апостолы [4].

37) Каменіемъ побіени быша. Напримѣръ Навуѳей (3 Цар. 21, 1-15), а потомъ и Стефанъ (Дѣян. 6, 8-15 и 7, 1-60).

Претрени быша [5]. Напримѣръ Манассіей — Исаія, котораго, говорятъ, перепилили даже деревянной пи/с. 174/лой, чтобы это было для него тягчайшимъ наказаніемъ, хотя онъ (и безъ того) былъ мученъ сверхъ мѣры.

Убійствомъ меча умроша. Напримѣръ Михей и Захарія, Іоаннъ (Креститель) и Іаковъ. Смотри, какъ одни по вѣрѣ избѣгли острея меча, другіе же убійствомъ меча умроша. Таково значеніе вѣры; она совершаетъ великіе (подвиги) и терпитъ великія (мученія), и при этомъ нисколько не думаетъ, что страдаетъ. Итакъ, почему вы, никогда еще не испытавшіе ничего подобнаго, сѣтуете?

Проидоша въ милотехъ, и въ козіяхъ кожахъ. Напримѣръ ученики Иліи, — такъ они были нестяжательны. Такъ какъ они (евреи) еще не имѣли такого понятія объ апостолахъ, то послѣ упоминанія о нихъ переходитъ къ славному пророку, взятому на небо. Выраженіе проидоша обозначаетъ, что они подвергались преслѣдованіямъ, и потому не оставались въ одномъ мѣстѣ. Милоть же — это кожа козы, или овцы.

Лишени. Напримѣръ, тотъ же самый Илія и Елисей. Ибо женщины питали ихъ.

Скорбяще, озлоблени. Не мало скорбей доставляла Иліи Іезавель, преслѣдовавшая его.

38) Ихъ же не бѣ достоинъ (весь) міръ. Не можете, говоритъ, сказать, что они, будучи грѣшниками, претерпѣли это, но такими, кои цѣннѣе и самаго міра. Міромъ Писаніе называетъ и множество (людей) и самое твореніе. Здѣсь можно разумѣть и то и другое. Посему говоритъ, если противопоставить имъ все твореніе вмѣстѣ съ людьми, которые заключаются въ немъ, то не найдешь ничего равнаго имъ по достоин/с. 175/ству. Здѣсь возбуждаетъ сердца ихъ, чтобы они не заботились ни о чемъ мірскомъ, если міръ недостоинъ святыхъ. То позоръ — ὓβρις — для тебя, если ты здѣсь получишь награду. Ибо ты показалъ, что самъ ты ничего не стоишь. Если весь міръ не достоинъ одного святого, то зачѣмъ ты заботишься имѣть въ немъ свою долю?

Въ пустыняхъ скитающеся и въ горахъ, и въ вертепахъ и въ пропастехъ земныхъ. Напримѣръ Илія, а также пророки, которыхъ тайно питалъ Авдій въ пещерѣ (3 Цар. 18, 9). Даже пустыню, говоритъ, не рѣшались населять безбоязненно, но и оттуда были изгоняемы страхомъ, и они переходили изъ одного мѣста въ другое. Но однако они вѣровали, что получатъ отъ Бога вѣчное утѣшеніе, и потому переносили это.

39) И сіи вси, послушествованіи бывше вѣрою, не пріяша обѣтованія. Что, говоритъ, вы малодушествуете отъ того, что, находясь въ подвигѣ, не получили еще наградъ? Всѣ указанные святые, хотя уже и были засвидѣтельствованы, что благоугодили вѣрою, однако еще не получили небесныхъ обѣтованій. Впрочемъ, нѣкоторые удостоились земныхъ обѣтованій, какъ Давидъ. Но не этого они искали. То, что на небѣ, — вотъ дѣйствительныя обѣтованія.

40) Богу лучшее что о насъ предзрѣвшу, да не безъ насъ совершенство пріимутъ. Лучшимъ называетъ то, что относится къ нашей чести. Чтобы не казалось, что они имѣютъ преимущество предъ нами въ томъ, /с. 176/ что увѣнчиваются первыми, Богъ опредѣлилъ для всѣхъ одно время для увѣнчанія. И не сказалъ: да не безъ насъ будутъ увѣнчаны, но: да не безъ насъ совершенство пріимутъ. Посему тогда они и окажутся совершенными. Нынѣ же вообще имѣютъ залогъ къ чести. Иначе откуда у нихъ сила — являться на помощь призывающимъ ихъ? Откуда у нихъ дерзновеніе на ходатайство (предъ Богомъ)? Совершенство они пріимутъ тогда. Итакъ, справедливъ ли Богъ къ нимъ, если они предварили насъ въ подвигахъ, а въ полученіи вѣнковъ ожидаютъ насъ? Напротивъ, это и для нихъ вожделѣнно, именно достигнуть совершенства вмѣстѣ съ братьями. Всѣ мы — едино тѣло; больше удовольствія тѣлу, когда оно увѣнчается всецѣло. Ибо Богъ — чадолюбивый Отецъ, у Котораго много сыновей: одни изъ нихъ, скорѣе окончивши дѣла свои, возвратились съ полей, другіе же еще остаются тамъ, занятые трудами. Тѣмъ, которые потрудились прежде, Онъ даровалъ нѣкоторое предвкушеніе, заповѣдавши имъ дожидаться братьевъ на окончательный пиръ: они же, будучи человѣколюбивы, съ радостію ожидаютъ, чтобы имъ насладиться общимъ торжествомъ.

Примѣчанія:
[1] Слово: Богу у блаж. Ѳеофилакта опущено.
[2] Общая мысль изъ 5 гл. Амоса.
[3] Слова, поставленныя въ скобахъ, у бл. Ѳеофилакта не читаются.
[4] Напримѣръ, Петръ и Іоаннъ (Дѣян. 5, 18 и друг.).
[5] Послѣ претрени быша въ славян. читаемъ: искушени быша, но послѣднія слова у бл. Ѳеофилакта опущены.

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 150-176.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.